Математический уголок в детском саду оформление своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Юнусова Анна Владиславовна

Населенный пункт: Республика Крым, Бахчисарайский р-н, с. Скалистое

Актуальность логико-математических зон в дошкольных учреждениях

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным: желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием; умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально; умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь. Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

Цель создания математического уголка :стимулировать познавательную активность детей и побуждать их к разнообразной деятельности в области овладения математическими представлениями, умениями, навыками согласно возрастным психофизиологическим особенностям.

Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ: безопасность и охрана здоровья детей. Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.

Задачами математического уголка являются:

-целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств в личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

-воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Математический уголок- это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами.

В нашей группе Звездочки расположен уголок в хорошо освещенном месте группы – у окна, рядом с центром экспериментирования и строительно-конструктивных игр.

Дети имеют свободный доступ к материалам и играм, что дает возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно с другими детьми. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с целью, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Современные логико-математические игры очень разнообразны по своему виду и задачам. Это разнообразие делает их наиболее эффективными для формирования у детей количественных, пространственных, временных представлений, представлений и величие, форме, и цвете. Кратко охарактеризуем эти игры.

К конструктивным логико-математическим играм, которые применяются для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников, относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Логико-математические игры с палочками Кюизенера формируют представления о размере, цвете, длине, количестве и счете, о соотношении цифры и числа, ориентировке в пространстве (верх – низ, слева – справа, спереди – сзади и т.д.).

Логико-математические игры на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста по содержанию - это игры на: 1) знание названий частей суток, дней недели, их последовательности, месяцев, времен года, их последовательности и того, какие месяцы составляют то или иное время года; 2) умения определять: какой день был вчера, сегодня, будет завтра; время с использованием календаря и часов; время по цикличности природных явлений и деятельности человека в то или иное время суток или времени года.

Таким образом, логико-математические игры широко и активно применяются в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Они отличаются большим многообразием: наглядно-печатные, словесные, конструкторские (с плоскими и объемными фигурами), подвижные.

1.Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошколь- ников : учеб. пособие / А. В. Белошистая. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 300 с

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Аванесова, В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н. И. Поддьяков, Т. С. Комарова [и др.] ; под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – Москва : Просвещение, 1981.

4.Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / A.M. Леушина. - М.: Просвещение, 2004. - 368с.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.Л. Столяра. - М, Просвещение, 2008. - 236с.

6. Белошистая А.А. Знакомства с геометрическими понятиями / А. А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Книга для воспитателей детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2001.

Раздаточный материал
*плоский – набор цветы, насекомые и т.д.
геометрические фигуры
*объемный – огурцы
помидоры
елочки
грибочки
геометрические фигуры
*счетные палочки
*веры с цифрами до 20

Картотека игр
Информация для родителей

А также предлагаю познакомиться с нашим математическим уголком наглядно






Надеюсь при организации и оформлении математического уголка в вашей группе мой материал станет для Вас полезным!

Цель: создание условий и возможностей для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени, пространстве, ориентировке в пространстве и времени), умений пользоваться схемами, планами, моделями.

Размещение материалов
Центр математики находится в групповом помещении и состоит из нескольких столов, оборудованных секциями для хранения дидактического материала, навесными полками. Имеется фланелеграф из коврового покрытия. Размещенные в центре предметы и математические пособия обеспечивают развитие счетной и вычислительной деятельности и логического мышления. Материалы центра обеспечивают опережающий характер математического образования- ориентированы на детей более старшего возраста. В содержании математического центра заложена возможность формирования активности у детей, имеющих пробелы в знаниях по элементарной математике: около 15 % содержания ориентированны на детей более младшего возраста. Математический центр совмещён с уголком детского экспериментирования и строительно-конструктивным уголком.

Содержание центра математики
Величина
Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов, игрушки разной величины для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объёмные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине. Условные меры длины, объёма сыпучих и жидких веществ. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Геометрические фигуры
Наборы моделей геометрических фигур плоскостные и объёмные.

Ориентировка в пространстве
Наборы картинок для фланелеграфа игрушек, игры, позволяющие овладеть ориентировкой от объектов: впереди, сзади, слева, справа, между, посередине. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.

Познавательная литература
Энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.

Всю работу воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребенку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственного развития, проявление активности.
Привлекает и малоактивных детей, заинтересовывая их игрой и помогая освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство со стороны педагога должно быть направленно на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

•Совместная деятельность педагога и воспитанников: дидактическая игра, рассматривание и обсуждение плакатов, моделей, экспериментирование, постановка и решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, решение задач.
•Обучающая деятельность воспитателя, восприятие информации детьми. Это в основном знакомство с новой игрой, объяснение правил, обучение детей пользованию материалом, пособиями.
•Самостоятельная деятельность дошкольников. Ей отводится больше всего времени, и виды её разнообразны: предметно-практическая, исследовательская, экспериментальная, игровая, художественная, конструирование, моделирование.


В преддверии нового учебного года занялась оформлением математического уголка. В этом году стену подготовительной группы украсит паровозик с вагонами. В каждом вагончике два окошка, в каждом окошке цифры - от 1 до 20.
Делюсь с читателями своего блога картинками для оформления математического уголка. Буду рада, если кому пригодится)))


Важной частью оформления в любой группе в детском саду являются тематические уголки. А для того, чтобы вам было легче создать правильный антураж и задать настрой уголка, мы подобрали для вас картинки для оформления.


Маркеры для уголков.


Шаблон для оформления уголка природы.


Центры в детском саду по фгос.


Названия уголков.


Кухня.


Речевичок.


Детские рисунки уголка конструирования.


Для музыкального уголка.


Театр.


Уголок природы.


Для разных уголков в детском саду.


Картинка для оформления.


Знакомство с родным краем.


Центр музыкально-театрализованной деятельности.


Центр конструирования.


Центр книги.

Читайте также: