Мат бодена как сделать

Обновлено: 08.07.2024

ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика
Е. А. Вагнера Минздрава России
Шахматный клуб ПГМУ
Принципы решения тактических
позиций. Виды мата
Презентация студента 3 курса лечебного
факультета Чудинова Андрея
Константиновича

Раздел №1. Принципы решения тактических позиций
Что такое шахматная задача?
Шахматная задача — это позиция фигур на доске, сопровождаемая
заданием, которое требуется решить. Таким заданием может быть
получение численного перевеса в игре, либо объявление мата
противнику за некоторое количество ходов, например, мат в 1 ход, мат
в два хода и т. д.
Постоянное решение шахматных композиций необходимо для
улучшения уровня своей игры, развития комбинационного зрения для
того, чтобы вы могли быстро оценить позицию и найти пути для атаки
или защиты, поставить мат и выиграть и т. п.

Шахматная тактика
Шахматная тактика — это совокупность приёмов и способов
выполнения отдельных шахматных операций, входящих в
стратегический план и его завершающих.
Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка
или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный
проигрыш партии.
Чем полезны задачи для начинающих?
Регулярные упражнения в решении шахматных задач отлично
развивает интеллект, причем в любом возрасте. Даже простые задачи
с ответами способствуют:
1) Более быстрому поиску верного хода в игре у шахматистов;
2) Развитию логики и мышления, составлению интересных
комбинаций;
3) Способности находить выход даже в сложной позиции;
4) Для детей развивают способности в математике.

Алгоритм решения тактической задачи
Алгоритм решения тактической задачи:
1. Смотрим материальное соотношение на доске.
2. Смотрим угрозы соперника.
3. Ищем тактическую слабость (слабости) соперника и находим ходы
кандидаты для атаки этих слабостей. В случае, если тактическая
слабость не просматривается, смотрим:
• ВСЕ шахи;
• ВСЕ взятия;
• ВСЕ нападения на фигуры соперника или прикрытие короля,
то есть применяем ПЕРВОЕ ТАКТИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО.
Шах — это ситуация в шахматах и их вариантах, когда король
находится под боем.
Взятие в шахматах — это ход фигуры (или пешки) на поле, занятое
фигурой (пешкой) соперника. Взятая фигура снимается с доски.
Нападение в шахматах — это создание угрозы взять неприятельскую
фигуру. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если в
соответствии с правилами первая фигура может взять вторую на том
поле, на котором та находится. Тактический элемент атаки.

Примеры
Пример №1. Ход белых.
Нам дана тактическая
позиция.
Применяем наш алгоритм!
1. Смотрим на
материальное
соотношение:
У белых:
• 6 пешек;
• 1 ферзь;
• 1 ладья.
У чёрных:
• 5 пешек;
• 1 ферзь;
• 1 ладья.
Вывод: у белых
материальный перевес в 1
пешку.

2. Смотрим угрозы соперника.
Допустим сейчас в этой позиции ход чёрных. Какие у них есть ходы?
1) … Фf1+ (с нападением на короля белых);
1) … Лh5 (с угрозой мата на поле h2);
1) … Лe5 (с нападением на белого ферзя e4);
1) … h5 (с нападением на белую ладью g4).
Ходы 1) … Лh5 и 1) … h5 проигрывают
сразу из-за мата в 3 хода. Сможете найти?
Ход 1) … Фf1+ неопасен, так как в этом
случае мы просто закроемся от шаха
ходом 2) Лg1. И у чёрных больше нет
угроз, а их фигуры — ферзь на f1 и ладья
на f5 — находятся под ударами белых
фигур.
Ход 1) … Лe5 неудачен, поскольку после
этого мы играем не 2) Ф:е5? из-за
варианта 2) … Фf1+ 3) Лg1 Ф:f3+ 4) Лg2
Фf1+ с ничьёй, а 2) Ф:f4! с выигрышем
пешки.
Если после ходов 1) … Лe5 2) Ф:f4 чёрные сыграют 2) … Лe1+, то белые
ответят ходом 3) Лg1, и у них всё в порядке.

3. Ищем тактическую слабость (слабости) соперника и находим ходы
кандидаты для атаки этих слабостей.
Возможные шахи
Возможные взятия
Запись ходов
Запись ходов
1) Фe8+
1) Фe4—e8+
1) Ф:f5
1) Ф:f4
1) Л:f4
1) Л:g7
1) Фe4:f5
1) Фe4:f4
1) Лg4:f4
1) Лg4:g7

Возможные нападения на фигуры соперника или прикрытие
короля
Запись ходов
1) Фе2
2) Фe3
3) Фe6
4) Фe7
5) Лg3
6) Лg5
7) Лg6
8) Лh4
1) Фe4—e2
2) Фe4—e3
3) Фe4—e6
4) Фe4—e7
5) Лg4—g3
6) Лg4—g5
7) Лg4—g6
8) Лg4—h4
1. Фe2 — с целью защитить поле f1.
2. Фe3 — с целью напасть на пешку c5.
3. Фe6 — с целью напасть на пешку a6.
4. Фe7 — с целью поставить мат на поле g7.
5. Лg3 — с целью напасть на чёрного ферзя h3.
6. Лg5 — с целью напасть на чёрную ладью f5.
7. Лg6 — с целью напасть на
чёрную пешку a6.
8. Лh4 — с целью напасть на
чёрного ферзя h3.

Сначала разбираем шахи. После хода 1) Фe8+ у короля только один
ход — 1) … Крh7. Что делаем дальше? Дальше снова применяем наше
ПЕРВОЕ ТАКТИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО, то есть снова рассматриваем все
шахи, взятия и нападения.
Также сначала разбираем
шахи. Возможные ходы:
2) Фg8+;
2) Фh8+;
2) Фg6+;
2) Л:g7+.
Шахи ферзём на полях g8 и h8 ни
к чему не приводят, так как
чёрный король просто съест
белого ферзя.
Ход 2) Л:g7+ тоже плох,
поскольку белые теряют
ладью ходом 2) … Кр:g7.
Остаётся ход 2) Фg6+.
Возможные шахи

После хода 2) Фg6+ чёрные
могут отступить королём,
либо сыграв 2) … Крg8, либо
2) … Крh8.
Рассмотрим первый вариант
— 2) … Крg8. После этого
хода мы сразу увидим, что
чёрному королю можно
поставить мат ходом
3) … Ф:g7x. Нашего белого
ферзя после этого хода никто
съесть не сможет. Король не
сможет его взять, поскольку
он защищён белой ладьёй g4.
Таким же образом мы ставим мат, если король чёрных пойдет на поле
h8.
Понимая этот факт, другие варианты рассматривать нецелесообразно.
Поставив мат чёрному королю, белые выигрывают партию.

Рассмотрев шахи, мы поняли,
что ход 1) Фe8+ ведёт к мату.
Соответсвенно рассмотривать
взятия и нападения в начальной
позиции этой тактической
задачи нет смысла.
Решение этой тактической
задачи выглядит следующим
образом:
1) Фe8+ Крh7 2) Фg6+ Крg8
3) Ф:g7x.
Мат чёрному королю
Не всегда в каждой тактической позиции первым ходом является шах.
Иногда для решения задачи и выигрыша партии следует делать ход со
взятием или делать нападающий ход.
Рассмотрим следующую позицию.

Пример №2. Ход чёрных.
Нам дана тактическая позиция.
Применяем наш алгоритм!
1. Смотрим на материальное
соотношение:
У белых:
• 5 пешек;
• 1 ферзь;
• 1 ладья.
У чёрных:
• 4 пешки;
• 1 ферзь;
• 1 ладья.
Вывод: у белых материальный
перевес в 1 пешку.
2. Смотрим угрозы соперника.
Что сейчас белые угрожают сделать? По сути в этой позиции белые
ничем не угрожают чёрным. У них нет прямых угроз.

3. Ищем тактическую слабость (слабости) соперника и находим ходы
кандидаты для атаки этих слабостей.
Возможные шахи
Возможные взятия
Запись ходов
Запись ходов
1) … Фb1+
1) … Лd1+
1) … Фb6—b1+
1) … Лd8—d1+
1) … Ф:e3
1) … Фb6:e3

Возможные нападения на фигуры соперника или прикрытие
короля
Запись ходов
Из этого огромного количества
ходов выигрывает только один!
1) … Фa6
1) … Фa5
1) … Фb5
1) … Фb4
1) … Фb3
1) … Фb2
1) … Фc7
1) … Фс6
1) … Фc5
1) … Фd4
1) … Фf6
1) … Лc8
1) … Лd3
1) … Лd2
1) … Фb6—a6
1) … Фb6—a5
1) … Фb6—b5
1) … Фb6—b4
1) … Фb6—b3
1) … Фb6—b2
1) … Фb6—c7
1) … Фb6—с6
1) … Фb6—c5
1) … Фb6—d4
1) … Фb6—f6
1) … Лd8—c8
1) … Лd8—d3
1) … Лd8—d2

Сначала разбираем шахи. Ход 1) … Лd1+ проигрывает сразу ввиду
взятия 2) Ф:d1, и чёрные остаются без ладьи.
Рассмотрим ход 1) … Фb1+. У белых единственный ход — 2) Фf1,
поскольку ладьёй с c3 они закрывать своего короля не будут ввиду её
потери.
Что чёрным делать дальше?
Чёрный ферзь может съесть
белую пешку на a2, но это будет
лишь отыгрышь материала, и
решающего перевеса не будет.
Ход 2) … Ф:f1+ ничего не
приносит, так как после 3) Кр:f1 у
белых перевес вследствие
наличия лишней пешки.
Грубейшей ошибкой будет ход
2) … Лd1? из-за мата в 2 хода:
3) Лc8+ Лd8 4) Л:d8x (1-0).
Позиция после 1) … Фb1+ 2) Фf1

Каких-либо выигрывающих ходов у чёрных после 1) … Фb1+ 2) Фf1 нет.
Значит ход 1) … Фb1+ нам не подходит. Следовательно, шахи не
приводят нас к выигрышу.
Далее рассматриваем взятия. У нас есть одно взятие — 1) … Ф:e3. Но
после 2) … fe чёрные остаются без ферзя и с проигранной партией.
Позиция после 1) … Ф:e3
Позиция после 1) … Ф:e3 2) fe

Остаётся рассмотреть нападения. Количество нападающих ходов
достаточное количество, но каждый из них стоит рассмотреть.
Рассмотрим сначала ходы чёрной ладьи. Их всего три:
1. Ход 1) … Лc8 с нападением на белую ладью c3 мгновенно проигрывает
ввиду мата: 1) … Лc8 2) Л:c8+ Фd8 3) Л:d8x.
2. Ход 1) … Лd3 с нападением на белую ладью c3 проигрывает ввиду взятия
ходом 2) Л:d3.
3. Ход 1) … Лd2 также проигрывает, поскольку в этом случае чёрную ладью
возьмёт белый ферзь ходом 2) Ф:d2.
После 1) … Лd2 2) Ф:d2 ход 2) … Фb1+
не страшен, так как белые могу закрыть
своего короля ходом 3) Лc1.
Таким образом, полезных нападающих
ходов чёрной ладьи нет. Рассмотрим
нападающие ходы за чёрного ферзя.

Нападающие ходы чёрного ферзя:
1. Ходы 1) … Фa6 и 1) … Фb5 с нападением на белого ферзя e2
проигрывают, поскольку после соответствующих ходов 2) Ф:a6 и 2)
Ф:b5 ход чёрных 2) … Лd1+ не выигрывает ввиду наличия у белых
защитного ресурса 3) Фf1. После разменов у белых остаётся
лишняя ладья и выигранная позиция.
2. Ходы 1) … Фc7, 1) … Фc6 и 1) … Фc5 с нападением на белую ладью
тоже проигрывают, так как белая ладья может в данном случае
просто взять чёрного ферзя, а поле d1, на которое может встать
чёрная ладья, контролируется белым ферзём.
3. Ходы 1) … Фa5, 1) … Фb4 и 1) … Фf6 с нападением на белую ладью
c3 ничего не дают. После естественного хода 2) Лc1 белые уводят
свою ладью из под боя, сохраняя лишнюю пешку.
4. Ходы 1) … Фb3 и 1) … Фd4 с нападением на белую ладью c3
проигрывают, потому что чёрный ферзь становится под бой белых
фигур без какого-либо последующего выигрыша. После 1) … Фb3 2)
ab или 1) … Фd4 2) ed белые побеждают.
5. Остаётся последний ход — 1) … Фb2!

Рассмотрим подробнее ход
1) … Фb2.
Ход 1) … Фb2 нападает сразу на
две фигуры — ладью c1 и ферзя
e2. Но ведь белые могут съесть
чёрного ферзя, сыграв 2) Ф:b2,
и остаться с лишним ферзём.
Да, верно. Но у чёрных в запасе
есть своя ладья на поле d8.
Заметьте, что поле d1 уже не
контролируется белым ферзём.
Чёрные смело ставят мат ходом
2) … Лd1x, выигрывая партию.
Позиция после сильнейшего хода
1) … Фb2!
Но могут ли белые сыграть по
другому, сохранив свой
материал и контролируя поле d1
одновременно?
У белых есть два возможных хода — 2) Лc2 и 2) Фe1.

1. После ходов 1) … Фb2 2) Лc2 чёрные выигрывают простым шахом 2) …
Фb1+. Белым нужно закрывать своего короля от шаха чёрного ферзя.
После 3) Лc1 чёрные играют 3) … Ф:c1+ с выигрышем. А после 3) Фf1 они
играют 3) … Ф:c2, оставаясь с лишней ладьёй. Грубейшей ошибкой будет
ход 3) … Лd1?? ввиду мата чёрному королю: 4) Лc8+ Лd8 5) Л:d8x (1-0).
2. Ход 2) Фe1 также не спасает белых. Чёрные выигрывают жертвой ферзя
2) … Ф:c3!, и после 3) Ф:c3 ставят мат белому королю: 3) … Лd1+ 4) Фе1
Л:e1x (0-1).
Позиция после 1) … Фb2 2) Лc2
Позиция после 1) … Фb2 2) Фe1

Другие ходы за белых после
1) … Фb2 также их не спасают.
Таким образом, ход 1) … Фb2
выигрывает партию.
Решение этой тактической
задачи может выглядеть
следующим образом:
1) … Фb2 2) Ф:b2 Лd1x (0-1).
1) … Фb2 2) Лc2 Фb1+ 3) Фf1
Ф:c2.
1) … Фb2 2) Фe1 Ф:c3 3) Ф:c3
Лd1x (0-1).
Позиция после 1) … Фb2 2) Ф:b2
Лd1x.
Решать подобные позиции доволно
сложно, но данный алгоритм вполне
помогает в решении задач.
Главная проблема, которая может возникнуть при решении
тактических задач, — это расчёт вариантов, которому нужно учиться,
решая шахматные позиции и тренируясь по ним.

Раздел №2. Виды мата
Вспомним! Мат — это ситуация в шахматах и других шахматных
играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни
одного хода, чтобы его избежать.
Разновидности мата, которые Вы
должны знать:
1. Детский мат;
2. Дурацкий мат;
3. Линейный мат;
4. Мат на последней горизонтали;
5. Спёртый мат;
6. Эполетный мат;
7. Мат в опере;
8. Мат Анастасии;
9. Мат Бодена;
10. Мат Легаля.
Также существуют другие виды
мата:
1. Мат ладьёй;
2. Мат ферзём;
3. Мат двумя слонами;
4. Мат слоном и конём;
5. Мат двумя конями;
6. Два коня против пешки.

Детский мат
Детский мат (в шахматах) — это мат, который получается,
например, после ходов белых 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Фигуры
могут двигаться в разной последовательности, но основная идея —
ферзь и слон атакуют поле f7. Классический детский мат ставится
чёрным, но может ставиться и белым на поле f2.
Основная идея, лежащая в основе детского мата — поле f7, будучи
защищённым только чёрным королём, слабое и поэтому является
хорошей целью для атаки, что характеризует множество шахматных
дебютов.
Детский мат довольно часто встречается среди новичков (отсюда и
название). От детского мата легко защититься, получив при этом
преимущество в темпе, атаковав ферзя. По этой причине не
рекомендуется выводить ферзя в начале игры и пытаться поставить
детский мат при игре с опытными игроками.
Детский мат может получится следующим образом:
1) e4 e5 2) Фh5?! Кc6 3) Сс4 Кf6?? 4. Ф:f7×.

Дурацкий мат
Дурацкий мат — это мат, поставленный на втором ходу шахматной
партии (самый быстрый мат в классических шахматах). В более
широком смысле дурацкий мат — мат ферзём или (что реже) слоном
по незащищённой диагонали h4-e1 или h5-e8 в начальной стадии
партии.
1) g4 e5
2) f3?? Фh4x.

Линейный мат
Линейный мат (в шахматах) — это мат тяжёлыми фигурами, обычно
двумя ладьями (реже ладьёй и ферзём, двумя ферзями). Ладьи
располагаются на соседних вертикалях, отсекая короля противника к
краю доски.
1) Лb3 Крa6
2) Лa4x.

При приближении короля противника к ладье — ладьи переходят на
другой край доски и отсечение происходит по той же схеме.
1) Лa7+ Крb8
2) Лg7 Крc8
3) Лh8x.

Спёртый мат
Спёртый мат — это мат конём, когда свои фигуры мешают королю
уйти от угроз противника.
Ход белых. Белые
ставят мат за 5 ходов.

Мат Бодена
Мат Бодена — это мат, поставленный при помощи двух слонов.
Встречается лишь в случае длинной рокировки (у стороны, которой
ставят мат). Назван в честь Сэмюэля Бодена, который первым
поставил такой мат.
Мат в 2 хода
Сэмюэль Боден

Мат Легаля
Мат Легаля — это мат, впервые встретившийся в шахматной партии
Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым
игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи a1.
Финальная позиция партии

Легаль делает нарочито ошибочный ход,
открывая ферзя. Ход 5) К:e5? является
ошибкой не из-за того, что он отдаёт
белого фезря чёрному слону после
5) … С:d1?? (ход 5)… С:d1 является уже
грубейшей ошибкой со стороны чёрных),
а из-за 5) … К:e5!, после чего белые
остались бы без коня.
5) К:e5?
Такая позиция возникла бы
после хода чёрных 5) … K:e5!
Видно, что слон g4 защищён
конём.

Сен-Бри берёт ферзя белых
ходом 5) … С:d1, не заметив
подвоха. Легаль, видимо, хорошо
знал, с кем имеет дело.
5) … Cd1??
Ход 5) К:e5 нужно делать осторожно, поскольку не во всех позициях он
выигрывает. Так если перед ходом 5) К:e5 чёрный конь стоит на поле c6 или на
поле f6, то тактический манёвр не проходит. Если вместо ходов Кc6 или Кf6
чёрные сделали какой-нибудь другой ход, например ход g6, то тактика
проходит. Например: 1) e4 e5 2) Кf3 d6 3) Сc4 Сg4 4) Кc3 g6 5) К:e5! С:d1 6)
С:f7+ Крe7 7) Кd5x. Будьте внимательны!

Дополнение. Обозначение оценки ходов
• ? — ошибка — плохой ход, который не стоило бы играть.
• ?? — грубая ошибка или явный зевок. Например, подставить ферзя под
бой или не увидеть мата со стороны противника.
• ?! — сомнительный ход. Например, жертва, требующая после этого
сложной атаки.
• !? — интересный ход.
• ! — хороший ход.
• !! — отличный ход, демонстрирующий мастерство шахматиста.

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Именные маты

Дурацкий мат

Дурацкий мат получается после ходов: 1.f3 e5 2.g4 Фh5X. Это самый быстрый возможный мат в классических шахматах.

Детский мат

Наверное, мало кто из начинающих шахматистов не получал детский мат. Один из примеров детского мата можно получить после ходов: 1.е4 е5 2.Сс4 Кс6 3.Фh5 Кf6 4.Ф:f7X.

Мат Легаля

Мат Легаля назван по имени Франсуа Антуана де Легаля — учителя Франсуа Филидора. Этот мат он поставил в единственной известной его партии против Сен-Бри в Париже в 1750 году. Легаль в этой партии играл без ладьи а1.


Спертый мат


Впервые механизм комбинации " спёртый мат" был разобран в 1497 году испанцем Луисом Рамиресом Лусеной в "Повторение любви и искусство игры в шахматы".

Мат Анастасии

Мат Анастасии вошел в историю благодаря новелле немецкого писателя Вильгельма Гейнзе "Анастасия и игра в шахматы" (1803 г.)


Попробуйте сами решить эту несложную задачу.

Мат Бодена

Назван в честь Сэмюэля Бодена, который первый поставил такой мат в матче Шульдер — Боден в Лондоне в 1853 году.


Мат Андерсена

Мат Андерсена — шахматная композиция, составленная и опубликованная в 1842 году в сборнике "Задачи для шахматистов" Карлом Эрнстом Адольфом Андерсеном.


Мат Диларам

Похожие статьи

Комментарии

Популярное в блоге за последнюю неделю

О дебютном репертуаре. Как изучать дебют? Итальянская партия. Идеи, планы, варианты

Изображение

О дебютном репертуаре Начинающих шахматистов часто пугает многообразие шахматных дебютов. Десятки названий, сотни вариантов, тысячи продолжений. Как же ориентироваться в этом океане шахматных ходов? Неужели, чтобы правильно играть дебют, надо изучить все существующие книги по шахматным дебютам? Конечно же нет. Еще в конце XIX в. будущий чемпион мира Эмануил Ласкер написал книгу "Здравый смысл в шахматах". О сложнейших вещах Э. Ласкер писал строго и понятно, аргументируя свою точку зрения не столько конкретными вариантами, сколько логическими умозаключениями, основанными на обобщении богатейшего опыта шахматной борьбы. В частности, начинающим шахматистам Ласкер советовал ограничиться несколькими дебютными системами. Сегодняшняя шахматная педагогика придерживается такого же мнения. Новичкам рекомендуется выбрать I—2 дебюта за белых и столько же за черных, изучить их основные идеи и смело применять в практической игре. В дальнейшем дебютный репертуар можно постепенно рас

6-фигурные эндшпильные базы. Таблицы Налимова

Изображение

Ладейные окончания не выигрываются! (З. Тарраш) Установите любую позицию, общее количество фигур которой не превышает шести, и с помощью таблиц Налимова определите все возможные варианты продолжения игры, все возможные результаты и число ходов, через которое при оптимальной игре партия придет к мату слабейшей стороне. Shredder Computer Chess

Пословицы и поговорки на шахматные темы

Народная мудрость проявляется в поговорках и пословицах. Они распространены и среди шахматистов. Вот примеры пословиц и поговорок, перефразированных на шахматные темы. Слона-то я и не приметил. Даровому коню в зубы не смотрят. Один ферзь хорошо, а два лучше. Что можешь сделать в миттельшпиле, не откладывай до эндшпиля. Фланг рубят — пешки летят. Пат костей не ломит. Лиха беда "Английское начало". Смеется тот, кто смеется в эндшпиле. Либо пат, либо пропал. Коня имей, да владеть им умей. Вовремя пешка дороже ферзя. На ферзя надейся, а за пешками присматривай. Не жди пата после мата. Семь раз проверь — один раз возьми. Лишней фигурой партии не испортишь. За двумя конями погонишься — ни одного не поймаешь Много шахов, а мат один. Лишняя пешка — не обуза. Один король на доске — не воин. По дебюту встречают, по эндшпилю провожают. На одном дебюте далеко не уедешь. Пешки счет любят. Дорого очко к последнему туру. Потеряв короля, по пешкам не плачут

Петр I и шахматы

Петр Первый был большим любителем шахмат. Шахматы были обязательным развлечением на знаменитых петровских ассамблеях. Увлекались игрой в шахматы и многие сподвижники царя: Меньшиков А. Д., Апраксин Ф. М. и другие. Адмирал граф Апраксин во время войны со шведами, в начале XVIII века, все свое свободное время проводил за шахматами. Одному из своих постоянных партнеров — Шафирову, азартный Апраксин проиграл даже золотую табакерку — подарок Петра Первого. Узнав об этом, Петр разгневался и прислал своему приближенному берестяную табакерку (или, как тогда называли ее, — тавлинку ) с таким письмом: "Коль не скоро в разуме был ты уберечь мой дар тебе из золота чеканного, то береги оную берестяную тавлинку, из коей табак будет тебе по твоему носу впору" . В Грановитовой палате, в Кремле, сохранились две кожаные шахматные доски, на которых Петр Первый играл в шахматы в свободное время. Вот происхождение этих досок. Один из царедворцев, с которым государь чаще всего

Цитаты, мысли и высказывания о шахматах

Изображение

Я всякий раз поражаюсь неисчерпаемости шахматных проблем и все больше убеждаюсь в непознаваемости шахмат. Г. Каспаров Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы. В. Сухомлинский Шахматная игра — это испытание ума. И. В. Гёте Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии. Т. Петросян По личному опыту мне было знакомо таинственное очарование королевской игры, единственной из игр, изобретенных человеком, которая не зависит от прихоти случая и венчает лаврами только разум или, вернее, особенную форму умственной одаренности. В этой игре сливаются воедино самые противоречивые понятия. Она и древняя, и вечно новая; как будто механическая в своей основе, но приносящая победу только при наличии фантази

  • Мат Бодена — мат, поставленный при помощи двух слонов. Встречается лишь в случае длинной рокировки (у стороны, которой ставят мат).

Назван в честь Сэмюэля Бодена, который первым поставил такой мат в матче Шулдер—Боден в 1853 году в Лондоне.

Связанные понятия

Дура́цкий мат — мат, поставленный на втором ходу шахматной партии (самый быстрый мат в классических шахматах).

Мат двумя конями редко встречается в игровой практике и распространён в шахматной композиции, чаще всего встречается в этюдах и задачах на кооперативный мат.

Де́тский мат (в шахматах) — это мат, который получается, например, после ходов белых 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7. Классический детский мат ставится чёрным, но может ставиться и белым на поле f2.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи a1.

Зада́ча-шу́тка — шахматная задача, в которой юмор является первичным или вторичным элементом. Как правило, в начальной позиции такой задачи или в её решении нарушены шахматные правила.

Обра́тный мат, сáмомат (англ. selfmate, нем. Selbstmatt) — вид неортодоксальной композиции, в котором белые начинают и вынуждают противника поставить мат белому королю в заданное число ходов. Чёрные делают матующий ход по одной из двух причин: либо находятся в цугцванге, либо защищаются от шаха, что делает этот вид композиции весьма трудным для воплощения.

Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате одновременно.

Ду́плекс (англ. duplex), в шахматной композиции — одна из разновидностей близнецов. В одной и той же позиции как белым, так и чёрным необходимо выполнить одинаковое задание. Вызывает повышенные требования к использованию и белых, и чёрных фигур. Наиболее часто встречается в задачах на кооперативный мат.

Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны. Во втором возможен вариант построения слабой стороной неприступной крепости, сводящей партию к ничьей.

Два коня против пешки — одно из сложных окончаний; в теории эндшпиля этот раздел разработан в начале XX века А. Троицким, который установил, что мат 2 конями возможен (в ряде позиций) благодаря наличию у соперника пешки; продвигаясь вперёд, она лишает его возможности добиться пата и позволяет стороне, имеющей коней, построить матовую сеть.

Промежу́точный ход — шахматный ход, непредусмотренный в основной идее форсированного варианта или комбинации. Промежуточный ход соперника может.

Неувядаемая партия (Вечнозелёная партия) — партия в шахматы между Адольфом Андерсеном и его давним соперником Жаном Дюфренем. Эта партия была сыграна в Берлине в 1852 году. Она отличалась блестящим комбинационным стилем и множество раз публиковалась в печати.

Же́ртва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

Рокиро́вка (фр. roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Чи́стый мат (англ. pure mate) — разновидность шахматного мата, при котором все поля вокруг короля либо атакованы противоположной стороной ровно один раз, либо заняты фигурами (или пешками) того же цвета, что и атакованный король. Чистый пат — пат, обладающий теми же свойствами.

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Четверные немецкие шахматы, европейские четверные шахматы или шахматы вчетвером — вариант шахмат, который допускает игру между четырьмя участниками. Игра проводится на особой доске, которая представляет собой классическую шахматную доску с тремя дополнительными рядами по восемь клеток с каждой стороны. Для игры необходимы 4 комплекта разноцветных фигур.

Пра́вильный мат (англ. model mate) в шахматах и шахматной композиции — разновидность мата, который одновременно является чистым и экономичным. Правильный пат — чистый и экономичный пат.

Ортодокса́льная компози́ция (англ. orthodox composition) — область шахматной композиции, которая подчиняется обычным шахматным правилам, где цель (мат, выигрыш или ничья), материал (доска, фигуры) и средства (правила игры) — шахматные. Включает две группы.

Бессмертная партия (нем. Unsterbliche Partie) — шахматная партия, сыгранная 21 июня 1851 года в Лондоне между Адольфом Андерсеном (белые) и Лионелем Кизерицким (чёрные). Примечательна большим количеством серьёзнейших жертв, которые принесли белые для достижения победы. Одна из самых знаменитых партий за всю историю шахмат, была единодушно признана высшим образцом романтических шахмат — течения, господствовавшего в середине XIX века.

Шахматы Алисы — вариант шахмат, изобретенный в 1953 году Партоном, в котором используются две шахматные доски, а не одна (хотя, поскольку правила не позволяют двум фигурам одновременно находиться на одном поле, можно играть в эту игру используя всего одну доску, помещая под фигуры шашку, чтобы обозначить, что она находится на доске B) и небольшое (но существенное) изменение стандартных шахматных правил. Это простое правило переноса часто вызывает дезориентацию и путаницу у новичков, что приводит.

Мат ферзём — достигается при положении одинокого короля на краю доски не позже 10-го хода из любой начальной позиции совместными действиями короля и ферзя.

Ретроградный анализ (ретроанализ, РА) — жанр шахматной композиции, в котором для выполнения задания необходимо определить предысторию заданной позиции. Согласно международному Кодексу, ретроанализ принадлежит к особым видам шахматной композиции. Ретроградный анализ, в свою очередь, подразделяется на ряд ретрожанров — ретрокомпозиции классического стиля, кратчайшие доказательные партии, ретракторы, нелегальные кластеры, задачи на раскраску, задачи без доски или без фигур и другие.

Этюдозадача, Этюдо-задача — шахматная задача, в которой мат в заданное количество ходов является единственным способом выиграть. Выбор жанра, к которой причислить такую композицию — к этюдам или задачам — прерогатива самого автора.

Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.

Мат слоном и конём — достигается не позже 33-го хода из любого начального положения только в углу цвета слона (при наилучшей защите слабейшей стороны) совместными действиями этих фигур и короля. Требует точной игры, так как необходимое для мата число ходов близко к предельно допустимому (см. Правило 50 ходов).

Великие шахматы (Great Chess) — исторический вариант шахмат, на доске 10×10 клеток, с тремя дополнительными фигурами (жираф, визирь, боевая машина).

В эту игру играли в Персии в период правления Тамерлана (1336—1405). Некоторые источники сообщают, что игру изобрел сам Тамерлан, но для признания этого предположения истиной данных недостаточно. Шахматы Тамерлана представляют собой вариант игры шатрандж на большой доске.

Псевдодвухходовка — шахматная задача-блок, в которой при ходе чёрных после каждого их хода следует мат белых. Ввиду отсутствия выжидательного хода задача не решается как двухходовка, и белые либо проводят определённый манёвр, чтобы возвратиться в исходную позицию, передавая очерёдность хода чёрным, либо радикально меняют решение. В любом случае белые объявляют мат в большее, чем два, число ходов.

Математические задачи на шахматной доске. Шахматная доска с расположенными на ней фигурами и ходы фигур послужили удобной моделью, породившей ряд математических задач, в том числе и таких, которыми занимались известные математики. Наиболее популярны 3 следующие задачи, известные ещё в XIX веке.

Король и пешка против короля — одно из важнейших окончаний, по мнению Ласкера — самое важное после основных матов . Другие окончания часто сводятся или могут свестись к этому через размены фигур. По этой причине очень важно уметь быстро определять, может ли сильнейшая сторона победить в таком окончании, и правильно играть за обе стороны.

Бессмертная партия цугцванга — шахматная партия, сыгранная в Копенгагене в марте 1923 года между Фридрихом Земишем (белые) и Ароном Нимцовичем (чёрные). Партия получила такое название, потому что заключительная позиция считается одним из редких примеров цугцванга в середине игры. Нимцович писал в журнале Wiener Schachzeitung в 1925 году, что название появилось в датских шахматных кругах.

Марсельские шахматы — вариант шахмат, в котором каждый игрок передвигает свои фигуры два раза за ход. Правила игры были впервые опубликованы в 1925 году в Марселе в местной газете Le Soleil. Этот вариант шахмат стал очень популярным в конце 1930-х годов. В настоящее время игра имеет ограниченное распространение во Франции, Италии, США, доступна на некоторых шахматных веб-серверах.

Русские четверные шахматы с крепостями — вариант шахмат, имевший популярность в России в XVIII—XIX веках.

Владимир Бесков

Владимир Бесков

Владимир Бесков
запись закреплена

Мат Бодена.
Очень классные партии с этим матом.
Мат Бодена возникает в основном, если ваш противник делает Длинную рокировку.
Как говорит Саша Евдокимов : " Раньше мы называли это" Мат Растяжка" !" Но Боден заслужил, чтобы увековечить своё Имя.
Его Величество : "Тактика".

Шахматы +

В данном примере чёрные ошиблись уже при выходе из дебюта и наткнулись на сокрушительную матовую атаку.

Читайте также: