Маллаах иьит своими руками сахалыы

Обновлено: 05.07.2024

Слайд 1Сахалар туостан оноьуктара Работа студентов 3-го курса нк - 09 Ядреевой Тамары, Слепцовой Январины
Слайд 2Сахалар туостан оноьуктара Улэбит сыала : Сахалар туоьу хаьан?хайдах ? ылалларын уорэтии Туостан оноьуу техниката, ньымата Туос ойуутун – оьуорун коруу, уорэтии Сурун оноьуктара Норуот маастардара

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному селу и родной Республике. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному селу и родной Республике. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог? Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, к родному улусу и родной Республике у него проявляются в чувстве восхищения своим селом, своей Республикой и страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем. Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в таком замечательном месте. Одной из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Цель: Приобщение детей к культуре и традициям своего народа, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания,воспитание любви и патриотизма, через мини-музей.

Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие Задачи:

-Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

-Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад);

-Приобщать детей к истории своего края, формировать чувство уважения к прошлому.

-Воспитание патриотических чувств и гражданственности и развитие желаний больше узнать о своем родной Республике, о стране

-Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям своего народа

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы использовали и используем различные формы и методы работы:

• целевые прогулки и экскурсии по селу;

• наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в селе;

• беседы о родном селе;

• использование фольклора (разучивание песен, стихов о родной Республике, стране, пословиц, поговорок);

• слушание песен о родной Республике,стране;

• привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

• поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;

• воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной Республике, истории своего села, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего к родной Республике нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

• от близкого к отдаленному;

• опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, селу, Республике, стране;

• взаимодействие с семьей;

• передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

Таким образом, мы стараемся уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организуя процесс формирования гражданских и патриотических чувств.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Заложить в наших детях, нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Особое место в своем детском саду мы уделяем предметно – развивающей среде. У нас имеется мини-музей, Центр национальной культуры «Мин олорор телбэм Туора-Кюель”,где представлены вещи, утварь,посуда национального быта

Материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, селу, улусу,республике.

2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду людей.

4. Развитие интереса к национальным традициям, промыслам, обычаям.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.

7. Знакомство детей с символами Республики : гербом, флагом, гимном.

8. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

Наш центр национальной культуры содержит материал по следующим разделам:

• Знания о Республике

• Малая родина: родной улус (наслег, улус, Республика,Россия).

• Народные традиции и культура.

• Семья — самое важное в жизни.

Национальный уголок в дошкольном учреждении настраивает детей на позитивный лад, вызывает у детей положительные чувства, желание узнать о незнакомых им вещах. Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к государственным и народным символам, оберегам, обычаям. Все это позволяет детям глубже изучать историю своего народа. Все имеющиеся вещи и посуда сделаны руками народных мастеров нашего села Туора-Кюель. Это Петрова Мария Власьевна вся посуда из бересты принадлежат ее золотым рукам: туески,ыагаыйа,маллаах иьит. чабычах. тордуйа. Еще хочется отметить про урасу из бересты ей 32 года. Ураса очень бережно хранится у нас в детском саду до сих пор. Это история и реликвия семьи. Игрушки из тальника выполнены руками Алексеева Эрнста Алексадровича, настольные игры хабылык,хаамыска. тыксаан Луковцевым Петром Петровичем, деревянная посуда чорооны, кытыйа Ермолаевым Яковым Прокопьевичем, чаппарах вышит руками Аянитовой Веры Ивановны,дэйбир из конского волоса и олбох,музыкальный шумовой инструмент из рога создан Потаповой Валерией Николаевной.

Все предметы можно разделить на группы:

• бытовая утварь; предметы, посуда, которые отражают хозяйственно- бытовой уклад;

• куклы в национальных костюмах

• макеты снаряжения для охоты и рыбалки,орудия труда для сенокоса.

• Набор настольных якутских игр (хабылык,хаамыска. тыксаан)

• Макеты из туесков с дарами природы ягоды: брусники, голубики,красной смородины,черной смородины, земляники,

• Шкатулка с женскими нагрудными украшениями из бересты и бисера.

• Ураса (вид жилища) из бересты

• Коврик олбох из конского волоса

• Игрушки из тальника

• Игрушка лошадка самодельная

• Музыкальный шумовой инструмент из рога- дьаха

Атмосфера народных традиций и обычаев, способствует воспитанию у детей чувства национального достоинства, вызывает интерес к национальной культуре, прививает детям любовь и уважение к государственным и народным символам, традициям, обычаям.

• Человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения.

• Таким образом, целью национального воспитания на современном этапе является передача детям социального опыта, наследование ими духовных традиций своего народа

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007.

3. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.

4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.

5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Малааһыҥҥа аналлаах алгыс тыла

Бу дьиэ малааһыныгар биир ыҥырыылаах ыалдьыт буолан кэлэн олорон, бука бары дьиэлээхтэри саҥа дьиэҕэ киирбиккитинэн итиитик-истиҥник эҕэрдэлиибит!
Бу саҥа дьиэҕит ыраас, сырдык, сылаас буоллуохтун! Ааҥҥытынан үргүөр үргүйбэтин, үрдүгүтүнэн тымныы аргыарбатан. Дьиэҕит муннуга кырыарбатын. Унаар буруоҕут ыраахха дылы субуруйдун. Саҥа дьиэҕит оҕо саҥатынан дуорайдын, ил-илэ олохсуйдун, татаар тыллаах саҥарбатын, кырыы харахтаах кыһарыйбатын.
Бу дьиэҕитигэр дьол эрэ тосхойдун. Дьиэҕит иһэ баайынан-дуолунан эбиллэн иһиэхтин!
Холумтаҥа хамсаабатын, өһүөтэ үрэллибэтин. Хаар-ардах саппаҕырдыбатын. Ыалдьыт-хоноһо таптаан сырыттын. Минньигэс аскыт сандалыгыт туонатынан үллэ-алла турдун. Билии-үөрэх туругурдун, үлэ-хамнас үрүлүйдүн, санаабыккыт сатаннын, ситиһиигит тосхойдун. Быстыбат быйаҥнаныҥ, уостубат уйгуланыҥ.
Үйэлэр тухары саҥа дьиэҕит барахсан дурда-хахха, күндү уйаҕыт буолан ахтылла, саната туруохтун!
Элбэх оҕолоргут, сиэннэргит, сыдьааннаргыт үөскээн, иитиллэн, улаатан ууһуу тэнийэ турдуннар, киэҥ эйгэни баһылаатыннар. Куруук үөрэ-көтө сырыттыннар, кинини ааттан суоллаан кэлэ турдуннар. Суон өһүөҕут үрдээтин!
Саха сиэринэн алҕаатахпыт буоллун!
Туску! Туску! Туску!
Дом! Дом! Дом!
PS: тускар туһан.


Чороон, кытыйа, ыа5ыйа онтон да араас саха иьитэ бэлэх-туьах, сувенир, ыскаап киэргэлэ, урууга эрэ туттуллар мал-сал буолбакка, хас биирдии ыал аьыыр, туттар тэрилэ буолбута баара суо5а уонча сыл буолла.

“Кэмулуэк” 2005 сыллаахха тэриллиэ5иттэн, кун бугуннээннэ диэри, кэрунньук мал эрэ буолбакка, саха ыала куннээ5и туттар иьитин айан-тутан таьаарыыга улахан бол5омтотун уурар. Ол курдук, бу сыллар тухары киьи аймах аьыыр иьитин сахатытан, норуот тэрут иьитин санардан эрэ буолбакка, кэм ирдэбилин, олох хаамыытын, аныгы киьи куннээ5и аььыр рационун учуоттаан сана саха иьиттэрин онорон таьаарда. “Дьон-сэргэ тута ылынан, алаадьы, суорат иьиттэрин, эт хоторор булуудэни сана иьиттэр курдук санаабат буолта, бука бу биьиги ситиьиибит,” – диэн уэрэ кэпсиир Ольга.

12 сыл саныахха дэбэн эрээри, бу сыллар тухары “Кэмулуэк” биир бэлэм, кэнэ, киэн суолунан айаннаан кэллэ диир сыыьа буолуо. Фарофор иьит кэрэ кэстутуутунэн, кыырпа5а суох ыраас энунэн 16-17 уйэлэртэн дьон-сэргэ эйун санаатын сууйэр. Ол кэмтэн ыла кун бугээннэ диэри свойствота тупсарылла, оноьуллар ньымата ситэриллэ, туттуллар эйгэтэ кэнии турар матырыйаал буолар. “Кэмулуэк” тэлбит суолун тухары Кытай, Россия фарфор онорор араас собуотарын кытта улэлэьэн кэллэ.


Саха норуота тумус туттар дьоно: Борис Федорович Неустроев – Мандар Уус, Михаил Петрович Алексеев – Дапсы, Гаврил Спиридонович Угаров, Иннокентий Иннокентьевич Тарбахов, Августина Николаевна Филиппова эбугэлэртэн кэлбит оьуор-дьар5аа, эй-санаа, итэ5эл, билгэ, бэлиэ, ас-уэл “Кэмулуэк” оноьуктарын нэнуэ ситимнэнэн, сал5анан, о5уруолуу тиьиллэн дьонно-сэргэ5э тиийэллэригэр сункэн оруоллаахтар. Саха танаьа-саба, киэргэлэ, саналыы тыыннанан сайдарыгар сыраларын уурар биьиги кэммит биллэр художниктара, дизайнердара Андрей Зыков, Саргылаана Барахова (Ымыы), Анна Саввина Кэмулуэк эдэр маастардарын, дизайнердарын, худуьунньуктарын кытта улэлэьэллэрэ бу бэйэтэ туспа ситиьии. Саха культуратын аар саарга аатырдыбыт, саха омуга туспа ураты ырыаллаа5ын, музыкалаа5ын, хатыламмат ураты матыыптаа5ын аан дойдуга тар5атааччы, саха ырыата ыллана турарын туьугар улэлии хамныы сылдьар ырыаьыттарбыт Юлиана, Саарын, Байбал Сэмэнэп, Далаана, Лэгэнтэй “Кэмулуэк” утуэ до5отторо, бэринилээх атылаьааччылара буолаллар.


Манна да5атан эттэххэ, “Кэмулуэк” хампаанньа саха биллиилээх эрэ дьонун кытта улэлэьэр буолбатах. “Сана саха иьитин сайыннарар сыаллаах соруктаах буоламмыт улэьиттэрбитигэр ирдэбилбит эмиэ урдук. Биьиги хамаандабыт киьитэ дуоьунаьыттан тутулуга суох сахаллы толкуйдаах, иитиилээх, эйгэлээх, итэ5эллээх, чэл туруктаах, сырдык санаалаах киьи буолуохтаах диэн уларыйбат эйдэбуллээхпин, онон сана улэьит ыларбар хайаан да бэйэм сирэй кэрсэн олорон уу сахалыы сэьэргэьэбин. Ол эрэ кэннэ мин кини дьо5урун, сатабылын, уэрэ5ин, опытын кэрэбун.


Кытай омук барахсан туохтан тугу онорбото5о баарай? Билинни кризис кэмигэр дьон соро5ор сахалыы тыына суох эрээри “сахалыы Кэмулуэк” иьитэ” диэн ааттаах плагиат табаары Кытай ырынагыттан чэпчэки сыана5а ыларын кэрдэхпунэ-иьиттэхпинэ хомойо, сонньуйа саныы сатаан баран, кэнникинэн: “Сахалыы иьиккэ дьонум-сэргэм наадыйар, “Кэмулуэк” улуу омук утуктуор дылы биллэр бренд буолбут эбит”- диэн сэмэйдик испэр уэрэ саныырбын эттэхпинэ ба5ар соьуйуоххут. Маннык тугэннэргэ мин биьиги хампаанньабыт бу агрессиванай конкуренцияттан ча5ыйбакка, толлубакка норуоппут кэскилин туьугар эссэ куускэ улэлиэх тустаа5ын, талбыт суолбутуттан туоруур бырааппыт суо5ун бигэтик эйдуубун.


Ол аата, идэм дьонно туьалаах, ыллыгым аргыстаах, айаным алгыстаах, барар суолум инниклээх.

Онтон, Сэмэн Данилов эппитини:

“Кынаабыкка дылы арыт кыбытан кэрэр кыара5ыс,

Арыт тиэрбэс курдугунан анаарбахтаан аьа5ас,


Атыннартан чынха атын сахам хара хара5а!” -мындырын мин сарбахтаабаппын” – диэн кэпсээнин тумуктуур Ольга.

Читайте также: