Майолика своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Изначально майолика – это любые изделия из обожженной глины, покрытые глазурью и красками. Но чаще всего для оформления зданий внутри и снаружи используется керамическая плитка, изготовленная в технике майолики – с рельефной поверхностью и уникальными цветовыми переходами. Мы собрали самые важные сведения об этом материале. И узнали у дизайнера Инессы Терновой, как украсить интерьер дорогостоящей плиткой – и не разориться.

История майолики

Плитка, изготовленная в технике майолика, появилась несколько тысяч лет назад в Египте, Вавилоне и Ассирии – восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка (Мальорка), откуда и получили свое название. Собственные изразцы появились у европейцев гораздо позже: в конце XVI века в голландском Дельфте стали делать белую плитку с нанесенным вручную синим рисунком – причем изображение было не орнаментальным, а предметным и даже жанровым, с целыми сценами из жизни.

В России изразцы также появились в Средние века, ими отделывали фасады и обкладывали печи. А с XVIII века майолику у нас стали выпускать промышленным способом – на московском заводе Гребенщикова, в мастерских Гжели и Ярославля. Но самым крупным европейским центром производства майолики долгое время оставалась Италия: во Флоренции и Неаполе, Сиене, Урбино и Кальтаджироне в технике майолики делали, кроме изразцов, скульптуры и барельефы. В эпоху Возрождения и с началом Нового времени многие художники использовали майолику для создания в первую очередь скульптурных композиций.

Проффессио­нариум - это площадка, которая предостав­ляет возмож­ность получить Необходи­мые знания, умения и навыки.

Декорирова­ние интерьера своими руками позволит вам наполнить простран­ство вокруг себя авторскими вещами, в создание которых вы вложили своё душевное тепло и творческую энергию. Майолика – это популярная во всем мире техника росписи керамики, при которой рисунок наносится на сырую глазурь. Такой способ нанесения красок дает большую свободу и делает изделия красивыми, яркими и приятными на ощупь. В технике майолики работали многие знаменитые художники в России М.Врубель, А.Головин, В.Васнецов и за рубежом П.Писассо, Ф.Леже. В России также необычной популярно­стью всегда пользова­лась нарядная и запоминаю­щаяся майолика Гжели. В нашем видео курсе профессио­нальный художник-керамист подробно расскажет и покажет пошагово как своими руками за непродолжи­тельное время овладеть техникой майолики и расписать керамиче­ское изделие. Вы узнаете какие инструмен­ты и материалы вам понадобят­ся, как и какими кистями наносить мазки, как корректиро­вать рисунок и как получить готовое изделие.

Ремонт в квартире это дело святое, правда, из-за обилия современных отделочных материалов этот процесс слишком усложняется. Стены своей квартиры я решил отделать только специальной художественной плиткой, но вот какой именно плиткой я долго не мог решить. Вариант отделки мне показал случай, значит, когда я был в командировке в Санкт-Петербурге, случилось мне побывать в одной из местных городских мечетей. Отделка этой мечети внутри меня просто потрясла, это была отделка специальной майоликой, в мечети стены и потолки были отделаны красивейшей плиткой-майоликой из керамики. Когда я увидел впервые отделку керамической майоликой, то я просто был поражен, настолько это было красиво и удивительно стильно, так что дома я решил сделать точно такую же отделку. Сама майолика представляет собой керамический черепок глиняного натурального цвета имеющего кремовые и терракотовые уникальные оттенки. Сегодня под майоликой понимают широкий спектр изделий от изготовления ваз и блюд до различной отделки, общее для такой майолики это изготовление из обожженной специальной глины, которая окрашивается уникальными стойкими красками и затем покрывается художественной глазурью.

Майолика для внутренней отделки

Отделка майоликой

Это покрытие использовалось ранее только для украшения и изготовления посуды, а позже стало применяться и для отделки стен и потолков. Если хотите сделать удивительную и самую необычную отделку дома, то посоветую вам сделать именно майолику. Эта плитка еще называется голландской, так как именно майолика-плитка начала изготовляться там еще в 15-16 веках, кстати, там и сегодня есть известный завод по изготовлению такой замечательной отделки. Существует ряд видов такой майолики, она может быть сделанной по-итальянски, по-русски и по-голландски, обычно такая отделка включает в себя какой-нибудь рисунок, но также можно отделать стены и потолки простой плиткой майолика без рисунка, которая также выглядит очень стильно и интересно. Отделка майоликой может быть частичной или полной, где под частичной подразумевается отделка только части стены майоликой, а остальную часть стены можно даже просто окрасить. Такой майоликой лучше отделывайте только внутренние стены, такая плитка подойдет и для наружной отделки, но рисунок майолики лучше всего виден именно вблизи, то есть при внутренней отделке.

Майолика для внутренней отделки

Как укладывать плитку майолика

Я отделал плиткой майолика часть стен в коридоре и прихожей, а также стены гостиной и камин, укладка такой плитки достаточно простая и быстрая. Сначала подготовьте стены, которые следует выровнять простой штукатуркой, затем плитка майолика подрезается и подгоняется под данную стену, только после такой подгонки можете начинать и саму укладку плитки. Еще хочу посоветовать разметить предварительно поверхность стены под плитку, так укладка будет более легкой и эффективной, а саму укладку начинайте только снизу с целой первой плитки. Используйте лучше для этой укладки специальный клей, с ним укладка будет более эффективной и простой, клей наносите на стену и объем этого клея должен хватать только на укладку двух плиток на стене и не более. Распределите этот клей равномерно зубчатым шпателем, затем прижмите плитку к стене и слега постучите молоточком с резиновой насадкой. Обязательно проверяйте каждую плитку по уровню, между плиткой майолика расстояние должно быть одинаковым и четким, лучше для этого используйте обычные крестики для плитки, которые помогут сделать укладку максимально ровно и четко. Остатки раствора после укладки обязательно сразу же уберите с плитки, так как если это не сделаете сразу, то раствор может навредить глазуровке. Когда плитку уложили, то после застывания клея можете приступать и к фуговке, то есть затирке швов, лучше используйте для затирки раствор на обычном цементе которым заполните швы и потом выровняйте их влажной обычной губкой. Примерно через 20 минут, когда швы уже заполнены, очистите плитку фланелевой тряпкой так чтобы ни раствора, ни грязи на плитке не осталось. Еще швы можете обработать специальным составом отталкивающим грязь, такой раствор стоит недорого но благодаря нему вы эффективно защитите швы и саму майолику от загрязнения и разрушения.

Майолика для внутренней отделки
Майолика для внутренней отделки

Материалы по теме

Когда я был в командировке в Италии, то приходилось мне увидеть там очень интересный вариант отделки полов и стен уникальной.

Надеюсь, данная статья будет полезна для людей, которым уже посчастливилось завести собственный, пусть даже и небольшой, частный домик с.

Ракушечник это очень эффективный и качественный строительный стеновой материал и из него строят не только малоэтажные, но и даже многоэтажные.

Комментарии пользователей:

Керамическая плитка, уложенная на пол, придает помещению аристократичный вид, чего не могу сказать об отделке стен. На мой взгляд, помещение, в котором стены отделаны плиткой напоминает санузел. Керамической плиткой отделывают помещения с практических соображений, для защиты стен от влаги, для удобства поддержания чистоты в помещении. Максимум керамической плиткой можно оформить коридор. Наклеил плитку и забыл – скучновато мне кажется.

То, где отделывать такой плиткой, конечно сам решит. Мне понравилось то, что автор очень чётко описал процесс от начала и до конца. Потому как многие когда берутся за работу не имеют представления с чего начинать.

Внимательно прочитав рекомендации по отделке майоликой, очень загорелась этой идеей, тем более,что есть возможность применить это у себя на кухне. Мне кажется, замечательно будет выглядеть кухня с дизайном по-голландски или по-итальянски. Остаётся один актуальный вопрос: насколько дорогостоящим будет такой проект? Хотя, красота — первоочередной фактор при выборе, ведь на кухне мы проводим много времени.

Внимательно прочитав рекомендации по отделке майоликой, очень загорелась этой идеей, тем более,что есть возможность применить это у себя на кухне. Мне кажется, замечательно будет выглядеть кухня с дизайном по-голландски или по-итальянски. Остаётся один актуальный вопрос: насколько дорогостоящим будет такой проект? Хотя, красота — первоочередной фактор при выборе, ведь на кухне мы проводим много времени.

Шликерное литье

Статьи

В нашем понимании изготовление керамики тесно связано с работой на гончарном круге. Однако это классическое приспособление не всегда применимо, особенно если речь идет о литье тонкостенного фарфора, способного пропускать свет.

Для опытного керамиста шликерное литье является одним из видов искусства.

Но техника работы с жидкой глиной достаточно сложная, а малейшее отступление от технологии приведет к тому, что полученный результат будет сильно отличаться от запланированного.

Перед тем, как вдаваться в детали самого процесса литья, необходимо познакомиться с ключевым понятием, касающимся непосредственно шликера.

Что такое шликер

Шликер представляет собой глинистую массу, по консистенции похожую на жидкую сметану. В его состав входит каолин, полевой шпат и кварц. Из этого материала изготавливают тонкостенный фарфор методом отливки.

Сухой порошок

Сам термин имеет немецкие корни и используется с глубокой древности. Изначально жидкую глину применяли исключительно при росписи керамики.

Сегодня шликер имеет более сложный химический состав, поэтому шликером принято называть вещество на основе глины, которое при помощи воды доведено до состояния суспензии и которое, естественно, используется для изготовления керамических изделий.

При отливке нужно использовать только пористые формы. Оптимальным вариантом является форма из гипса, так как гипс хорошо впитывает влагу. В зависимости от влажности шликера получают разную по физическим свойствам керамику.

К примеру, шликер для фарфора имеет влажность 33%, а для фаянса – 37%.

Как видно из показателей, небольшой разброс значений коренным образом влияет на конечный результат. В целом, керамист пользуется следующей закономерностью: глина с большей влажностью дает при заливке большую усадку.

Шликер может выступать не только в качестве основного материала. Его используют и как клей, если формируется сложное изделие, состоящее из нескольких частей.

Но шликерное литье применяется только в первом случае. Эта технология связана с наполнением специально подготовленных форм шликером и не подразумевает внесения корректив при помощи ручной лепки, а также работ на гончарном круге.

Шликер, как материал востребован в ручной работе и на массовом производстве.

Подготовка шликера – первый этап шликерного литья

Керамика из шликера не является редкостью. В обиходе каждого человека наверняка найдется какое-либо изделие из фарфора или фаянса, отличающееся изящными тонкими стенками, сложными формами, которые невозможно создать на гончарном круге или методом лепки.

Плотность жидкой глины может быть разной, но диапазон значений достаточно узкий. В среднем 1 кубический сантиметр суспензии имеет массу около 1,7 г.

Среди керамистов есть любители работать с натуральным продуктом. Они сначала готовят глину, высушивая ее и перемалывая, затем насыщают дополнительными компонентами и модификаторами (полевой шпат и силикаты являются составными элементами многих сортов глины). Но сегодня созданы все условия, чтобы с наименьшими временными затратами освоить технологию шликерного литья.

Материал продается в виде сухого порошка. В нем содержатся, помимо основных элементов, сода, жидкое стекло и нефелин. При желании можно модифицировать состав, добавив в него измельченное стекло.

Такой порошок хорошо смешивается с пигментом, поэтому керамист получает возможность отливать цветные формы.

Если шликер продается в упаковке, то производитель позаботился о том, чтобы дать покупателю подробную инструкцию по приготовлению суспензии. Но и при отсутствии инструкции процесс приготовления жидкой глины будет не таким уж и сложным.

Большой кусок глины

При приготовлении шликера нужно избегать образования пузырьков воздуха. Они могут стать причиной появления в отливке полостей и трещин. Вода вводится в порошок медленно и аккуратно.

Использование дистиллированной воды исключает необходимость измерения жесткости, что в домашних условиях выполнить практически невозможно. При отсутствии особых указаний от производителя порошок разводится с водой в следующем соотношении: на а 2 кг сухого порошка приходится 1 л воды. Влажность полученной суспензии составит около 33%.

Помните, что добавление жидкого стекла и соды никак не влияет на показатель влажности.

Модификаторы вводятся поэтапно. Сначала добавляется 2/3 части жидкого стекла или соды, а после перемешивания в состав вносится оставшийся модификатор. Замешивать суспензию удобнее всего при помощи специального миксера. Если в арсенале такового нет, то подойдет дрель с соответствующей насадкой.

Жидкий шликер

Длительность перемешивания составляет около 3 минут, за исключением тех случаев, когда шликер полностью готовится вручную. Добиться высокой степени однородности конечного состава можно путем поэтапного введения компонентов.

Например, порошок и вода делятся на три части. После введения каждой части материал тщательно перемешивается.

Состав из порошка и воды отстаивают в течение суток, после чего в суспензию вносится жидкое стекло, которое может служить наполнителем для доведения шликера до нужной консистенции.

Можно проверить текучесть глины простым способом: он должен выливаться тонкой непрерывной струйкой.

Перед заливкой следует еще раз процедить шликер, но теперь нужную текучесть получают добавлением воды. Технику заливки шликера не совсем корректно рассматривать обособленно, так как серия ошибок на разных этапах может привести к возникновению дефектов.

К примеру, пузыри в отливке могут появиться из-за использования жесткой воды, из-за введения воды в порошок под большим напором, а также при чрезмерно быстрой заливке. Таким образом, порча изделия не всегда указывает на низкое качество шликера.

Те, кто делает шликер из натуральной глины, обрекают себя на более трудоемкое занятие.

Сначала глину вымачивают в большой емкости, чтобы ее было удобно периодически перемешивать. В итоге должно получиться своеобразное молочко, жидкое и однородное. Оно должно процеживаться через сито.

При первом процеживании избавляются от разного мусора и частиц, которые не растворились в воде. После этого молочко снова отстаивается, пока вода не станет прозрачной.

Вязкая глина оседает на дно, и задача мастера заключается в том, что эту глину нужно собрать. Воду можно аккуратно слить через край емкости, а глину нужно переложить в другую посуду.

Более густая глина должна отстояться в течение двух суток. Она осядет еще сильнее, остаток воды снова придется слить. Из оставшейся глины можно готовить шликер нужной консистенции.

Увеличить текучесть позволит добавление воды, снизить – добавление жидкого стекла. Приготовление шликера желательно проводить в теплом помещении. По быстроте оседания глины судят о качестве приготовленного раствора.

Если уже через 15 минут появился густой осадок, то это означает, что глина недостаточно жирная. Ее необходимо обогатить жирными сортами, разведенными в воде с добавлением жидкого стекла.

Технология шликерного литья

В основу техники шликерного литья положены два физических явления. Первое заключается в том, что гипсовая форма, независимо от влажности материала, способна в большей или меньшей степени впитывать воду. Второе явление обратно противоположное, то есть, глина отдает влагу, причем по всему своему объему.

Если с поверхности глиняного черепка происходит отбор воды, то влага по капиллярам из толщи пласта поступает к поверхности.

В связи с этим определен наиболее подходящий материал для изготовления форм – гипс.

Способы шликерного литья

Методом шликерного литья можно изготавливать как толстостенные, так и тонкостенные изделия с полостью внутри.

На первый взгляд может показаться, что технология усложнена по сравнению с техникой ручной лепки или работы на гончарном круге. Здесь есть доля истины, так как процесс изготовления керамического изделия многоэтапный, и на каждом этапе необходим определенный навык и опыт.

Даже керамисты со стажем постоянно дорабатывают отливочные формы. Сам процесс занимает достаточно много времени. От подготовительных работ до получения изделия может пройти несколько недель.

Для отливки изделий понадобится форма, которая изготавливается из гипса по предварительно собранной модели. Можно сказать, что модель является точной копией будущего изделия, однако она должна быть несколько большей по габаритным размерам, так как глина в процессе сушки и обжига дает усадку.

Основная сложность заключается в том, чтобы точно определить степень усадки.

Если планируется наладить серийное производство или сделать несколько изделий из одной и той же глины, то усадку определить несложно. Здесь удобно пользоваться двойным кронциркулем с подгибающимися кончиками. Таким образом, если с одной стороны кончики по габаритам готового изделия, то на другой стороне кончики укажут размеры модели.

Если не учитывать этап приготовления шликера, то работы по заливке начинаются с разработки эскиза. С помощью модели будет конструироваться гипсовая оправка, состоящая, как правило, из двух частей.

Необходимо предусмотреть наличие литника, то есть, отверстия, через которое заливается шликер. Литник должен быть выполнен таким образом, чтобы жидкая глина полностью заполнила оправку.

После этого можно приступать к изготовлению модели. Если планируется заливать симметричные формы, то модель вытачивается из дерева на токарном станке. Применяются также такие материалы, как гипс, пластилин, силикон и даже керамика.

Этапы процесса

Имея в наличии готовую модель, несложно сделать разборную форму. Помимо литника на ней должны быть замки, чтобы части надежно удерживали шликер до наступления соответствующего этапа.

Если модель делают из того материала, которому керамист отдаст предпочтение, то саму оправку нужно изготовить строго из гипса, так как он впитает влагу из суспензии.

Забегая вперед, заметим, что замки позволят разобрать форму и извлечь отливку, подготовив оправку к очередному процессу. Только после того, как оправка будет полностью готова, можно приступать к подготовке шликерной массы.

Что же касается самого процесса, то он состоит из последовательных этапов. Шликерное литье бывает двух видов: наливное и сливное. Выбрав наливной способ, можно получить однородные керамические изделия, форма который будет точно такой же, как и форма модели.

Сливной способ применяется для изготовления тонкостенных полых керамических изделий. После того, как шликер отдаст часть влаги гипсу, его остатки сливаются, а на стенках формы образуется черепок из плотной глины.

  • Сначала производится заливка готовой шликерной массы в форму через литник. На данном этапе от керамиста требуется выполнение определенных манипуляций, касающихся правильного формирования глинистой массы. Шликер заливается в хорошо просушенную гипсовую форму. Заметить впитывание влаги можно сразу, так как уровень шликера в форме начнет уменьшаться. Этот процесс керамисты называют насасыванием черепка.
  • Лишнюю массу нужно удалить, пока черепок не затвердел. Для удаления глины используют любые подручные инструменты (нож, мастихин, стеки). Если выбран сливной тип литья, то сливается лишний шликер.
  • Сметанообразная субстанция постепенно уплотняется, глина оседает. В процессе усадки стенки черепка отстают от гипсовой формы. Но даже если этого не произошло, то разобрать форму не составит труда, если она сделана разборной.
  • Сначала снимается одна половинка формы. Отделять гипс от глины следует очень аккуратно, так как черепок обладает пластичностью и может деформироваться. Такую осторожность придется проявлять до тех пор, пока керамика не будет обожжена. Многоразовые формы готовы к следующей заливке, однако их предварительно нужно хорошо просушить.
  • Какова бы ни была по качеству форма, идеального черепка сразу после заливки получить не удастся. На его поверхности останутся швы, вмятины, углубления. Швы срезаются ножом, углубления наполняются жидкой глиной и заглаживаются губкой. Прочие дефекты устраняются при помощи наждачной бумаги. После этого обработанное изделие сушится при комнатной температуре. На сушку может уйти до 6 дней, в зависимости от толщины стенок изделия.
  • На заключительном этапе черепку придается прочность и влагостойкость. Данные свойства глина приобретает после обжига. Обжиг шликерного литья производится в муфельной печи, температура обжига составляет 900 градусов. Просушенный черепок помещают в печь, а затем медленно повышают температуру до максимального значения. В таком режиме керамику выдерживают около 4 часов, после чего печь вместе с содержимым начинает постепенно остывать. В работе с муфельной печью необходимо проявлять осторожность и не превышать положенной скорости роста или падения температуры. В противном случае может произойти разрушение не только черепка, но и самого муфеля.

Какие потребуются материалы?

Основным материалом является шликер. Его консистенция может быть различной, в зависимости от поставленной задачи. Если суспензию потрогать рукой, то она должна казаться маслянистой.

Перемешка шликера

Наполнители и добавки способны менять те или иные свойства шликера, поэтому называются модификаторами.

К ним относятся:

  • Глина другого сорта;
  • Шамот;
  • Песок;
  • Стеклобой;
  • Красители;
  • Электролиты.

Форму для литья можно назвать оборудованием, причем важнейшим. Качество полученной отливки напрямую зависит от продуманности устройства формы, литника, замков, а также от качества изготовления.

Как было уже сказано, применимы только гипсовые формы. Они состоят из двух частей, соединяющихся друг с другом и закрепляющихся при помощи специальных выступов и впадин – замков.

Для художественного литья можно использовать формы разового применения. Их нет смысла усложнять, поэтому керамисты скрепляют половинки обычными резинками. Несмотря на то, что использованную форму можно высушить и применить повторно, она имеет ограниченный ресурс.

Если партия изделий отличается своей многочисленностью, то по модели изготавливают сразу несколько одинаковых форм.

В качестве материала для формы допустимо применять только скульптурный гипс высокого качества. В сухом состоянии он мелкий и легкий, не содержит комков и сторонних примесей. Гипс низкого качества начинает крошиться после нескольких отливок, в то время как качественный материал способен выдержать десятки циклов.

Отслужившие формы не выбрасывают. Их раскалывают на части, измельчают молотком, а затем добавляют в гипс для новых оправок, но не более, чем десятую долю от массы чистого материала.

Как решить возможные проблемы?

При шликерном литье практически на каждом этапе керамиста подстерегают более или менее серьезные проблемы. Их легче предотвратить, нежели решать.

Итоговый результат

Тем не менее, большинство проблем не имеет необратимого характера.

  1. Если мастер ведет литье методом слива, то сливается жидкая фракция. Но со временем глина быстро оседает, поэтому в оставшемся шликере образуется осадок, который не сольется. Это приведет к тому, что стенки сосуда будут утолщены за счет осадка. Когда нужно получить именно тонкостенное изделие важно, чтобы шликер не загустел. Перед сливом его следует перемешать, взбалтывая и потряхивая форму.
  2. При проектировании керамисты часто допускают ошибку, рассчитывая пропускную способность литника. Его нельзя делать чересчур большим, так как будет нанесен ущерб форме заготовки. Но и слишком малый литник может забиться глинистыми массами. В любом случае перед сливом необходимо убедиться в том, что литник свободен. Если в нем присутствует загустевший шликер, то его убирают шпателем или тонкой спицей. Некоторые мастера в отверстие литника вставляют трубочку, чтобы прочищать его, не нанося вред отливке. В таком случае форму следует перевернуть и сильно подуть в трубочку. Форма устанавливается на пластиковую подставку трубочкой вниз. Подобные манипуляции характерны для тел сложной формы.
  3. Если форму не перевернуть после слива, то остатки шликера начнут стекать по стенкам, образуя неравномерные утолщения. Изменение толщины стенок не только портит эстетичный вид изделия. На стенках возникает разное напряжение при обжиге, а это чревато появлением трещин. Таким образом, не полностью слитый шликер способен испортить заготовку.

Применение шликерного литья

Шликерное литье не является редкостью и встречается как в художественных промыслах, так и в промышленности. Если первая область применения нам достаточно знакома, то о второй мы порой просто не задумываемся.

Между тем, санитарная керамика, отделочные плитки, печные изразцы и прочие строительные элементы выполнены по технологии шликерного литья.

В промышленности шликер применяется для изготовления высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы обладают высокими диэлектрическими качествами при своей относительно небольшой стоимости.

К тому же, керамика устойчива к перепаду температур и отличается долговечностью.

Лишь высокая хрупкость не позволила шликерной керамике сохранить лидерство на рынке изоляторов и стала причиной ее вытеснения более практичными современными изделиями из пластика.

Читайте также: