Магнитный щуп для авто своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Несмотря на высокую надежность автоэлектрики современных автомобилей, все равно приходится сталкиваться с ее ремонтом. Чаще всего перестают работать световые приборы, фары, габаритные огни или указатели поворота. Причиной неисправности может быть, как сама лампочка, так и токоподводящие контакты или предохранитель. Возможно возникновение сразу всех трех неисправностей. Из-за плохого контакта в патроне или колодки лампочки она может перегореть. В момент перегорания в самой лампочке возникает дуга, укорачивающая нить накала, что приводит к резкому увеличению в цепи тока. При перегорании лампочки часто перегорает и предохранитель.

Разобраться в причине поломки без приборов не простая задача. Придется подставлять заведомо исправные детали. Неисправность можно определить с помощью стрелочного тестера или мультиметра, но не у каждого есть такой прибор и в автомобиле не очень удобно с ним работать, особенно в плохую погоду. Гораздо удобнее искать неисправность простейшим универсальным автомобильным тестером-пробником, сделанным своими руками.

Автомобильный тестер-пробник

Автомобильный тестер-пробник можно сделать из любой шариковой ручки, удалив из нее пишущий стрежень и разместив в ее корпусе всего один светодиод любого типа и токоограничивающий резистор. Соединяются детали между собой по ниже приведенной электрической принципиальной схеме. Как видите, проще схемы не бывает. Такой пробник может своими руками смастерить любой автолюбитель, не имеющий опыта изготовления электронных устройств.

Электрическая принципиальная схема Автомобильного тестера-пробника.

Для надежного электрического контакта при касании щупом и возможности прокола изоляции проводов при поиске неисправностей, конец щупа выполнен виде стального острия. Чтобы сделать такой конец из пишущего стержня нужно извлечь пишущий узел и со стороны поступления пасты вставить в него тонкую швейную иголку. Иголка выдавит шарик, и острый ее конец выйдет из пишущего узла. Если ее вставить со значительным усилием, то она будет крепко зафиксирована. К самой иголке припаивается проводник, идущий к светодиоду.

Острие щупа Автомобильного тестера-пробника.

Пишущий стержень надо брать с латунным пишущим узлом и большим шариком (ручки с такими стержнями оставляют широкую линию), иначе иголка может не достаточно войти в пишущий узел, и не будет выступать в достаточной мере, на 1,5-2 мм.

Проводник, для подключения автомобильного тестера к минусу аккумулятора или корпусу автомобиля можно припаять непосредственно к выводу резистора R1. Но для возможности смены проводника в случае его обрыва или если потребуется провод большей длины, я сделал присоединение его на резьбе.

Проводник Автомобильного тестера-пробника для подключения к минусу аккумулятора.

Для этого достаточно отрезок трубки с внутренней резьбой вплавить, разогрев паяльником в подготовленное отверстие в корпус авторучки, предварительно припаяв к ней проводник необходимой длины.

Светодиод-индикатор в Автомобильном тестере

Светодиод установлен на боковой стороне корпуса автомобильного тестера, но можно его установить на торце корпуса, а минусовой провод вывести сбоку.

Как пользоваться тестером

Приведу на примерах как можно выполнить проверку тестером исправность аккумулятора, предохранителя, лампочки накаливания и электромагнитного реле.

Как проверить аккумулятор

Для проверки наличия напряжения на выводах аккумулятора, нужно зажимом крокодил подсоединиться к отрицательному выводу аккумулятора, а концом щупа тестера прикоснуться к положительной клемме.

Проверка тестером аккумулятора


Warning: include(ad_blocks.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/clients/ydoma_ftp1/domains/ydoma.info/html/samodelki/samodelki-ehlektronnye/avtomobil-avtomobilnii-tester-probnik.html on line 94

Warning: include(ad_blocks.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/clients/ydoma_ftp1/domains/ydoma.info/html/samodelki/samodelki-ehlektronnye/avtomobil-avtomobilnii-tester-probnik.html on line 94

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'ad_blocks.php' for inclusion (include_path='.:/opt/php/php-5.3.29/share/pear') in /home/clients/ydoma_ftp1/domains/ydoma.info/html/samodelki/samodelki-ehlektronnye/avtomobil-avtomobilnii-tester-probnik.html on line 94

Как проверить предохранитель

Для проверки автомобильного предохранителя, нужно одним концом вывода предохранителя прикоснуться к положительному выводу аккумулятора и концом щупа тестера прикоснуться ко второму его выводу.

Проверка тестером предохранителя

Если светодиод на тестере засветился, значит, предохранитель исправен. В противном случае потребуется его замена или ремонт.

Как проверить лампочку накаливания

Для проверки тестером лампочки накаливания, нужно одним выводом цоколя лампочки прикоснуться к положительному выводу аккумулятора, а ко второму выводу лампочки прикоснуться щупом тестера.

Проверка тестером лампочки накаливания

Если светодиод засветится, то лампочка исправна. Если в лампочке две нити накала, например лампочка для фар автомобиля, то нити накала проверяются по очереди.

Как проверить автомобильное реле

Автомобильное реле кроме обмотки электромагнита имеет еще и контакты, которые со временем выгорают и могут перестать коммутировать электрические цепи. С помощью тестера можно проверить как целостность обмотки, так и исправность контактов.

Проверка тестером автомобильного реле.

Стандартное автомобильное реле имеет ниже приведенную электрическую схему. Выводы 85 и 86 сделаны от обмотки реле. Вывод под номером 30 выполнен от подвижного контакта, 87а от нормально замкнутого контакта с подвижным контактом 30 и 87, это вывод от контакта, с которым соединяется подвижный контакт 30 при подаче на обмотку напряжения питания.

Схема автомобильного реле

Для проверки обмотки реле, нужно одним из его выводов 85 или 86 прикоснуться к плюсовой клемме аккумулятора, а ко второму выводу прикоснуться щупом тестера. Если светодиод засветился, значит, обмотка целая. Исправность контактов проверяется касанием вывода подвижного контакта 30 к клемме аккумулятора, а щупа к выводу 87а. Таким же способом легко проверить любые выключатели и микропереключатели.

Как пользоваться тестером
при ремонте электропроводки автомобиля

На практике при поиске неисправности электрооборудования автомобиля нет необходимости извлекать предохранители и лампочки. Как известно, отрицательный вывод аккумулятора подключен к корпусу автомобиля и все электрооборудование в автомобиле одним выводом тоже подключено к корпусу. Таким образом, удалось в два раза уменьшить количество проводов электропроводки и повысить ее надежность. Исключение составляют только активаторы для замков дверей автомобиля, так как на них нужно подавать напряжение разной полярности в зависимости от необходимости отрыть или закрыть замок двери.

Например, если не светит лампочка одной из фар. Неисправность может быть в одном из элементов подачи напряжения на лампочку – включатель в салоне, реле, предохранитель или неисправность самой лампочки. Вероятнее всего перегорела сама лампочка, с нее и надо начинать проверку.

Для этого нужно зажимом крокодил тестера зацепиться за любую оголенную металлическую деталь кузова автомобиля или отрицательный вывод аккумулятора. Проверить качество контакта, прикоснувшись иглой щупа к плюсу аккумулятора. Светодиод должен светить. Включить неработающую фару и концом щупа по очереди коснуться всех контактов подключения лампочки. Если такой возможности нет, то можно иглой щупа проколоть по очереди каждый провод и если напряжения ни на одном нет (светодиод пробника не засветился) значит, лампочка цела, и нужно проверить предохранитель.

По схеме смотрите, где он установлен и проверяете его, даже не вынимая из колодки. Для этого достаточно коснуться сначала к одному его выводу, а затем к другому. Светодиод тестера должен засветиться каждый раз. Если светит только при прикосновении к одному из выводов, то предохранитель перегорел. Если к выводам предохранителя не подобраться, то нужно его вынуть и проверить, как описано в статье выше.

По такой методике проверяются любые провода электропроводки и контакты в автомобиле.

Сайт автоэлектрика. Практика ремонта, электросхемы и т.д.

автоэлектрик

контролька автоэлектрика на микроеонтроллере, с дисплеем, аккумулятором, зарядкой от усб, осциллографом

У меня есть несколько мультиметров, токовые клещи, осциллограф, сканеры-шманеры всякие и это всё используется каждый день, но контролька очень нужна при проведении первичной диагностики, проверки предохранителей. За более чем десять лет работы автоэлектриком я делал много контролек, это были варианты с резистором, светодиодом и шилом из тяги от китайских замков. Минус такой контрольки в том что невозможно определить какое напряжение мы измеряем, светодиод одинаково весело светится и от 12 вольт, и от 8, из-за этого можно зайти в тупик при поиске неисправности не увидев очевидную просадку напряжения. Я это проходил, как результат, поиск простой неисправности растянулся на несколько часов, после этого светодиодные контрольки ушли из моей работы.

Также были варианты в вилке прикуривателя с батарейкой и двумя светодиодами, показывающие и плюс и минус имеющие теже недостатки.

контролька автоэлектрика своими руками на микроконтроллере, аккумуляторе и дисплее

В итоге получилось вот что

Эту контрольку я использую уже около года, также несколько моих друзей пользуются такими. Получилось на мой взгляд круто. Не сказать что это было просто, но результат стоит того. Далее (по мере свободного времени обновляю статью) я вам расскажу как я делал такую контрольку и научу как сделать такою же. При наличии желания и свободного времени вы сможете собрать точно такую же.

NOTE: проект не коммерческий, поэтому вопросы как и где купить не задавайте.

Вот примеры использования этой крутой контрольки


предохранитель омывателя фар прадо 120


После того как я определился с компонентами для сборки контрольки нужно было всё это скомпоновать для того чтобы определиться с размерами будущей печатной платы и корпуса. Для моделирования использовал Компас 3D версии 16 Home лицензионный. Вот что получилось.

контролька автоэлектрика с oled дисплеем своими руками

Корпус тоже создаём в Компасе.

корпус контрольки автоэлектрика своими руками, 3д печать, компас 3д

корпус для электроники своими руками на 3д принтере

Вот такая сборочка получилась

корпус рэа на 3д принтере, контролька автоэлектрика

корпус рэа своими руками на принтере, контролька автоэлектрика

Далее сохраняем смоделированный корпус в формате STL и открываем в программе CURA.

корпус контрольки своими руками из компаса в gcode

В этой программе настраиваем нужные параметры для печати на 3д принтере, сохраняем файл и запускаем печать.

Вот такой корпус получился

корпус контрольки автоэлектрика своими руками на 3д принтере

Впринципе можно его обработать, покрыть лаком и использовать, но напечатанный на принтере корпус недостаточно прочен, поэтому я изготовил из силикона формы для заливки пластика.

Дальше была разработана в sprint layout плата и изготовлена с помощью лута. К сожалению фотографий той платы не сохранилось. После отладки я заказал платы а промышленом качестве. Сборка контрольки своими руками.

плата для контрольки автоэлектрика

сборка контрольки автоэлектрика печатная плата микроконтроллер

После этого была написана программа для атмеги.

to be continue…

Какой-то ШИМ, уже даже не помню что это и на каком автомобиле)

Проверка мотора дворников на гранте, сигнал концевика редуктора, очень удобно.

Проверка блока управления вентиляторами на Митсубиси, шим сигнал управления.

Проверка кислородного датчика на Митсубиси паджеро

контролька автоэлектрика, пробник автоэлектрика, миниатюрный осциллограф, осциллографический пробник, контролька на микроконтроллере авр, корпус своими руками на 3д принтере, моделирование корпуса электроники в компас 3д

Несложные приспособления своими руками

Спецификация: C 1 - 15 пФ, C 2 ‑ 8 – 30 пФ, C 3 ‑ 0 , 1 мкФ, C 4 ‑ 0 , 047 мкФ, C 5 - 470 ґ 25 В, C 6 ‑ 0 , 1 мкФ, C 7 - 2200 x 25 В, R 1 ‑ 4 , 7 – 6 , 8 МОм, R 2 - 130 кОм, R 3 - 100 кОм, R 4 - 10 кОм, R 5 - 10 кОм, R 6 - 1 МОм, R 7 ‑ 1 , 2 кОм, R 8 - 130 Ом, R 9 - 220 Ом, R 10 ‑ 0 , 2 – 0 , 25 Ом, R 11 - 470 Омб L 1 - 200 мкГн, Z 1 - 400 кГц ( 50 – 800 кГц)

DD 1 ,DD 2 -К 561 ИЕ 16 , DD 3 -К 561 ТМ 2 , DD 4 -К 561 ЛЕ 5 , VD 2 -КД 212 , VD 1 -КД 521 , VD 3 -КД 213 , VT 1 -КТ 3117 , VT 2 -КТ 817 , VT 3 -КТ 3102

ТЕСТЕР ФОРСУНОК НА КР 1006 ВИ 1
© UKR-VLAD

Несложные приспособления своими руками

Еще один вариант, присланный Владимиром, aka UKR-VLAD, из-за рубежа, с Украины.
D 1 ,D 2 -КР 1006 ВИ 1 . D 1 -ФОРМИРОВАТЕЛЬ длительности пачки (регулируется R 1 ) D 2 -длительность импульса на форсунке (примерно 5 ms. регулируется R 2 ). П 1 ‑я сделал из 4 ‑х мп (удобно – можно задать любую комбинацию)

Для запуска необходимо:
1 .Соединить разъем форсунок с тестером
2 .Подать питание на тестер
3 .Выбрать номер форсунки или несколько
4 .Нажать и отпустить кнопку (не более 1 сек.)

Тестер выполнен по минимуму. но все необходимое выполняет и достаточно стабилен.

Прибор для имитации сигналов ДПКВ
© Михаил Уханов. Ростов

Несложные приспособления своими руками

Краткое описание схемы: На элементах D 1 . 1 ‚D 1 . 2 собран генератор с изменяемой частотой, так как выход с генератора имеет несимметричный меандр, далее стоит элемент D 2 . 1 который делит частоту на 2 и формирует правильный сигнал. Сигнал поступает на счётчик D 3 , счётчик имеет набранный коэффициент деления 60 , выходной импульс со счётчика поступает на триггер защёлку D 2 . 2 и сбрасывает его выход, чем запрещает счёт на элементе D 1 . 3 . Так как длительность импульса на выходе счётчика равна одному такту, мы имеем сброшенный выход триггера на два такта. И при следующем положительном фронте устанавливаем выход триггера в единицу, тем самым разрешаем счёт на выходе D 1 . 3 . Далее сигнал поступает на транзистор, и формируется неполярный сигнал со счётом 58 импульсов 2 пропуска.

Схема проверена на ЯНВАРЕ 5 . 1 . 1 . Количество оборотов имитированных схемой от 240 до 10200 об/мин. При этом без ошибок по датчику коленчатого вала.
Рекомендации: резистор регулировки частоты желательно ставить логарифмический, счётчик К 564 ИЕ 15 можно заменить на два счётчика К 561 ИЕ 8 немного подправив схему.

Программа тестер МЗ для систем Bosch M 1 . 5 . 4
© Mobil (Юрий)

Программа предназначена для тестирования модулей зажигания. Программа зашивается в ПЗУ, ПЗУ устанавливается на время тестирования в ЭБУ на место штатной. На высоковольтные провода устанавливаются заземленные разрядники. Не забывайте соблюдать осторожность при работе с высоким напряжением! После включения зажигания лампочка СЕ начинает мигать, при нажатии на педаль газа, ЭБУ начинает формировать управляющие сигналы на модуль зажигания длительностью 2 . 8 мС, на разрядниках должна появится искра. Частота искрообразования зависит от степени нажатия педали газа, чем сильнее нажата педаль тем выше частота. Во время искрообразования лампочка СЕ горит постоянно.

Частоту искрообразования переведенную в обороты двигателя ориентировочно можно оценить по тахометру. Если отпустить педаль газа, то формирование управляющих сигналов на МЗ прекратится, а лампочка СЕ начнет мигать. Данная программа позволяет оценить работоспособность модуля зажигания не снимая его с автомобиля, так же тестирование
прямо на автомобиле позволяет проверить высоковольтные провода, проводку до МЗ и выходы ЭБУ формирующие управляющие сигналы.

Программу можно зашить не только в 27 С 512 , но и в 27 С 64 , 27 С 128 и 27 С 256 , после програмирования необходимо отогнуть 1 и 27 ножки (чтоб они не вставлялись в панель) и соединить их с 28 ножкой для 27 С 64 , 27 С 128 , для 27 С 256 необходимо отогнуть 1 ногу и
соединить её с 28 .

Тестер для проверки цепи датчика скорости (ДС)
© Олег Братков

Несложные приспособления своими руками

Один из способов проверить исправность датчика скорости и его электрических цепей – использовать эмулятор датчика скорости. Можно конечно подключить другой, контрольный ДС, и крутя его вал, попросить помощника или водителя последить за стрелкой на панели приборов – дёргается ли? Ну ещё есть варианты…

Проверка РХХ

Несложные приспособления своими руками

У РХХ две электромагнитные обмотки, которые не связаны между собой. Одна обмотка – движение иглы вперёд, другая – соответственно назад. Перемещение иглы на один шаг происходит в момент подачи на обмотку питания, следующий шаг перемещения – подача питания в обратной полярности на ту же обмотку.

Нажатие и отпускание кнопки S 2 приводит к перемещению иглы, положение переключателя S 1 задает направление перемещения. Подозреваю, что в механизме РХХ использован анкерный принцип. © Олег Кравчук aka Ol- 102 iL

И, наконец, тестер РХХ от ALMI

Тестер предназначен для проверки исправности регулятора холостого хода с шаговым двигателем (далее – РХХ), устанавливаемого на автомобилях ВАЗ.

1 . При включении питания происходит инициализация РХХ, для этого выполняется 255 шагов в сторону задвигания штока, затем 70 шагов в сторону выдвигания. Эта логика является обратной к нормальной работе РХХ в составе дроссельного патрубка, так как выдвижение штока на 255 шагов недопустимо в том случае, если РХХ снят с ДП (шток может выйти из зацепления и выскочить вместе с пружиной).
2 . После инициализации прибор готов к работе. Нажатие кнопок “выдвинуть шток” и “задвинуть шток” приводит к соответствующим действиям. При выдвижении штока будьте внимательны, он может выйти из зацепления и выскочить вместе с пружиной!
3 . Непрерывный тест. Если нажать обе кнопки одновременно и ужерживать их более 3 сек., то прибор начнет периодическое задвигание и выдвигание штока на 255 шагов. Для прекращения теста нажмите любую кнопку.
4 . С помощью потенциометра возможна регулировка скорости перемещения штока РХХ.

Несложные приспособления своими руками

Пояснения к схеме:

1 . Стабилизатор на 5 вольт LM 7805 можно заменить на любой другой, в том числе, в корпусе TO- 92 ( 78 L 05 ), так как потребляемый микроконтроллером ток очень небольшой.
2 . Конденсатор в цепи 1 ‑й ноги ATTINY 12 лучше использовать пленочного типа, так как керамические конденсаторы такой емкости обладают значительным ТКЕ (емкость сильно зависит от температуры).
3 . Драйвер РХХ можно использовать TLE 4728 G или TLE 4729 G. В зависимости от типа драйвера используйте соответствующий тип управляющей программы! Драйвер TLE 4728 G можно взять из неисправного ЭБУ Bosch MP 7 . 0 , драйвер TLE 4729 G – из ЭБУ Январь‑ 5 .
4 . Микроконтроллер ATTINY 12 L необходимо запрограммировать (прошить) перед установкой в схему.

Прошивка и описание внутри архива. СКАЧАТЬ

Акустический тестер ДПДЗ
ШТУЦЕР для манометра, для проверки давления топлива в рампе.

По многочисленным просьбам помещаем чертеж штуцера для подключения манометра к рампе. Чертеж выполнен и любезно предоставлен Hass & Dodgev. Для уплотнения используется любая подходящая резиновая трубка наружным диаметром 8 и длиной 6 мм. Чертеж, который Вам необходимо распечатать и отнести токарю, находится здесь. Если токарь начнет вдруг Вам втирать, что такой резьбы не бывает, смело разворачивайтесь и идите к другому токарю. В конце – концов найдется спец, который сделает Вам штуцер.

Разъем для подключения диагностического оборудования к автомобилям ВАЗ.
Для подключения диагностического оборудования к колодке можно воспользоваться штыревым контактом соответствующего диаметра, но гораздо удобнее изготовить специализированный разъем. Данная конструкция была разработана НПП НТС для подключения своего диагностического оборудования. В несколько измененном виде данные разъемы можно встретить на авторынках Тольятти.
Разборка 55 -контактного разъема ЭБУ.

Сначала надо рассмотреть на фото слева – конструкцию клеммы, а она замысловатая, усилена с двух сторон достаточно упругими плоскими пружинами, так что просто выдернуть провод или подковырнуть одну из пружин бесполезно, всякая попытка сжать одну из них (например, шилом), приводит к тому, что другая пружина еще сильнее закрепляется в посадочном гнезде.

Чтобы облегчить разборку и добычу клемм с проводами разъем надо разобрать, т.е. не только снять защитный кожух, но и отделить верхнюю половины от нижней. При этом могут отломиться боковые держатели, на которых написаны номера клемм. Ничего страшного в этом нет. По окончании процедуры обе половинки разъема и боковые держатели прочно склеиваются обыкновенным японско-китайским супер-клеем (за 2 – 3 руб.). Затем рассмотрите фото готовых щипцов, видно, что конструкция их примитивная. Задача этих щипцов сжать в гнезде обе пружины вместе. Поэтому размеры их подгоняются под посадочное гнездо разъема.

Как часто выкручивая винт или гайку, Вы обливаясь потом в позе ЗЮ думали лишь об одном: "лишь бы не уронить, лишь бы не уронить в ту бездну из которой не возвращаются, мелкую деталь"? Сколько раз приходилось вам лезть в самый дальний и грязный уголок под диваном или холодильником, чтобы достать, закатившийся так не кстати, последний винтик любимых наручных часов?


Выход есть!
И он называется - телескопический магнитный щуп (иногда еще его называют магнитный захват).

захват в упаковке


Размером с шариковую ручку, и оснащенный сильным магнитом, он навсегда займет свое место среди ваших инструментов!
Основное назначение телескопического магнитного захвата - это доставание из труднодоступных и узких мест упавшего инструмента, крепежа, и прочей мелочи обладающей ферромагнитными свойствами (притягиваются магнитом).

Сложенный щуп

В сложенном состоянии размер щупа составляет 13 см.
В развернутом состоянии размер щупа составляет 55 см.
Вес - 40гр.
Максимальный вес поднимаемой детали 1.5 кг.

Материал корпуса очень приятный на ощупь и выглядит качественно.
Телескопическая часть пружины достаточно гибкая и хорошо противостоит изгибанию.

Надёжно схватывает и удерживает гаечные ключи, отвёртки, и даже молоток 800гр!
Выдвижная часть не примагничивается к металлическим поверхностям, и не мешает доставать предметы из недр автомобиля или других узких мест.

Использование магнитного щупа

Лично меня этот девайс реально выручил, года я упустил ключи за решетку канализации. Благо в тот момент магнитный захват был в сумке, после того случая, он от туда и не выкладывается =).
Учитывая полезность, оригинальность и универсальность этого инструмента - он может стать не плохим подарком автомобилисту, технарю, домашнему мастеру или просто растяпе такому как я!

Масляный щуп мы найдем под капотом своей машины, но не только для масла существует инструмент с одноименным названием. Разновидности щупов для производства, ремонта и электроники мы рассмотрим в этой статье.

Щуп масляный – проще некуда!

Оказывается, щупов существует уйма, в каждой сфере они выполняют совсем разные задачи, это мы сейчас и увидим. Начнем, конечно же, с уже упомянутого нами масляного варианта, потому что, чем бы мы ни занимались, автомобиль есть почти у каждого. Да и такой конструкцией можно измерять уровень любой жидкости в различных агрегатах, отличных от картера двигателя. Главное, чтобы обследуемая жидкость была хоть немного вязкой, чтобы могла оставить и сохранить отметку на щупе, пока он достается из емкости.

Фото щупов масляных для автомобиля, 123b.ru

В самом простом представлении такой инструмент представляет собой всего лишь металлическую пластинку или прут с головкой соответствующей длины. В зависимости от глубины емкости, в которой нам предстоит измерять жидкость, подбирается и длина щупа. На его конце имеются насечки, вырубленные прямо на пластинке, демонстрирующие максимальный и минимальный уровень, который должен иметь состав внутри сосуда. Такие же насечки имеет и головка масляного щупа, вернее, там они могут иметь несколько иной вид, но значение имеют то же.

На фото - масляный щуп, wiki.blamper.ru

Материал подобран для каждого случая свой, основываясь на устойчивости сплава к среде, в которой он будет находиться. В автомобиле нам достаточно достать щуп, протереть, опустить обратно и достать еще раз, чтобы узнать уровень масла в картере. В остальных устройствах принцип измерения будет такой же. Правда, если измеряемая среда более токсична или агрессивна, протирать щуп простой ветошью будет обидной ошибкой. В остальном, масляным щупом пользоваться просто, а его показания понятны на интуитивном уровне.

Круглый и конический щуп – какое значение имеет форма?

Кроме масляного, для автомобиля может применяться и другой тип, который сродни инструменту толщиномеру, то есть он может померить толщину или расстояние между двумя точками, только выглядит он, как пластинка либо набор пластинок различной толщины, которые и помещаются в зазор. Если пластинка вошла в него, значит, толщина зазора равна толщине пластинки. Они, в свою очередь, откалиброваны и проверены, остается только перебором найти нужную толщину. Называют их также измерительными щупами, используют при регулировке клапанов в автомобиле, при настройке фрезеровочных станков на производстве и т.д.

Фото измерительных щупов, sevastopol.all.biz

Для замера зазоров используют также круглый щуп, только теперь объектом исследования становятся криволинейные поверхности, к которым приложить плоскую пластинку невозможно, вернее, это не имеет смысла. Выглядит он, как проволока, выпускают их различного диаметра и в нескольких вариантах длины. Автомобилистам он может быть знаком при работе со свечами зажигания, также его часто применяют в вагоностроении. Если обратиться к форме таких приспособлений, то нельзя обойти вниманием конический щуп. Правда, под таким названием существует много инструментов, и в каждой области их функции не очень похожи.

На фото - круглый щуп, drive2.ru

Щуп конической формы может встретиться также для исследования зазоров, иногда они являются составной частью сложных регулировочных машин. Такое название встречается даже у экологов, в их деятельности это специальная головка для захвата семян при пробоотборе. Коническую форму может иметь и щуп электрический, там функция его будет заключаться в передаче сигнала от поверхности, к которой его прислоняют для измерения электрических показателей, на считывающее и анализирующее устройство, например, мультиметр. Коническими можно назвать и простые измерительные пластинки, речь о которых уже шла выше, если они имеют вид плоского конуса, его сечения.

Универсальный щуп – кто использует такое устройство?

Чаще всего, мы имеем дело со специализированным щупом, размер, длина, форма или наконечник у которого уже определены, и поменять их невозможно. Но есть щуп универсальный, в котором эти параметры частично изменить можно. Они, как правило, разборные, а в наборе идут с комплектом сменных деталей, которые как раз мы и меняем, когда нам это нужно. Опять же, встретить такие удобные наборы можно во всех уже обсужденных нами областях. Конечно, универсальность не подразумевает, что один и тот же щуп мы сможем применить для замера уровня масла и зазора между деталями.

Фото универсального диагностического щупа, shopchinese.ru

Универсальность таких приспособлений в том, что, например, в электронике такое приспособление будет иметь множество насадок с одной стороны, которой мы “трогаем” объект для измерения, или несколько вариантов крепления со стороны подключения к измерительному прибору. Часто любители радиотехники создают самодельный щуп, как раз максимально приближенный к универсальному, ведь они сами в этом заинтересованы. В области обследования зазоров будет универсальным большой набор пластинок различной толщины с малым шагом изменения этого параметра. Если это прибор более сложный, то для него будет несколько типов насадок, например, с различной полнотой шарика-наконечника щупа.

На фото - насадки для щупа универсального диагностического, shopchinese.ru

Универсальность щупа очень удобна тем, кто имеет широкий профиль работ, поэтому высокая цена таких наборов быстро окупается комфортом работы и оперативностью замены тех или иных параметров инструмента.

Контактные щупы – особенности измерений

Большую группу щупов занимают контактные варианты, потому что сегодня все предприятия меняют человеческий ресурс на автоматы, в том числе и станки, настройка которых уже тяжело дается человеческому глазу, а со щупом регулировка станков проводится тщательней и в разы быстрее. Самым примитивным представителем является простой щуп. Несмотря на незамысловатое название, его конструкция не так проста, но все же доступнее для понимания, чем у остальных. Внешне он похож на стержень с капелькой на конце.

Фото щупа контактного, ndt-td.ru

Именно шарик (наконечник) и является чувствительным элементом. Звездообразные щупы устроены сложнее, несколько таких наконечников расходятся в разные стороны, что дает возможность проводить объемные исследования поверхностей. Автоматические щупы могут быть игольчатыми или стрелочными, название уже говорит нам, что на конце у них не шарик, а игла. Иглой водить по поверхности почти не имеет смысла, поэтому традиционные контактные замеры ей не делаются, применим такой щуп в тех местах, где имеются узкие линии, резьба, например, желобки или вовсе точки. Можно применять для критически малых отверстий.

Керамические щупы с наконечником в виде большой полусферы выполняют трехмерные контактные измерения, правда, размер не позволяет различить мелкие углубления в поверхности, но это даже хорошо, когда нужно как бы нивелировать влияние шероховатости поверхности на результат. Когда наконечник измерительного приспособления снабжен дисковым щупом, то мы имеем возможность проверить поверхность внутри чего-нибудь, например, трубы. Конечно, для этого можно использовать звездообразный наконечник, но не во все точки он достает, а диск, насаженный на стержень, может залезть в более узкие или удаленные места.

Прокатыванием диска по выточке или канавке и проводится измерение. Цилиндрический щуп похож на простой, только на конце красуется не шарик, а маленький цилиндр. Применять его удобно при проверке качества отверстий в тонких заготовках, например, листовом металле. Шарик в таких условиях нацелить на тонкий срез тяжело, а вот вставить в отверстие цилиндр, чтобы он захватил весь срез в область анализа, вполне возможно.

Читайте также: