Лютня своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Где купить/заказать лютню? и другие старинные инструменты

Раз уж появился отдельный раздел про инструменты, то, думаю, имеет смысл собрать здесь информацию для тех, кто решил приобрести лютню или еще какой старинный инструмент.
Итак, известные мне варианты:

1. Заказать у мастера


2. Купить "дешевую" фабричку за границей


3. Купить подержанный мастеровой инструмент

Ну и Ebay тоже никто не отменял.

Можно и российские объявления смотреть, но это должно очень сильно повезти.

Музыкальный инструмент: Лютня

Лютня

В век сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий иногда очень хочется расслабиться, отрешится от всей мирской суеты и оказаться в каком-нибудь другом мире, где нет современной суматохи, например, в романтичной эпохе Ренессанса. В нынешнее время для этого не надо изобретать машину времени, а достаточно просто посетить концерт аутентичной музыки где-нибудь в Измайловском кремле или Шереметьевском дворце. Там вы не только услышите прекрасные мелодии, мысленно переносящие в прошлые времена, но и познакомитесь с интересными музыкальными инструментами, на которых несколько столетий назад музицировали наши далекие предки. Интерес к старинной музыке сегодня все больше возрастает, современные исполнители с увлечением осваивают инструменты прошедших эпох, к которым относятся траверс-флейта, виола да гамба , требл виола, барочный контрабас-виолон, клавесин и, несомненно, лютня - инструмент привилегированных сословий и заслуживающий особого внимания. Её арабы в средние века по праву называли королевой музыкальных инструментов.

Звук

Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр - бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами. Источник звука на лютне – парные и одинарные струны, которые исполнитель правой рукой защипывает, а левой прижимает к ладам, изменяя их длину, тем самым меняя звуковысотность.

Музыкальный текст для инструмента записывался при помощи букв на шестилинеечной строчке, а длительность звуков обозначалась нотами, поставленными над буквами. Диапазон инструмента около 3-х октав. Определенной стандартной настройки инструмент не имеет.

Фото:

инструмент лютня



Интересные факты

  • У многих народов изображение лютни служило символом гармонии, молодости и любви. У китайцев она означала мудрость, а также согласованность в семье и обществе. У буддистов – гармонию в мире богов, у христиан - лютня в руках ангелов знаменовала красоту небес и примирение природных сил. В искусстве эпохи Возрождения она символизировала Музыку, а инструмент с оборванными струнами указывал на несогласие и разлад.
  • Лютня являлась эмблемой - символическим изображением влюбленных.

Конструкция

Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.

  • Кузов изготавливается из выгнутых, образующих полусферическую форму, сегментов, производимых из твердых пород древесины: черного дерева, палисандра, вишни или клена.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, закрывающая кузов. Она плоская, имеет форму овала и обычно изготавливается из резонаторной ели. На деке в нижней части располагается подставка, а в средней имеется звуковое отверстие в виде изящного замысловатого узора или красивого цветка.

Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.

Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.

Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.

Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.

Разновидности


Лютня в свое время, пользующееся большой популярностью, эволюционировала весьма интенсивно. Музыкальные мастера постоянно экспериментировали с её формой, количеством струн и настройкой. В результате возникло довольно значительное количество разновидностей инструмента. Например, ренессансные лютни кроме традиционных инструментов, включающих в себя инструменты с различным количеством парных струн - хоров, заимели виды различных размеров, которые были аналогичны регистрам человеческого голоса: малую октавную, малую дискантную, дискантную, альтовую, теноровую, басовую и октавную басовую. Кроме этого, в лютневое семейство входит барочная лютня, аль-уд, архилютня, торбан, кобза, теорба, киттарон, цитра, бандора, лютня кантабиле, орфарион, лютня вандерфогель, мандора, мандола.

Применение

Искусствоведы считают лютню не только одним из самых интересных, но и принципиально важным инструментом в истории Европейской музыки 16-17 веков. Она получила признание у представителей различных слоев общества, от простолюдинов до королевских особ, и использовалась как аккомпанирующий, солирующий и ансамблевый инструмент. Быстро растущая популярность лютни постоянно требовала пополнения и обновления репертуара. Очень часто сочинители произведений были одновременно и исполнителями, поэтому в европейских странах появилась целая плеяда замечательных композиторов-лютнистов. В Италии – Ф. Спиначино, Ф. Милано, В. Галилей, А. Риппе, Г. Морлей, В. Капирола, А. Пиччинини. В Испании – Л. Милан, М. Фуэнльяна. В Германии – Х. Нойзидлер, М. Нойзидлер, И. Капсбергер, С. Вайс, В. Лауффенштайнер. В Англии – Д. Дауленд, Д. Джонсон, Ф. Каттинг, Ф. Россетер, Т. Кампион. В Польше – В. Длугорай, Я. Рейс, Д. Като, К. Клабон. Во Франции – Э. Готье, Д. Готье, Ф. Дюфау, Р. Визе. Необходимо также отметить, что даже такие величайшие мэтры как И.С. Бах , А. Вивальди , Г. Гендель , Й. Гайдн уделяли лютне внимание, обогащая её репертуар своими произведениями.

В нынешнее время интерес к старинной музыке, а вместе с этим и к лютне, не ослабевает. Её звук все чаще можно услышать на сценах концертных залов. Среди современных композиторов, которые сегодня сочиняют для инструмента, немало интересных произведений следует отметить И. Давида, В. Вавилова, Ш. Каллоша, Ш. Лундгрена, Т. Сато, Р. МакФарлена, П. Гальвао, Р. МакКиллопа, Й. Виссемса, А. Данилевского, Р. Туровского-Савчука, М. Звонарёва.


Известные исполнители

Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Каминик (Россия), П. О'Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды) и многие другие.

История

Уд

Всю историю возникновения лютни, которая в восточных странах считалась одним из самых совершенных инструментов, проследить невозможно. Подобные инструменты уже четыре тысячелетия назад были широко распространены во многих странах мира. На них музицировали в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Персии, Ассирии, Древней Греции и Риме. Тем не менее, ученые-искусствоведы предполагают, что у лютни был непосредственный предшественник - это уд - инструмент к которому на Ближнем Востоке до сих пор относятся с особым почитанием, утверждая, что он является результатом творения внука Пророка. Уд имел грушевидный корпус, который изготавливали из орехового или грушевого дерева, деку из сосны, короткую шейку и выгнутую назад головку. Звук извлекали при помощи плектра.

Покорение Европы лютня начала в 8 веке с Испании и Каталонии, после того как мавры завоевали Пиренейский полуостров. Инструмент не только очень быстро влился в культуры этих стран, но также, вследствие крестовых походов, стал стремительно распространяться по другим европейским странам: Италии. Франции, Германии, вытесняя другие бытовавшие в то время инструменты, такие как цистра и пандура. Набирающая популярность лютня постоянно подвергалась различным усовершенствованиям. Мастера вносили изменения в конструкцию инструмента, модифицировали корпус и гриф, прибавляли струны. Если изначально он имел от 4 - 5 парных струн - хоров, то впоследствии количество постепенно увеличилось. К 14 веку лютня в Европе не только полностью сформировалась, но и стала одним из самых востребованных инструментов не только в придворном, но и домашнем музицировании. Её использовали уже не только как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент. Для лютни сочиняли много разнохарактерной музыки, делали переложения не только популярных песен и танцев, но и духовной музыки. В 15 веке популярность инструмента ещё больше возрастает, живописцы часто изображают его на своих художественных полотнах. Композиторы продолжают интенсивно обогащать репертуар. Исполнители отказываются от плектра, отдавая предпочтение пальцевому способу извлечения, что значительно расширяло технические возможности, позволяя исполнение, как гармонического аккомпанемента, так и полифонической музыки. Лютни продолжали совершенствоваться, и наиболее востребованными стали инструменты с шестью спаренными струнами.


В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. В разных странах создавались школы по производству лютневых инструментов, самая известная из них находилась в Италии в г. Болонье. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн: сначала десять, затем четырнадцать, а впоследствии их число достигало 36, что соответственно требовало изменений в конструкцию инструмента. Разновидностей лютни было много, среди них было семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисконта до баса.

К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитара , клавесин , а несколько позже и фортепиано. В 18 веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Швеции, Украине и Германии. И лишь на рубеже 19 и 20 веков, из-за возникшего вновь интереса к старинным инструментам английских энтузиастов во главе с инструментальным мастером, профессиональным музыкантом и музыковедом Арнольдом Долмичем внимание к лютне вновь сильно возросло.

Лютня – старинный изящный музыкальный инструмент с красивым нежным голосом, который в свое время был вытеснен из обихода и несправедливо забыт. Прошло время, музыканты вспомнили о нём, заинтересовались и вновь вывели на концертную сцену покорять слушателей утонченным звучанием. Сегодня лютня часто является участницей концертов аутентичной музыки, выступающий как солирующий, так и ансамблевый инструмент.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Лютня

Все, что нужно знать о лютне

Лютня – это старинный музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнных. Пик ее популярности пришелся на XVI век, но и сегодня можно услышать ее мелодичное звучание. О том, что представляет собой лютня, какова история ее возникновения, а также о многом другом пойдет речь в статье.




Что это такое?

Лютня – это струнный щипковый музыкальный инструмент. Появился он в глубокой древности, а потому его можно смело назвать средневековым.

Кстати, именно изображение этого инструмента считалось у некоторых народностей символом гармонии, молодости и любви.

Визуально лютня выглядит так, что чем-то напоминает балалайку, домру или же японский струнный инструмент под названием сямисэн. Некоторые считают ее близкой родственницей гитары, однако при сравнении разница между этими двумя инструментами очевидна. Лютня – это самостоятельный, оригинальный вид, который обладает рядом своих особенностей и характеристик.

Форма у нее овальная или грушевидная. В целом этот музыкальный инструмент почти полностью мастерят из дерева. Для создания деки используют тонкие пластины, выполненные также из древесины. Сборка корпуса обычно происходит из отдельных частей, выполненных из крепких и твёрдых пород деревьев, таких как, например, клён, вишня, палисандр и другие.




Такая часть этого музыкального инструмента, как гриф, не нависает над декой, а располагается с ней на одном уровне, что значительно отличает лютню от других своих музыкальных сородичей, относящихся к группе струнных щипковых. Шейку же инструмента обычно мастерят из дерева, обладающего небольшим весом.

Что касается количества струн лютни, то во времена Средневековья их было всего 4 или 5 парных, а в эпоху барокко количество струн могло достигать и 19. В настоящее время количество парных струн на данном музыкальном инструменте может быть самым разным – от 5 и до 16, а иногда и до 24.

По размеру лютню довольно сложно назвать большим музыкальным инструментом. Его длина не достигает и метра, составляя всего 80 сантиметров, а вес – не более 500 граммов.



История возникновения

Как уже говорилось, лютня – довольно старый музыкальный инструмент, который появился ещё в период Средневековья. Назвать точную дату её появления, а также конкретное место, к сожалению, нельзя.

За всё время своего существования лютня, конечно же, претерпевала большое количество изменений – менялось количество парных струн, строй, размер, конструкция и не только.

Так, нечто похожее на нашу современную лютню использовали в древние времена в Египте, Греции, Риме, Болгарии, Китае, Киликии и других местах. Помимо этого, в начале VII столетия схожий по виду музыкальный инструмент можно было наблюдать и в Персии, и в Армении, и в Византии, и даже в Арабском халифате.



На Балканском полуострове такой музыкальный инструмент, как лютня с короткой шейкой, получил довольно большое распространение в VI веке вследствие активного его использования болгарами. В VIII столетии благодаря маврам лютня стала очень популярна в Испании и Каталонии.

Скоро об инструменте узнали почти везде. К XIV столетию лютня была распространена по всей территории Италии, затем из Палермо она перебралась в Германию. Так, с XV по XVI века звучание лютни можно было услышать и в Италии, и в Германии, и в Португалии.

В XVI столетии известность этого музыкального инструмента достигла своего пика. В эпоху Возрождения лютня часто изображалась на картинах того периода.



Помимо этого, стало появляться большое количество лютнистов – музыкантов, которые исполняли те или иные мелодии на лютне. Немало было и лютье – именно так называли мастеров по изготовлению данного музыкального инструмента. Впоследствии так стали называть мастеров по изготовлению любых музыкальных инструментов, относящихся к группе струнных. Так, в число лучших лютье того периода считались болонские мастера Л. Малер и Г. Фрей.

Так, к концу XV в европейских странах было создано более 400 музыкальных композиций для лютни. Считается, что наибольшее значение для этого музыкального инструмента оказали такие люди, как Франческо Спиначино и Джон Дауленд. В целом на лютне исполнялись самые разные музыкальные композиции: и сольные, и ансамблевые, производилась аккомпанировка разным вокалистам, а также хорам. Помимо этого, ее довольно часто включали в состав оркестров.



Особенно распространены и популярны стали такие школы, где учили созданию подобного рода музыкальных инструментов. Самая востребованная из них располагалась в итальянском городе Болонье.

Большое влияние на данный музыкальный инструмент и его распространение оказали и некоторые композиторы, относящиеся к эпохе барокко. К ним можно отнести такие имена, как, например, Иоганн Себастьян Бах, Дени Готье и другие.

Однако в конце XVII столетия популярность лютни стала уменьшаться, причём со стремительной скоростью. К этому периоду появились такие инструменты, как гитара и клавесин, а немного позже и фортепиано. Именно они стали вытеснять лютню из списка самых востребованных музыкальных инструментов.



К XVIII столетию её практически перестали использовать. Однако некоторые разновидности лютни всё-таки ещё котировались в таких странах, как Швеция, Украина, Германия.

Только на рубеже XIX и XX столетий благодаря, в частности, такому британскому инструментальному мастеру, как Арнольд Долмеч, лютней вновь заинтересовались.

К 70-м годам XX столетия данный музыкальный инструмент стал включаться в музыкальную программу концертов разных исполнителей – как одиночных, так и целых коллектив. Так, в число известных композиторов этого периода, которые создавали произведения для игры на лютне, входили такие люди, как Владимир Вавилов, Шандро Каллош, Штефан Лунгренд, а также многие другие.



Звучание

Звук лютни довольно непривычен для современного слушателя, для него он звучит как некая монофония. Отдалённо он напоминает гитарный, однако звучание первого инструмента всё-таки во многом мягче, а тембр обладает некоторой бархатистостью, а также он сполна насыщен обертонами.

Большое влияние на звук, помимо приёма игры, оказывает то, из какого материала сделаны струны этого музыкального инструмента. Если ранее использовались жильные струны, то есть из натуральных материалов, то сейчас в приоритете нейлоновые струны. Разница между звучанием таких струн очень заметна, особенно для профессионального исполнителя.

Что касается диапазона лютни, то он составляет около 3-х октав. Конкретной настройкой лютня не обладает.



Обзор видов

Старинный музыкальный инструмент лютня имеет большое количество разновидностей: сопрано, теорба, барочная лютня, а также рамианская, бандора, кантабиле, теорба, китаррон и многие другие. Рассмотрим самые известные из них.

  • Барочная. Такая лютня появилась из-за экспериментов с её настройкой примерно в XVI столетии.

Известными исполнителем, который был мастером игры на данной разновидности, был Сильвиус Леопольд Вайс.


  • Теорба. Данная разновидность лютни относится к басовым, она появилась так же, как и вышеупомянутая барочная лютня, ещё в XVI столетии. Инструмент обладает двумя колковыми механизмами, а также двумя резонансными ящиками. Обычно она обладает 14 струнами, но в раннем барокко можно встретить теорбу и с 19 струнами.


  • Мандолина. Ещё одна разновидность лютни. Однако мандолина всё-таки несколько меньше самой лютни. Появился этот инструмент в европейских странах, в южных районах. Играют на ней обычно плектром таким приёмом, как тремоло.

В современное время данная разновидность обладает струнами, сделанными из металла.


  • Лютня Ренессанса. Данный музыкальный инструмент является традиционным для эпохи ренессанса. Инструмент в зависимости от вида обладает разным количеством струнных пар.


  • Лютня Вандерфогель. А эта разновидность родом из Германии. Вандерфогель во многом схож с лютней Ренессанса. Однако обладает большим количеством сходных черт и с привычной нам всем гитарой: у него 6 струн и металлические колки.

Начиная с середины IX столетия данная разновидность пользовалась довольно большой популярностью у музыкальных исполнителей.


  • Бандора. Бандора, как и все вышеперечисленные разновидности, относится к семейству лютневых.

Увы, на данный момент эта разновидность практически не используется музыкантами, да и самих инструментов осталось не так уж и много.


Применение

Несмотря на то что лютня появилась довольно давно, её распространённость в сфере музыки всё ещё не уменьшается. Очень часто лицезреть игру на данном музыкальном инструменте и услышать его звучание можно на разного рода концертах и даже некоторых обширных празднествах. Множество известных современных композиторов сочиняли или всё ещё сочиняют достаточно большое количество произведений для лютни.

К таким можно отнести Вавилова, Каллоша, Лундгрена, Сато, Гальвао, Виссемса, Данилевского, Звонарёва, Савчука и многих других.



Лютня - струнный щипковый музыкальный инструмент. Многие считают ее предком гитары, это отчасти не так, ведь лютня сама является полноценным музыкальным инструментом и не теряет своей актуальности уже больше 2 тысяч лет.

На первых инструментах использовались кишковые струны. Их натягивали попарно. Назывались они "хорами". Таких парных струн было четыре, позже появился пятый хор. Играли на лютне с помощью медиатора, только спустя некоторое время была освоена пальцевая техника.

Раньше, как и сейчас, ее изготавливали из тонких деревянный пластин, которые в склеенном виде создавали полусферу, а иногда из цельного куска дерева. Но самым трудоемким процессом можно считать изготовление струн. Их делали из жил молодых быков. Обязательным критерием была их одинаковая плотность и толщина по всей длине.

лютня это

Кто делал лютни?

Лучшими лютье были Л.Малер и Г. Фрей. Лютье - это мастера-изготовители лютни. Позже этим словом стали называть всех специалистов, которые трудились над созданием любого струнного музыкального инструмента.

В годы своего расцвета лютня была доступна только для знати и королей. Научиться играть на ней было не так уж и сложно, а вот на настройку тратилось много времени. Даже современные струнные инструменты тоже теряют правильность звучания после изменения влажности, температуры и сквозняков. А натуальные жыльные струны были еще более нежными, поэтому большую часть времени приходилось играть на расстроенном инструменте.

индийская лютня

Разновидности лютен

Наверное ни один инструмент не имеет такого количества себе подобных. Лютню пытались совершенствовать на протяжении всего периода ее существования. Кто-то из мастеров добавлял басы, кто-то лады, кто-то изменял строй. Одни делали плоским корпус, другие увеличивали в размере. Лютня претерпела множество метаморфоз, и каждый этап ее развития зафиксирован в различных видах этого инструмента, которые через века дошли до наших дней.

  • Индийская лютня - это ситар. Он имеет 7 основных струн и несколько дополнительных, которые резонируют и создают непередаваемое звучание. Играют на ситаре не пальцами, а мизрабом (специальный медиатор). Индийская лютня еще отличительна тем, что у нее есть две резонирующие полости: большая у основания и маленькая на конце грифа.
  • Кобза - это лютня украинского народа. Она имеет 4 парных струны и 8 ладов. Ее воспевал в своих произведениях украинский поэт и художник Тарас Шевченко.
  • Испанская лютня - это виуэла. Сначала на ней играли смычком. В XV-XVI веках она была популярна среди знати и даже имела свой репертуар. До нашего времени сохранились имена знаменитых виуэлистов, которые творили музыку на этом инструменте, среди них: Луис де Милан, Энрике де Вальдеррабано и другие.
  • Мандолина - это одна из разновидностей лютни, который отличается меньшим количеством струн и более коротким грифом. Звук этого инструмента быстро гаснет, поэтому, чтобы продлить звучание, нужно использовать технику тремоло. Мандолина сама имеет много разновидностей: мандора, октавная мандолина, мандочелло, мандо-бас, ирландский бузуки, банджо и другие.

Домра - народный инструмент россиян, украинцев и белорусов. Ее корпус имеет полусферическую форму. Для игры используют медиатор. Домра - это родственный инструмент балалайкам и мандолинам, а мандолина - это лютня.

лютня струнный щипковый музыкальный инструмент

Интересные факты о лютне

В 70-х годах прошлого века Владимир Вавилов выпустил сборник лютневых произведений, якобы датированных XVI-XVII веками. Он приписал авторство многим музыкантам того периода, только после смерти оказалось, что Владимир сам сочинил все мелодии. Одна из них стала саундтреком к фильму "Асса", но автора в титрах указано не было. Какое-то время считали, что ее сочинителем был рок-музыкант Борис Гребенщиков. В сборнике лютневой музыки авторство этой композиции Вавилов приписал Франческо Канова де Милано. Песня "Город золотой" стала невероятно популярной после выхода фильма. Автор текста - Анри Волохонский. Изначально песня называлась "Над небом голубым".

лютье это

Лютня в наши дни

Как уже говорилось, этот инструмент не утратил своей популярности до сегодня, однако претерпел апгрейд. Если раньше использовали жильные струны, то сейчас нейлоновые, а для басов - нейлоновые с медной обмоткой. Однако те, кому довелось услышать звучание старинных струн, говорят, что оно очень отличается.

В наши дни создаются коллективы, которые изучают аутентичное звучание инструментов и вокальных произведений. Это совершенно иная музыкальная культура, которая для нашего избалованного слуха звучит как монофония. Но есть в ней что-то непередаваемое. Эта тенденция распространена и на Западе, и в России. Для аутентичных концертов используют старинные инструменты: лютню, гитару и виолу.

Читайте также: