Люлька в русской избе своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

Колыбель русской культуры нужно искать в деревенской люльке.

Люлечных дел мастер

Люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Потому и делать люльку поручали настоящему мастеру, непременно с добрым сердцем, ну и непременно с золотыми руками. Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин, вот только дерево надо было выбрать подходящее. Ни в коем случае не осина – дерево с нечистью всякой дружное, а потому в осиновой люльке младенцу долгой и счастливой жизни не видать. Распространенными материалами был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы.

Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами: в изголовье часто вырезали солнце, в ножках – месяц и звезды, крепилось некое подобие современных погремушек – разноцветные тряпицы, деревянные ложки, надутый бычий пузырь с горсткой зерна, непременно клали иконку и крестик. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

А зачем подвешивать?

Кроме чисто практических соображений – теплый воздух, как известно, поднимается вверх, — были и другие причины, по которым люльку непременно надо было подвесить. Например, верили, что небесным силам лучше защитить приподнятого над землей ребенка, к тому же по полу вместе с мышами того и гляди домовой пробежит. Не случайно под подвешенную люльку клали различные колюще-режущие предметы: ножницы, ножи, гребень – они защищали младенца от нечисти. Еще одним защитником, как известно, был кот, который ладил с домовым.

Люлька для Александра


Проект "Десткая колыбель" создан при работе с уникальными экспонатами школьного музея.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Творческий проект

Уникальный экспонат

Выполнила: Горбатюк Ксения

ученица 6 класса

Руководитель: С.П. Береснева

Глава 1. История появления детской колыбели ……….………………… 5

Глава 2. Колыбели разных народов России . ………………………. 8

Глава 3. Традиции, связанные с детской колыбелью …………………. 10

Глава 4. Уникальный экспонат школьного музея….. …………………. 12

Список использованной литературы ………………………………………14

Ежегодно в нашем музее проходят различные акции по пополнению фондов новыми предметами, которые имеют историческую ценность. Учащиеся школы, входящие в актив музея, активно ведут работу: ходят по домам жителей села и интересуются историей села, различными вещами, представляющими историческую ценность.

Цель работы: раскрыть особенности детской колыбели как уникального экспоната школьного музея, ознакомиться с видами колыбелей в России и связанными с ними традициями и обычаями.

Раскрыть историю появления детской колыбели.

Изучить виды колыбелей разных народов России.

Ознакомиться с колыбельными традициями и обычаями в русской деревне.

Предмет исследования: история появления детской колыбели.

Объект исследования: детская колыбель.

Форма организации работы над проектом – индивидуальная.

Методы исследования:опрос, беседа, анализ, изучение литературы, поиск информации в Интернете.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для проведения классных часов, уроков изобразительного искусства, литературного чтения.

Глава 1. История появления детской колыбели

Считают, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества.

Колыбель — это кроватка или корзина небольших размеров (около 50 см в ширину и до 100 см в длину), подвешанная к специальным креплениям или установленная на опорах, основное предназначение которой – укачивать младенца (Приложение 1). Даже колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка.

Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни.

На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках “райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки и т.д. В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколения в поколение, и много малышей вырастало в одной люльке.

На Руси колыбели изготавливалась из разнообразных пород дерева, ивовых прутьев. Колыбель представляла собой небольшую люльку, подвешенную к потолку избы. Часто колыбель подвешивали на очеп – специальную гибкую палку.

Теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и младенцу в такой люльке был защищен от сквозняков. На люльку также был накинут полог, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и по старинным поверьям, от злых духов. На колыбелях вырезали различные орнаменты, внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза (например, ножи или гребни, впоследствии кресты и иконы).

Были колыбели и другой конструкции –так называемые зыбки.В конструкции использовалась пружина. Чтобы безопасно качать в них младенца, требовался некоторый опыт.

Обычно качали младенца ногой, а сами занимались какой-либо домашней работой.

Таким образом, колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Сокровища бабушкиного сундука. Колыбель.

Мероприятие №2 для младших школьников и старших дошкольников на основе экспозиции школьного краеведческого музея.

Цель: познакомиться с видами колыбелей в России и связанными с ними традициями и обычаями.

- Изучить традиции, связанные с детской колыбелью, которые соблюдались в старину;

- Познакомить с народными и литературными колыбельными;

- Выявить какую роль играла колыбель в жизни женщины и ребёнка;

-Изучить конструкцию и изготовить кукольную модель колыбели с использованием современных средств.

- Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, нравственные качества (доброту, любовь к матери).

Оборудование: мультимедиа, материалы для изготовления кукольной колыбели на три подгруппы, экспонаты школьного музея.

Аудитория: учащиеся начальных классов, воспитанники детского сада, родители, учителя.

Ведущие: Кашина И.В., учащиеся 4 класса: Дарья Плотникова, Евдокия Кашина, учащиеся 3 класса: Дарина Трескова, Вероника Хохрякова.

Ход мероприятия:

И.В. - Почему теперь только в музее можно встретить колыбель?

- Из чего их изготавливали?

- Как мамы раньше укачивали своих малышей?

Дарья. Мама мне рассказала, что мой дедушка вырос в колыбели и даже бабушку качали в ней. А вот уже мою маму, меня и мою сестру качали на руках и в коляске. Сейчас традиция использования колыбели возвращается.

Евдокия. Мама сказала, что мои дети точно будут сладко спать в колыбельках. Ребенок в животе у мамы находится в жидкости и постоянно плавает. Когда он рождается, постоянное покачивание в колыбели помогает малышу легче привыкнуть к условиям окружающей среды.

- что колыбели делали из различных материалов;

- форма колыбели зависела от географического расположения и условий жизни;

- к колыбелям у народов было нежное, уважительное отношение, сопровождаемое обычаями и традициями.

Дарья. Из этимологического словаря Крылова:

Евдокия. Из словаря Даля:

Колыбель - колыбелька, зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска, качка.

Дарья. Вот это да! Оказывается колыбель – это не единственное название. Получается что предмет один, а названий у него множество.

И.В. Слово колыбель произошло от слова колыбать, слово зыбка – от зыбать, а люлька – от люлюкать.

Колыбать – означает качать, колыхать.

Зыбать – покачивать, качать.

Люлюкать ребенка – значит баюкать, убаюкивать, качать, усыплять, люли - припев при убаюкивании младенца.

В зависимости от предмета по-разному назывались и люди, которые нянчили младенца, и сам младенец. Это вы видите в таблицах на распечатках.

Ребята идут по кругу с песней:

«У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга все смотрели,

(Ведущий показывает разные движения.)

Евдокия. В русской деревне колыбель воспринималась, как первый дом младенца на его пути в мир людей. Она делалась различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр.

Дарья. Младенца клали в колыбель после крещения (до этого он спал в лукошке или рядом с мамой). С момента крещения до одного годика ребенок находился в люльке все время. С года до двух, а то и до трех лет детей укладывали в колыбель только спать.

И.В. К приему нового жильца колыбельку тщательно готовили: окропляли святой водой, привешивали иконку или крестик, окуривали ладаном, читали заговор:

Вероника. Тихон утиши,

Щекотуха не щекочи…

Дарья. Для защиты от нечистой силы, под матрасик или солому, которой устилали дно колыбельки, клали нож или ножницы, а для крепкого сна – свиной хрящик, сон-траву.

Евдокия. Сверху колыбельку покрывали пологом из старой рубахи матери для защиты от яркого света, мух и комаров, для защиты от сглаза.

И.В. Считалось, что нельзя:

- перешагивать через люльку (ребенок расти не будет);

- вешать на люльку пеленки для просушки (малыш не будет спать);

- смотреть на ребенка, спящего в колыбели (сон потеряет);

- качать пустую колыбель (может серьезно заболеть).

Дарья. Иногда, перед тем, как уложить младенца в колыбель, в нее клали кота, чтобы он принял на себя все несчастья, которые могли обрушиться на ребенка.

Евдокия. Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. А почему? ( Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка.) Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками.

Дарина. Предлагаю вам народную игру "Воробушки и кот"

И.В. Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили: “Расти, детонька, спокойный, как это полено!” А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просили: “Заря-заряница, красная девица, возьми бессоницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!” Или бабушка золы в печке на палец возьмет и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: “Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…”

Вероника. Про колыбельки придумывали загадки:

Дарья. Уже в 5 лет детям доверяли качать младших сестер и братьев. Остальным в доме просто было некогда, нужно было работать. Состоятельные крестьяне нанимали к себе “зыбать” дите девочек из бедных семей. Как правило, девочки те были 7-8 лет; среди них попадались поистине талантливые няньки, умеющие быстро успокоить ребенка. “Славные пестуньи”, как тогда говорили.

И.В. Чем занимались взрослые? На этот вопрос отвечают сами слова из русской колыбельной песни.

В этой песне рассказывается, что:

- мать ушла коров доить;

- отец ушел рыбу ловить;

- бабушка ушла уху варить, ягоду собирать;

- сестра ушла пеленки стирать;

- дедушка ушел дрова рубить.

Отец ушёл за рыбою,

Мать ушла коров доить,

Сестра ушла пелёнки мыть.

Отец ушёл за рыбою,

Мать ушла коров доить,

А дедушка дрова рубить.

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить.

Бабушка уху варить

Да свою внученьку кормить.

Отец ушёл за рыбою,

Мать ушла коров доить,

А дедушка дрова рубить.

Бабушка по ягодки,

По ягодки, по сладеньки.

Будем Уленьку кормить,

Да будем рыбоньку варить.

Дедка спи, и ты усни,

Да угомон тебе возьми.

Дедка спи, и ты усни,

Да угомон тебе возьми

Евдокия. На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках “райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколения в поколение и много малышей вырастало в одной колыбельке.

Дарья. При убаюкивании использовали колыбельные песни

Евдокия. Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

Вероника. А были еще и байки, приговорки.

Сон идет по очепу,

А Дрема по лучкам,

По самым краешкам.

- Скоро Ваню усыплю!

А Дрема говорит:

- Я скорее удремлю!

Евдокия. Какие в этом стихотворении необычные слова – непонятные. Кто такой Сон, кто такая Дрема?

И.В. Сон идет по очепу (это мужичок), а Дрема по лучкам (это бабулечка).

Очеп – это палка, на которой висит люлька.

Очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков.

Дарья. Вот что рассказала старенькая бабушка из деревни:

«Ребенок родится — ему делают зыбку. Зыбку вешают на очеп.

Очеп — еловая палка, которая просовывается в кольце. За зыбку зацепляются веревки — качать ребенка. В веревки ногу просунешь и качаешь. Ногой — качаешь, а руками работаешь. Можно пряжу прясть или шить. Этот очеп вырубать шли рано утром, чтобы еще не пели петухи, — чтобы ребенок был спокойным, много не плакал.

Евдокия. Надо встать пораньше, до петухов, и идти в лес, как можно дальше. Найти муравейник. Найти елочку молодую, ровную – она то и будет очепом.

И.В. Вот как это было. Висит зыбка на очепе, туда — сюда покачивается, очепок поскрипывает, а матушка в то время “баит” дите такой примерно байкой: “У царя-то, боярина колыбель богатая: новоточенная, позолоченная, с серебряными крюками, бархатными да шелковыми ремнями. Положки золотой парчи, в головах куни, в ножках соболи, одеялышко черного бобра. А подушечка-то у царского дитя — с павлиньева пера. А у нас с тобой, детка: зыбка дубова, очепок деревянный, колечко оловянно, катальник плетеный. А постелька — под головку подушка, рипачек под бочок да соломки пучок. Высыпайся, дурачок. ”

Дарина. Про очеп мне все понятно, а что такое лучки?

И.В. Лучки – это ручки, дуги у колыбели. Делали их из черемуховых веток.

Дарья. До какого возраста спал малыш в колыбельке?

Евдокия. В одной местности, как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его “колыбельный век”: клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было — спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

И.В. Чтобы отлучить его от зыбки, прибегали к разнообразным хитростям. К примеру, одного из мужиков “Букой” обряжали. Внезапно он вбегал в горницу в вывороченном тулупе, с мочальной бородой, с березовой клюкой, хватает колыбель — и уносит. А ребенку говорили: “Гляди-ка, малыш! Приходил Бука, зыбку в лес унес — дитенка своего зыбать!” Прием действовал безотказно.

И.В. Кто желает можете подойти ко мне, попробуем изготовить маленькую зыбку для игрушек. (приложение 2)

Читайте также: