Логопедические зонды своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Логопедические зонды
предназначены
для
осуществления
механического
воздействия на органы
артикуляции с целью
получения правильного
артикуляционного
уклада
для
произнесения звука из
той
или
иной
фонетической группы.

4. Звуки любой фонетической группы принято ставить и автоматизировать последовательно.

5. ШАРИКОВЫЙ ЗОНД ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА (Р)

1.
2.
Зонд вводят под язык,
прикасаясь к нижней
поверхности передней
части языка
Быстрыми
движениями
зонда
вправо
и
влево
вызываем колебание
языка (переменные его
края
попеременно
смыкаются
и
размыкаются
с
альвеолами).

6. ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА (Л)

В качестве базового
используется Л’.
Ребенка
просят
произнести несколько
раз слог ЛЯ.
Зонд вводим так, чтобы
он оказался между
твердым
небом
и
средней частью спинки
языка.
Нажать
зондом
на
язык
и
попросить
ребенка несколько раз
произнести сочетание
ЛЯ.

7. ДЛЯ ПОСТАНОВСКИ ЗВУКА (C)

Ребенок
многократно
произносит слог ТА.
Зонд
водится между
альвеолами и передней
частью спинки языка и
слегка нажимаем им
вниз.
Образуется
круглая
щель, проходя через
которую
выдыхаемая
воздушная
струя
произносит свистящий
шум.

8. ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ (Ш, Щ, Ч)

ПОСТАНОВКА (Ш)
Ребенок произносит несколько раз слог
СА
Зонд вводиться под язык, с его
помощью переводим кончик языка в
верхнее положение.
ПОСТАНОВКА (Щ)
Ребенок
произносит
слог
СИ
с
протяженным согласным элементом.
Логопед вводит зонд под язык и в
момент произнесения слогов слегка
поднимает его и отодвигает назад.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ч)
Ребенок произносит слоги ТИ, АТЬ с
усилением выдоха на согласном.
Логопед вводит зонд под язык и слегка
поднимает его.

9. ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА (К, Х)

ПОСТАНОВКА (К)
Ребенок произносит слог ТА.
Логопед зондом постепенно
отодвигает
язык
назад,
нажимая на переднюю часть
спинки языка (ТЯ-КЯ-КА)
ПОСТАНОВКА (Х)
Ребенок произносит слог СА.
Логопед зондом постепенно
отодвигает
язык
назад,
нажимая на переднюю часть
спинки языка (СЯ-ХЯ-ХА)

10. ДЛЯ УСТАНОВКИ КОНЧИКА ЯЗЫКА ПРИ НАДАВЛИВАНИИ ЯЗЫКА НА ЗУБЫ (МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ)

Зонд закусывается резцами
так, что внутрь ротовой полости
выступает конец его длинной
около 5 мм и препятствует языку
подниматься к верхушке резцов
или
просовываться
между
зубами.

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

А вы пользуетесь логопедическими зондами? Я помню нам в свое время в университете говорили, что они должны быть у каждого уважающего себя логопеда. Но сейчас, насколько я могу судить по себе и знакомым логопедам, ими практически не пользуются. И найти их кстати тоже практически нереально.

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

Зонды у меня есть, но пользоваться ими очень неудобно из-за обработки (СЭС не дремлет), слышала сейчас многие пользуются зондозаменителями! Что это такое и с чем его идят.

Nastya пишет: слышала сейчас многие пользуются зондозаменителями! Что это такое и с чем его идят.
Может быть какие-то одноразовые зонды? ну ввели же одноразовые шпатели в детских поликлиниках, может и до нас прогресс дошел Хотя, признаюсь, тоже первый раз слышу про зондозаменители..

Шпатели, ватные палочки, чайные ложки, соломинки для коктейля, палочки для коктейля - короче все, что придумаете сами и подсмотрите у коллег)))
Я полюбила очень ватные палочки - доступно, одноразово. Ставлю Р (вибрацию вызываю, стандартно, особенно хорошо при укороченной уздечке), С (кончик с ватой отрезать и как зондом для свистящих), Ш (поднимаю язык). Дети не боятся.

СмоЛенка, согласна, ватные палочки действительно отличный выход - и одноразовые, и мягкие, и детям знакомые (потому и не страшные). Я тоже ими часто пользуюсь. А для свистящих обычно прошу детей приносить палочки от чупа-чупса. Дети рады, т.к. родителям чупа-чупсы приходится покупать систематически Для шипящих - палочки от мороженного частенько использую в качестве одноразовых шпателей. Благо их сейчас в любом супер-маркете взять можно

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

_________________
с уважением Елена

Только дети знают, чего хотят . Они едят руками, потому что так весело . Они рисуют на обоях, делая свою комнату особенной . Им не хочется быть как все . Они делают самое сложное - остаются сами собой .

Тут , конечно, вопрос)))) Для санэпидстанции они "непригодны", он вообще-то они чистые и одноразовые))))) Родители не против. Тем более, что ребенок тащит в рот так много "не стерильного". Единственное - палочками от мороженного можно только "поправлять" язык, чтобы не дай Бог, не повредить слизистую.

У нас в магазинах такие палочки лежат упакованные в бумагу или пакеты. И раз они предназанчены для еды, значит какие-то нормы по их изготовлению и транспортировке должны соблюдаться. В любом случае, подобные "инструменты" я прошу приносить родителей: и им спокойнее, и мне. Кто-то дома их моет, кто-то новые приносит. Тут уже ответственность на родителях лежит.

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

При дизартрии,даже стёртой,зонды очень нужны.Родителям дизартриков рекомендую покупать свой комплект в медтехнике,стерилизовать не нужно.Делаю ими массаж,ставлю звуки.Всё хочу зонды Новиковой заказать,да никак руки не дойдут.

Если честно, не знаю ни одного логопеда, который в условиях логопункта успевал бы сделать детям массаж. хотелось бы конечно, но нет условий для этого, тут бы элементарное успеть, вылавливая детей между рисованием и физкультурой.

* Диагностика и коррекция речи
* Развитие внимания, памяти, мышления
* Подготовка детей к школе
* Программа раннего развития детей

Я практически ими не пользуюсь. В основном ставлю звуки по подражанию, сама удивляюсь, дети что ли такие понятливые пошли? В рот почти не лазаю, за редким исключением.

Н@т@ пишет: Я практически ими не пользуюсь. В основном ставлю звуки по подражанию, сама удивляюсь, дети что ли такие понятные пошли? В рот почти не лазаю, за редким исключением. Везет вам. А у меня в этом году девочка в группу попала- вообще непонятно что во рту- подозреваю гипертонус языка- он "горбом" , все звуки произносятся с таким положением. И, естественно, замены Т на К, Д на Г- пока все усилия по постановке идут прахом. Уже 2 недели как. А вот звук С поставился сразу только с зондом. Без него-никак. И зондами Новиковой собираюсь тут тоже воспользоваться, т.к. случай тяжелый.

похоже на гипертонус. Но я в таких случаях сразу отправляю на консультацию к неврологу, в любом случае это никогда не помешает.

Я без зондов никуда!У нас очень много дизартриков.И массаж делаю(но всегда предупреждаю,что лучше свои иметь,они в "медтехнике" продаются,даже новиковские)А ещё имею на всякий случай очистители языка,у них форма,как у одного из зондов.Кстати,я часто детям с дизартрией ещё и ручной массаж лица делаю.

Вот уже второго ребёнка принимаю,которому логопедический массаж в Китае палочками делали.Но в литературе ничего об этом не попадалось.Может,кто-нибудь читал?

Екатерина Дудина пишет: Вот уже второго ребёнка принимаю,которому логопедический массаж в Китае палочками делали.Но в литературе ничего об этом не попадалось.Может,кто-нибудь читал? Вот это интересно! Я не слышала. В Китае чего только нет. Поразительная страна- все палочками делают: и едят, и массаж.



Нам важно знать Ваше мнение!


Примите участие в опросах!

На этой неделе читали:

  • "Логопед-челлендж"
  • Клаттеринг
  • Внезапно.
  • Книга, которую ждали
  • Кейс № 1. Зачем нужна речевая карта?
  • Официальный сайт журнала "Логопед"
  • Научно-практические конференции для логопедов
  • Логопед - speech therapist: чем похожи и чем отличаются?
  • Гаджеты для логопеда: логозеркало
  • Организация логопедической помощи в учреждениях здравоохранения

суббота, 11 декабря 2010 г.

Быть или не быть. О логопедических зондах.

Для начала мои 3 истории:
1) Прихожу в детский сад забирать сына. В группе жарко, дети только что вернулись с физкультуры, набегались, хотят пить. Все подбегают к "водопою" (столик, на котором стоит бутылка с питьевой водой, которую приносят родители, и чашка). Обратила внимание, что чашка одна, а детей-то много. Не успела ахнуть, как все дети из этой одной чашки начали пить. Пьют и передают по кругу. А воспитатель стоит рядом и подливает воду. На моё замечание, почему дети пьют из одной чашки, педагог очень удивился: "А что такое? Мы всегда так пили! Пока никто не умер!"
P.S. Кстати, в школе у дочери все дети пьют из одного пластмассового стаканчика. Но там всё "покруче" - "Они же его ополаскивают!" (холодной водой в общем туалете)
2) Вспоминаю наш летний отдых с дочкой в Краснодарском крае. Дочке 1г.7мес., острая кишечная инфекция со всеми симптомами. Педиатры районной! больницы назначают дочке гентамицин. На мой вопрос "Можно ли заменить этот антибиотик каким-либо другим" удивленно спрашивают почему. Объясняю, что гентамицин признан ототоксическим антибиотиком, и его применение, особенно в раннем возрасте, может привести к потере слуха. На что слышу ещё более удивленное: "Что вы выдумываете! Мы его всегда назначаем! И детям, и взрослым! Пока ещё никто не жаловался!"
3) Педиатр детской поликлиники, обычный рабочий день - один вышел, тут же следующий зашел. Педиатр проводит обычный осмотр, в том числе осмотр горла. И работает одним и тем же медицинским шпателем. На замечание, почему используется необработанный инструмент, удивленно отвечает: "Я его обработала! Я же его водкой протерла да ещё к тому же дома прокипятила! Так все делают!"


Первые две истории реальные, последняя - выдуманная. Но думаю, если вместо слова "педиатр" поставить слово "логопед", она превратится в очень даже реальную. Вопрос открытый и актуальный - может ли логопед пользоваться логопедическими зондами, как их обрабатывать, как отнесётся санстанция к баночке с зондами на столе, как их хранить, как их переносить. У той же санстанции есть однозначный ответ, а каждый логопед умудряется отвечать на этот вопрос по-своему. Кто-то резко поднимает вопрос о том, что зонды вообще не нужны логопеду, их мол и дети боятся, да и вообще они не удобные. А кто-то довольно резко заявляет, что логопед без зондов вообще не логопед, что совсем лишили логопеда орудия труда. Кто-то предлагает привезти хорошие зонды "из Москвы", кто-то предлагает ещё лучшие, но самодельные. Часто цена на комплект "из 7 зондов" доходит до 60-70 у.е. (в Беларуси). Часто меня спрашивают, и практики, и студенты, так можно или нельзя использовать логопедические зонды?! Для себя я уже ответила на этот вопрос, а Вы?


- "Зонды применяются в качестве вспомогательных логопе­ дических инструментов для правильной постановки звуков и используются в медицине и в педагогике" (выделено мной, заметьте, зонд - вспомогательное средство в арсенале логопеда!)

- "Зонды должны изготавливаться из материалов , раз решенных Минздравом Республики Беларусь . Материал для изготовления зондов — нержавеющая сталь по ГОСТ " (сомневаетесь в качестве стали, из которой изготовлены Ваши зонды? попробуйте проверить способом, описанным ниже, они всего лишь " должны быть устойчивы к циклу обработки , состоящему из дезинфекции , предстерилизационной очист ки и стерилизации", " после испытаний на изделиях не должно быть пятен коррозии").

"дезинфекции путем погружения в 4%- ный раствор пе роксида водорода по ГОСТ 177 при температуре не менее 18 °С на 90 (+5) мин ;

стерилизации в течение 180 ( ± 5) мин в 6%- ном растворе пероксида водорода по ГОСТ 177 при температуре 50 (+2) °С ".

Интересно, где у нас в учреждениях образования есть ЦСО (центр стерилизации оборудования)? Насколько я знаю, там уже даже спирта давно не выдают.

Напоследок. Дети мои ходят в сад и школу со своими личными бутылочками с водой, такими маленькими, с "крышечками - сосками", которые не надо открывать руками. Потому что слова "никто не жаловался", "ещё никто не умирал" и "все так делают" для меня не аргумент. А если бы мои дети занимались с логопедом, я бы обязательно бы поинтересовалась, что и после чего у них оказывается во рту. Удачи Вам!

Читайте также: