Лодка для академической гребли своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта водой, способствует повышению скорости лодки. Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию лодок с пониженным сопротивлением путем укорачивания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов.

В последние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенчалась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки удлиняется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к технической подготовленности экипажа.

В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготовления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки являлось традиционным, были вначале вытеснены клееной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клейковины.

Ножевой (строганой) фанерой проклеивается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабильная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, абсолютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляется с помощью древесины (киль, шпангоут, полозки).

Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опыта аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, готовые к спуску на воду.

Гребля академическая: конструкция учебных лодок

Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географических условий существуют различные типы учебных лодок: гички и морские шлюпки. Гички, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок, так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом. Начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок.

В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.

Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то, что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.

В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом.

Гребля академическая: гребной отсек

Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина. Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке – 23 см, в учебной лодке – 28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см. в учебных лодках – 65 см. В направлении к носу полозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.

Гребля академическая: отсек для ног гребца

Гребля академическая: выносная уключина

Выносная уключина – это кронштейн, как правило, представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Такая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до середины лодки независимо от ширины лодки и в соответствии с оптимальной длиной рычага.

В гоночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и составляет 800 мм. Высота тонки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преимущественно).

Гребля академическая: весло

Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон – парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного весла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для женщин); длина парного весла – 300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин).

  • у распашных весел она составляет 1060 см² (мужчины), 900 см² (женщины и молодежь);
  • у парных весел – 710 см² (мужчины и женщины);
  • 640 см² (молодежь); 590 см² (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см².

Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода.

Манжета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внутреннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг.

Гребля академическая: наладка

Перед соревнованиями габариты и другие специальные летали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мастерства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установкой подножки большое значение имеет также выбор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.


Сейчас у меня в арсенале пять лодок , три личные и две лодки по линии сборной. То есть практически каждый день могу садиться в разную лодку. Есть любимица, ей пять лет, белого цвета с черным крестом на боку. Аналогия с Иисусом Христом, что любой человек должен нести свой крест.

Есть очень красивая байдарка ярко-красного цвета с надписью “I’m second, Jesus is first”. В Америке существует движение верующих людей под таким названием, которые поменяли кардинально свою жизнь, я проникся этой историей и сделал аналогичную надпись на своей лодке. Самое скоростное время у меня было именно на ней. Но после чемпионата Европы, на котором я занял третье место, пришло письмо из Международной Федерации, о том, что Юрий Постригай не может больше гоняться на этой лодке, в связи с тем, что политические и религиозные лозунги вне спорта . Теперь она у меня только для российских стартов и тренировок.


Самая новая моя лодка с росписью под хохлому – золотая с красным. Она своеобразная, так как надо иметь определенный вес, чтобы на ней хорошо грести. Когда вешу 82 кг, то все хорошо. И с постановкой гребка есть сложности – лодка должна быть идеально отцентрована , если центр тяжести чуть смещен назад или вперед, то байдарка будет либо на дыбах, либо носом в воде.


Я бережно отношусь к своим лодкам, чищу и храню как надо – в чехлах, поэтому они мне долго служат.

Только своя лодка и свое весло. Если я возьму другое весло, не свое, то просто сотру им руки в кровь

Качество байдарки имеет большое значение для гребца, и у нее есть много особенностей. В 80-х годах гребли на деревянных лодках с деревянными веслами. Современные лодки изготавливают из карбона, они гораздо быстрее, чем их деревянные предшественники.

Лодки отличаются по весу – одиночка весит 12 кг, двойка – 18 кг, четверка – 30 кг. Если вес лодки будет меньше установленного, то с соревнования могут снять за недовес. Поэтому, стараемся, чтобы было хотя бы 12,1 кг. Некоторые спортсмены хитрят, кладут тряпку мокрую в корму носа лодки или губку – благодаря этому, уже на 0,3 секунды байдарка движется быстрее .

С веслом тоже есть отдельные заморочки. На спринт – жесткое весло, на длинную дистанцию нужно весло помягче, чтобы долго можно было грести, и добраться до финиша. Каждый спортсмен делает себе специальные метки-ограничители на весле, кто-то пластырь, кто-то изоленту, чтобы весло было удобно держать в руке. Под мои мозоли подходит изолента, которая намотана определенным образом, и если я возьму другое весло, то сотру себе руки в кровь . Я гребу со своим веслом уже 10 лет, оно у меня счастливое – приносит медали. То, с которым выиграл Олимпийские игры, уже расклеилось, старенькое стало, а это еще держится.


Хорошая одиночная байдарка стоит около 3 тысяч евро под заказ. Длина ее чуть больше пяти метров.

Упор, сляйд, руль – все вымеряем и делаем под себя. На Чемпионате России пришлось сойти с дистанции из-за лопнувшего троса в байдарке

В байдарке есть специальный упор для ног, чтобы они были зафиксированы, когда гребешь.

Я заказываю специальную деревянную подножку, вставляю трубку, вымеряю все по сантиметру, чтобы было удобно именно мне. Кто-то пользуется стандартным упором, который делает производитель.

У каждой лодки также есть руль – это такая палочка между ногами, а рядом с ней протянуты небольшие тросы к корме лодки. И чтобы, например, ехать прямо, надо задавать курс, то есть спортсмен должен грести и рулить одновременно.

Сляйд – это то, на чем сидит гребец. Я устанавливаю мягкую подкладку на сиденье, сверху еще надеваю пакет, чтобы получилось небольшое скольжение. Чем быстрее будет движение, подача тела, тем будет эффективнее гребок. Некоторые спортсмены наливают даже воду на сляйд – садишься в лужу, но зато скользишь как надо.

Любая мелочь отнимает доли секунды. Перед стартом все тщательно проверяется. Был случай, когда у меня на Чемпионате России в Москве в 2007 году лопнул трос в лодке двойке, и я не смог ей дальше управлять. В результате, сошли с дистанции, так как рулиться лодка не смогла. Бывает, что сильно упираешься в подножку, она отрывается и все, опоры нет, грести неудобно, болтаешься в лодке как поплавок, и гребок уже не такой эффективный.

Все свое ношу с собой

Перевозятся байдарки на специальных длинных конструкциях. Машина прицепляет эту конструкцию, в нее вмещается порядка 30-40 лодок. Лодки надо класть правильно, чтобы они все уместились, это как игра в конструктор, одну не туда поставишь и все, другие уже не помещаются . Сборная у России большая, лодок много, все надо взять.

Но есть случаи, когда мы берем лодки в аренду, например, когда едем на сборы в Турцию. Если летим куда-то за океан, то тоже в аренду, либо лодки идут отдельно в морских контейнерах до Португалии и дальше до места назначения. Так было, когда мы соревновались в Канаде.

Л ОДКА ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ
Спортивное гребное судно должно быть легким, прочным и обладать достаточной жескостью. Качество обработки (полировки) подводной части корпуса является важной составляющей условий достижения высоких спортивных результатов.

Лодки изготавливаются в двух модификациях - для тренировок и для соревнований. Первый вариант - это недорогая, надежная лодка, изготовленная из полиэфирного стеклопластика, второй - высокотехнологичная конструкция, изготовленная вакуумным формованием с использованием углеродных и арамидных (кавлар) волокон, сотовых заполнителей NOMEX

Основные преимущества композитного корпуса:
- идеально гладкая подводная часть;
- низкий вес при высокой общей и местной жесткости и прочности;
- простота обслуживания и ремонта.

Длина, мм8330
Ширина, мм290
Масса, кг16,5
Вес гребца, кг90


И тогда я решил рассказать про этот замечательный вид спорта, проиллюстрировав фотографиями сделанными мной во время гонки. Я отдал гребле лучшие юношеские годы (с 10-го класса школы по 3й курс института) и ничуть не жалею об этом. Дослужился до КМС и получил отличную школу жизни. Наверняка, многие из вас даже и не догадываются как там всё устроено.
Про историю прочие нормативы можно посмотреть в Вики.


И так. Что из себя представляет гребная база. Расскажу на примере базы СДЮСШОР по академической гребле в Затоне. "Буревестник" одна из старейших баз города. Минус её в удалённости от центра. Сейчас с этим проще, но раньше сюда ходил от Музейной площади только один автобус 3го маршрута. И то не всегда. А я жил в Заводском районе, на Пролетарке и иногда приходилось ездить на базу по два раза в день.


Акватория для тренировок простирается вдоль берега, до Зоналки и даже иногда до Пристанного, без выхода на коренную Волгу. Я отметил флажками основные точки, через которые проходил маршрут. В основном мы тренировались в от "Косы" до "Луча". Но ходили часто через протоку до "Дубков". Новички, обычно, ходят до "Пчёлки" и до "Косы". На этом же отрезке проводятся и местные гонки.


В качестве раздевалок используются вагончики. Осенней стужей (а тренируются гребцы до льдов) в них очень . бодро. Лично для меня это было испытанием по началу, в холодной одежде идти нАводу (слитно с ударением на А)), где ещё холоднее. Но, характер воспитывается будь здоров.


Тренерский состав перемещается на катерах. На "нормальных каналах" вдоль трассы есть специальные дорожки. По ним тренера едут на машинах или велосипедах.


На территории есть открытые площадки для хранения лодок. В основном это старые модели типа Dzintars, на которых тренируется молодёжь.


А где же крутые и быстрые лодки? Они спрятаны в ангарах – эллингах. Когда я тренировался, то эллинг был один длинный и деревянный. Но он сгорел вместе со всеми лодками и на его месте поставили два металлических ангара.


Давайте заглянем что там внутри. А там – крутые и быстрые лодки. Особенного внимания заслуживают лодки белого и лимонного цвета. Это Filippi и Empacher. По аналогии Ferrarri и Mercedess AMG. Зелёные лодки это наши, отечественные. По аналогии Лада Калина Спорт.


Современная гоночная лодка сделана из современных материалов типа кевлара. Она лёгкая и прочная. Например, 4-ка при длине 12 метров весит около 35 кг. Стоимость хороших лодок сравнима по стоимости со средней иномаркой 400 – 600 т.р.


Есть лодки полностью деревянные (достаточно хорошие по характеристикам) и пластиковые с деревянным каркасом. Нос и корма у них затянуты декой, разрывы которой, без своевременного заклеивания, часто становятся причиной потопления лодки. Есть ещё дырки для слива воды, которые обычно затыкали пробками от шампанского и большие дырки в зоне гребца, которые закрывались резиновыми лючками. Все суда кроме одиночек имеют рулевую систему, тросики от которой можно увидеть на средней лодке.


На этой фотографии можно подробно изучить нос Эмпахера. На нём расположены держатель для флюгарки (таблички с номером на гонке) и резиновый носик.


Уключины (вертлюги) вынесены далеко за борт лодки на специальных кронштейнах. Весло вставляется в пластиковый вертлюг и сверху накрывается стальной перемычкой с винтом-барашком. Кронштейны могут иметь крыловидную форму, что уменьшает сопротивление воздуха. Когда лодку транспортируют на прицепе-конструкции, то кронштейны снимают.


"Топоры" это современные углеволокновые вёсла. Они получили такое прозвище, благодаря особой форме лопатки. Она имеет большую площадь по сравнению с обычной и траектория движения рукоятки у него более линейная. Надо отметить, что между "топорами" и "брёвнами" был ещё один тип вёсел – "угли". Это углеволокновые вёсла с классической формой лопатки. Но "топоры" их вытеснили. Зелёная метка на весле это "бак" – левое, красная – "загреб" – правое.


Раньше вёсла были деревянными ("брёвна"). Тяжёлые и неповоротливые. Теперь даже молодёжь начинает тренироваться на "топорах", о чём сожалеют тренера, так как коцают их нещадно.


В академической гребле существуют два типа лодок: парные и распашные. В парном спортсмен гребёт двумя вёслами, а в распашном – одним. В распашной лодке по правую руку "загребные" весла, по левую "баковые". Как можно увидеть, парные вёсла гораздо мельче распашных. Я грёб "на баке" и до сих пор считаю это самой крутой стороной). А вот парные классы как то тяжело давались. С одним веслом проще было). Лопатки красятся в цвета флага команды. В данном случае лопатки выкрашены в цвета флага Саратовской области.


Академическая гребля тем и отличается от байдарки и каное, что спортсмен использует для гребка и руки и ноги и спину. Именно поэтому, да простят меня байдарочники, более гармонично сложены. Толкаясь ногами от подножки, гребец отъезжает назад, удерживая вытянутыми руками и прямой спиной рукоятку весла, под конец толчка срабатывает спина и подхватывают руки. Баночки, это такие скамеечки на колёсах, которые ездят по полозкам туда-сюда.

Как можно заметить, баночки бывают старого образца с подвижной кареткой, и современные, с жёстко зафиксированными осями. Современные более чётко перемещаются по полозкам. Кстати, баночка, это то самое первое что должен спасти гребец в случае опрокидывания или затопления лодки. Самое отвратительное это когда баночка соскакивает с полозков. Особенно на соревнованиях. Поставить её на место в движущейся лодке (а гонку никто не отменял), когда тебя болтает вперёд назад, в такт мощным гребкам, очень трудно.


Баночка и вёсла не то что бы индивидуальные, но каждый гребец лелеет свой комплект и никому не даёт его.

Продолжение следует! В нём я расскажу про то как спортсмены выходят наводу и про классы лодок..


Быстроходная гребная лодка "Калан" 5м предназначена для одного гребца, позволяет дополнительно взять двух взрослых пассажиров или одного взрослого и двух детей. Предназначена для спортивных тренировок, прогулок и туризма. Весла, уключины и сидение гребца аналогичны применяемым на спортивных академических лодках, что делает данную гребную лодку прекрасным спортивным тренажером для многих крупных групп мышц (спины, ног, плеч и рук).

В отличие от чисто гоночных академичек, лодка "Калан" обладает прекрасной остойчивостью, что позволяет использовать ее самым широким слоям населения. Однако и спортсменам данная лодка может быть интересна, поскольку она позволяет заниматься академической греблей не только в закрытой от ветра и волн акватории, но и на открытых водоемах, в том числе в волнение и ветренную погоду, когда применение чисто гоночной академички оказывается невозможным. Кроме того, на лодке "Калан" вы можете покатать вашу семью (не забудьте для этого заказать 2 дополнительных легких съемных сиденья).

В отличие от лодок для прибрежной (адаптивной) гребли, получивших распространение в последнее время, гребные лодки "Калан" - более мореходные, обладают большей вместимостью, позволяют катать пассажиров, использовать подвесной мотор, рыбачить. В целом, можно сказать, что лодки "Калан" - это универсальные легкие академические гребные лодки, предназначенные для самого широкого круга любителей активного отдыха, спорта, туризма на воде.

технические данные

материал корпуса эпоксидный стеклопластик
длина 5 м
ширина 1.25 м
высота 0.47 м
вес 52 кг
Полезная нагрузка до 250 кг
Подвесной мотор до 5 л.с.

Особенности конструкции гребной лодки "Калан"

Гребная лодка "Калан" отличается плавными обводами, длинной и узкой ватерлинией и очень низким весом корпуса - примерно в 2 раза меньшим, чем у обычных гребных лодок такой же длины! Это обеспечивает легкость хода и высокие скорости на веслах. Кроме того, малый вес лодки и возможность дополнительно оборудовать ее легкосъемными шасси позволяют спускать ее на воду и перемещать ее на колесах до воды силами одного человека (см ролики в видео галлерее).

Для обеспечения своих уникальных свойств лодка "Калан" изготавливается вручную, с тщательным контролем качества на всех этапах сборки. Поскольку лодка имеет трудоемкий внутренний деревянный набор, позволяющий добиться вышеуказанных уникальных весовых характеристик, ее стоимость выше, чем у обычных гребных лодок. Тем не менее, цена лодки не менее чем в полтора раза ниже, чем стоимость ближайших зарубежных аналогов, имеющих аналогичные весовые характеристики при той же длине, а также значительно ниже цен на гоночные академички.

К данной лодке мы разработали специальное крепление легкосъемного шасси, которое позволяет очень быстро (менее чем за 5 минут) в одиночку спустить лодку на воду или вынуть ее из воды. Вы далее можете в одиночку транспортировать лодку до места стоянки на берегу, причем операция постановки на шасси и транспортировки вполне по силам даже девушкам!

Читайте также: