Летчику построившему самолет своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Полёт на собственном самолёте – удовольствие не из дешевых. Купить заводской легкомоторный самолёт за свои деньги могут позволить себе единицы желающих. Что касается подержанных заводских самолетов, то и они требуют ряд дополнительных вложений от своих новых владельцев: несмотря на предыдущие технические ревизии, новый владелец неизбежно сталкивается с чужими проблемами. К счастью, существует решение этой проблемы. Самолеты домашней постройки, имеющие сертификат ЕЭВС в экспериментальной категории, стали пользоваться повышенной популярностью на слетах любителей авиации.

Если не считать дополнительных временных затрат на постройку, самолеты любительской постройки RV, Sonexes, Velocity и многие другие получили заслуженные высокие отметки за низкую стоимость при отличных лётных качествах, не уступающих заводским собратьям.Но, как это часто бывает, существует обратная сторона домашнего изготовления: на каждый законченный любительский проект приходится несколько заброшенных. Так вот для того, чтобы проект стал успешным, необходимо делать правильные шаги, иметь определенные знания и уметь их применять.

Шаг 1. Выбор модели самолёта

Пожалуй, цель проекта, является основным фактором, влияющим на успех всего мероприятия, прежде чем строительству будет дан старт.

Начало проекта самолета можно поставить в один ряд по важности с предложением руки и сердца, заключения важной сделки и даже выбором домашнего животного. Как и во всех предыдущих случаях, здесь надо продумать все тонкости, прежде чем принять окончательное решение.

Большинство недошедших до финиша перегорают из-за пустяков. Изящество самолета Falco, воздушная акробатика на Pitts 12 и озорной полёт на Гластаре: всё может подогреть интерес будущего строителя на принятие решения исходя только из внешнего вида. Простота этого решения может быть обманчива. Суть правильного решения не во внешних атрибутах, а в цели строительства.

После того, как вы определитесь со своей мечтой, выбрать самолет не составит труда. После выбора модели самолета наступит время для проведения экспертизы. Беглый взгляд на 15 летний выпуск журнала Моделист – Конструктор окажет немного отрезвляющее влияние – возможно потому большая часть предложенных там моделей самолетов уже вышла из моды. Мир домашних кокпитостроителей имеет свою нишу на рынке, но даже при сильной мотивации заниматься бизнесом на такой территории окажется непростым занятием с экономической стороны, ведь рынок очень индивидуализирован, а тенденции сменяют друг друга, как мода на купальники. Прежде чем начать строить, следует провести подготовительную работу: подробно проанализировать конструкцию самолета, обзвонить людей, которые уже занимались этим проектом и просмотреть список несчастных случаев. Начать работу над устаревшим проектом, в котором детали и узлы трудно достать в принципе, дорогое и затратное мероприятие.

Шаг 2. Планирование времени

Едва ли найдётся несколько человек, которые справлялись с проектом, требующим такого же внимания, усилий и времени, как строительство самолета с нуля. Это занятие не для дилетантов. Оно требует постоянных и размеренных усилий в течение длительного времени.

Для того чтобы задержек на этом пути было меньше, и прогресс над проектом не стоял на одном месте, можно разбить всю работу на много мелких задач. Работа над каждой задачей не покажется такой уж сложной, а успех придет постепенно по мере выполнения каждой задачи. В среднем строителю потребуется от 15 до 20 часов в неделю для того, чтобы закончить проект простого самолета за приемлемое время.

Идеалистам здесь не место

Не все строители осознают важность правильного планирования времени. Самолетостроение не является социальным мероприятием, и в действительности во время работы может быть чертовски одиноко. Общительные натуры могут найти это занятие более трудным, чем можно себе представить. Поэтому каждый, кто посвятил себя этому делу, должен находить удовольствие в работе в одиночку.

Перфекционистам, которые стремятся к совершенству во всем, следует поискать другое занятие. Если бы все самолеты должны были идеально соответствовать законам аэродинамики, вряд ли бы кто-то осмелился взлететь. Перфекционизм часто ошибочно принимается за ремесло, но это крайне разные вещи. Не имеет значения, насколько хороша вещь: всегда можно что-то улучшить, сделать ярче и качественнее. Задача не в том, чтобы сделать лучший самолёт – задача в том, чтобы сделать практичный самолёт, чтобы строителю не было стыдно за него, и он не боялся на нем летать.

Шаг 3. Оборудование мастерской

Следующий важный момент – место строительства. Не все могут позволить себе иметь такую мастерскую, как ангары по производству Cessna. Размер, на самом деле, не играет в данном случае решающего значения.

Легкие самолеты строят в подвалах, трейлерах, морских контейнерах, деревенских сараях, а также в глинобитных хижинах. В большинстве случаев, гаража на две машины бывает достаточно. Одноместного гаража также может хватить, если у вас есть специальное помещение для хранения узлов в виде крыльев.

Большинство людей полагают, что лучшее место для постройки самолёта находится в ангаре городского аэропорта. В действительности ангары менее всего подходят для авиационных проектов. Чаще всего в ангарах гораздо теплее в летнее время года и холоднее в зимнее, чем на улице. Они повсеместно плохо освещены и редко когда находятся около вашего дома.

Не зависимо от того, где происходит сборка самолета, следует подумать об удобствах. Инвестиции в комфорт, в некоторое подобие климат-контроля, хорошее освещение и рабочий стол удобной высоты, резиновые коврики на бетонном полу – с лихвой себя окупят.

Шаг 4. Где взять деньги на самолёт?

На втором месте после времени стоит вопрос денег. Во — сколько обойдется стоимость постройки самолёта? Здесь нет ответа, подходящего для всех: в среднем подобные проекты стоят от $50000 до $65000, а реальная стоимость может быть как ниже, так и значительно выше. Строительство самолета – это как поэтапная выплата кредита, важно правильно оценить весь объем требуемых ресурсов, как финансовых, так и временных до начала активной фазы вложений.

Распределение расходов на проект начинается с определения задач, которые будет решать самолет. Современные производители воздушных судов готовы установить на свою продукцию всё, чего только можно пожелать. Домашние самолётостроители, в свою очередь, точно знают, чего они хотят. Если самолет не будет летать по приборам, то и необходимости ставить на него оборудование для полёта по приборам нет. Нет необходимости летать ночью – зачем ставить взлетно-посадочные огни за 1000$. Винт постоянного шага стоит в три раза меньше винта постоянной скорости, и в большинстве случаев не сильно проигрывает винту постоянной скорости в экономичности полёта.

Правильный вопрос – откуда взять деньги? Богатая тётушка Прасковья не оставит вовремя завещание для финансирования строительства, так что придется повременить с поездкой на юг, либо увеличить свои доходы.

Шаг 5. Где набраться ума?

В действительности, это не так уж и трудно. Самолёты домашней постройки – это обычные механические устройства. Механические узлы управления, простая и доступная для понимания электрика, почти нет гидравлики – всё можно изучить и собрать самому. Стандартный авиационный двигатель, например, состоит из четырех шлангов, трех кабелей и двух проводов. Ну, а если знаний недостаточно, можно всегда почерпнуть недостающие пробелы за учебниками и мануалами.

Техника самолётостроения простая и очевидная. Клепка может быть освоена за один день, сварочное дело потребует больше по времени, зато весело и почти даром. В повседневной жизни очень много вещей изготавливается из дерева, техника и инструменты обработки древесины доведены до совершенства, причем всё можно освоить через Интернет и Youtube.

Если при изучении новой информации вам лучше всего подходит структурированная подача материала, то можете взять уроки мастерства в самолётостроении. Подобные мероприятия проводят производители кит наборов и некоторые частные строители.

Всесторонняя поддержка необходима

Если мечта летать на своем самолете не покидает вас, а энтузиазм переполняет вас до самого верха, то ускорить работу над проектом поможет поддержка со стороны пилотов- единомышленников.

Советы, как ускорить работу над проектом – помощь профессионалов и КИТ наборы

Одна из причин роста числа домашних самолётостроителей – появление КИТ наборов. Большинство самолётов в прошлом были построены с нуля. Строители приобретали набор чертежей для самолёта на свой выбор (либо на свой страх и риск конструировали сами), а затем заказывали материалы для изготовления деталей и узлов.

Вот несколько советов для тех, кто решил пойти этим путём:

Если же вы не готовы делать самолёт с чистого листа, тогда есть смысл задуматься над покупкой КИТ – набора. Изготовитель КИТ — набора может предоставить точные и готовые к сборке детали самолёта при серьезной экономии ресурсов и материалов по сравнению со строительством с нуля. Сборочные инструкции, в отличие от инженерных чертежей, помогут сэкономить несчетные часы на рассуждения по поводу того, как детали сопрягаются друг с другом. Такая экономия времени приведет к тому, что в ваших силах будет собирать более сложные и высокотехнологичные самолёты. Сегодняшние КИТ наборы охватывают поразительно широкий спектр моделей, начиная от деревянных и тканевых, например Piper Cub, до композитных моделей по стоимости сравнимых с Citation.

Вот список производителей КИТ наборов, который авиастроители могут найти полезными:

КИТ – наборы Piper Cub PA-18 и его реплик

КИТ – наборы самолетов RV

КИТ – наборы самолётов C.C.C.P.

КИТ – наборы самолётов Ultra Pup

КИТ – наборы самолётов CH-701, а также Зенит, Зодиак и Bearhawk

Для того, чтобы узаконить полёты на самолете домашней постройки придется пройти процедуру получения сертификата единичного экземпляра воздушного судна (ЕЭВС, подробнее здесь).

Возможно строительство не для всех. Если вы любите работать руками и головой, знаете к кому обратиться за поддержкой, имеете достаточно средств для покупки грузового пикапа и у вас есть место для его хранения, вам должно быть под силу сделать свой самолёт. Конечно это занятие не для всех, но те, кто этим занимается, считают этот опыт одним из самых волнующих и радостных моментов в своей жизни.

Настало время турбореактивных аппаратов для всех желающих.

image

Игорь со своим дружбаном в феврале засели за винишком и задумали построить планер легче 115 кг (чтобы хакнуть Росавиацию). Ставить электромоторы было не круто, поэтому они поставили турбореактивные движки. Потому что могут.


10 ноября 2018 был совершен первый полет на самодельном планере весом до 115 кг с турбореактивным приводом (2х30кг JetCat P-300 Pro). Даже петлю Нестерова выполнили.

Под катом — экспресс фотоотчет (очень хочется побыстрее поделиться новостью, поэтому не ругайте за видео с мобильника и прочие ляпы).

image

Игорь Волков, легендарная личность среди пилотов.

image

image

Сначала мы думали, кто коня привёз на аэродром? Оказалось это планеровозка.

image

Бережно бережно вытаскиваем его на свет.

image

Транспортируем к месту старта.

image

image

Дуть в спидометр захотели многие.

image

image

image

Защитная сетка не предусматривается. От птиц придется увихиваться.

image

Конструктор аппарата смеется над теми, у кого нет своего турбореактивного самолета.

image

Пульт Futaba, хотли привязать скотчем к ноге, потом все же синей изолентой — к приборной панели.

image

Заправляем гибкий бак, 10 литров керосина, 0.5 литра масла.

image

Заправочная станция — не, не слышал.

image

Тестируем тягу на земле. Держите меня трое!

image

Гармоничность форм притягивает взгляд. Планер не может не быть некрасивым.

image

image

image

image

Торжественное отдирание пленки. Первый (пилот) и главный (конструктор).

image

Ну ладно, уговорили, возьму парашют.

image

Аккуратненько залазим.

image

Вроде поместился.

image

Откуда крепление? Со скафандра!

image

Да я вроде уже привыкла что делает мой муж.

image

А эта фиговинка зачем?

image

Я тебе тут мануал положил, если что — читай.

image

Видишь эту пимпочку?

image

А это я, вечно ношу огнетушители.

image


Торжественная речь перед взлетом и привет чиновникам.

image

Какой-то лось прицепился к крылу.

image

image

Отрыв от земли.

image

image

Приземление.

image

Аплодисменты!

image

Хочешь летать — пожалуйста.

image

Тренировка молодых.

Второй взлёт:

image

А это щенок алабая. Об него грели руки, потому что дубак был лютый.

Вывод дня: Каждый уважающий себя мужик должен иметь свой турбореактивный двигатель.

Скоро будут хорошие видеоролики (в т.ч. с мёртвой петлёй) и подробное описание аппарата. Ну а я, вдохновленный турбореактивными летунами, продолжаю собирать свой реактивный ранец.

image

Кто хочет записаться на тренировку (в Москве) и стать первыми россиянами (всего 10 мест), которые полетают на реактивном ранце — пишите тут:

image


Кстати, компания RUVDS заинтересовалась реактивным ранцем и помогает штурмовать облака.


Сделанный Сергеем двухместный Piper J3-Cub – аналог бывшего американского учебного самолета армии ВВС США 1934 года выпуска – знают все омские частные пилоты. Самолетами инженер по образованию и призванию увлекается с детства. С возрастом у хобби изменились только размеры: ­маленькие ­модели превратились в реальные машины.

Крылья – из сосны, фюзеляж – из труб
На вид Piper J3-Cub выглядит беззащитным: пустой, он весит всего 330 килограммов.


Что интересно, построил его Сергей из матери­алов, которые можно купить в любом хозяйственном магазине или на стройрынке. «Матери­алы достаточно простые: обшивка – из ткани, крылья – из дерева, фюзеляж – из стальных труб.


Сегодня в самолетостроении применяют дюраль, а в 30-е годы крылья делали исключительно из дерева. И получалось достаточно прочно. Я решил воспользоваться старой технологией и сделал крылья из ангарской сосны. Она ­считается лучшим ­материалом для этих целей.


Летчику построившему самолет своими руками, фото №2
Летчику построившему самолет своими руками, фото №3
Летчику построившему самолет своими руками, фото №4
Летчику построившему самолет своими руками, фото №5

Это функция, которая помогает Вам делать ставки автоматически, в случае, если Вашу ставку перебивают.

Допустим, другой участник делает ставку 2 000 грн. Тогда система автоматически сделает Вашу ставку 2 001 грн. И только в случае, если кто-нибудь сделает ставку больше чем 5 000 грн., Вы получите уведомление о том, что Ваша автоставка перебита.

Замок Астолат (Astolat Castle) – один из самых дорогих кукольных домиков в мире. Он построен в виде крепости, весит более 360 кг, его высота превышает 2,5 метра. Внутренняя часть разделена на 29 комнат, обставленных высококачественными миниатюрами.

Между Зальцбургом и Каринтией (Австрия) среди гор пролегает дорога Гросглоккнер (Großglockner), которая была построена в первой половине XX века. После Первой мировой войны австрийская экономика переживала далеко не лучшие времена, поэтому даже.

В голландском городе Неймеген (Nijmegen) археологи провели раскопки на месте строительства будущего жилого дома и откопали древнеримскую чашу, выполненную из синего стекла. Артефакт сохранился в идеальном состоянии, и, несмотря на то, что ему минимум.

Известный коллекционер Бернард Экштейн (Bernard Eckstein) родился в 1894 году, был талантливым руководителем: управлял Синдикатом суданских плантаций, на которых выращивали хлопок, был партнёром горнодобывающей компании Wernher, Beit & Co.

Мастера доколумбовой цивилизации моче (Moche), которые обитали на территории нынешнего Перу, а именно на побережье Тихого океана, прославились своими ювелирными шедеврами. Ими сделана эта пара золотых ушных раковин – изделий, которые вставлялись в.

Ценители античной нумизматики и все, кто интересуется древней историей нашей страны, по достоинству оценили очень редкое и высокохудожественное подражание ауреусу Римской империи, изготовленное в 3-й четверти 3 века ювелирами готского племенного союза.

В прошлой статье мы представляли 20 франков Людовика XVIII - последнего Людовика на французском престоле. Сегодня мы представляем монету номиналом в 40 франков Луи Филиппа Орлеанского. Луи Филипп был представителем Орлеанского дома - младшей ветви.

Читайте также: