Лэпбук васюткино озеро как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Содержание рассказа

Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.

В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.

Главные герои рассказа Васюткино озеро

Далее по сюжету рыболовы ремонтируют сети. В это время мальчик Васютка уходит за кедровыми орехами. Время от времени школьник заглядывает в привезённые из города учебники. Постепенно на деревьях почти не остается шишек, и мальчик решает уйти в дальний поход на их поиски. Мать велит ему взять с собой спички, краюшку хлеба и ружье. Обстоятельства меняются, и мальчик понимает, что не знает, куда дальше двигаться.

Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.

Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.

Утром Васютка замечает косяки рыб около берега. Тут до него доходит, что это речные, а не озерные виды. Соответственно, где-то должно оказаться место, откуда вытекает река. Она и должна его привести к Енисею.

Автор рассказа Васюткино озеро

Мальчику приходится переночевать на берегу Енисея. Утром до него доносится звук рыболовного катера. Мальчик начинает стрелять из ружья и громко кричать. Наконец, его замечают. Капитаном лодки оказывается дядька по имени Коляда. Он забирает его на борт и везет Васютку к родным, которые к тому моменту уже неделю ищут его в тайге.

Персонажи в рассказе Васюткино озеро

Сюжет

Григорий Шадрин имеет бригаду рыбаков. Ловля не пошла, так как вода в реке поднялась, и рыба опустилась на глубину. Команда перешла в другое место, в ожидании осенней путины. Они ловили рыбу переметами, ремонтировали снасти. С ними был мальчик Вася, который уделял время изучению учебников из школы. Также он приносил любое лакомство рыбаков – кедровые орехи. Когда вблизи шишек на деревьях не было, мальчик отправился в глубину тайги. С собой он взял спички, хлеб и ружье. Шел по зарубкам на деревьях. Но по пути назад увидел глухаря, которого подстрелил. Забрав птицу, мальчик понял, что заблудился. В пути было найдено озеро – там было много рыбы и непуганой дичи. Вода в озере была речной, и вскоре Васютка нашел реку. Там его подобрал рыбацкий катер и доставил к отцу. Это озеро дало большой доход. Его называли в честь Васютки – Васюткиным озером.

Главный герой

Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:

  • он игривый, любит похвастаться;
  • ему нравятся приключения;
  • мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.

Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:

  • мужество и выдержка;
  • рассудительность;
  • смекалка.

Одновременно он не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.

Краткое содержание рассказа Васюткино озеро

Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.

2. Что лежит в основе произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в)повествование о приключениях героя в тайге.+

3. Васютка ходил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

4. Каким образом Васютка заблудился в лесу: а) отстал от группы; б) погнался за глухарём;+ в) сбился с дороги.

5. Благодаря чему Васютке удалось спастись в лесу? а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.+

6. Ольга Фёдоровна это: а) мама Васютки; б) учительница; + в) бабушка.

7. Какое открытие сделал Васютка, когда увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; + в) ветер принесёт непогоду.

8. Чем Васютка привлёк внимание матросов катера: а) громкими криками; б) выстрелом из ружья;+ в) дымом костра.

9. Васютка не любил: а) кедровок; + б) глухарей; в) дятлов.

10. Что делали родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его;+ в) продолжали искать и надеяться.

12. Как Васютка провёл ночь в лесу: а) закутавшись, возле костра;+ б) на дереве; в) в берлоге.

13. Как зовут птицу, которую убивают с помощью собаки? а) глухаря;+ б) кедровку; в) утку.

16. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес? а) идёшь в лес – бери ружьё! б) идёшь в лес – бери компас! в) идёшь в лес – бери еду и спички!+

17. Что предвещает проявление звезд на небе по словам деда? а) холодную погоду; + б) дождь; в) тепло.

19. Как звали старшину рыбосборочного бота? а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.+

20. Родители искали Васютку: а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.+

II вариант.

1. Что давал рыбакам мальчик? а) Орехи+ б) Грибы в) Ягоды

2. Выберите, какую из этих птиц встретил Васютка в лесу? а) Куропатку б) Тетерева в) Кедровку+

3. Что лежит в основе данного произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.+

4. По какой причине Васютка бродил по лесу? а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

История создания

Васюткино озеро В. П. Астафьев

Год написания — 1956

Жанр — рассказ.

Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле.

Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки

Идея рассказа. Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

Главные герои: Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

Ключевые особенности

Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:

  1. Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
  2. Неторопливость. События развиваются неспешно.
  3. Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
  4. Минимальное количество персонажей.

Астафьев любит использовать в своих произведениях метод сравнения. Также он прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как будто оживают. Писатель задействует местные слова и выражения, чтобы добавить героям образности.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.


Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.




а)1 б)2 В)5 4)Сколько было герою лет, когда он заблудился? а)7 б)10 В)13 5)Как звали собаку мальчика? а) Трезор; Б) Дружок; в) Жучка 6)Чего не было у Васютки с собой?



А) топора; б) соли; в) хлеба; г) спичек. 7)Какие черты характера мальчика вы можете назвать? 8)Почему он заблудился? 9)Какие таёжные законы помогли ему выжить? 10)Чему у Васютки тебе можно научиться?


Рекомендуем посмотреть:

Жанр: рассказ.

Тема произведения: человек и природа.

Число страниц: 16.

Главные герои и их характеристика

  1. Васютка. Мальчик 13 лет. Смелый и решительный, умелый охотник, находчивый, неунывающий.
  2. Григорий Шадрин. Его отец. Бригадир рыбаков. Суровый, добрый.
  3. Дед Афанасий. Старый, торопливый, суетливый.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Пойдя в тайгу за шишками, Васютка заблудился. Пользуясь своими знаниями о тайге, мальчик находит дорогу домой.

Сюжет – краткое содержание

  1. Васютка отправляется в тайгу за шишками и пытается подстрелить глухаря.
  2. В погоне за птицей он теряет затеси и понимает, что заблудился.
  3. Васютка пугается, но быстро приходит в себя и ночует в тайге, приготовив на костре глухаря.
  4. Васютка решает идти на север и вскоре находит озеро, полное речной рыбы.
  5. По озеру Васютка добирается до протоки, а потом и до Енисея, где его подбирает баркас.
  6. Васютка показывает отцу полное рыбы озеро, и озеро называют в его честь.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Васютка решал, в какую сторону ему идти в тайге. Он знал, что нужно выйти к Енисею, но не знал, в какой тот стороне. И мальчик решил идти на север, чтобы выйти в тундру, где легче ориентироваться.

План произведения для пересказа

  1. Мало рыбы.
  2. В лес за шишками.
  3. Глухарь.
  4. Погоня.
  5. Потерялся.
  6. Первая ночь в тайге.
  7. На север.
  8. Озеро и утки.
  9. Много рыбы.
  10. Вдоль озера.
  11. Вдоль протоки.
  12. На берегу Енисея.
  13. Баркас.
  14. Как Васютку встретили дома.
  15. Васютка ведет рыбаков.

Главная мысль

Если не впадать в отчаяние и не паниковать, выход можно найти из любой ситуации.

Чему учит эта книга

Рассказ учит мужеству и решительности, учит уметь применять имеющиеся знания. Учит действовать не спеша, но без промедления. Учит тому, как выживать в тайге.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот красивый рассказ. Васютка был ещё мал, многие взрослые терялись в тайге, но Васютка сумел собрать волю в кулак и вышел к людям. Он проявил настоящий героизм, ведь он был совершенно один в бескрайнем море тайги.

Новые слова и выражения

Затеси – зарубки на деревьях.

Шабаш – конец делу.

Путина – период лова рыбы.

Пословицы к произведению

На бога надейся, а сам не плошай.

Тайга что море, кто её не знает, тому горе.

Кто идёт вперед, того страх не берёт.

Кто ищет, тот всегда найдёт.

Упорства хватит – и сквозь землю пройдёшь.

Микропересказ : Мальчик-школьник теряется в тайге и выходит к заповедному озеру, полному рыбы. Найдя дорогу домой, он приводит к новому месту рыболовную бригаду своего отца, после чего озеро называют его именем.


Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.

Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но желтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей. Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.

В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.

На ночь Васютка устроился здесь же. Под утро он услышал звук, который могла издавать только выхлопная труба рыбосбо­рочного катера-бота. Мальчик бросил в костёр все припасённые дрова, начал кричать, стрелять из ружья, и его заметили. Капитаном бота оказался знакомым дядькой Колядой. Он и доставил Васютку к родным, которые уже пятый день искали его в тайге.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: