Лэпбук своими руками профессии

Обновлено: 08.07.2024


Цель лэпбука: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

-помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;

- формировать осознанно-правильное отношение к труду.

- развивать интерес к различным профессиям;

- развивать связную речь, мышление, внимание, воображение, память;

- развивать познавательные и творческие способности детей; мелкую моторику рук.

-развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;

- воспитывать уважение к труду взрослых.

-вызвать интерес к окружающему миру;

-расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)

Цель игры: дополнить и обобщить знания детей о профессиях.

Ребенок должен достать карточки с изображением разных

профессий из кармашка и назвать их.

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии, развивать связную речь, логическое мышление.

Игра включает в себя картинки с изображением картинок орудий труда и материалов.

Ребёнку предлагается сложить цепочку из картинок с

изображением разных предметов труда, необходимых для работы


3.Перед нами задумчивый смайлик, дали ему задание вспомнить, люди каких профессий носят халаты, фуражки/пилотки


1. Люди, каких профессий носят халаты?

2. Люди, каких профессий надевают фуражку, пилотку?

4.Поговорки о профессиях

упражнений на развитие звукового анализа и синтеза, для закреплений счёта.

Задания: сколько в слове букв, покажи в слове букву (О, (А).

6. Кармашек «Пальчиковые игры - упражнения на развитие речи, координацию движений, развитие мелкой моторики.

7.Скороговорки о профессиях.

Цель: учить отгадывать загадки, закреплять знания о профессиях людей.

Цель: развитие логического мышления, тренировка внимания, памяти, воображения.



Автор воспитатель Кочеткова Елена Владимировна.
Назначение пособия:пособие предназначено для детей дошкольного возраста с целью ознакомления с профессиями пекарь, хлебопек, комбайнер.
Цель: создать условия для формирования знаний детей о мире профессий.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду. Расширить знания детей о профессии хлебороб,пекарь, комбайнер. Обогатить знания детей о хлебе и его видах. Воспитывать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих самое главное богатство страны-хлеб.
Собрать материал о профессиях людей, изготавливающих хлеб в одну папку.
Дидактические игры "Расскажи о профессии". По схеме дети могут рассказать о "Хлебных профессиях"



Дидактическое пособие" Хлебные зерновые культуры" Содержит рисунки и сами зерна разных культур, чтобы ребенок мог потрогать и различать ту или иную культуру друг от друга.





а так же собраны стихи и пословицы, загадки о хлебе и хлебных профессиях.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари)



Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.




Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.


Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме






Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:

Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников












В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня мы хотим познакомить вас с интересным способом организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, с интересным методическим пособием – лэпбук.

Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

На наш взгляд, лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лэпбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т.д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  4. Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми). Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого, педагога или родителя) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лэпбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.

Создание группового лэпбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели), так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.

При создании коллективного лэпбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лэпбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.

Этапы работы над лэпбуком:

  1. Выбор темы, мотивация детей к работе над лэпбуком;
  2. Совместное составление плана (содержания) лэпбука;
  3. Разработка макета;
  4. Поэтапное создание лэпбука.

На наш взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лэпбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лэпбуков.

Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.

Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.

Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.

Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

Ознакомление детей с миром профессий взрослых мы решили начать с профессии Кондитер. Эта профессия знакома и интересна детям с детства, видя как готовят их мамы и бабушки.

Пятый кармашек сборник стихов по профессии, шестой кармашек с загадками о предметах, необходимых кондитеру, продуктах питания, овощах, фруктах и с пословицами.

Литература:

  1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. С. 162 164.
  2. Кураев, Г. А. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. 146с.
  3. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2021. — №15. 2. — С. 136138. —
  4. Это интересно! [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  5. Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. —

При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.

Информационный блок

В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.


Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.


План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать

Стихотворения

В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:

  • Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
  • Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
  • Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
  • Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.

Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.

Загадки

Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:

  • Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
  • Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
  • Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).

Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.

Пословицы, поговорки

В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:

  • Ремесло за плечами не виснет.
  • Повар и духом сыт бывает.
  • Кашевар живёт сытее князя.
  • Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Не все те повара, у кого ножи длинные.

Игровой блок

В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.



Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион



Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв



Ответ: почтальон



На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий



На этих картинках ребята ищут 5 отличий



На этих картинках детям нужно найти 10 отличий

Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии



Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит



Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки



Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки



Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины



Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией



Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях



Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания



В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны

Какие материалы должен содержать лэпбук

Внутреннее содержание пособия может варьироваться по желанию его создателей, фантазия здесь безгранична. Обычно подбор материала зависит от возраста детей, принято ориентироваться на группы от 4 до 6 лет и от 7 до 10 лет.

В лэпбук о профессиях для детей средней группы можно включить такие развивающие элементы:

Это же пособие может служить основой и для лэпбука для детей постарше, однако некоторые элементы нужно заменить более сложными. Например, можно добавить такие задания:

Пособие

Разные авторы пособий предлагают широкий выбор различных игр (лото, пазлы, ассоциации), ребусов, кроссвордов, конкурсов и викторин. Например, можно предложить ребенку поиграть в парикмахера, подставляя к вырезанному лицу человека различные варианты причесок, или во врача, используя картинки с атрибутами (градусник, таблетки, стетоскоп, шприц).

Как использовать лэпбук в детском саду и дома

Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:

  • для презентации нового материала по теме;
  • для отработки полученных знаний;
  • для закрепления и повторения материала.

Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.




Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.


Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме











Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.


Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств

Какие игровые элементы включают в макет и почему

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения

Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации


Именно благодаря таким необычным элементам лэпбуки очень нравятся малышам

Преимущества для дошкольников и педагогов

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:


Обычно титульный лист папки уже сообщает о её теме

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:

Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников














Разработан для старшего дошкольного возраста. Лэпбук поможет познакомить с профессией фермера, домашними животными и растениями, которые могут выращиваться на ферме. Цель: Закрепление знаний дошкольников о профессии фермера. Задачи: 1) Развивать у детей познавательный интерес,…

При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.

Информационный блок

В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.


Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.


План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать

Стихотворения

В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:

  • Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
  • Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
  • Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
  • Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.

Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.

Загадки

Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:

  • Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
  • Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
  • Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).

Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.

Пословицы, поговорки

В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:

  • Ремесло за плечами не виснет.
  • Повар и духом сыт бывает.
  • Кашевар живёт сытее князя.
  • Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Не все те повара, у кого ножи длинные.

Игровой блок

В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.



Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион



Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв



Ответ: почтальон



На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий



На этих картинках ребята ищут 5 отличий



На этих картинках детям нужно найти 10 отличий

Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии



Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит



Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки



Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки



Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины



Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией



Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях



Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания



В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны

Что представляет собой лэпбук

Это дидактическое пособие, используемое учителями и родителями для более простого восприятия ребенком материала, который преподносится в привлекательной игровой форме. Его применение эффективно на развивающих занятиях для детей старшего дошкольного и иногда младшего школьного возраста

Тематика лэпбуков может быть разная, но чаще всего их применяют для освоения знаний, не относящихся к основной учебной программе. Яркая папка привлекает внимание ребенка, а задания и интерактивная составляющая вовлекают малыша в процесс познания путем непосредственного участия, а не выслушивания скучных рассказов учителя.

Как использовать лэпбук в детском саду и дома

Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:

  • для презентации нового материала по теме;
  • для отработки полученных знаний;
  • для закрепления и повторения материала.

Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.

Читайте также: