Лэпбук на звук р своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 16.09.2024

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

Лэпбукинг — популярный метод домашнего обучения, который используют родители и педагоги по всему миру, однако в России о нём ещё мало кто знает. Лэпбук, также известный как интерактивная папка — это картонная книжка с разворотами, интересными вкладышами, кармашками, вращающимися и выдвижными деталями: незаменимая вещица в каждый детсад. Обычно в такой папке собирают материал по одной теме: цвета, животные, исторические факты. Логопед, в свою очередь, вооружён играми и заданиями для развития речи.

Инновационные технологии в логопедии в рамках ФГОС


Обратите внимание! Инновационные технологии — это новые, нестандартные методики, по сути являющиеся дополнениями к общепринятым. Они являются результатом деятельности педагога.

Лэпбукинг в логопедии также не что иное, как инновация, комплекс методик которой непременно выведет звукопроизношение на уровень. Своего рода презентация, где вместо слайдов используются занимательные материалы.

Логопедический лэпбук, шаблоны

Цель пособия — автоматизация звуков в речи воспитанника

  1. Способствовать формированию интереса детей к обучению.
  2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
  3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
  4. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.

Важно понимать, почему этот способ настолько эффективен для детей и, следовательно, любим довольными родителями. Лэпбук по логопедии решает своеобразный конфликт между обучаемостью и усидчивостью ребёнка: яркие картинки и игровая форма обучения помогут привлечь и удержать внимание непоседы, а простота методики позволит педагогу добиться результатов от обучаемого в короткие сроки.

К плюсам можно отнести:

  • Информативность
  • Вариативность
  • Возможность работы в группе
  • Развитие мелкой моторики
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка

Также пособие помогает решать коррекционно-развивающие задачи:

Воспитание навыков словообразования: слов с увеличительными оттенками волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.); глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.). Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый); Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель) и т. д.

Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

  • Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (оформить статью);
  • Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, большая рука). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (лисья нора, беличье дупло);
  • Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Развитие самостоятельной связной речи:

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Краткий рассказ по картине (в объеме 5-7 предложений). Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок; Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).


Шаблон для логопедических лэпбуков

Материал в пособии всегда условно поделен на 4 блока, каждый из которых включает в себя специальные задания:

  1. постановка звука: артикуляция, дыхание. Пример: блок артикуляции, содержащий карточки с изображениями и зеркальце — обязательный спутник для упражнений губ и языка (рис. 3);
  2. автоматизация в слогах;
  3. автоматизация в словах и фразах: включает в себя игры на развитие слуха и звуко-буквенного анализа, а так же лексических категорий;
  4. Автоматизация в связанной речи: скороговорки, рассказы и т. д.


Как сделать лэпбук своими руками в детском саду

Изготовить такую книжицу самому очень просто. Ниже будет описан один из вариантов создания.

Нам пригодится: цветной картон; пластиковые папки; папки-конверты; цветная бумага; картинки и другие принадлежности для игр.

Всё, что нам остаётся — сшить пластиковые папки между собой, добавить фон с помощью картона и прикрепить все конвертики и кармашки, в которых разместится интерактивный материал.

Уголок логопеда в детском саду, оформление

Уголок логопеда в детском саду должен быть правильно оформлен.

Идеи для оформления уголка логопеда в детском саду

В условиях дошкольного образования существует два способа логопедического образования детей:

  • специально отведённый уголок
  • отдельная группа логопеда

Помимо занятий непосредственно с логопедом, ребёнок должен закреплять полученный материал, таким образом в группах не будет лишним логопедический уголок.


Обратите внимание! Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС): помимо игр обязательно зеркало для тренировки артикуляции, соответствие возрасту, важно обеспечить обновление материала.

Что должно быть в логопедическом уголке в группе детского сада

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, требования, предъявляемые к учителю логопеду в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Также ему приходится искать новые идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, применять инновационные технологии в логопедии, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Таким образом, лэпбук — обязательный атрибут в логопедический уголок в каждом ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лэпбук Коррекция звукопроизношения у детей, звуков Р и Л. Осипенко Р.И.

  • Цель:
  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Р и Л в словах, и фразах;
  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Первая страница

  • Цель: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами груша или яблоко.
  • Образец: одна груша, две груши, три груше, четыре груше, пять груш и т.д.

Пусть ребенок произнесёт его, а потом расскажет, что нарисовано на картинке. Важно: играя ребенком. Произносить каждую букву, которая есть в пазле, вслух, чтобы он быстро смог усвоить слово.

Четвертая страница

Пятая страница игра

Шестая страница игры

Ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому — с другим (зонтики разложены вперемешку на столе






Упражнение "Произнеси звук" в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное





на следующих сторонах представлено:
Живая картинка





Упражнение на согласование существительного с прилагательным "Будем говорить правильно"



Раскраски, рассказы-добавлялки,д/и "Что наденем на прогулку?", упражнение "Улитка"



Игра "Бродилка", Составь рассказ по картине и чистоговорки в картинках

как сделать лэпбук: мастер-класс

Тема для лэпбука

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
С другой стороны, я делала обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

План

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, вот мой план для лэпбука к 1 сентября:
1. Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.
2. Познакомить ребенка с правилами школьной жизни (дисциплина и т.п.).
3. Поговорить о безопасном пути от дома к школе.
4. Портфель школьника - что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.
5. Дать материал по празднованию 1 сентября и организации учебного процесса в других странах мира.
6. Дать понятие о том, что ждет на первых уроках в школе с помощью образцов учебников (для интереса - старинных, из детства пап и мам).
7. Для развития речи - пословицы.
8. Для поддержки интереса - календарь ожидания 1 сентября.

Макет

Следующий этап самый интересный :) Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

как сделать лэпбук
Эскиз лэпбука на листе А4

Элементы для лэпбука

Я здесь привожу фото элементов лэпбука, которые использую сама, по разному комбинируя их в разных папках.

элементы лэпбука - кармашки

Фигурные кармашки.

элементы лепбука - кармашки

Конвертики обычные.

элементы лэпбука - конвертики

Конвертики фигурные.

элементы лэпбука - конверты

Вращающиеся круги.

элементы лэпбука - подвижные круги

Книжки простые.

элементы лэпбука - мини-книжки

Книжка-гармошка.

элементы лепбука - книжка-гармошка

Блокнотик разрезной.

элементы лэпбука - блокнотик

Блокнотик со страницами разной длины.

Лист, сложенный в два раза.

элементы лэпбука

Лист, сложенный в четыре раза.

элементы лэпбука

Полоса, сложенная в несколько раз.

элементы лэпбука - свернутый лист

Создание шаблона


Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Так как у меня есть опыт работы проектировщиком, то я делаю свои шаблоны на компьютере - там мне легче чертить всякие квадратики:)
Я работаю в специальной автоматизированной системе проектирования. В которой и создаю свои чертежи.
А иллюстрации рисую либо сама, либо мне помогает мой сын - он умеет рисовать на графическом планшете.

Подробнее об этом можно прочитать в посте: "Как я делаю лэпбуки".






Упражнение "Произнеси звук" в виде паровозика с вагончиками. В каждом вагончике спрятано животное





на следующих сторонах представлено:
Живая картинка





Упражнение на согласование существительного с прилагательным "Будем говорить правильно"



Раскраски, рассказы-добавлялки,д/и "Что наденем на прогулку?", упражнение "Улитка"



Игра "Бродилка", Составь рассказ по картине и чистоговорки в картинках

Читайте также: