Лентопротяжный механизм своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Как видно из рисунков, лентопротяжный механизм состоит из подающего подка-тушника 1а, на котором располагается катушка 16 с магнитной лентой, направляющих стоек 2 и 6, стирающей 3 и универсальной 4 магнитных головок, ведущего вала 5, установленного в центре диска электропроигрывателя 10 направляющего ролика 7 и приемной катушки 9, установленной на верхней площадке ведущего вала 8.

Магнитная лента Л с катушки 16 проходит направляющую стойку 2, магнитные головки 3 и 4, направляющую стойку 6, огибает ведущий вал 8, направляющий ролик 7 и поступает на приемную катушку 9. Протягивание ленты с постоянной скоростью осуществляется обрезиненной поверхностью канавки ведущего вала, а подмотка ленты производится за счет мягкого сцепления приемной катушки 9 е верхней пло­щадкой ведущего вала, на котором эта катушка установлена. Направляющий ролик обеспечивает угол огибания магнитной лентой ведущего вала, близкий к 180° что позволяет получить хорошее сцепление ленты с обрезиненной поверхностью ведущего вала. Правая катушка с лентой подтормаживается благодаря мягкому сцеплению с подающим подкатушником, тем самым обеспечивается необходимое натяжение ленты и прилегание ее к рабочим поверхностям магнитных головок. Для равномерной отдачи на высоких частотах лента прижимается к рабочей поверхности универсальной голов­ки 4 лентоприжимом 5 (на рис. 1 он не показан). Обратная перемотка ленты данным лентопротяжным механизмом не предусмотрена. Для нормальной работы лентопротяж­ного механизма нужно, чтобы диаметр катушки, на которую наматывается лента, был не меньше ведущего вала.

Основной частью лентопротяжного механизма является ведущий вал 8 (рис 3). Он состоит из латунного или дюралюминиевого барабана (рис. За) и оси для катушки с лентой (рис. 36), выточенной из латуни. Ось крепится на верхней площадке барабана винтом МЗ через отверстие снизу барабана. Как указывалось выше, для устранения проскальзывания магнитной ленты в барабане поверхность канавки обрезинена. С этой целью из куска бывшей в употреблении велокамеры (мягкой и эластичной, без бугров и трещин) вырезают кольцо шириной 10 — 12 мм с ровными краями, без заусенец. С большим усилением резиновое кольцо натягивают на барабан и ровно укладывают в канавку так, чтобы резина полностью закрыла ее дно, где проходит магнитная лента.

Для получения скорости движения магнитной ленты 9,53 см/с диск электропроиг­рывателя, а следовательно, и расположенный на нем барабан, должны вращаться со скоростью 33 1/3 об/мин. Диаметры барабана и выточки (с учетом толщины резины) должны соответствовать величинам, указанным в числителе. Если требуется получить скорость движения магнитной ленты 19,05 см/с, то следует руководствоваться разме­рами, приведенными в знаменателе. Диск электропроигрывателя при этом должен вра­щаться со скоростью 78 об/мин. Имея два ведущих вала, можно с помощью подобной приставки получить две скорости движения магнитной ленты.

Эскизы других деталей лентопротяжного механизма приведены на рис. 4. Подка-тушник (рис. 4а) правой катушки представляет собой дюралюминиевую или текстолито­вую планшайбу, которая устанавливается на ось (рис. 46), выточенную из латуни. На верхнюю плоскость планшайбы наклеивают фетровое кольцо (рис. 4в). Подающая ка­тушка с магнитной лентой во время рабочего хода скользит по фетру с некоторым трением, благодаря чему создается необходимое натяжение ленты. Подкатушник уста­навливается в правом верхнем углу горизонтальной панели под катушкой 16 (см. рис. 1). Крепится он с помощью винта МЗ, проходящего снизу панели через центр планшайбы в нижний конец оси (рис. 36), имеющий нарезное отверстие.

Направляющий ролик (рис. 4т) вытачивают из латуни или бронзы. Он должен свободно вращаться на своей оси (рис. 4д), выточенной из стали. Для того чтобы ис­ключить вертикальное перемещение направляющего ролика, в торец оси ввинчивают винт МЗ с плоской головкой диаметром 7 — 9 мм. К панели направляющий ролик кре­пится с помощью винта, который проходит снизу панели и ввинчивается в утолщенную часть оси.

Лентоприжим состоит из скобы (рис. 4е), изготовленной из стальной проволоки ВС-1 диаметром 0,5 мм, и фетровой подушечки (рис. 4ж), приклеенной к латунной пластине (рис. 4з) (пластина укреплена на скобе). Пружинящую скобу запрессовы­вают в направляющую латунную колонку (рис. 4и). Для упрощения конструкции лентопротяжного механизма фетровая подушечка все время прижата к рабочей по­верхности универсальной головки. В процессе зарядки магнитной ленты в лентопро­тяжный механизм пружину с фетровой подушечкой отводят от головки и протягивают ленту в нужном направлении, после чего пружину отпускают. При сборке механизма степень прижима фетровой подушечкой магнитной ленты к рабочей поверхности уни­версальной головки подбирают поворотом направляющей стойки; закрепляют стойку в нужном положении винтом, проходящим снизу панели.

Следует иметь в виду, что сильный прижим ленты приводит к большой неравно­мерности ее движения при протяжке. Собирая механизм, особое внимание надо обра­тить на правильную установку магнитных головок на плате. При движении ленты справа налево (это имеет место в рассматриваемой магнитофонной приставке) первой дорожкой является нижняя. Поэтому магнитные головки надо установить, как пока­зано на рис. 5. В этом случае на приставке можно будет воспроизводить магнито-фильмы, записанные на любом двухдорожечном магнитофоне с соответствующей стан­дартной скоростью.

На рис. 6б и 6в показаны передняя стенка, на которой расположен громкоговори­тель (он закрывается пластмассовой декоративной решеткой) и задняя стенка с вен­тиляционными отверстиями.

Равномерное протягивание ленты зависит от тщательности изготовления деталей и отсутствия перекосов. Важное значение имеет и правильное расположение приставки относительно диска электропроигрывателя (лента не должна иметь каких-либо пере­косов). Для этого в нижнем основании корпуса находятся два винта-ножки, регу­лируя которые можно добиться четкой работы лентопротяжного механизма.


Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1976 г. Г-80689 от 18/III-1976 г. Изд. № 2/7643 Зак. 767

Осуществление рабочего движения ленты связано с решением следующих основных задач: протяжкой ленты узлом ведущего вала; намоткой ленты на катушку или сердечник приемного узла, устранением самопроизвольного раскручивания ленты; подтормаживанием ленты со стороны подающего узла нли прижимом ее к магнитным головкам для создания хорошего прилегания ленты.

Для ускоренной перемотки ленты требуются усиленные моменты вращения и повышенное количество оборотов на приемном нли подающем узле в зависимости от направления перемотки н подтормажнвания узла, с которого происходит сматывание ленты. Уменьшение износа головок при перемотке достигается отводом ленты от головок.

При выключении рабочего хода или перемотки необходимо торможение вращающихся узлов, для исключения обрыва или появления петель ленты. Управление тормозами — колодочными или ленточными — осуществляется механическим путем или с помощью электромагнитов.


На рис. 4.2 приведена обобщенная кинематическая схема лентопротяжного механизма магнитофона. Магнитофонная лента сматывается с катушки подающего узла 1, фиксируется опорными роликами 6, проходит мимо магнитных головок 5 и наматывается на катушку приемного узла 3. Движение ленты осуществляется узлом ведущего вала (УВВ) 4. На подающий и приемный узлы при остановке действует тормоз 2.

Особенностью кассетного магнитофона является жесткая привязка местоположения узлов ЛПМ, обусловленная стандартными размерами кассет.

Остановимся иа конструктивных особенностях выполнения узлов ЛПМ и их привода. УВВ состоит из вращающегося в подшипниках вала 1 определенного диаметра и обрезииеиного ролика 2, который прижимает ленту к ведущему валу (тонвалу). Так как коэффициент трения резины с лентой выше, чем ленты с металлом, вращение тонвала передается прижимному ролику, который увлекает за собой ленту (рис. 4.3). Скорость движения ленты в таком узле определяется количеством оборотов тонвала и его диаметром. Диаметр тонвала


где v — скорость движения ленты, мм/с; п — количество оборотов тонвала; s — толщина применяемой ленты, мм.

Функции, выполняемые приемным и подающим узлами, почти полностью совпадают, поэтому и конструкции их подобны (рис. 4.4). На основании магнитофона закреплена неподвижная или подвижная ось /, на которую свободно надета шайба подкассетника 2. На шайбе установлен шпиндель 4, на который надета катушка с лентой или сердечник кассеты.

Натяжение ленты в приемоподающих узлах обеспечивают фрикционные муфты 3. В зависимости от конструкции ЛПМ фрикционные муфты могут быть выполнены с переменным моментом подтормаживания, зависящим от веса катушки с лентой, и постоянным. Муфты с переменным моментом легко реализуются в ЛПМ с горизонтальным лентопротяжным трактом. В кассетных магнитофонах и магнитофонах с вертикальным трактом фрикционные муфты выполняются с постоянным моментом подтормаживания. Привод приемного и подающего узлов может осуществляться как прямым, так и косвенным методами.


Движущаяся магнитная лента ориентирована относительно зазора магнитных головок направляющими стойками или роликами (см. рис. 4.2). В магнитофонах высших групп сложности направляющие ролики выполняют функции демпфирования резких рывков ленты. Они связаны с датчиками натяжения ленты, схемами автостопа. В кассетных магнитофонах лента фиксируется относительно головок штырями, конструктивно соединенными с магнитной головкой.

В бытовых магнитофонах направляющие стойки и магнитные головки соединены в единый конструктивный узел — блок магнитных головок (БМГ). Элементы крепления головок и стоек регулируются по высоте. В лентопротяжных трактах катушечных магнитофонов лента прижимается к блоку магнитных головок, в кассетных БМГ прижимной ролик подводится к ленте в кассете.

__________________
Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения 1

Levkin_2m

Доброго времени суток.

Идея - изготовить самодельный трехмоторный катушечный магнитофон (достаточно под катушки до 18см).

- Магнитная лента обычная 6,5 мм (стандартная для катушечников).
- Двигатели без коллектора (на али бесшумные движки от 3 до 10 долларов, есть с уже встроенным контролером, или лучше сделать электронное управление с тахо, что ИМХО интереснее). Валы двигателей установить коаксиально с подкатушечниками и ведущим валом (или роликом, если петля, вместо него)
- Драйверы и управление лентопротяжкой полностью на Ардуино, можно с компа или смарта. Функции: плей, реверс, перемотки, электронное натяжение и электронное торможение. - Это самая сложная задача ИМХО.
- Шасси и корпус печатать на 3D принтере. Можно с Ледами поженить.
- Катушки напечатать с логотипом Алекса (модные и очень эксклюзивные - как раз для канала)
- Схема протяжки может быть с\или без прижимного ролика (с петлей).
- направляющие ролики\стойки для ленты - подшипники и пр.
- магнитные головки по вкусу, любые. Можно взять и стеклоферрит, тогда лентоприжим не обязательно делать.
- можно для начала без записи (но с записью было бы круче намного).
- стрелочные индикаторы с пиками.
- предусилитель для головки с выходом либо на блютус либо на линию.

Сложность задачи - (лично для меня) электрическая схема на Ардуино и программирование для трехмоторной протяжки.
Аналогов не нашел.
Что скажете?

Simple_Skrudj

Arhat109

Кстати - да, тоже не понял за что в кунсткамеру .. Тем более, что лично знаю одного радиолюбителя, кто такое уже воплотил в жизнь. Рлаты конечно большеваты и сделаны ещё по "советским стандартам", но вполне себе - мне понравилось.

Где-то валялась дома схема своего такого же устройства, проектированного ещё в 1980-х годах .. тоже вот прочел заголовок и подумал - а не ввернуть ли в тот проект микроконтроллер?

Levkin_2m

Я думаю, что тема попала сюда, потому, что задача постройки такого лпм трудно реализуема и затратна. Проще делать смешные вещи для хайпа на канале. ;-)
Я также предлагал сделать вертикальный проигрыватель для винила с тангенциальным тонармом. Задача не менее интересная и не менее сложная чем трехмоторный лпм, (но всё-таки проще чем магнитофон), однака и эта тема попала сюда в кунсткамеру.

Arhat109

. Сложно сделать одномоторный лентопротяг, т.к. надо мощу одного мотора переключать туда-сюда. Как раз 3-х моторные просты в железе.
Помнится где-то то ли в жукрнале Радио, то ли в выпусках радиолюбителя была пошаговая инструкция изготовление трехмоторного кассетника.
83-87гг прошлого века .. точнее, увы уже не помню.
Повторял, получилось на раз-два, даже с моим трудным отношением к железу .. вот с деревом, пластмассой - это моё.. а железо - нет.

Помню только то, что каретка с головками там каталась на .. шариках от подшипников. Просто, дешево и точно.

Levkin_2m

. Сложно сделать одномоторный лентопротяг, т.к. надо мощу одного мотора переключать туда-сюда. Как раз 3-х моторные просты в железе.
Помнится где-то то ли в жукрнале Радио, то ли в выпусках радиолюбителя была пошаговая инструкция изготовление трехмоторного кассетника.
83-87гг прошлого века .. точнее, увы уже не помню.
Повторял, получилось на раз-два, даже с моим трудным отношением к железу .. вот с деревом, пластмассой - это моё.. а железо - нет.

Помню только то, что каретка с головками там каталась на .. шариках от подшипников. Просто, дешево и точно.

Одномоторник, как раз, сделать намного проще - там чистая механика. Там мотор тупо должен включаться\вращаться с фиксированной частотой и всё.
Основная сложность для трехмоторника - в выборе комплектующих и разработке схемы. Конкретно, - проблема в выборе самих моторов. Есть множество вариантов моторов без коллектора на "Али", но их надо купить\проверить. Плюс они должны быть с экранированием, чтобы записи не портить. Есть ещё некоторое количество интересных моторов в лентопротяжках от видаков, даже с таходатчиками и пр. Благо они сейчас продаются по цене лома. Но опять же - надо подбирать конкретные детали и из них что-то колхозить. А нужно повторяемое решение. Чтобы кто-то мог взять списком, заказать набор деталей и повторить\собрать сам. Иначе групповое проектирование (программирование и пр) уже невозможно. Будет построен всего один лпм у одного форумчанина без возможности повторить это другими.

Я тут хотел предложить сделать полностью новый лпм. Купить железо, так проблем нет (в смысле разработать чертежи, собрать\свинтить лпм и пр.) - проблемы есть только с их подбором, с программированием и разработкой под это всё работающей схемы с необходимым и достаточным набором контролеров\датчиков и пр.

А проще всего, конечно, - это купить советскую мертвую первоклашку за 2-3 тысячи рублей и переделывать её. Какой-нибудь Союз или Илеть или Ростов с "папс-мотором". Орбиту 106\107 и т.п. делать сложнее - там привод тонвала через ролик и автореверс уже не сделать. Но смысла в этом не много - только если цель сделать какое-нибудь электронное торможение двигателем на перемотках и контроль натяжения ленты или детонации. Но это уже и так сделано - на форумах уже есть готовые решения по переделке.

На рис. 1.5 показано устройство ЛПМ магнитофонной панели музыкального центра JVC UX-T20. В нем три электродвигателя. Электродвигатель 1 (CAPSTAN) является основным и служит для перемещения магнитной ленты во время записи и воспроизведения. Для передачи вращательного момента к двум ведущим валам 1 и 3 с маховиками используется ремень 25. Его укладка такова, что валы 2 и 3 вращаются в противоположных направлениях.

Перемещение магнитной ленты в ту или иную сторону происходит за счет ее прижима к цилиндрической поверхности правого или левого ведущих валов с помощью роликов 4 и 5. Усилие прижима создается пружинами 6 и 7, его распределение производится специальной подвижной пластиной 8, к которой крепится блок магнитных головок 9.

Кассета устанавливается таким образом, чтобы ее сердечники вошли в зацепление с приемными и подающими узлами ЛПМ 10 и 11. В зависимости от направления движения ленты (прямое или реверсивное) роли данных узлов меняются на противоположные. Лёгкий плавающий способ установки приемного и подающего узлов обеспечивают пружины 12 и 13. Это необходимо для надежного зацепления сердечников кассеты при произвольном взаимном положении ведущих элементов.

Кроме основного электродвигателя 1 (CAPSTAN) есть еще два электродвигателя 14 (REEL) и 15 (ACTUATOR). Они применяются для подмотки, перемотки магнитной ленты и приведения в действие механизма передачи вращения 16, состоящий из эксцентрика и зубчатого колеса. Эксцентрик позволяет колесу перемещаться в горизонтальной (по рисунку) плоскости и входить в зацепление с зубчаткой цилиндрической поверхности того или иного приемно-подающего узла (10 и 11). Таким образом, создается передача вращательного момента непосредственно на ось кассеты.

Очень часто в кинематических схемах магнитофонов для взаимной координации перемещений множества деталей (например, магнитных головок, прижимных роликов) используют так называемые распределительные колеса, на поверхности которых в виде выступов и углублений нанесены сложные направляющие, задающие траектории движения элементов ЛПМ. Поэтому при разработке и сборке механизма магнитофона надо быть очень внимательным, чтобы не ошибиться в правильности установки такого колеса. Распределительное колесо 17 на рис. 1.5 приводится в движение системой зубчатых колес 1820.

Часто в качестве элемента привода, обеспечивающего переключение режимов работы магнитофона и соответствующее перемещение деталей ЛПМ, выступает электромагнит с подвижным штоком, связанным с исполнительным механизмом.

Для определения факта установки кассеты, опознания типа магнитной ленты и т.п. устанавливаются сенсоры-переключатели 2124. Они взаимодействуют с конструктивными элементами корпуса кассеты с ее тыльной стороны.

Устройство лентопротяжного механизма магнитофонной панели музыкально центра JVC UX-T20

Рис. 1.5. Устройство лентопротяжного механизма магнитофонной панели музыкально центра JVC UX-T20

Если магнитофон входит в состав какого-либо аудиокомплекса (музыкального центра или магнитолы), на конструкцию механизма оказывает влияние расположение блока магнитофонной панели в общей компоновке аппарата. Чаще всего встречается фронтальное построение панели с вертикальным расположением кассет. В некоторых аппаратах блок помещается в верхней части корпуса, а кассетопри- емник вмонтирован в верхнюю крышку горизонтально. Реже можно встретить выдвижную конструкцию магнитофонной панели.

Механическая часть автомобильных магнитофонных панелей по сложности не уступает аналогичным узлам некоторых стационарных музыкальных центров, так как производителям автомобильной аппаратуры приходится создавать устройства, выполняющие те же функции, но в существенно ограниченном объеме.

На рис. 1.6. показана конструкция магнитофонной панели автомагнитол JVC KS-RT313/311. В ней два основных механизма: лентопротяжный (Л) с электродвигателем 1 и механизм загрузки/выгрузки кассеты (Б) с электродвигателем 2. Устройство данного ЛПМ от описанного выше (см. рис. 1.5) отличается незначительно. Схема укладки приводного ремня представлена на рис. 1.7.

Конструкция магнитофонной панели автомагнитол JVC

Рис. 1.6. Конструкция магнитофонной панели автомагнитол JVC

Привод механизма загрузки приводится с помощью системы зубчатых колес 3, передающих усилие от реверсивного электродвигателя 2 к кассетному рычагу 4. При сборке и разборке автомагнитолы необходимо соблюдать определенные условия взаимного сопряжения указанных частей, в частности, обеспечить правильность сцепления ведущего и ведомого колес (5 и 6 соответственно).

Таким образом, функционирование музыкального центра реализуется взаимодействием электронной его части (тракт обработки сигналов, процессор НЧ-тракт, источник питания, устройства управления приводами) механической части (лентопротяжный механизм, механизм загрузки (выгрузки)) и электродвигателей. Электродвигатель вместе с приводимым им механическими узлами называют приводом или электромеханическим устройством (системой).

Схема укладки приводного ремня ЛПМ автомагнитол JVC

Рис. 1.7. Схема укладки приводного ремня ЛПМ автомагнитол JVC

Читайте также: