Лазертаг своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

В первую очередь из бесплатных разработок стоит упомянуть открытую версию MilesTag, к сожалению, на сегодня несколько устаревший. Интересен еще и тем, что сразу два российских производителя "паразитируют" на слегка переделанном "Майлсе" сначала первого (в усеченной Micro-версии), а теперь второго поколения (степень упрощения неизвестна), продавая оборудование как коммерческую разработку в нарушение исходной лицензии.

Третий известный случай производства в СНГ на основе Miles CORE (Rev-H) - Ижевский клуб "Огневой рубеж", выпустивший некоммерческую партию плат для собственных нужд при полном соблюдении исходной лицензии. Достигнутая дальность - 180 метров, что клуб посчитал вполне достаточным. Запуск занял уже полгода, но клубовцы особо и не торопятся.

Проводят опыты с герметизацией оборудования и даже тестируют платы погружением в воду:

Конечный результат пока неизвестен, но обещает быть успешным.

Зарубежный производитель FragTag в третьей версии также отказался от основы Miles. Тем не менее, исторически первым попавший на территорию СНГ (как "Xerox" среди копиров и "Pampers" среди подгузников), Майлс все еще имеет своих сторонников.

Но и вторая версия "майлса", несмотря на ряд улучшений и потерю совместимости с первой версией, обладает рядом неискоренимых недостатков [источник] :

В Miles II используется тип кодирования Pulse Width Modulation (имеет большее энергопотребление, так как кодировка производится длительностью импульса) и протокол SIRC.

Данный протокол вполне подходит для управления телевизором и другими бытовыми приборами, так как никто не управляет телевизором одновременно несколькими пультами.

В лазертаге все наоборот: обычное явление, когда в датчик попадает сигнал одновременно с нескольких стволов.

Вот тут и начинаются проблемы, так как данный протокол не содержит ни проверки на ошибку, ни повторной передачи сигнала с инверсией в одном пакете. Данными свойствами обладает протокол NEC. Адрес и команда в данном протоколе передаются 2 раза с последующей проверкой, что исключает ошибочное определение номера оружия применительно к системе лазертаг.

Другим, не менее серьезным недостатком MilesTag II Data Protocol является заведомо разная мощность и длительность сигнала, которая в зависимости от номера оружия может отличаться в полтора раза.

Это объясняет (кроме прочего), почему в разработках, основанных на майлсе, могут играть всего 2-3 команды (для сравнения, на саратовском оборудовании сегодня может играть одновременно 15 команд по 127 игроков и то, судя по цифрам, ограничение вызвано скорее экономией байт).

Если стандартным образом, т.е. по заголовку длиной 2400мкс определяется начало, затем считывается 14 бит и обрабатывается пакет, то возникает еще одна проблема: любой пакет длительностью более 14 бит или помеха или наложение наскольких сигналов воспримется системой как правильная посылка.

В результате стволы на оборудовании Miles охотно реагируют на уже упомянутые дистанционки от ТВ (к счастью, в основном "пролетом пули"), а также на выход на улицу из помещений.

Вывод 1: рассмотренная в статье бесплатная MilesTag (является упрощенной, но вполне работоспособной "рекламной" демо-версией) подходит в качестве начальной разработки, но может отнять достаточно много времени на отладку и запуск. Внесение исправлений в ПО Miles, как показывает практика, приводит как минимум к частичной потере совместимости, что сводит на нет попытки унифицировать оборудование на базе этого протокола.

Вывод 2: если целью является работать на оборудовании, а не тратить время на его практически разработку, то более экономичным по части времени и затрат при наибольших перспективах является коммерческое решение.

На самом деле, собрать лазертаг своими руками все-таки можно. И самым перспективным выглядит. решение с коммерческими разработками, продающимися в виде "конструктора".

При этом бремя тысяч человеко-часов разработки оборудования, отладки, обновлений ПО и техподдержки ложится на плечи производителя, а от клуба требуется только ответственный подход к сборке "железа".

На сегодняшний день на территории СНГ только один производитель поставляет блоки в виде "плата + блок поражения + кабель + аккумулятор", либо "тубус + излучатель + кнопки", и так далее. Думаю, читатель уже догадался, о каком производителе идет речь.

При этом, учитывая количество уже открытых клубов и центров техподдержки, можно говорить о приемлемом уровне унификации в масштабах СНГ.

Преследуя цели приобщения людей в HSL (Home Style Lasrtag — лазертаг домашнего типа), делаю этот отчет подробно.

Ориентируюсь на людей, которые не очень знакомы с электроникой (на таких как и я). Возможно, для кого-то это будет первое устройство.

Живу в СПб. Поэтому привожу цены и магазины Санкт-Петербурга.

Особенно хочется привлечь людей из СПб для последующих совместных войн.

Что потребовалось для самостоятельной сборки

4. Компьютер с LPT портом для прошивки Микроконтроллера (МК).

5. Паяльник, припой, канифоль.

6. Инструмент для создания макета (пила, отвертка, молоток, дрель, шкурка) или готовый макет.


МК решил разместить на кроватке из следующих соображений:

§ возможность в плату поместить МК с другой платы для проверки;

§ не нагружать устройство проводами или разъемом для прошивки МК (прошивать в отдельном устройстве). Часто перепрошивать точно не буду.


Надписал номера ножек маркером:


Остановился на самой простой схеме, работающей от 6 вольт (4 пальчиковых батарейки АА). Таким образом можно обойтись без стабилизатора напряжения. 4-х батареек мне хватает надолго (игры на 4-5 продолжительностью около часа каждая).

Схему я немного подкорректировал под конкретное мое исполнение.


Транзисторы КТ315 (рыжий) и КТ972 (черный), которые я использовал


Светодиоды диаметром 5мм. 2 зеленых в повязку, один зеленый и один красный в корпус.


Кстати, мне попались красные светодиоды, где полярность обратная, т.е. где плюс, там минус, хотя с виду он абсолютно такой же.

Резисторы по схеме

Диоды кд522 (могут быть в 2-х корпусах)



И 1N4007 на питание


Начинаю пайку по схеме






Ножки у такого геркона нужно гнуть не у основания. Я один такой сломал, взяв за корпус и изгибая ножку – стеклянный корпус лопнул. Для изгибания ножек нужно взяться плоскогубцами за ножку на небольшом расстоянии от корпуса и гнуть.

Размер платки делаю по трубу 40 мм, т.е. около 35мм


Динамик от детской игрушки, припаиваю на ножках:


Излучатель и корпус в одном.

Далее монтирую в корпус.

Ик диод припаял на его длинных ножках посередине платы и подпаяв провода с +6в и с ножки КТ 972.

Держатель для диода сделал из той же трубы. Отпилил колечко, сделал разрез, стянул под размер внутреннего диаметра трубы и закрепил, обмотав скотчем. С торца примостил крышку от футляра бахил. В общем, из подручных материалов. Держатель ИК диода в трубе закреплю прокалыванием паяльником.

Как прошиваю МК (атмега8)

Для начала нужно проверить установлены ли уже нужные драйверы/ библиотеки для LPT порта. Я установил DriverLINX Port Driver, скачанный в Интернете.

1. Подключаю МК с помощью 6 проводов (распиновка на схеме) к LPT порту. В целях безопасности за LTP провода соединяю через резисторы по 220 Ом.

2. Включаю питание на МК (я подаю 3в – 2 пальчиковые батарейки АА, т.к. с большим напряжением слабый LPT порт может не прошить (я с этим сталкивался)).




Позже, я зашил прошивку чуть подправленную (исходники мне прислал автор):

2. вместо 30 поставил 15 патронов.

(античит – игрок не сможет жульничать, не имея при себе магнита).

Берем канализационную трубу на 40мм, отпиливаем утолщение с резиновым кольцом


Затем отпиливаем два кольца с противоположной стороны трубы. Для того, что бы ровно отпилить, как направляющую я использую уже отпиленную часть


Одно кольцо тонкое – в раструб помещается первое. Второе широкое – ставится за линзой.


В широком кольце и в трубе сверлю (или проплавляю паяльником) отверстие для винта, который будет также мушкой.



TSOP 4836 припаял к платкам, вырезанных из макетной.



Корпус – это точилка. Сама точилка вынута (выломана).

Вот платка с оборотной стороны.






Сборку самого макета опишу коротко.

Доска шириной 2.5 см. лобзиком выпиливается нужная конфигурация.

Провода от батарей и датчиков соединяются под пластиковой накладкой.

Боковины полости для батарей закрываются пластиком от канистры. Тумблер выключатель на тыльной стороне трубы.

Переключение очередь/одиночные не делал.



Курок – это просто микрик, прижатый куском пластика.


Батарейки в боксе. Разъем – колокольчики.


Вот еще варианты исполнения.

С динамиком в отдельной нише спереди.


Из детского автоматика


Сразу предупреждаем, что прошивка данной схемы не совместима с протоколом Miles Tag II (во всяком случае на настоящее время — апрель 2011). Но у нее есть огромное достоинство — она сравнительно проста, достаточно функциональна и не содержит дефицитных запасных частей. Уровень подготовки для ее сборки невысок. Материальные затраты — минимальны. Стилистика автора, редакция затронула только опечатки).

LaserTag - прошивка,схема и описание
Обновлённая статья

В последнее время у нас в стране стали популярны различного рода военно-спортивные игры. Эти мероприятия хороший повод собратся с друзьями пообщаться или просто развлечься. Распространено четыре вида таких игр: пейнтбол, страйкбол, хардбол,лазертаг.

Ставший уже очень распостронённым пейнтбол, а также страйкбол и хардбол предпологают наличие различных физических снарядов (пуль) выстреливаемых оружием игроков со скоростью порядка 100м/с, что вынуждает применять специальные защитные средства, шлемы-маски, и др.

Лазертаг - новая для нашей страны игра, придумана в США, имеет довольно много разновидностей и представляет собой игру, суть которой в поражении игроков-противников световыми выстрелами из бластеров-автоматов. Поражение игрока происходит путём регистрации луча бластера-автомата специальными светочувствительные датчиками, закреплёнными на одежде игрока.

В этой конструкции для излучения световых "пуль" используются ИК светодиоды, а в качестве светочувствительных датчиков применяются интегральные приёмники ИК систем дистанционного управления бытовой техникой [1]. Светодиоды ИК безопастнее лазерной техники, но требуют дополнительной оптики для существенного увеличения дальности действия оборудования.


Современные ИК светодиоды и датчики достаточно дешевы чтобы даже без оптики обеспечить дальность действия 10-15 метров от одного светодиода, если установить 3-4 излучающих светодиода, дальность составляет около 20метров (не на прямом солнечном свете), для игрушки вполне достаточно.


Все функции игрушки обеспечивает микроконтроллер AVR Atmega8. Рисунок 1 Использование микроконтроллера упрощает схему и отсутствуют какие либо операции по настройке. Сейчас поведение оборудования определяется очень простым сценарием, сменой прошивки он может быть изменён. В схему заложен разёъм XS1, для подключения программатора. Хорошо работает, в том числе и под Windows XP, программа-программатор AVReAl, автор Александр Редчук [2].

Перед началом игры игроки подходят к судье, который магнитным ключом замыкает геркон SB1 "Новая игра" и этим сбрасывает оборудование игроков. Более сложная защита ненужна, это будет напрасное усложнение программы. Индикация состояния игрушки для игрока звуковая, это удобнее чем анализировать свечение светодиодов.

При нажатии на курок SB3 "Огонь", в громкоговорителе BF1 появляется условный сигнал выстрела и одновременно ИК светодиоды HL3,HL4 производят посылку "выстрела". Светодиод HL3 передаёт ИК сигнал, НL4 сверхяркий светодиод имитирует вспышку от выстрела. Чтобы обеспечить дальность "выстрела" ИК светодиод подключаются через транзисторный ключ VT2, ток через современные ИК светодиоды может в импульсе достигать несколько ампер. На применённом диоде по документации падает 5В у нас питание 6-9В, остальное напряжение будет рассеиватся на транзисторе, КПД уменьшается, и диод работает с перегрузкой. Ничего не сгорит, токи небольшие и импульсные, но со временем ИК диод будет работать хуже. Надо ставить резистор R14 сопротивлением порядка 2 Ом = 7в(батарея)-5В(диод)/ 1А примерный ток через диод. Можно вообще резистор не ставить, это страховка, по теории если считать :) Использование готовых приёмников ИК, требует модулирования световых импульсов с частотой несущей. Программа микроконтроллера обеспечивает необходимую частоту. Частота несущей зависит от типа микросхем приёмников ИК, в данной схеме используется 36кГц.

Когда кончаются патроны, выдаётся звук осечки и зажигается светодиод HL1 "Обойма", требуется нажать на кнопку SB2 "Перезарядить", для перезарядки обоймы. Количество обойм сейчас бесконечное, но между выстрелами происходит задержка, что вносит разнообразие в игру. Переключатель с фиксацией SA1 "Очередь/одиночные" изменяет режим стрельбы.

При попадании в игрока, сигнал с фотоприёмника U1, обрабатывается микроконтроллером и если это не помеха выдаётся в громкоговорителе BF1 сигнал о попадании "пик". Приёмников ИК может быть несколько, они собираются по одинаковой схеме (обозначена пунктиром) и подключаются паралелльно. Одновременно вспыхивает светодиод HL2 "Попадание". Светодиод HL2 включается через транзисторный ключ VT1, что позволяет подключить паралельно светодиоду виброзвонок от сотового телефона.

Сигналы попаданий накапливаются и в некоторый момент игрок считается поражённым появляется длительный сигнал "пиииик" и блокируются выстрелы. Первые опыты показали, что всё равно кто в кого попал - это никому не интерестно, поэтому применяется очень простой код. Кроме того для оборудования без оптики, данные получаются с большим количеством ошибок, сложные протоколы просто не работают. После поражения игрока, он идёт к судье где восстанавливает запас попаданий и выстрелов, индикация восстановления также звуковым сигналом (- ..), после этого игрок продолжает игру.

Компоновка узлов оборудования некритична, можно собрать всю игрушку в одном корпусе, расположив приёмную систему, электронику и батареи в оружии игрока, небудет никаких внешних проводов. Опыт показывает - электроннику лучше ставить в макеты, а на игроке располагать только батареи (поближе к телу, замерзают при минусе) и датчики на голове. При такой компоновке количество проводов в соеденительных кабелях сводится к минимуму. В таком устройстве нетребуется выключатель питания, при подключении через разьём приёмной системы, к основной плате через эти-же контакты подсоединяются и батареи питания.

На рисунке показан вариант компоновки одного комплекта игрушки, из двух узлов, соединённых между собой гибким кабелем - Оружие и Приёмная система. Электроника помещена в отдельный корпус, лучше переставить внутрь макета. Рисунок 2 (All.jpg)


Оружие макет пистолета или винтовки, внутри содержит ИК светодиоды, громкоговоритель для имитации звука выстрелов, переключатель Очередь/одиночные и кнопки управления: Огонь, Перезарядка,Новая игра, Рисунок 4 (intro.jpg).


Излучающие ИК светодиоды помещаются в пластиковую трубку длинной 10-15см и диаметром 6..15мм, что позволяет реализовать прицельную стрельбу световыми импульсами. Рассеяние луча, полученое опытным путём составляет пятно диаметром примерно 0,5 метра на 10 метров, то есть нужно прицеливаться, стрелять "в ту сторону" недостаточно. После первых опытов конечно захочется увеличить дальность и точность, тут уже понадобится оптика. Пример конструкции оптического излучателя

Приёмная система распологается на голове как налобный туристический фонарь, возможны и другие варианты, расположения датчиков (жилет). По периметру на тканевой эластичной ленте закреплены светочуствительные датчики ИК 2-3шт, включаются паралельно. Двух датчиков мало,с определённых углов иногда не срабатывают, очень редко но бывает, лучше три. Для соединения с основной платой используется три провода свитых между собой: питание, общий и сигнал. Можно также применить любой тонкий гибкий кабель. Датчики выполняются на небольших платах из фольгированного стеклотекстолита, Рисунок 5 (Sensor.jpg).


На плате находятся детали фильтра питания и микросхема ИК приёмника. Детали припаиваются к поверхности фольги, без пропускания выводов через отверстия, микросхему приёмника нужно приклеить к поверхности платы. После сборки и присоединения проводов, плату рекомендуется покрыть нитрокраской,для защиты от воды. Перед покраской наклейте на микросхемы малярный скотчь, чтобы не закрасить окно фотоприёмника. По краям плат предусмотрены отверстия за которые их пришивают к ткани как пуговицы, Рисунок 6 (pugv2.jpg).


Для питания схемы можно использовать аккумуляторы и батареи на различные напряжения. Если применены четыре батарейки формата АА, то интегральный стабилизатор напряжения U3 допускается исключить,вместо него поставить диод КД 522 в прямом включении. Микроконтроллер хорошо работает при напряжении от 3в до 6в, в документах фирмы производителя гарантируется работа от 5,5в. При использовании например батареи типа "Крона" на 9В микроконтроллер в схеме без стабилизатора U3 будет гарантированно повреждён. Некоторые интегральные датчики ИК заметно теряют чуствительность при падении напряжения меньше 4,5 вольт, поэтому подключены к батарее напряжением 6в без стабилизатора. Эти микросхемы имеют выход открытый коллектор, что позволяет соединять их паралельно и согласовать уровни сигналов при питании датчиков и микроконтроллера от разных напряжений. При использовании батареи питания на 9 вольт, увеличить резистор R1 в цепи фильтра питания приёмников ИК до 600-700 ом, или использовать для питания стабилизированное напряжение 5В.

Ток потребления от батарей напряжением 6в:
Два датчика 2-3ма.
Всё устройство в режиме ожидания 14-20ма.
Всё устройство в режиме сигнализации о попадании ~80ма.
Всё устройство в режиме выстрел(очередь) + звук ~200ма(средний ток).

Игрок с подсевшими батареями может получить преимущество в виде менее чутких датчиков попадания, для исправления такой ситуации, в схему введены элементы R9, R10, C8. Встроенный в микроконтроллер АЦП измеряет напряжение питания, если оно опустится ниже заданного порога, звуковой сигнал сообщит о необходимости заменить батареи и отключит возможность стрельбы. Прошивка с этой фукцией, пока не отлажена, можно не устанавливать эти детали.

В устройстве можно использовать, микроконтроллер AVR ATMEGA8 или ATMEGA8L (U2), любые ИК светодиоды SHF485,АЛ147А или даже АЛ107А (HL3), отлично работают TSAL6200, За мощностью светодиодов гонятся ненадо, два светодиода ARL-5013IRAB с мощностью 30мВт обеспечивают дальность без оптики 15-20 метров, а в описанной оптике 100метров, на свежих батареях ;) микросхемы ИК приёмника на несущую частоту 36 кГц, любые имеющиеся в наличии аналоги SFH506-36,TFMS5360,536AA3P,TSOP1736,V4836 (U1), светодиоды любого цвета и любой марки (в пределах разумного) HL1,HL2,HL3. стабилизатор напряжения с напряжением стабилизации 5В и малым падением 78L05 (U3), транзисторы КТ315,КТ3102 или любые другие маломощьные n-p-n (VT1,VT3), транзистор КТ972,КТ961,КТ829 (VT2),Резисторы — МЛТ-0,125, Конденсаторы С1,С2,С3 - любые малогабаритные электролиты, Остальные конденсаторы любые малогабаритные керамические.

В качестве громкоговорителя используется телефонный капсуль с сопротивлением 50-60 ом. Звук для игрока обеспечивается достаточно громкий, если возникнет желание чтобы звуки выстрелов слышали и другие игроки тогда понадобится подключение дополнительного усилителя и динамика. Некоторые телефонные капсули с высокой добротностью обмотки при выводе звука дают сильную помеху по цепям питания, что вызывает сбой в работе микроконтроллера особенно если батареи питания сильно разряжены. Для устранения параллельно с телефонным капсулем установлен диод точечный VD2 катодом к плюсу (+) питания и резистор R12 от 220 Ом или больше. Чем больше сопротивление тем лучше, при маленьких сопротивлениях падает громкость звука, подберите по надёжному подавлению помехи. Величина помехи сильно зависит от использованных батарей, для свинцовых аккумуляторов можно вообще ничего не ставить. Параллельно мотору виброзвонка, для устранения помех, тоже включен диод VD1, катодом к плюсу (+) питания.

Выключатели и кнопки — любые малогабаритные. Для кнопки SB1 "Новая игра", подойдёт любой имеющийся в наличии геркон. Он размещается в корпусе макета оружия, включается путём поднесения внешнего магнита. Хорошо работают герконы из кнопок ПКМ-1Б. Разобранные детали кнопки (магнит-геркон) внутри макета оружия закрепляются в нужных местах с помощью термоклея (смолы), так чтобы при движении курка, ручки перезарядки и тд герконы надёжно срабатывали на размыкание. Если используются длинные провода для подключения кнопок могут возникнуть помехи, для уменьшения этих помех кнопки работают на размыкание, можно подключить блокировочные конденсаторы, или увеличить время проверки дребезга контактов в программе.

Схема после сборки не требует какой нибудь особенной настройки, все детали перед установкой проверьте на исправность, тогда не будет никаких сюрпризов. Не включайте схему без установленного микроконтроллера, обратный ток коллектора в транзисторах с неподключенной базой может вывести их из строя. Без прошивки микроконтроллера можно проверить работу ключей, замыкая базы транзисторов на землю - будут гаснуть светодиоды, и в принципе всё там проверять больше нечего ;)

Все детали игрушки, кроме кнопок управления, датчиков, ИК светодиодов и батарей размещены на макетной плате, Рисунок 9.1 (plata.jpg). Плату можно выполнить и меньшего размера(25х80мм), Рисунок 9.2 (plata2.jpg). Проводами на плате сделан только провод питания. Остальные детали соединяются собственными загнутыми выводами, стабилизатор 78L05 заменён на диод.



Для желающих повозится с хлорным железом, развели печатную плату. Плата сделана односторонней, удобно для изготовления дома, размер основной платы 82х27 мм, платы сенсоров 23х19 мм. Плату можно сделать с помощью утюга и лазерного принтера, но монтаж очень плотный. Архив с рисунком платы в хорошем качестве и пара шаблонов.


Програмное обеспечение

Программа микроконтроллера написанна на С без использования ассемблера. Пока будет распростронятся только прошивка, хотелось чтобы заинтересованные разработчики сами написали несколько вариантов под указанное расположение выводов. А потом выложили прошивки в свободное обращение для сравнения и соревнования у кого получилось лучше.

Основные функции программы: передача выстрелов-генерация ИК сигналов с несущей 36 кГц, звуковая индикация выстрела - для игрока, учёт патронов, задержка при перезарядке - кнопка "Перезарядить", приём сигналов-выстрелов,учёт попаданий, индикация поражения игрока, блокирование выстрелов при "выходе из игры" игрока, восстановление на базе - кнопка "Новая игра".

В прошивке реализована обработка сигналов только от одной группы датчиков - контакт PD2(INT0). Контакт PD3(INT1) - зарезервирован для подключения второй группы датчиков. Эти выводы микроконтроллера обладают аппаратной возможностью генерации прерывания. В настоящей прошивке прерывания вообще не использованы, связанно с особенностью кодирования сигнала, но если применять общепринятые способы кодирования то эта функция возможно понадобится.

Обычно используются вариации двухфазного кодирования, типичный представитель Манчестерский код. Время существования канала порядка 20мс, за это время можно надёжно передать максимум 2-3 байта. В самом простом случае передаётся первым байтом номер команды вторым номер/вид оружия. Есть ещё группа служебных команд и инструментов, для управления оборудованием: например аптечки.

Особеность ИК канала на природе - практически не содержит помех (от ламп,эл/м двигателей и тд), дождь и снег влияют очень слабо, сигнал или есть или нет, ветки листья и тд. между передатчиком и приёмником особено портят ситуацию. Помехи также начинаются на пороге дистанции срабатывания оборудования, когда интегральные датчики уже немогут принять слабый сигнал.

В реализованном кодировании не применяется двухфазное кодирование, используется ШИМ, простыми словами это аналогоцифровой гибрид, ближайший пример такого кодирования серийные рулевые машинки пропорционального управления. Можно кодировать мощность "повреждения", но нельзя закодировать номер команды и тд. Основное приемущество, очень простой программный приём, нереагирует на имульсные помехи, при прерывании импульса (ветка/листок закрыла на мгновение), уменьшается "повреждение" но сигнал всё равно приходит. Для передачи полностью цифровым кодом при такой помехе, нельзя даже примерно сказать из чего "попали" и сколько "жизни" убавить. Обычно если код принят с помехами, то выдаётся сигнал "близкое попадание". В нашем случае можно издалека стрельнуть 10 раз и все десять раз будет зафиксированно пропорциональное ранение, или два раза в упор и игрок выходит из игры. Как будто "пуля" от расстояния теряет силу ;) Конечно нет разделения на команды, соответственно игрок будет поврежден при попадании от игрока из своей команды, на игровом процессе практически не сказывается.

В схеме можно применить кварц не ровно на 8000кГц, для этого потребуется изменение в программе константы, через неё задаётся частота несущей для ИК сигналов. Несущая и звук генерируется с использованием аппаратных возможностей микроконтроллера, поэтому применённые выводы тоже не будут изменены в будущем. Вы также можете использовать любые другие датчики ИК с несущей отличной от 36кГц, соответственно предварительно скорректировав программу. Напишите мне и я поправлю константы в программе специально для вас, абсолютно бесплатно :D

Прошивка игрушки написанна и откомпилированна в бесплатной пробной версии программы CodeVisionAVR [3]. Имеются ограничения на размер программы, но для нашей прошивки удалось не превысить этот размер. Отладка производилась в программе Visual Micro Lab (VMLAB) [4].

Незабудте запрограммировать биты настройки чипа, для использования внешнего кварца.
Прошивка с программой программатором
Драйвер LPT для программатора


О безопасности ИК излучения

В предлагаемом устройстве импульсный ток через ИК диоды может достигать 1. 1,5А. При таком токе излучаемая мощность одного диода может достигать 500 мВт/ср [5]. Файл с сайта Vishay Siliconix, о безопасности ИК излучения, 75кб.

Лазертэг за рубежом существует достаточно давно и считается безопасным. Однако есть потенциальная опасность ИК-излучения для человека [6]. В основе вредного действия ИК-радиации на человека и особенно орган зрения лежит тепловой эффект. Мы не можем долго смотреть на солнце или яркие предметы и рефлекторно отводим взгляд, в то же время ИК излучение невидимо и наши рефлексы не работают. Поэтому для безопасности нужно обеспечить, чтобы тепло не накапливалось в сетчатке и других частях глаза, для этого ограничена частота выстрелов в очереди (3 выстрела/сек) и длительность посылки ИК сигнала выбрана максимально короткой, которую может воспринять приёмное оборудование (16мс).

Примерный расчёт параметров
Средний человек может перемещается со скоростью примерно 5м/с (100 метровку за 20секунд почти все смогут пробежать ), при ширине ИК пятна 10 см (использование оптики на расстоянии 5м), время существования канала передачи данных будет примерно 20 мс. Длинна посылки ИК "выстрела" сейчас 16 мс.

Мощность выстрела 500мВт * 20мс = 10мВт для одного выстрела в секунду,
3 выстрела в секунду 30мВт, примерно как обычный светодиод 1,5в*20ма

Несмотря на предпринятые предосторожности нерекомендуется смотреть непосредственно в излучатель во время выстрела, например с целью посмотреть "как мигает светодиод" !

Разрешено копирование и всяческое распространение без извлечения коммерческой прибыли. При копировании обязательно сохранить предупреждение об опастности ИК излучения и информацию об авторе :) (с) Сергей Токаревских, г.Киров 7.02.2009

Закоулками лабиринта. Как построить арену для лазертага

Решили открыть собственную лазертаг-арену? Вас ждёт работа в современной, стремительно развивающейся индустрии. В этой статье расскажем о важных моментах: какие материалы выбрать, как спроектировать, чем украсить площадку для аренного лазертага.

Перед запуском бизнес-проекта нужно подсчитать, сколько средств вам потребуется для старта, как быстро окупится собственное дело, а также изучить техническую сторону вопроса. Да-да, перед созданием площадки для аренного лазертага потребуется прокачать знания. Они пригодится в любом случае – и если планируете всё делать своими руками, и если собираетесь поручить возведение арены другим людям. В таком случае нужно хорошо понимать, чего именно вы ждёте от исполнителей проекта.

Несколько принципиальных моментов.

– По опыту LASERWAR, лазертаг-арена может стать прибыльным бизнесом в населённом пункте, в котором проживает не менее 200 тысяч жителей.

– Бизнес окупит затраченные на него средства и начнёт приносить прибыль через год – два.

– В начале придётся потратиться на покупку оборудования. К счастью, сегодня на рынке хороший выбор лазертаг-снаряжения. Если несколько лет назад вам пришлось бы выложить круглую сумму за тагеры и жилеты зарубежных брендов, то сегодня гораздо проще и выгоднее приобрести оборудование отечественного производителя.

Готовимся к строительству лазертаг-арены

Классическая лазертаг-арена представляет собой лабиринт с препятствиями и спецэффектами. Чаще всего лазертаг-лабиринты размещают в крупных торговых центрах. Там есть, где развернуться. Правда, стоимость аренды будет больше, зато можно не тратиться на рекламу. Люди ходят в торговые центры покупать, есть и развлекаться. Если вам есть что предложить, клиенты будут ваши. Главное, сделать всё грамотно.

Если позволяют средства и возможности, расположить арену можно и в отдельном здании. Позаботьтесь о том, чтобы посетители могли легко добраться до вашей арены и не плутали в поисках нужного адреса. Проведите рекламную кампанию в соцсетях и СМИ – это поможет привлечь клиентов на первых порах, когда о вас ещё не знают в городе.

В лазертаг часто приходят играть компаниями. На арене в один момент могут находиться до 30 игроков. Значит, площадка должна быть просторной.

Площадь будущего аттракциона рассчитывают исходя из соотношений: 200 м² на 10 игроков, 300 м² на 16 игроков, 400 м² на 20 игроков. Под площадки, где будут играть 30 игроков, отводят помещения площадью от 500 м² и больше.

Лазертаг-арена – это не только лабиринт. Чтобы клиенты возвращались к вам снова и снова, сделайте игровую площадку комфортной. Для удобства гостей внутри должно быть несколько помещений: рецепция для встречи посетителей, комната оператора, брифинг-рум для инструктажа и обсуждений результатов игр, раздевалка, сам лабиринт, комната для отдыха, где гости смогут перевести дух после игры, а также кладовой и комнаты для сотрудников. Спланировать помещение нужным образом можно с помощью перегородок.

Концепцию будущей арены стоит тщательно продумать заранее. Многое зависит от ситуации на рынке вашего города. Есть ли конкуренты? Что предлагают? Сколько это стоит? Если конкуренция велика, делаем упор на нестандартные решения. У них простой одноэтажный лабиринт? Проектируем двухэтажный. Они давно не меняли арсенал лазертаг-клуба? Для своей арены приобретаем современное оборудование. У конкурентов негде отметить праздник, туда нельзя заказать еду? Учитываем все минусы и делаем наоборот. Принцип вы поняли.

Возведение аттракциона

Для начала нужно определиться, возводить аттракцион с нуля или подыскать лабиринт б\у. Всё упирается в бюджет. При наличии нужной суммы денег, можно заказать готовые конструкции у производителей или приобрести строительные материалы для возведения лабиринта. В противном случае остаётся искать разборные конструкции, уже бывшие в обращении.

Конструкции лабиринта возводят из пустотелых металлических столбов диаметром до полуметра и порядка трёх метров в высоту. Между ними устанавливают перегородки разной высоты. Перегородки чаще всего выполняют из гипсокартона. Однако стены из гипсокартона легко проломить в пылу игры. Укрепить перегородки можно с помощью плотной фанеры, пропитанной особым противопожарным раствором.

Ваш лабиринт может состоять из разборных конструкций. Это позволит при желании легко изменить игровое пространство. Все сооружения надо надёжно закрепить, чтобы они выдерживали столкновения с игроками.

В лабиринте не должно быть острых углов и выпирающих деталей. Все потенциально опасные участки закрываем фанерой, а её, в свою очередь – мягким материалом или специальными стеновыми панелями.

Позаботьтесь о том, чтобы на полу в лабиринте не было неровностей и выступов. В этом случае практичность и безопасность играют решающую роль. Пол можно застелить особым спортивным покрытием, светящимся ковролином или разориться на светодиодный пол из прочных модульных панелей.

Принципиальные моменты – наличие вентиляции и соблюдение правил пожарной безопасности. Огнетушители, запасные выходы, подсвеченные указатели – всё это необходимо на арене. Об этих моментах нужно подумать на этапе проектирования аттракциона. Без них надзорные органы не допустят ваш лазертаг-клуб к работе.

Для освещения лабиринта понадобится установить в игровой зоне два типа ламп. Флуоресцентные подсветят роспись на стенах, в полутьме при такой подсветке игроки будут хорошо различать лучи лазера. Загадочное свечение поможет вашим гостям настроиться на нужный лад и прочувствовать атмосферу игры. Лампы устанавливают по всему лабиринту на высоте двух или трёх метров. Одной лампы на 36 Вт хватит для подсветки 8 квадратных метров помещения.

Лампы дневного света пригодятся во время уборки или ремонта лабиринта. Один светильник мощностью в 36 Вт освещает порядка 16 квадратных метров.

Кроме того, для создания дополнительных световых эффектов используют стробоскопы – устройства, излучающие вспышки света, и лазерные установки, выпускающие цветные лучи или рисунки. При использовании дым-машины они приобретают величину и объём.

Пару слов о дизайне

Существует масса возможностей для неповторимого оформления лазертаг-арены. Дорогой вариант – заказать проект у профессионального дизайнера. Более доступный – обратиться к студенту местного худграфа, который будет рад новому проекту для своего портфолио. Или взять всё в свои руки – вспомнить любимые фантастические фильмы, книги, которые приходилось читать и творить самому.

Стиль будет зависеть от общей концепции вашей арены. Межгалактический крейсер, открытый космос или инопланетные пейзажи – выбирайте сами. При небольшом бюджете можно смастерить несколько трафаретов и с их помощью нанести на стены элементы декора и рисунки флуоресцентной краской из аэрозольных баллончиков.

Если средства позволяют, то хорошим решением станут светящиеся обои. Они подчеркнут оригинальность дизайнерской задумки и произведут яркое впечатление на ваших гостей.

Не только лабиринт

Как мы уже сказали, помимо самого лабиринта в вашем лазертаг-клубе будет несколько помещений. Остановимся на каждом из них подробнее.

Комната для встречи клиентов. Тут будут ждать своей очереди новые игроки, а также родители или друзья посетителей. Не заставляйте гостей тесниться – на одного человека должно приходиться не менее 1 м². Покрытие пола должно быть практичным: плитка или влагостойкий ламинат – то, что нужно. Легко мыть, и прослужат долго.

В зоне рецепции устанавливают стойку для администратора клуба. Если места у вас немного, тут же можно оборудовать рабочее место для оператора, управляющего лазерными сражениями в лабиринте. Понадобится компьютер с программным обеспечением для игры, принтер для печати результатов раундов, аудиоколонки, микрофон, кассовый аппарат.

На стенах будут уместно смотреться яркие постеры, схемы лабиринта, фотоотчёты с мероприятий. Здорово будет оформить стенд с описанием лучших достижений – рейтинги, фото самых результативных игроков или успешных команд.

Встретив гостей на рецепции, проводите их в раздевалку. Здесь они смогут снять верхнюю одежду, сложить сумки в шкафчики, запирающиеся на ключ. Если обустроить отдельную комнату возможности нет, разделите рецепцию и раздевалку с помощью перегородки или ширмы.

Советуем не отказываться от оформления этой комнаты, даже если приходится экономить. Брифинг-рум позволяет сделать работу лазертаг-клуба удобной как для его посетителей, так и для сотрудников. Пока одни переодеваются после баталий в лабиринте, другие уже проходят инструктаж в брифинг-руме. Никто не шумит и не толкается у стойки администратора, все довольны. Особенно это касается самых маленьких любителей лазертага.

Поставьте в брифинг-руме мягкие диваны и удобные стулья. Повесьте на стену большой телевизор, по которому можно показывать обучающие видеоролики или вести трансляцию прямо из лабиринта.

Эта комната открывает отличные возможности для досуга. Здесь гости всех возрастов могут отдохнуть после игры, заказав еду на доставку. Открыть небольшое кафе на месте – тоже хорошее решение. Запаситесь настольными играми, компьютерной приставкой – клиенты скажут вам спасибо.

– Комната для сотрудников клуба и санузел.

Ваши сотрудники будут много времени проводить в лазертаг-клубе. Подумайте и об их комфорте – комната для персонала нужна обязательно. Обустройте также кладовую или подсобку для инструментов, запчастей и прочих мелочей.

Если игровая площадка располагается не в торговом центре, оборудуйте удобный санузел. Хорошо, если в нём будет душевая. Ваши гости будут рады освежиться после жарких лазерных перестрелок.

Антон Павлычев

Автор я. :-) Работа еще не закончена. осталось проложить питание из приклада и утрамбовать проводку в магазин. Если есть вопросы - спрашивайте.

Александр Панин

Антон, можно посчитать примерное потребление по току на вскидку ( судя по виду платы 2 вт в пике мощности, напряжение питания пусть 8 в значит ток следовательно где то 250 ма) должно хватить, хотя я обычно ставлю на питание 0,35 , да и разъём не особо важен слаботочка ведь, разъём обычно как перемычка на джампере ( лично моё мнение )

Иван Непальский

Моя гибридная G36.Искал привод с неработающей механикой под интеграцию,но достался полностью рабочий.Было жаль ломать,поэтому принял решение попробовать совместить страйкбол и лазертаг.Что и удалось в конечном итоге. Но системы у меня раздельные,переключение с режимов с помощью тумблера в прикладе.Питание обеих систем от одного источника.
В одновременной работе двух режимов не вижу смысла,так как это разные игры со своими особенностями.А так же значительно увеличивает расход аккумулятора.

Антон Павлычев

Ivan, вопрос не в том, что бы попадание лт подтверждалрсь прилетом шарика, а что бы была отдача, реакция оружия на выстрел. :-)

Иван Непальский

Антон, видно у меня привод не той системы,так как никакой отдачи не ощущаю.Только довольно громкий хлопок и небольшая вибрация.Но мысль понятна,что то вроде обратной связи.Попробую в следующей модели переделать гирбокс,заточить на имитацию отдачи,но без хлопков(демаскируют). Может переделать поршень,утяжелить его..

Антон Павлычев

Иван, гирбокс должен быть с бюлоубэком. У меня ББ не такой уж и сильный, но ощутимый. во всяком случае, оружие не безжизненное, а как-то тактильно реагирует на выстрел. без хлопка не получится, во всяком случае, с мои гирбоксом: он либо рассыпется, либо не будет реакции. По-сути, гирбокс переделывать нет необходимость - необходжимо приделать контакты таким образом, что бы они замыкали ЛТ и СТ одновременно или +-.

Читайте также: