Ламповый усилитель своими руками на el34

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

Усилители Music Angel

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

SE усилитель на EL34

Другие изменения относительно оригинальной схемы - это шунтирование катодных электролитов пленочниками 4.7 мФ, шунтирование опять же пленкой анодных электролитов предусилительного каскада - и наконец, шунтирование электролита фильтра высококачественным пленочным конденсатором фирмы Solen - 22 мФ, 630 вольт. Можно долго спорить, насколько и как подобные изменения влияют на звук - я полагаю что влияют и положительно. Шунтировать электролит фильтра я советую в любом случае, даже если вам для этого придётся составлять батарею из громоздких МБГО.

В предусилителе использована 6Н9С - у меня других версий этой лампы (6SL7) парами не было (а жаль). Обе половинки двойного триода запараллелены для каждого канала. Имеет некоторый смысл отбирать их предварительно по току, чтобы не было сильного разброса. Кстати, неоднократно слышал жалобы на якобы сильную подверженность 6Н9С микрофонному эффекту - так вот, это в моей конструкции совершенно не ощущается, даже на полной громкости. А 6Н9С, между прочим - разного разлива. Одна - Рефлектор 1983, а другая безымянная (быть может, Новосибирск - о чём дополнительно будет сказано ниже.)

Цепи накала смонтированы витой парой, одинаковой длины для каждого канала и соединяются вместе в одной точке - подключения к накальной обмотке силового трансформатора, которая имеет средний отвод, соединенный с шасси (что не показано на схеме). Точку можно подобрать экспериментально. В результате у конструкции совершенно неощутимый фон переменного тока - на полной громкости, при плавающем входе и прижав ухо к колонке. Впрочем, здесь не последнюю роль играет и огромный дроссель в 10 Генри.

Итак, монтаж окончен, подключаем колонки (я использую Klipsch Synergy B2 - для получения нормальной громкости чувствительность должна быть не ниже 93 дБ), включаем питание и смотрим как греются лампы…

Включаем питание и смотрим как греются лампы…

Итак, общие результаты оценки на слух:


Светлана - хороший тональный баланс, прозрачный звук. Правда, басов чуть-чуть, кажется, не хватает… И партии ударные самую малость, как показалось, размыто звучат. В общих чертах, нравится.

JJ/Tesla - меньше высоких и в то же время более мягкий, музыкальный звук. Эта лампа понравилась мне больше всего, особенно при проигрывании традиционных музыкальных жанров - классики, джаза. А вот агрессивной динамики когда звучит рок ей пожалуй и не хватает… С неделю после первого прослушивания стояла в качестве базовой лампы.

6СA7 Phillips - поначалу звучание не понравилось, но потом лампа прогрелась как следует и звук стал в чем-то интересным.


Что радовало - это отличная динамика. А вот басы показались слишком выпяченными. Мне всё же кажется, что этот тип EL34 скорее подходит для гитарного аппарата.

EL34WXT Sovtek - самая невпечатлившая. Звук был какой-то пластмассовый - при том же самом смещении. Гитара и ударные как-то режуще звучит. Не смог долго слушать. Потренировал лампу и в общем звук заметно лучше не стал.

EL34 Ei - я читал отзывы о ненадежности этих ламп, но не предполагал что через две минуты после включения анод одной из ламп раскалится докрасна!


Замерил смещение - ток покоя оказался выше нормы, но всё равно, режим был по идее паспортный. Выходит, лампа не держит параметров, гарантируемых производителем. К счастью, у меня оказалась ещё одна пара этих ламп. Прогрев. Прослушивание. Звук в результате всё равно не удовлетворил - завал басов, маннокашистая середина, рыхлая динамика звучания. Пожалуй, я категорически рекомендую воздержаться от использования этих ламп - как минимум из-за проблем с надежностью.

И наконец, EL34 RFT - сначала результат был удручающим. Звук весьма напоминал совтековский (и это при троекратной разнице в цене!). Особенно не радовало наличие "песка" в верхних. Но после 48 часов тренировки звучание этой лампы преобразилось настолько, что теперь она стоит у меня в усилителе в качестве базовой. Если у вас есть возможность достать ГДРовские EL34 - воспользуйтесь ей, не пожалеете.

А теперь - сеанс черной магии с разоблачениями! С помощью программы RightMark Audio Analyzer мне удалось снять АЧХ усилителя, а так же некоторые другие параметры.

Вот собственно АЧХ (с EL34 разных производителей в выходном каскаде):

Нижняя отсечка в -3 дБ где-то около 15 Гц.
Верхняя -3 дБ - около 21 кГц.

Самое смешное то - что с точки зрения аудиоанализатора большой разницы между разными выходными лампами нет (а на слух есть и немалая!) Что Светлана, что Совтек, что Тесла, что Филлипс. Примерно одно и то же - ну там у Теслы завал высоких чуть-чуть круче, “бугорки” в АЧХ мелкие разные в пару десятых децибелы - этим они отличаются Но кардинальных различий-то не видно! Неужели весь “хай энд” - в голове? J

Уровень шума порядка -80 дБ. Уровень нелинейных искажений - порядка 0.6-0.8% У Филлипса и Groove Tubes - наименьший, у Совтека - наибольший, но всё равно - не такие большие отличия.

В чём по вашему разгадка?

Вот что интересно - в правом канале стоит безымянная 6Н9С - подозреваю что новосибирского разлива. И там, по сравнению с 6Н9С рефлекторской в левом, всегда чуть-чуть выше уровень искажений. Поменял лампы местами - показания поменялись местами. Так и есть, новосиб :-( Бойтесь безымянных 6Н9С.

А созерцать шасси в темноте, особенно когда Светланы стоят - одно удовольствие!

Современные строительные электроинструменты достигают высокой производительности и эргономичности благодаря использованию мощных бесщеточных электродвигателей и литий-ионных аккумуляторов. Для реализации сложных алгоритмов питания таких двигателей и управления ими компания Infineon предлагает микросхему интеллектуального драйвера управления трехфазным бесщеточным двигателем 6EDL7141, MOSFET BSC007N04LS6 из семейства OptiMOS 6, а также отладочную плату EVAL6EDL7141TRAP1SH.

Компания Mornsun выпустила три серии источников питания с креплением на DIN-рейку в форм-факторе Home Automation на популярные значения выходной мощности 30, 60 и 100 Вт (серии LI30-20/PR2, LI60-20/PR2, LI100-20/PR2). Эти источники питания относятся ко второму поколению продукции (R2) и характеризуются высокой надежностью и хорошей стоимостью.

Да какая разница, схемы почти все одинаковые, за весь прошлый век доведённые, "качество" обеспечивается выходным трансом и мягкой, чувствительной акустикой, изготавливать нужно красиво( что б продать подороже), или вообще не заморачиваться, ну разве только ради прикола или понтов, типа гости придут ( из филармонии), ты включишь, они минут пять подождут пока лампочки загорятся и будут наслаждаться кристальным, живым звуком с винила в котором нет ни одной цыферки, а только ностальгическое шипение , кряхтение ну и т.д.
PS. Вспомнилась поговорка из 80-х г. прошлого века - "Раньше были усилители на трансформаторах, а сейчас на радиаторах. "
ИМХО, зная на профессиональном уровне и те и те, с большей симпатией отношусь к цифровым, а если кто высшие гармоники услышит, то это к . Котельникову.

Тест лампового интегрального усилителя Cayin CS-100A (EL34): лампа, зажигай!

Продукция бренда Cayin давно пользуется популярностью, хотя по современным меркам он еще достаточно молод — основан в 1993 году. Но мы-то знаем, какими темпами скачет научно-технический прогресс в стране, которая стала пристанищем для производства и сборки подавляющего большинства современной техники всех направлений. Так что в этом случае, скорее всего, можно год считать за два. Особенно с учетом того, что Cayin — бренд дочерней компании государственной аэрокосмической корпорации, созданный специально для развития хайфая и хайэнда на родном рынке.


Конечно, в истории Cayin было всякое: усилители, ЦАПы, блоки питания… Уверен, что вы в курсе, что такое Cayin N6 и его последователь Cayin N6-2. Эти портативные Hi-Res-плееры наделали много шуму в свое время — и продолжают до сих пор.

Сейчас у бренда все хорошо: собственный завод, причем полного цикла. Там и трансформаторы мотают, и усилители вручную собирают, и Карла с Марксом чтут. Наверное. И в ресурсах с такой родительской корпорацией не нуждаются.

В клетке

В первую очередь, вас встретит клетка почти во весь усилитель шириной, которая ограждает просто огромное количество ламп от внешнего мира. Или мир от ламп.

Ламп у Cayin CS-100A — целый микрорайон! И большие, и маленькие, и средние… Честно — так и запутаться можно. Поэтому держите список: одна 6SN7; две 12AU7EH; еще две 12BH7EH и, наконец, в выходном каскаде — восемь пентодов EL34!


Согласно лучшим ламповым традициям, этот же усилитель можно купить в комплектации с другими лампами. Или же купить отдельно лампы и заменить — вместо EL34 предусмотрена установка KT88. Если вы все-таки решились на этот эксперимент, не забудьте щелкнуть тумблер на задней панели в соответствующее положение.

В Cayin предлагают два варианта расцветок для CS-100A: серебристый и черный. Но по факту меняется только цвет лицевой панели. На мой субъективный взгляд, с черной панелью аппарат выглядит гармоничнее.

Снова классика

Из анодированного алюминия у CS-100A сделана лицевая панель, которая буквально пестрит всякими тумблерами и индикаторами. Потенциометр Alps и переключатель входов — это всем понятно и привычно. Миниатюрные диоды для обозначения выбранного входа и режима работы — вполне себе решение. Но вот четыре тумблера для работы с подстройкой токов смещения…

Между лампами есть окошко со стрелочным индикатором для отслеживания уровня токов, а по бокам корпуса еще по четыре утопленных винта, с которыми вы можете скоротать время за подстройкой этих самых токов, которые куда-то сместились…

Возможно, для любителей ламповой техники эта процедура сродни настройке тонарма у виниловодов. Если так, то все вопросы снимаются автоматически. Хотя, конечно, так же автоматически и CS-100A мог бы токи под лампы настроить… Но это, наверное, совсем другая история.


С коммутацией инженеры Cayin, можно сказать, попали в точку. Ее хоть и не много, и нет балансных входов, но зато есть три линейных входа, один вход для подачи сигнала сразу на мощник и выход на сабвуфер.

А еще у Cayin CS-100 A есть клеммы для подключения колонок с импедансом и 4 Ома, и 8 Ом. Три пары клемм смотрятся нарядно. Если же заглянуть в схемотехнику, то там можно найти все, на что способны китайские инженеры с доступом к самым современным технологиям.


В остальном же производитель заявляет, что вся схема реализована на высоком уровне: почти везде — навесной монтаж с серебряными проводниками и только высококачественные конденсаторы и резисторы из углеродной пленки.

Зажигаем лампы

Все случилось достаточно быстро: Cayin CS-100A лишь немного медлил после включения, но очень быстро пришел в себя и щелчком реле дал знать, что готов к работе. Здесь под руку попался пульт, который сделан очень добротно. Всюду металл, даже на кнопках, и фрезерованные торцы. Такой и вправду приятно держать в руках.

Функций у него — самый необходимый минимум: изменить громкость, выбрать другой вход и… выбрать режим работы усилителя. Триодный или ультралинейный — у каждого из этих режимов есть и свой личный индикатор на лицевой панели, и свой личный звук. Это как иметь два разных ЦАПа в системе с возможностью менять звук с помощью пульта.


Надо сказать, что эта игра затягивает. Хочется и так послушать, и эдак. В конце концов, можно вообще забыть о причине, по которой мы зажгли лампы. Поэтому на первых этапах прослушивания триодный и ультралинейный режимы переключались до тех пор, пока не была выявлена их жанровая принадлежность.

Но прежде, чем эта огромная тайна будет раскрыта, нужно кратко озвучить остальные компоненты системы: универсальный источник Arcam CDS50 и полочники Monitor Audio Gold 100.

А теперь — поехали!

Лампа — зажигает!

Ну же, давайте, расскажите мне, как для лампы надо выбирать жанры. А в случае с Cayin CS-100A на лампах EL34 жанры пришлось выбирать еще и для каждого из режимов его работы!

Только не подумайте, что это была сложная задача или цель теста. Жанры из плейлистов Tidal шли по накатанной, а режимы CS-100A переключались им в такт.


В триодном режиме лампы действительно светят более мягким и спокойным светом, на грани теней которого можно обнаружить мириады оттенков. Этот звук очень похож на тот, что можно ожидать от ламповой техники.

Тем не менее, мы пришли к этому свету под хороший ритм: нейтрально-светлая подача вовсе не означает отсутствие баса. Даже с не самыми басовитыми Monitor Audio Gold 100 этот ламповый интегральник успешно парировал ваши сомнения по поводу его способностей в нижнем регистре.


Конечно, Gold 300 уже не ровня нашему Cayin — и как нагрузка они непростые, и как компаньон в одной системе тоже вряд ли подходят из-за разницы в цене. Но если очень хочется…

Вот тут ультралинейный режим показал, что такое панч, разрешение и скорость! Конечно, не стоит питать надежд, что CS-100A уделает по этим параметрам транзисторный интегральник, заточенный под скорострельность. Но как дополнение и противоположность к эмоциональному триодному режиму — вряд ли кто-то ожидал, что будет настолько круто.

Выводы


У Cayin есть особое мастерство, которое, по всей видимости, досталось ему от коренных китайских инженеров: в утонченном и деликатном звуке нажатием одной кнопки вы можете пробудить бурю и шторм. И столь же легко успокоить начатое. Начинаешь ощущать себя повелителем стихий, которому подвластны любые перемены — под настроение.

По итогам тестирования CS-100A можно простить и классический незамысловатый дизайн, и немного странный цвет верхней панели. Потому что звук, который он дарит слушателю — это прямой путь к удовольствию от музыки.

Звук; два режима работы — явный плюс; высокая выходная мощность; вход на усилитель мощности; хороший пульт ДУ

Читайте также: