Ламповый усилитель своими руками 6н3п и 6п14п

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Одноламповый усилитель - вот оно - самое то для старта в ламповой теме, но не все так просто, вернее совсем всё не просто. Ну например , очень трудно найти нужные лампы, да и заставить усилитель играть хорошо тоже очень трудно. Да в добавок ко всему мощности может не хватить, а усилитель ещё придирчив к акустике и к конструкционным деталям динамиков.

Есть ли схемы, причем промышленные схемы, по одноламповой однокаскадной схемотехнике? Как не быть - есть, например, усилитель низкой частоты телевизора рекорд:

Собрав несколько ламповых усилителей по разным схемам - в основном двухкаскадные однотактные усилители, решил попробовать спаять одноламповый усилитель. В чем видимые преимущества такого усилителя - нет межкаскадных конденсаторов, ДОЛЖНО получаться меньше деталей. В чем недостатки - это должна быть мощная лампа с хорошим усилением. Обычно сперва усиливают сигнал - усилитель напряжения, а затем вторым каскадом усиливают мощность(усилитель тока) - а тут все требуется совместить в одной лампе. Паять ламповые усилители можно из дешёвых деталей, среднего качества и из деталей премиум качества. Стартуем на деталях самого, что ни есть дешевого сегмента - то что было в тумбочке (а в тумбочке есть детали и средние по цене, и очень дорогие).

Так как триод с высоким усилениям я не нашёл, то решил спять на пентоде или на тетроде- просто проверить концепцию.

Нашёл на АудиоПортале соответствующую ветку и схему

Ну и спаял быстренько. Ничего заказывать не пришлось все было в наличии. Спаял, можно сказать, из хлама.

Силовой трансформатор от прибора , где стояло две лампы 6н1п, выходные трансформаторы от ретрансляционных колонок - они без зазора (что не допустимо для однотактных усилителей - сердечник намагнититься и трасформаторы перестанут работать). Поставил два дросселя по питанию - выпрямитель на полупроводниковом китайском диодном мосту.

Данный усилитель заиграл и вполне неплохо играл несколько минут , чтобы оценить потенциал схемы. Но жестяной корпус от компьютерного блока питания жестко вибрировал- магнитился к силовому трансформатору, лампы перегревались, силовой трансформатор оказался слишком маломощным и тоже немерено грелся. Короче , в принципе делать можно , но этот усилитель только на разбор.

Усилитель на лампе 6П9, он же с перепайкой панельки на 6П15П.

За основу взял такую схему.

Собрал на деталях достойного качества - звуковые трансформаторы от лампового приемника Телефункен (на таких же я собирал SE 6ж4п+6п43п), два дросселя по питанию, большой силовой трансформатор. Пять качественных немецких конденсаторов ROE . Карбоновые сопротивления Филипс.

Замена ламп 6П9 на 6П15П - происходит просто. Надо только перепаять панельки. Мне с лампами 6П15П понравилось больше, к тому же к этим лампам легко найти импортные аналоги иностранных фирм ТЕСЛА, ТЕЛЕФУНКЕН - это тип ламп EL83.

Этот усилитель вполне неплохо так раскачал напольные колонки на винтажных динамиках GOODMANS AXIOM 10 и выдал замечательное качество звука.

Мне звук понравился так сильно , что я решил перебороть свою жабу и собрать усилитель на деталях высокого класса (а это значит неприлично дорогих).

Что значит детали высокого класса - Это силовой трансформатор и два дросселя по питанию от российского производителя "Золотая середина", Японские выходные звуковые трансформаторы Хошимото под акустику 4,8,16 ом, электролитические конденсаторы BLACK GATE серий WKZ, VK, NC. Неполярные конденсаторы WIMA black box. Сопротивления AMRG. Разъёмы CARDAS. Регулятор громкости Phizer.

Однако при такой дорогой начинке применён пластиковый корпус из поликарбоната - специально для снижения наводок и фона.

При наладке усилителя пробовал более 10 вариантов схемотехники менял параметры работы ламп и подбирал емкости, а также пробовал поставить стабилизаторы на вторую сетку. Менял типы не электролитических конденсаторов и подстраивал рабочую точку ламп. Плюс трансформаторы Хошимото имеют несколько отводов на первичной анодной обмотке - тоже пробовал разные варианты.

Но газовые стабилизаторы - СГ оказались очень шумными и качество работы усилителя с ними оказалось хуже , чем без них. Так что финальная конструкция усилителя обошлась без них.

Потом, когда сделал себе колонки на авторских динамиках от Олега Руллита, то понял , что колонки на английских динамиках GOODMANS AXIOM 10 не дотягивают до них по качеству звука. Поэтому решил делать качественные корпуса именно для динамиков от Олега Руллита. А GOODMANS AXIOM 10 во временных фанерных корпусах продал вместе с усилителем , выполненных на детялях среднего класса (усилитель №2) - на трансформаторах Телефункен и электролитах ROE. Комплект ушёл от меня менее, чем за неделю. И это меня обрадовало, так как не пришлось его тащить в новую квартиру.

Так как усилитель очень точно настраивался под конкретную акустику на динамиках GOODMANS AXIOM 10, то для акустики на динамиках от Олега Руллита был собран другой усилитель -SE c3m+EL86. И какое то время у меня были в наличии оба этих комплекта. Оба усилителя играют просто замечательно, но выяснилось что динамики GOODMANS AXIOM 10 - не имею ВИЗЕРА - рупорка на пятаке, а динамики от Олега Руллита такой рупорок имеют. Поэтому сказались и различия к тонкой настройке усилителей под акустику. И точно настроенные усилители играли супер только с той акустикой ,под какую настраивались изначально. А если их поменять местами качество звука слышимо падало.

Как итог, скажу выход на качественный звук при одноламповой однокаскадной схеме занимает в четыре раза больше времени , чем при настройке усилителя по классической двухкаскадной схеме. А по деньгам выходит ни чуть не дешевле.

Вот такая у меня вышла эпопея с одноламповыми однотактными однокаскадными усилителями.

Статья, имеет обзорный характер, а если вдруг захотелось подробностей, то следует обратиться к материалам сайта АудиоПортал.

Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый – бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй – с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.

Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы “Аудиоинструмент”

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более “теплое” звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.

2. Высококачественные комплектующие.

3. Триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.

Рис. 2 Схема БП для усилителя А. Манакова на 6П43П с автосмещением

Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.

Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.

Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.

В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.

В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.

Автор: Пузанов В., г Брянск

39 комментариев: Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

Вы уж меня извините, но УНЧ по этой схеме я паял ещё в 1960 году, копируя УНЧ с бытовых радиоприёмников того времени и включая триоды параллельно.Какое отношение к этому имеет Манаков. не пойму. Тогда все школьники 6-8 классов увлекались строительством УНЧ и модуляторов применяемых в “фулюганских” передатчиках.Причём по этой схеме начинали, а вскоре переходили на Г-807 и ГУ-50, применяя в качестве выходных трансформаторов(модуляционных) силовые трансформаторы от РПУ “Урал-57” и аналогичных в которых использовались кенотроны. Пересмотрел все схемы-сплошной плагиат с 60-х годов.Всё новое-это просто забытое старое! Только тогда в паспортах аппаратуры писали уровень нелинейных искажений 4-10%, а диапазон воспроизводимых частот 100-8000гц. Самыми “крутыми” чуть позже стали магнитофоны-“Днепр-11”, МАГ-59, “Тембр” и радиолы с верхней частотой 12000гц, и потом появились “Симфонии” с 15 000 гц на линейном выходе.Тогда писали в “букварях” что магнитные свойства трансформатороного железа не позволяют получить на выходе выше 12 000гц, потому как сегодня с того же железа снимают 20 000 или 80 000 вааще не вьеду! Может вы какими-то другим приборами пользуетесь?Но как показывала практика при 16 000 гц, обычно выгорали ВЧ динамические головки, как они работают сейчас-не понятно!В 80-х горели 10ГИ-30 на УНЧ с верхним пределом 20 000гц, а у них паспортная граница 31, 5Кгц! Может Вы нас дурите, рассказывая сказки?

Только и остается “понять и простить” Ваш преднамеренный флуд. Преднамеренный потому, что Вы, столь искушенный знаток технических характеристик аппаратуры, не можете не знать, что качество и свойства электронных компонентов определяют параметры звуковоспроизводящих устройств. Производство радиоэлементов и источников звука в СССР постоянно совершенствовалось в 70-80-90е годы, хоть и с отставанием от передовых “забугорных” технологий. Появлялись новые метало-ферритовые сплавы, улучшалось качество трансформаторов, радиоламп, транзисторов и пассивных элементов. На смену пьезоэлектрическим звукоснимателям “Симфонии” и “Эстонии” пришли электромагнитные. Магнитная лента Типа2 была вытеснена Типом 6 и затем полностью перешли на Тип10. Соответственно улучшались параметры звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуры. Акустика также претерпевала качественные улучшения. Вы преднамеренно задаете провокационные вопросы, думая, что “народ” кинется убеждать Вас в обратном, тем самым привлечь к себе внимание. Действительно, не “дурите” нам мозги своими псевдо сомнениями.

Виктор ну эпоха ведь на месте не стоит,изменились материалы,точность,погрешность,приборы, да более того я еще ни одного выходного трансформатора из того времени не встречал что бы он был намотан виток к витку!чего уж говорить про “головки” в которых перекос на перекосе и подводящие из оплетки,я конечно не сравниваю с нынешним “китаем”я скорее про то что сейчас мы делаем своими руками и из современных материалов опираясь на ошибки прошлого,по этому уж столь строго не критикуйте..;)

Ну не надо так реагировать!
Человек в чем то прав, нельзя так однозначно и безапелляционно утверждать, что вот мы сейчас супер-пупер источники сигнала применим и на выходе будет ровненькая , без спадов и горбов характеристика! Если сигнал никоим образом не может обойти выходной транс, а характеристики ламп позволяют получить очень хороший результат, то даже лоб расшиби, транс будет якорем. Получить какие то приемлемые характеристики без танцев с выходным трансом не получится. Тем более, что автор прямо указывает серийный транс ТВЗ, а в нем никаких конструктивных особенностей для снижения межобмоточной емкости не предусмотрено. В схеме нет разделения сигнала на полосы как, например, у Межеровского, р68 №5 . Выходной трансформатор является самым слабым звеном в УНЧ на лампах и это надо признать и принять, как объективную реальность, увы!
Так что к заявленному диапазону в 20 кГц надо относиться с большей долей скептицизма.

Сама схема проще некуда, все цепи продуманы и не требуют уточнения.

Всё приготовил к схеме Анатолия Манакова на лампе 6П45С \лампа от старых телевизоров\,а что Вы посоветуете ,Александр ?

на сорокапятке в триоде и выходнике от Кинапа 90 у-2 получался роскошно звучащий однотакт, ватт 10 или больше выдавал, небольшой и мощный. Что за схема от Анатолия Манакова, я не в курсе. А сама лампа суперская.

Объясните, как лампа может звучать? Это же вакуум.

Это образное выражение, под которым понимается звук усилителя на какой-то лампе.

Лампы отзвучали свое лет 50 назад. Если уж так хочется попробовать ламповый звук, еще можно кое-где найти старые радиотрансляционные сети и послушать радиоточку.

Прошу пардону господа.Если какой приверженец транзисторов тут шумит, то он просто заблудился.Это тема для любителей лампового звука, не более того. Таперича конкретно по этой схеме.Я её многократно крутил вертел во всех “позах” и с такими лампами и с сякими.И с таким включением драйвера и с последовательным, и с пентодным.В общем со всяким.Спаяю на столе и прослушиваю пару-тройку дней.Потом пробую другую.И т.д. Из многочисленных отзывов звукоманов прочитал, что 6н2п-отстой.НО! После наверно месяца прослушки во всяких вариантах 6н2п СУПЕР!Хотя и другие тоже не последние.У каждой свой “привкус”.Кстати 6п18п звучит тоже на ура.Кстати о вкусах.Смотрю видеобзор с ламповыми усями и человек крутит игоря николаева.Я прямо со стула чуть не упал.Эти усилители для другой музыки. Ждаз для них-сверхвкусие! Дерзайте господа.И не дерзите автору статьи.

6н2п не отстой, но в корректоре не заиграла, как хотелось. А усилителе неплохо будет, хотя мнения не поменяю, емкость велика, с регулятором даже 20 ком будет завал на вч.

Геннадий Морозов

Собрал ЛУНЧ на лампах 6н3п+6п14п, однотоактник. БП на основе ТС-180, выходные трансформаторы ТВЗ-1-9 для нагрузки 4 Ом. Описание и схема есть на многих радиолюбительских сайтах. Искать по тэгу "Ламповый УНЧ начальног уровня".Выходные лампы работают в пентоде. ООС присутствует. Сейчас в поиске хорошей АС, которую хочу тоже изготовить самостоятельно. Рад услышать дельные советы по подбору динов и расчёту самих АС под указанные лампы и трансформаторы. Впечатления: несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность конструкции, звук аппарата очень достойный! Сравнивал звучание этого УНЧ с акустикой от магнитолы ВЕГА РМ-235 сопротивлением 8 Ом со звучанием самой магнитолы, включенной как усилитель. Источником сигнала был MP3 player. При прослушивании музыки в стиле соул буквально слышно, как исполнитель шевелит губами! Техно звучит необычайно мягко. Для рок-музыки маловато динамичности при воспроизведении низкочастотной состовляющей фонограммы. Но что взять со среднестатистических ТВЗ -1-9! Поэтому и хочу сделать соответсвующую им АС. Ну или менять выходные трансформаторы. А следующий усилитель буду собирать на ГУ-50.

Lexx Lexx

я трубу войта делал для подобного усилителя, динамики 4гд-28, звук шикарный.

За свою радиолюбительскую карьеру, мной было собрано и испытано более десятка различных усилителей на лампах – как двухтактных, так и однотактных, в том числе и с параллельным включением нескольких ламп на выходе. Чаще всего в ход шли старые добрые 6п14п и 6п3с. Однако в интернете неоднократно мелькали схемы со строчными пентодами на выходе – 6п45с, 6п44с и 6п41с. На последней и решил остановиться, так как несмотря на более низкую мощность чем у 6п45-ки, она не имеет сверху неудобной и опасной пимпочки, куда подключают провод анода с высоким напряжением. Ещё больше подогрели интерес противоречивые отзывы на аудиофильских форумах – от восхваления, до полного отрицания её звуковых параметров. Как известно, лучше собрать самому, а тогда уже делать окончательный вывод. За основу взял принципиальную схему однотактного усилителя С.Сергеева, только немного изменил номиналы обвязок и смещение выходного каскада.

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - принципиальная электросхема

В драйвере стоит так привычная в выходе 6п14п – тут её роль второстепенна, предварительное усиление. В выходном каскаде – 6п41с с автоматическим смещением, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров работы лампы. Единственная трудность – мощный резистор, была решена элементарно. Так как поиск по коробкам с 10-ти ваттными зелёными керамическими резисторами результатов не дал (есть всё, кроме необходимых 450-680 Ом), пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2 на небольшой платке, 180х3=560 Ом.

пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2

На ней же собран и катодный резистор второго канала. Так как расчётная мощность 2 ватта – этих 6-ти хватает вполне. Всё равно пришлось бы думать, как закрепить 2 мощных трубчатых резистора.

Питание на УНЧ звука поступает от сетевого трансформатора

Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор ТСШ-170 – от лампового телевизора, сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой, способный обеспечить 250-300 В 0,3 А анодного и 6,3 В 3 А накального напряжения. Диоды выпрямителя – IN4007, дроссель – Др-0,1. Он имеет 1000 витков провода 0,25 мм (это если вы не найдёте готовый и будете мотать самостоятельно или брать сетевой трансформатор на его замену).

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - выходные трансформаторы звука

Несмотря на значительное напряжение и ток в выходном каскаде – около 0,06 А, рискнул поставить относительно слабые ТВЗ-1, более уместные в усилителях 6п14п. Как впоследствии выяснилось правильно сделал:)

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - КОРПУС ИЗ АС

Корпус для нашего однотактного УНЧ не мешало бы взять металлический, как всегда до этого и делал, но решил и в этом рискнуть, задействовав ненужную китайскую фронтальную колоночку, от 6-ти канального компьютерного усилителя. Этот номер тоже прошёл на ура:)

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - КОНСТРУКЦИЯ

Акустическую систему выпотрошим, спроектируем будущее расположение радиоэлементов и выпилим необходимые окна.

спроэктируем будущее расположение радиоэлементов унч на 6п41

Лампы естественно должны находиться сверху, их устанавливаем на металлическое основание – лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными круглыми окнами под панельки.

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - крепление ламп

Затем этот лист обклеивается самоклейкой цвета “металлик” в тон основному корпусу. После обклейки, отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия.

отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия

Нижняя часть корпуса тоже усилена металлом – чтоб не вывалился тяжёлый сетевой трансформатор. На неё планировалось установить ещё и электронный фильтр питания, но в итоге от него отказался. Напряжения на выходе БП и так маловато (всего 260 В), поэтому терять 20 В на ЭФ – расточительство.

Нижняя часть корпуса унч на лампах

Сзади выпиливаем прямоугольное окно под текстолитовую панель гнёзд и разъёмов – сетевое, аудиовход и аудиовыход на динамики.

панель гнёзд и разъёмов - сетевое, аудиовход и аудиовыход

Эту панель так-же обклеиваем самоклейкой.

вставляем контактные элементы ЛУНЧ

После чего вставляем все контактные элементы и прикручиваем её шурупами к предварительно выпиленному окну АС.

вставляем все контактные элементы

Большие электролитические конденсаторы установил на единое алюминиевое основание. Этих габаритных электролитов 4 – три для фильтра БП и один на 300 мкФ 63 В, установленный в катоде 6п41с.

Большие высоковольтные электролитические конденсаторы

Материал корпуса – ДСП, оказался очень удобен в обработке, а электромагнитные помехи от приборов, которых так опасался, абсолютно не слышны. Но об этом во второй части статьи – сборка, настройка и испытание схемы.

Читайте также: