Ламповые усилители нч на лампах 6п3с и 6н9с своими руками схема

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

2) Основные схемы. Их не так много и они придуманы в начале прошлого века ,в расцвет ламповой техники и ничего нового изобрести нельзя и не нужно._По этим основным схемам выпускались десятилетия все усилители фирмами всего мира.

3) Одно тактный усилитель на выходе одна лампа. Усилитель без ОООС поэтому имеет повышенный КНИ и ИМД и имеет повышенное выходное сопротивление,что не есть хорошо.

_____________

Вводим ОООС с выходной обмотки ТВЗ в катод первой лампы. При этом все каскады усилителя охвачены ООС и ТВЗ в том числе,что способствует уменьшению КНИ и ИМД до 10 раз и улучшает АЧХ

Миф о хорошем звучании усилителя лампового однотактного на ТРИОДЕ на выходе и без ОООС кочует по сайтам уж 15 лет. Это заблуждение!! Триод охвачен внутренней ООС и поэтому прощает ошибки в выборе рабочих точек. Позволяет собрать усилитель и сапожнику и пирожнику без настройки. Но полностью проигрывает усилителю на пентоде или на лучевом тетроде,если эти усилители настроены по приборам. А откуда у сапожника и пирожника приборы и откуда он может знать как настраивать усилитель,вот и клепают они эти усилители на триодах,ДОХЛИКИ как я их называю,потому что триодный усилитель имеет в два - три раза меньшую мощность при применении одной и той же лампы на выходе (например КТ88 или 6П3С включенной триодом или лучевым тетродом) Смотрим таблицу какова МАКСИМАЛЬНАЯ выходная мощность однотакта на 6П3С в ТЕТРОДНОМ включении лампы = 6,5 ватта , а в ТРИОДНОМ включении лампы всего = 1,4 ватта. НО ПРИ ТРИОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ У УНЧ НА 1,4 ватта ИСКАЖЕНИЯ БУДУТ 7-10% , А ПРИ ТЕТРОДНОМ ВКЛЮЧЕНИИ на 1,4 ватт ВСЕГО 1%

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Теперь двух тактная схема. Это основная схема высоко качественных усилителей. Уделом одно тактных усилителей было применение их в приёмниках и телевизорах до 2го класса из за низкого качества воспроизведения звука одно тактными усилителями. Все усилители выпускаемые в мире фирмами,делались только двух тактными и только на пентодах и лучевых тетродах на выходе. Ставить можно любые лампы,схема неизменна .Хоть для 6П14П маленькой,хоть для ГУ50 или КТ88.

Изображение

Любой усилитель требует настройки после того как вы его изготовите. Настраиваем по Спектроанализатору подбирая рабочие токи ламп по наименьшему КНИ и ИМД , именно этих ламп,стоящих в этом усилителе,нумеруем их,что б вынув не попутать,когда опять ставить будете.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП - ТЕМ МЕНЬШЕ ИСКАЖЕНИЯ,ВЫСТАВЛЯЕМ ВСЕГДА МАКСИМАЛЬНЫЙ ТОК ВЫХОДНЫХ ЛАМП, ДО НАЧАЛА ПОКРАСНЕНИЯ АНОДОВ В ТЕМНОТЕ И НАЗАД ОТКАТЫВАЕМСЯ ПО ТОКУ НА 10-15%.
При замене лампы опять настройка. Ведь для себя делаете. Ни один фирменный конвейерный усилитель не настроен,особенно если он на печатной плате смонтирован. Ни кто не будет ковырять печатную плату и подбирать номинал резистора,настраивая на наилучшее звучание и параметры. Примерно посчитали какие надо ставить резисторы и гонят усилители! Для себя любимого настраивайте усилители,порою день два можете затратить на настройку,но за то зазвучит на полную катушку усилитель ваш. Для этого есть у нас тема ИЗМЕРЕНИЯ.Измеряя параметры можем сравнивать и добиваться наименьших искажений. Вот смотрите поменяли всего лишь напряжение на экранных сетках выходных ламп с 300 вольт до 165 вольт и видим как изменились КНИ и ИМД. Изменением напряжения на экранных сетках мы изменили внутреннее сопротивление лампы выходной и вывели её работу в точку наименьших КНИ и наибольшей мощности для данного применённого ТВЗ с этим коэф. трансформации и этой нагрузкой 4 ом.

Изображение

Это видно на графике ТЕТРОДА лампы любой,где кривая КНИ есть и кривая максимальной мощности.Изменяя отношение напряжения зкранной сетки к анодному напряжению,мы можем в 3-5 раз изменять внутреннее сопротивление ламп Тетродов и пентодов,тем самым точно согласуя лампы с нагрузкой и тем самым уменьшим КНИ и ИМД усилителя.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Изображение

УСИЛИТЕЛИ ДВУХТАКТНЫЕ

Изображение

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

Это полные рабочие схемы двухтактного усилителя. Ставим на выходе любые лампы. Строчные мощные 6П36С,6П45С,6П41С,6П44С , Г807 получаем усилитель 35-55 ватт , всё зависит от величины анодного напряжения. Или ставим 6П1П,6П14П,6П6С,6П3С, получаем усилитель 10-14 ватт. Усилители в классе А работают. ТВЗ данные в теме ТРАНСФОРМАТОРЫ 1я страница.Для двухтакта моноблока на 6П41С применяется ТС90 ТОР зд. ТОРЭЛ .

ОТРАБОТАННАЯ СХЕМА МОНОБЛОКА , ВВЕДЕНИЕМ ПОС МЫ МОЖЕМ ДО нуля Ом ПОНИЗИТЬ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ.

Изображение

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЭТО ДВЕ ОДИНАКОВЫХ СХЕМЫ ТОЛЬКО ОДНА С ФИКСИРОВАННЫМ СМЕЩЕНИЕМ , А ДРУГАЯ С АВТОМАТИЧЕСКИМ

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
МОНОБЛОК НА ГУ50 Первая лампа 6Н9С или 6Н8С,резистор анодный разного номинала,усиление разное. ДАННЫЕ на схеме все.

Изображение

Для двухтакта МОНОБЛОКА на ГУ50 по одной лампе в плече, для каждого моноблока ТС нужен 150-180 ватт железо мощностью , моточные данные 220вольт вторичка анодная на ток 0,4а / Смещение 40 вольт 0,03А/ 6,5 вольт 1А / 12,7в 2,5А /.
ТС для моноблока 4ХГУ50 железо 250ватт анодная обмотка / 220 в. 0,8а / 40 в. 0,03а / 12,8в 3а / 6,5в. 1а/ .
ТВЗ 200ватт если по две ГУ50 в каждом плече и анодное напряжение 800 вольт то мотаем /88 вит 0,8 / 1300 + 1300 вит 0,31-0,35мм / 44 и 44 вит. 0,8мм/ выходная мощность будет 80-100 ватт.
Если 600 вольт анодное ,то ТВЗ 200 130 вит 0,8 / 1300+1300 вит 0,31-0,35мм / 65 и 65 вит 0,8мм /
Если по одной ГУ50 в плече то мощность 50 ватт и данные в схеме даны ТВЗ. Это для работы в классе АВ-В для музыкантов.
При удвоении ламп в выходном каскаде,для согласования с нагрузкой в том же ТВЗ что и для двух ламп,мы должны в 1,41 раз увеличить количество витков во вторичке этого ТВЗ. Но это теоретически. Практически немного не так.Приходиться снова подбирать согласование изменяя витки вторички ТВЗ. При изменении анодного и экранного напряжения,тоже приходиться вновь подбирать количество витков вторички ТВЗ,но это для качественного УНЧ работающего в классе А. Для музыкантов и эстрадных УНЧ это не столь важно.
Для качественного воспроизведения усилитель в классе А должен работать и анодное не выше 400 вольт при токе лампы одной 80-90ма,выходная мощность 40 ватт. В классе А в ламповом усилителе выходная мощность всегда меньше чем мощность в классе АВ и всегда гораздо меньше мощности потребляемой выходным каскадом по анодному питанию от блока питания, но и качество звука выше.
ЭТО СХЕМА 100-120 ватт моноблока на ГУ50х4шт на выходе для музыкантов.

Изображение

Изображение

Это схема Эстрадного УНЧ для музыкантов Работает в классе АВ ,применён не симметричный ФИ ,первый триод работает с общим катодом,а второй триод с общей сеткой,поэтому ФИ имеет разное выходное напряжение по анодам лампы 6Н6П.

Изображение

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Усилитель настраиваем при мощности 25% от максимальной на наименьшие КНИ и ИМД. Максимальная мощность усилителя измеряется при 10% КНИ или начале ограничения вершинок синусоиды на экране осциллографа , измеряем среднеквадратичное напряжение на эквиваленте нагрузки, возводим в квадрат и делим на R эквивалента вашего. P=U²/R например Umax=10v. R=4om. Pmax= 10²/4= 25 ватт.
ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ УНЧ ИЗМЕРЯЕМ ВЫСТАВИВ НА ЭКВИВАЛЕНТЕ 2 вольта,ПОТОМ ОТКЛЮЧАЕМ ЭКВИВАЛЕНТ И СМОТРИМ НАСКОЛЬКО УВЕЛИЧИЛОСЬ НАПРЯЖЕНИЕ НА ВЫХОДЕ УНЧ , ПО ФОРМУЛЕ ВЫЧИСЛЯЕМ ВЫХОДНОЕ Rвых=[(Uхх/Uнагр)-1]×Rнагр
или по этой формуле Rвых=[(Uхх-Uнагр)/Uнагр]×Rнагр пример: [(3-2)/2]×8= 4ом.
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Драйверы УНЧ лампового лабораторные работы произвёл,сравнение какой лучше,какой меньше вносит искажений в сигнал усиливаемый,какой имеет большее усиление. Катодным резистором всегда выводим каскад в точку работы с наименьшими КНИ всего УНЧ. Не от фонаря берёт номинал резистора,тупо ставя тот что написано в схеме в интернете,книжке,а подбираем и при смене лампы опять подбираем по наименьшим КНИ. Каждая лампа одного и того же названия , требует свой номинал резистора при данном напряжении анодном.

Изображение


ПРИМЕРНЫЙ МОНТАЖ УСИЛИТЕЛЯ ОДНОТАКТ 6П3С + 6Н9С

Изображение

Если хотите поднять АЧХ на низких частотах,то включите последовательно с резистором ОООС конденсатор 0,5-1мкф . Если хотите поднять АЧХ на ВЧ частотах,зашунтируйте резистор 110 ом в катоде первого каскада,куда подходит резистор ОООС , конденсатором 0,3-0,8мкф.

Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

В ВЫШЕ ПРИВЕДЁННОЙ СХЕМЕ ВСЕ ПОДСТРОЕЧНИКИ ПЕРВОГО КАСКАДА,ЗАМЕНИТЬ НА ПОСТОЯННЫЕ РЕЗИСТОРЫ ПОСЛЕ НАСТРОЙКИ. НИЖЕ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ МОНТАЖА УСИЛИТЕЛЯ ДВУХТАКТА на ЛАМПАХ 6П3С,6П6С,6V6,КТ88,EL34.



Заметил ошибку в исполнении - не установил межкаскадные резисторы по питанию. Устранил. Так же, иначе проложил земляные провода от ёмкостей фильтров. Заменил ёмкости в катодах драйверов и фильтрах напряжения смещения. Практически, победил фон в каналах. Подвал сейчас выглядит так.

АЧХ каналов усилителя. Расшифровка названия файлов находится здесь. Добавка к названию файла "ЛК" - для левого канала, без этой добавки - правый канал. Легко сопоставлять АЧХ для обоих каналов.

Наткнулся на потрясающий материал! Похоже, ответ на мой вопрос описан здесь. буду разбираться.

Ловлю себя на мысли, что процесс настройки и определения зависимостей влияния компонентов (изменение их номиналов, схемотехника) на результат (звук, параметры и т.п.) интереснее, чем само прослушивание музыки после сборки усилителя.

Удивительный для меня факт, но симметричная распайка триодов лампы каскада SRPP серьёзно повлияла на режим работы нижних триодов. Напомню, что простая замена ламп не приводила к этому. Заметный разбаланс анодных напряжений триодов сохранялся неизменным. Триоды между каналами были распаяны зеркально, а вот после идентичного выполнения соединений триодов (вход сигнала каждого канала на один и тот же физический контакт двойного триода и т.п.), режимы так же стали идентичными. Скажем, сейчас режим работы каскада таков: общее анодное напряжение - 276В, Ua триода - 140В, Uk триода - 3.3В, Ia триодов - 10мА, Rk верхнего триода - 160Ом, Rk нижнего триода - 300Ом. Зависимости такие: при увеличении сопротивления Rk верхнего триода, падает общий ток, падает Ua нижнего триода, падает Uk нижнего триода и наоборот.

Оглядываясь на статью, ссылку на которую я давал выше, замечу, что предложенная там идея увеличения вдвое сопротивления катодного резистора верхнего триода у меня не реализована. Скорее, наоборот - сопротивление этого резистора ниже сопротивления катодного резистора нижнего триода. Изменить этот режим не позволяет недостаточный уровень анодного напряжения каскада. Иначе, триоды будут работать в более нелинейном участке своей характеристики. Вольт-амперная характеристика двойного триода 6Н8С.

Так же, меня сильно поразил факт влияния значения сопротивления нагрузки каскада SRPP (через него же подаётся напряжение смещения выходного каскада) на уровень второй гармоники. С уменьшением номинала сопротивления нагрузки, существенно уменьшается уровень второй гармоники, однако, это сопровождается заметным спадом в НЧ-области, что не приемлемо, на мой взгляд (АЧХ наблюдалось на выходе усилителя, а не каскада SRPP). Остановился на неком промежуточном варианте, когда заметный спад начинается где-то в области 40-50Гц, а уровень второй гармоники находится на 40дБ ниже уровня основного тона на максимальной громкости, после которого начинается резкий рост всех гармоник.

Собственно, дело за подбором в пару выходных ламп. К сожалению, запаса 6П6С на данный момент у меня нет и выбирать особо не из чего. Тем не менее, основные зависимости и тенденции, в целом, мне понятны.

Закончил с настройкой усилителя (назвал его "Кассиопея") и, собственно, свои изыскания с данной комбинацией ламп, как и входным каскадом по схеме SRPP. Ещё раз промерил все напряжения по каскадам и откорректировал последний вариант схемы (см.выше).

Некоторый дисбаланс в уровне подавления второй гармоники в одном из каналов связан с конкретными экземплярами ламп. Это многократно проверялось путём смены их местами. Так же, относительные уровни измерений в SpectraLab могут отличаться от соотношений плеч в делителе напряжения сопротивления нагрузки, типа звуковой карты, настроек уровней входа-выхода и т.п. В конечном итоге, я воспользовался генератором самой программы и установил полосу панорамы 48кГц, что позволяет использованная мною звуковая карта. Наглядно видно, что АЧХ усилителя с лихвой перекрывает стандартный звуковой диапазон в 20кГц.

"Рассыпаться" в оценке звучания усилителя не стану, т.к. это весьма и весьма субъективно. Для себя ставлю его между первым на 6Ф5П ("Танчик") и моноблоками на 6П43П (название пока не придумал). Но в первом, выходные трансформаторы проще и дешевле, а в моноблоках - шедевры от самого А.Шалина. Так что, сравнение не может быть корректным.

Удачи вам в сборке и, главное, настройке ламповых усилителей. Успешного поиска своего звука!

За свою радиолюбительскую карьеру, мной было собрано и испытано более десятка различных усилителей на лампах – как двухтактных, так и однотактных, в том числе и с параллельным включением нескольких ламп на выходе. Чаще всего в ход шли старые добрые 6п14п и 6п3с. Однако в интернете неоднократно мелькали схемы со строчными пентодами на выходе – 6п45с, 6п44с и 6п41с. На последней и решил остановиться, так как несмотря на более низкую мощность чем у 6п45-ки, она не имеет сверху неудобной и опасной пимпочки, куда подключают провод анода с высоким напряжением. Ещё больше подогрели интерес противоречивые отзывы на аудиофильских форумах – от восхваления, до полного отрицания её звуковых параметров. Как известно, лучше собрать самому, а тогда уже делать окончательный вывод. За основу взял принципиальную схему однотактного усилителя С.Сергеева, только немного изменил номиналы обвязок и смещение выходного каскада.

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - принципиальная электросхема

В драйвере стоит так привычная в выходе 6п14п – тут её роль второстепенна, предварительное усиление. В выходном каскаде – 6п41с с автоматическим смещением, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров работы лампы. Единственная трудность – мощный резистор, была решена элементарно. Так как поиск по коробкам с 10-ти ваттными зелёными керамическими резисторами результатов не дал (есть всё, кроме необходимых 450-680 Ом), пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2 на небольшой платке, 180х3=560 Ом.

пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2

На ней же собран и катодный резистор второго канала. Так как расчётная мощность 2 ватта – этих 6-ти хватает вполне. Всё равно пришлось бы думать, как закрепить 2 мощных трубчатых резистора.

Питание на УНЧ звука поступает от сетевого трансформатора

Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор ТСШ-170 – от лампового телевизора, сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой, способный обеспечить 250-300 В 0,3 А анодного и 6,3 В 3 А накального напряжения. Диоды выпрямителя – IN4007, дроссель – Др-0,1. Он имеет 1000 витков провода 0,25 мм (это если вы не найдёте готовый и будете мотать самостоятельно или брать сетевой трансформатор на его замену).

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - выходные трансформаторы звука

Несмотря на значительное напряжение и ток в выходном каскаде – около 0,06 А, рискнул поставить относительно слабые ТВЗ-1, более уместные в усилителях 6п14п. Как впоследствии выяснилось правильно сделал:)

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - КОРПУС ИЗ АС

Корпус для нашего однотактного УНЧ не мешало бы взять металлический, как всегда до этого и делал, но решил и в этом рискнуть, задействовав ненужную китайскую фронтальную колоночку, от 6-ти канального компьютерного усилителя. Этот номер тоже прошёл на ура:)

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - КОНСТРУКЦИЯ

Акустическую систему выпотрошим, спроектируем будущее расположение радиоэлементов и выпилим необходимые окна.

спроэктируем будущее расположение радиоэлементов унч на 6п41

Лампы естественно должны находиться сверху, их устанавливаем на металлическое основание – лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными круглыми окнами под панельки.

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ - крепление ламп

Затем этот лист обклеивается самоклейкой цвета “металлик” в тон основному корпусу. После обклейки, отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия.

отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия

Нижняя часть корпуса тоже усилена металлом – чтоб не вывалился тяжёлый сетевой трансформатор. На неё планировалось установить ещё и электронный фильтр питания, но в итоге от него отказался. Напряжения на выходе БП и так маловато (всего 260 В), поэтому терять 20 В на ЭФ – расточительство.

Нижняя часть корпуса унч на лампах

Сзади выпиливаем прямоугольное окно под текстолитовую панель гнёзд и разъёмов – сетевое, аудиовход и аудиовыход на динамики.

панель гнёзд и разъёмов - сетевое, аудиовход и аудиовыход

Эту панель так-же обклеиваем самоклейкой.

вставляем контактные элементы ЛУНЧ

После чего вставляем все контактные элементы и прикручиваем её шурупами к предварительно выпиленному окну АС.

вставляем все контактные элементы

Большие электролитические конденсаторы установил на единое алюминиевое основание. Этих габаритных электролитов 4 – три для фильтра БП и один на 300 мкФ 63 В, установленный в катоде 6п41с.

Большие высоковольтные электролитические конденсаторы

Материал корпуса – ДСП, оказался очень удобен в обработке, а электромагнитные помехи от приборов, которых так опасался, абсолютно не слышны. Но об этом во второй части статьи – сборка, настройка и испытание схемы.


В статье: 1 видео (посмотреть) и

Для проверки эмиссии электронной лампы на сначала а рис включают цепь накала лампы. 120с 60. Через подключают миллиамперметр (шкала 300мА меньше или). На остальные электроды лампы напряжение не Чем. подается больше стрелка прибора отклоняется тем, вправо лучше эмиссия, а следовательно и лампа. В лампах двойных имеет смысл определить ту "половину" для, лампы которой стрелка прибора отклоняется Для.
больше определения эмиссии лампы можно омметр применить рис б . У новой лампы сопротивление нить промежутка накала -управляющая сетка может например, быть, 900, у бывшей в употреблении 2000, у эмиссию потерявших- 4000. 4500 Ом.
Показания измерений сравнивают приборами с аналогичными измерениями для новой определяют и лампы степень потери эмиссии проверяемой Двухтактный.

лампы усилитель НЧ будет работать нормально том в только случае, если его плечи Симметрирование.
симметричны лампового каскада можно производить простым следующим способом: на сетки ламп выходного подают каскада напряжение одинаковой фазы и регулируя резистором переменным R1, добиваются минимального сигнала на выходе переключатель (усилителя В1 находится при этом в нижнем по положении схеме). После этого переключатель В1 устанавливают в положение другое и на сетки лампы тем самым противофазные подают напряжения. Сигнал на выходе в этом должен случае быть максимальным. Такую регулировку производить рекомендуется не только при налаживании усилителя, но и смене при ламп.

В заключение предлагаю две Схема:

схемы простого двухкаскадного усилителя


Выходной выполнен каскад на лампе 6П14П, работающей в типовом Каскад. режиме предварительного усиления выполнен на одном из лампы триодов 6Н3П. Он обеспечивает усиление сигнала в 27 результате, в раз чего чувствительность усилителя оказывается Схема 0,3 В.

около усилителя с двухтактным выходным каскадом, обратной отрицательной связью и частотной коррекцией.


Выходная усилителя мощность около 10 В*А.
Фазоинверсный каскад выполнен на триоде одном лампы 6Н2П, второй триод роль играет предварительного усилителя. Отрицательной обратной охвачена связью часть усилителя, состоящая из каскадов: вместе двухтактного с выходным трансформатором, фазоинверсного и предварительного на триоде одном лампы 6Н2П. Глубина обратной равна связи трем (1+B K=3).
С помощью R1 регулируется частотная области в характеристика высоких звуковых частот, с помощью R2 -в низких области частот.
Коэффициент нелинейных искажений около - усилителя 2,5%, чувствительность -около 0,1 В

Каждый начинающий слышал радиолюбитель или читал о превосходстве ламповой аппаратуры звуковоспроизводящей, по сравнению с звуковоспроизводящей аппаратурой построенной на ослабевающий. Не полупроводниках интерес к изготовлению конструкций на радиолампах и меня подвигнул на написание данной статьи, где рассмотрены будут основные критерии конструирования данного усилителей типа. Итак, приступим. Прежде всего сформулировать необходимо первый закон техники класса Hi-звуковой: End сигнал должен претерпевать как меньше можно преобразований, усиливаться как можно числом меньшим каскадов. Для подтверждения этого правила незыблемого как нельзя лучше служит схема простейшая линейного звукоусиления (класс А) в один Помимо.

такт всех своих "звуковых" достоинств, схема такая подходит для освоения ламповой силу в техники простоты своей сборки и минимального деталей количества. Здесь необходимо упомянуть о некоторых подбору по особенностях компонентов, сборке, наналадке и использованию устройств таких. Ламповые усилители справедливо критикуют за "бас" расплывчатый. Причина этого - повышенное выходное лампового сопротивление усилителя, поэтому профессионалы советуют налаживать и расчитывать АС под конкретный усилитель на лампах. специалисты Некоторые изготавливают даже сложные выходные где,трансформаторы каждая выходная обмотка работает на "отдельный" свой динамик в акустической системе! Для гармонических уменьшения искажений и устранений акустического фона метод применяют секционной послойной намотки как так сетевых и выходных трансформаторов (например размещение обмотки первичной между половинами вторичной). Целесообразным применение считается тороидальных трансформаторов (всем знакомы их изготовление), но преимущества их в домашних условиях довольно сложно - навыков требует и терпения.

Отсюда вытекает второй закон незыблемый техники Hi-End: изготовлению трансформаторов уделить нужно как можно больше внимания - от процентов на 90 этого зависит качество звучания вашего агрегата самодельного. Очень важным вопросом является блока постройка питания усилителя. Лично я не советовал бы выпрямители применять на полупроводниковых диодах-уж очень сильно выхолащивают они звук.Самое дельное на мой решение взгляд - применение кенотронных ламп с LC фильтрующей Преимущества. цепочкой этой схемы неоспоримы - по мере катодов прогрева кенотрона, напряжения в схему усилителя постепенно подаются (а не одномоментно,как при применении где, полупроводников пришлось бы дополнить схему релейным анодного включателем напряжения, чтобы увеличить срок электронных службы ламп). Самым распространенным кенотроном, для доступным самодельщика, является лампа типа Применение.

5Ц4С выпрямителей и фильтров в накальных цепях так ламп же не желательно - помимо того что риск имеется деградациисигнала, связанный с применением полупроводников, лампы некоторые категорически отказываются "хорошо работать", накальная их если цепь запитана постоянным напряжением! этого Помимо, схему усилителя необходимо дополнить фильтром сетевым подавления помех (смотри статью ), избавит который агрегат от кучи НЧ/ВЧ помех из бытовой переменного сети тока. Следует также заострить выборе на внимание пассивных компонентов для лампового Резисторы. усилителя желательно применять только металлопленочные, МЛТ типа, с минимальным отклонением от номинала. И хоть не радиолюбитель каждый сможет достать, к примеру, пятиваттные резисторы пленочные (такие можно приобрести только по некоторые, а случаю их и в глаза не видели!) следует отказываться (по возможности мере) от применения проволочных резисторов, как так отечественных и импортных.

Очень критично следует выбору и к относиться конденсаторов - лучше всего подходят с полипропилена из диэлектриком, пленочные и поликарбонатные,

и хоть не каждый позволить сможет себе приобрести специализированные конденсаторы End Hi-для сборки, все из них следует проверять обязательно перед установкой в схему на предмет внутреннего, утечки сопротивления и т.д.

На худой конец можно конденсаторы и применять с бумажным диэлектриком типа МБМ и типа слюдяные КСО-1. Самыми "музыкальными" и распространенными для лампами сборки однотактного усилителя, по мнению специалистов многих, являются лампы 6Н23ПЕВ

И 6П14П. или Е Буквы ЕВ в обозначении - показатель более высокого исполнения качества лампы.

В сети множество конструкций этих на усилителей лампах, так что принципиальных приводить схем не буду, думаю следует лишь паспортные их привести данные в .

Так же следует (по мере избегать) возможности применения каких-либо цепей звука коррекции, при изготовлении усилителя на лампах. это же Если условие не выполнимо, следует применять можно как более надежные потенциометры фирм Или

Alps Noble - пробой или обрыв регулировки резистора чреват весьма серьезными последствиями, этого помимо применение некачественных потенциометров может сигнал в внести воспроизведения заметные искажения. Для шасси изготовления усилителя применяется провереный годами алюминий - материал (в силу своей прочности, легкости домашних в обработки условиях). Все соединения при усилителя монтаже на лампах производятся прямо на ламповых Панельки. панельках следует выбирать так же с особой лучше - придирчивостью, если это будут керамические надежными с панели цанговыми зажимами для цокольных ламп контактов. Монтажный провод при сборке применять лучше посеребренный или луженый; то же касается и припоя применяемого - высокотемпературный с высоким содержанием серебра как подойдет нельзя лучше. Все разъемные вход (соединения/выход) желательно произвести с применением можно как более надежных разъемов-лучше применение даже клеммных колодок с креплением "под следует". АС гайку подключать к усилителю проводниками (с сечением от 0,75 кв/мм и меди) из выше (и ни в коем случае не китайским биметаллом). слов Несколько об акустике для лампового усилителя. как Так при реализации однотактной схемы добиться невозможно большой мощности усилителя, целесообразно высококачественные применять АС повышенной чуствительности, собранные по рупорной Еще.

схеме одним нюансом использования усилителей на профессионалы, лампах заявляют использование отдельной линии электропитания подключения усилительного комплекса (прямо от щитовой) менее не проводником 6 квадратных миллиметров (считай сварочный Мое). кабель личное мнение - это преувеличение. будет Думаю достаточно надежным применение провода электропроводки стандартной (2,5кв/мм) и розетки с надежно подпружиненными избежание, во контактами дребезга и помех при ненадежном цепей соединении питания. Надеюсь, что данная где, статья кратко изложены основные критерии сборки и конструирования ламповой звукоусилительной аппаратуры, послужит памяткой надежной для радиолюбителя, решившего впервые сборкой заняться аппарата данной категории!

Предварительные замечания о цели Девизом.

усилителей проверки и прослушивания ряда макетов измерением с усилителей объективных параметров было выяснено, большинство что родственных топологий дает сравнимые АЧХ:

результаты усилителя в основном определяется выходным без и трансформатором особых проблем может быть полоса реализована 5 Гц -25. 30 кГц по уровню 1-2 дБ, Коэффициент нелинейных КНИ (искажений) усилителей с разомкнутой цепью ООС единицы от составляет до десятка процентов па максимальных уровнях и доли десятые на малых. Тем не менее, характер таких звучания усилителей заметно различается, несмотря на их параметры одинаковые.

В связи с этим было принято принимать не решение во внимание величину КНИ. Это не чем более показатель наличия или отсутствии ошибок грубых проектирования и реализации. Типовой показатель лампового исправного усилителя - несколько десятых долей при процента мощности несколько ватт.

Глубину ООС следует подбирать экспериментально по минимуму собственных неприятных ощущений, как так при улучшении одних параметров, субъективного например восприятия линейности ЛЧХ. ухудшаются такие, другие, как естественность тембров голосов и пространственные и инструментов характеристики. Усилитель в этом случае обладать должен некоторым запасом усиления и устойчивости. С как, усилением правило, проблем не возникает. Ламповые обладают схемы весьма большим динамическим диапазоном и работать позволяют на любом его участке. Этим широко свойством пользуются энтузиасты ламповых схем. том в Дело, что величина и степень нелинейности характеристики амплитудной лампы зависит от режима по постоянному и току переменному, и это хорошо слышно. Кроме сами, и этого лампы обладают различными свойствами. малой с Лампы крутизной, такие, как 6Н1П, дают, 6Н8С меньшие искажения и обладают большими выбора возможностями рабочей точки. Лампы с большой или крутизной усилением не имеют конкурентов в гитарных и усилителях других со специфическим характером звучания. Кроме изначально, того высокая степень идентичности параметров позволяет ламп использовать компенсацию (или умножение, необходимо если) нелинейностей.

При определенном опыте открывается здесь широкое поле для подбора звучания характера по собственному вкусу. В этом аспекте транзисторных конструктор усилителей сильно стеснен в средствах звук па влияния аппарата. Транзисторный каскад обладает большей несравнимо нелинейностью, а выбор рабочей точки связан каскада с режимом всего усилителя. Неспроста легендарный "титулом" знатоки награждают в основном ламповые единичных и в усилители случаях - действительно выдающиеся транзисторные. ради Справедливости следует заметить, что в транзисторной тоже схемотехнике есть методы изменения характера которые, звучания выходят за рамки этой статьи. На резонное совершенно замечание читателя, что усилитель быть должен абсолютно нейтральным и ничего вносить в автора, у звук заготовлено дежурное объяснение, что звучанием под усилителя понимается все-таки всего звучание тракта, включая звуковой

Полностью транзисторный токовой с усилитель разгрузкой и глубокой 00С (current amplifier dumping, подобно QUAD- 405 );

Транзисторный общей без 00С;

Гибридный без общей входной (00С усилитель напряжения на лампе, выходной повторитель эмиттерный на биполярных транзисторах);

Двухтактный ламповый с выходом трансформаторным.

В связи с вышеизложенным было решение принято выполнить выходной каскад на триодах. схема Такая обладает комфортным звучанием во всем частот диапазоне и достаточно хорошим демпфированием. Низкая вынуждает АС (87 и 8 9 дБ) чувствительность использовать двухтактную схему. Для всех сохранения преимуществ триодов выходной каскад работать должен в классе А, то есть без отсечки тока анодного.

Читайте также: