Ламповая гитарная педаль своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Отдали как-то мне раздолбанную радиолу "Эстония 3М". Корпус был сильно повреждён, отсутствовала большая часть деталей на шасси, не было ЭПУ, но тем не менее оказались живыми трансформаторы - силовой и ТВЗ. И пара динамиков.

На базе этих трансформаторов решил собрать гитарный усилитель.

В качестве схемы преампа - взял популярную схему JCM-800, только выполнил его на отечественных лампах 6н2п-ев.

Оконечный усилитель - классическая схема двухтактного усилителя на 6П14П с ультралинейным включением.

Трансформатор питания - от Эстонии 3М

Для фильтрации анодного питания от переменной составляющей я использовал стабилизатор на полевом транзисторе STP10NK60ZFP.

Схема известна как PWR-E-Filter . Он же УЗФ, он же "электронный дроссель".

Я не стал пичкать усилитель аудиофильскими конденсаторами и импортными лампами. Транс советский, пусть лампы тоже будут советские. Это эксперимент. Интересно посмотреть и послушать, что получится.

Для максимального снижения фона я подал на цепь питания накала положительный потенциал с делителя. Схема питания накала преампа:

Переменным резистором VR1 добиваемся минимального уровня фона при отсустствии сигнала на входе.

Провода питания накалов ламп скрутил в "витую пару" - это значительно снижет электромагнитное поле - помехи передаваемые на чувствительные цепи предварительного усилителя.

Рано или поздно захочется попробовать использовать в преампе импортные лампы 12AX7 или ECC83. Просто так их переткнуть нельзя. У них другая схема подключеня обмоток накала, поэтому надо будет поставить тумблер:

Ранее на этом канале уже публиковалось видео про изготовление корпуса для данного усилителя (ссылка на видео в конце статьи)

После монтажа деталей в "подвале" установил нижнюю крышку и приступил к первым испытаниям

Друг недавно купил себе электруху и комбик, но на примочку уже денег не хватило и он попросил меня сделать ему простую примочку с эффектом дисторшн. В комбике был такой эффект но ухо он не радовал, да и сам комбик к сожалению не ламповый, так что полюбому много от него ждать нельзя.

Поиски с помощью Google'а привели меня на одну очень интересную статью, наверно единственную которая сочетает в себе и примеры звучания и схемы, и список деталей да и ещё готовая плата в формате SL.
Хватит наверное говорить, привожу факты как бы моей работы)
Устройство позволяет получить агрессивный жужжащий звук с обилием низких частот.

Для начала я собрал простейший ограничитель, сам по себе уже являющийся элементарным эффектом перегруза - раскачка сигнала с помощью ОУ и последующий срез амплитуды парой диодов.
Для лучшего звучания и большей "злобы" дисторшна нужно было задавить средние частоты - поскольку у меня был под рукой только что собранный Marshall Guv'nor, я просто соединил выход моего ограничителя с началом гувноровского темброблока.
Теперь я мог убрать середину и оставить ровно столько верхов, сколько нужно.

После нескольких опытов с перестраиваемыми фильтрами я остановился на резонансном фильтре с Т-мостом, который был установлен на входе эффекта.
Данное усовершенствование несколько улучшило звучание глушенных нот и сустейн.

Вот сама схема примочки, педали называйте как хотите):
Она приведена для общего развития, поскольку всё можно собрать даже не смотря на схему, а почему поймём чуть позже)


А вот и почему, здесь картинка показывает нам расположение деталей на плате:


Список деталей:
Вот он, немного модернизированный, с указанием номера на плате (когда я собирал много времени потратил на то куда засунуть ту или иную деталь):

Резисторы
1 - 100 Ом (R8)
2 - 680 Ом (R6 R7)
1 - 1 кОм (R4)
1 - 1,5 кОм (R5)
1 - 10 кОм (R1)
1 - 22 кОм (R9)
2 - 47 кОм (R10 R11)
1 - 180 кОм (R2)
1 - 1 MОм (R3)

Конденсаторы
1 - 120 пФ (C2)
1 - 470 пФ (C13)
1 - 4 нФ (C8)
2 - 6,8 нФ (C3 C4)
1 - 10 нФ (C11)
1 - 47 нФ (C1)
1 - 68 нФ (C12)
3 - 100 нФ (C5 C6 C10)
1 - 220 нФ (C9)
2 - 10 мкФ (электролит.)

Потенциометры (если не найдёте логарифмических, ничего, ставьте линейные)
3 - 10 кОм LIN
1 - 100 кОм LOG
1 - 1 MОм LOG
1 - 5 кОм (подстроечный)

Диоды
2 - КД302Б, 1N4148 или аналогичные

Микросхема
1 - TL072 или аналогичная

Остальное
1 - панель под микросхему 8 pin
1 - DPDT или DPST переключатель (на фото увидите какой я использовал, т.к. на рынке DPDT стоит 7 американских)
2 - болших jack'а
5 - ручек
1 - контакты под крону (ну ето по желанию, лично я использовал разъём под 2.6 мм)
Если будете делать его от БП то советую поставить стабилизатор напряжение 7809.

Вот что у меня получилось:









Надеюсь у меня вскоре получится записать видео с хорошим звуком.
Удачи вам!)


Не пропустите обновления! Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и страницу в Instagram.
Так же у нас есть Telegram канал.
Вам понравился наш материал? Поделитесь с коллегами!


Продолжаем обзор приставок, примочек и других полезных вещичек, присутствующих в арсенале уважающего себя гитариста.

Fuzz circuit

Кажется, что гитара с эффектом Fuzz были всегда . Мы видели небольшие модернизации качества на протяжении многих лет . Представлена схема, несколько отличающаяся от стандартной. В место того чтобы просто искажать звук , она дает импульсы вместе с пиками сигнала. Достигается все это запуском от датчика на триггер Шмитта .

Fuzz circuit

Конденсатор С2 требует некоторых пояснений . Обычно он должен быть 1 - или 2 - μ F ( электролитический конденсатор) . Тем не менее, мы покажем значение как 470 пФ , потому что это рекомендуется в качестве экспериментального значения. Дает почву для экспериментов над эффектами.

Бас -тюнер


.

Все сигналы подаются на переключатель S3. Контакт этого переключателя соединен через R7 на вход усилителя аудио IC8 ( LM386) . Резистор действует как регулятор громкости основного тона. Выходы IC8 и IC9 соединены через С5 и С12 соответственно , к разъему для наушников , J1. Переключатель S2 STEREO / MONO используется для смешивания сигналов на IC9 для моно . Питание подается на восемь пальчиковых элементов , соединенных последовательно.

Здесь потенциометр R3 устанавливает глубину fuzz , а R8 устанавливает уровень выходного сигнала.

Fuzz box 2

Поскольку Fuzz эффект не может быть полностью устранен с помощью R3 . Для полного выключения Fuzz необходимо предусмотреть обходной переключатель ( от входа к выходным клеммам) .

Waa - waa

Эффект WAA - WAA - определенные частоты усиливаются больше, чем другие . Фазовый сдвиг формируется RC и составляет основу схемы. Отрицательная обратная связь получается путем подачи части сигнала обратно к источнику. При регулировке изначально , RV1 установлен ​​ на минимальную . RV2 подстраиват до точки, в которой звуковой сигнал не имеет эффекта

Waa-waa circuit

.

При настройке должно быть достигнуто минимально возможное значения RV1, при этом подстраиваем до исчезновения колебаний ..

Guitar Vibrato

Схема устройства довольно проста, но немного утомительна в настройке. На рисунке 1 показана схема для системы вибрато . Она и состоит из входного буфера и фазовращателя. Фазовращатель представляет стандартную схему с ОУ. Полевой транзистор оптимален , хотя его довольно сложно настроить , есть проблемы линейности . Большинство схем вибрато используют один каскад , но эффект не так хорош ( особенно при низких скоростях ) , и контроль над эффектом совершенно бесполезен.

Figure 1 - The Vibrato Circuit

Можно выбрать чистый сигнал непосредственно от буферного каскада. Резистор 100 Ом предотвращает операционные усилители от самовозбуждения. Полевые транзисторы используются в качестве переменного сопротивления, хотя они несут некоторые гармонические искажения, которые будут слышны только на пике при очень высокой мощности. На рисунке 2 показан модулятор-генератор , который является обычной цепью обратной связи ОУ. Сигнал модуляции берется из конденсатора (треугольная волна). Сигнал буферизируется в Q1 , чтобы предотвратить загрузку генератора. Закрытие переключателя отключает генератор. Эффект вибрато останавливается, но контроль остается (см. рисунок 4 для примера).


Figure 2 - Modulator Circuit

Переключатель SW1 используется для отключения генератора. Регулятор скорости изменяет скорость примерно от 3 Гц (S) до 13Hz (F). Уменьшите значение R17 до 10k , если вы хотите использовать максимальную частоту около 45 Гц ( минимальная увеличивается примерно до 3,5 Гц ). Контроль глубины определяет количество модуляции, и может меняться от нуля до максимально допустимого. В максимуме обнаружите , что эффект вибрато становится немного " ​​ разрозненным ". Если уровень шума является проблемой, то я предлагаю использовать TL072. В большинстве двойных операционных усилителях используется та же разводка , так что схема не изменится. Настройка: Подбор напряжения на затворе полевых транзисторов выполняется ТР3 ( подстроечный резистор). Он устанавливает рабочий диапазон для обоих полевых транзисторов. ТР1 и ТР2 устанавливает индивидуальный рабочую точку для каждого. Питание также необходимо отрегулировать. На рисунке 3 показан подходящий источник питания. Он использует 16V понижающий трансформатор.

Figure 3 - Power Supply Circuit

Схема питания может быть установлена внутри основного корпуса. D1 и D2 должны быть 1N4004 или аналогичные. С табилитроны рассчитаны на мощность не менее 1 Вт. С6 и С7 на 35V , конденсаторы С8 и С9 можно 16V или 25V . R20 и R21 могут быть 1/2W , но 1W компоненты будут более предпочтительными. На 4 рисунке показано, как переключателем SPDT устанавливаем режимы приставки.


Figure 4 - Bypass Switching

Предусилитель для гитары

Готовый п редусилитель показан ниже. Вы увидите, что есть два двойных операционных усилителя , но на схеме показан только один.

photo

Guitar Pre-Amplifier Board (Revision A)

Figure 1 - Guitar Pre-Amplifier

Примечания:
1 . Не забывайте – контакт 4 (минус) питания и контакт 8 (плюс) питания .
2 . Диоды 1N4148 , 1N914 или подобный .
3. Переменные резисторы с линейной зависимостью для регуляторов тембра , объема и мастера.

Блок электропитания (нижний левый угол) подключается непосредственно к сети усилителя мощности (к примеру мой + / - 35V) . Используйте 1 Вт стабилитроны (D5 и D6) , и убедитесь что резисторы питания и стабилитрон (R18 и R19на 680 Ом 1 Вт) находятся вдали от других компонентов. Такую разводку сигналов показанным ( либо крупные точки или " порт " символов) штифты из печатной платы.

Figure 1B - Internal Wiring

Усилитель мощности для Bass Guitar или Electric Piano

На рисунке 2 показаны компоненты PCB усилителя мощности. Ток смещения регулируется и должен быть установлен приблизительно 25 мА (ток покоя). Как показано, силовые транзисторы будут хорошо согласовываться на любую нагрузку до 4 Ом. Есть много других транзисторов большей мощности , которые можно использовать. На плате можно разместить Toshiba или Motorola 150W. TIP3055/2966 или MJE3055/2955.


Figure 2 - Power Amplifier

Подключить можно до двух колонок 8 Ом (дающих 4 Ом). Не используйте нагрузки менее 4 Ом иначе кранты !

photo

Guitar Power Amplifier Board


Все низкие номиналы (т.е. 0,1 и 0,22 Ом) резисторов должны быть рассчитаны на 5W. Спаренные по 0,22 Ома дают много тепла , поэтому монтировать подальше от других компонентов. Само собой разумеется, я рекомендую использовать печатную плату. Диоды защищают усилитель от неправильного подключения и максимального тока . Все диоды должны быть 1N4001 (или 1N400 - примерно в диапазоне 1N400x). Радиатор для транзисторов должен быть на уровне 0,5 ° С / Вт. Для обеспечения в худшем случае, длительной эксплуатации при температуре до 40 ° С (это не редкость на сцене). Убедитесь, что разъемы динамика изолированы от шасси. Силовой трансформатор должен быть тороидальный формы для лучшей производительности усилка. Не используйте более высокое напряжение, чем показанный (напряжении питания + /- 35V). Нормальный допуск составляет + / -10%.


Рисунок 3 - Блок питания

Мощность трансформатора должна быть 150VA (3A) минимум, для России 250VA. Инерционный предохранитель необходим, если используется тороидальный трансформатор, так как они имеют гораздо более высокий " пусковой " ток при включении, чем обычный трансформатор. Обратите внимание, что 2 А предохранитель предназначен для работы от сети 220 до 240 вольт. Меньшие трансформаторы могут использовать меньший предохранитель. Используйте качественные электролитические конденсаторы (50V , предпочтительно 105 ° C), так как они будут подвергнуты термическому воздействию. Мостовой выпрямитель должен держать 35 Ампер (установлен на шасси с термопастой). Перед первой подаче питания, временно установите проволочный резистор 22 Ом и мощностью 5W. При подаче питания, убедитесь, что напряжение постоянного тока на выходе меньше 1В. Если широко отличается от указанного выше , проверьте все транзисторы. Устройство нагревается, немедленно выключите питание и исправьте ошибку в монтаже. Не подключайте нагрузку в это время. Измерьте напряжение (должно быть + / - 20В). Если ток вдруг начинает быстро расти, и напряжение перестает увеличиваться, значит опять что-то неправильно собрано. Примечание: при увеличении напряжения питания , выходное напряжение будет колебаться на начальном этапе (падение 0 В при напряжении питания около + /- 15В. Это нормально.). После того, как все проблемы устранили, подключаем нагрузку - динамик и источник сигнала. Если усилитель прошел эти испытания , удалите резисторы безопасности и повторно установите предохранители. Убедитесь, что напряжение постоянного тока на клеммы громкоговорителя не превышает 100 мВ , а также проверьте нагрев на всех транзисторов и резисторов. Если все хорошо, устанавливаем ток смещения . Подключите мультиметр между коллекторами Q10 и Q11 - измерение падения напряжения через резисторы двух 0,22 Ом ( R20 и R21 ). Желаемый ток покоя 25 мА, так что измеренное напряжение на резисторах должно быть установлено на 11мВ + /- 2mV. Настройка не слишком критична, но при более низких токах, там меньше рассеивания. Текущий примерно 2.2mA / мВ, поэтому 10 мВ (например ) будет 22 мА. После того, как ток установлен , усилитель оставляют включенным на некоторое время, чтобы скорректировать смещение когда температура стабилизируется. Предыдущую операцию проводим несколько раз, так как температура и ток покоя немного взаимозависимы.

Ультра простой компрессор для бас-гитары

Использование компрессора (если быть более правильным - пиковый лимитер ) на бас-гитаре верный способ получения объема без искажений. Лимитер работает довольно просто . После того, как заданное пороговое значение достигнуто, коэффициент усиления усилителя уменьшается поддерживая выход на заданном уровне . Устройство использует свет падающий на резистор ( LDR ). Типичные LDRs будет имеют сопротивление несколько МОм , а минимальное сопротивление около 200 Ом или около того. Искажение очень небольшое (обычно менее 0,5%). Лампа размещена параллельно выходу громкоговорителей в усилителе. LDR расположены в цепи с образованием делителя напряжения. Уровень выходного сигнала и степень сжатия задается регулировкой громкости усилителя. На рисунке 1 показана полная схема .


Figure 1 - Simple Bass Guitar Compressor

для сборки используем небольшой кусочек прозрачного стержня плексигласа с отверстием, чтобы вставить лампу. LDR приклеен к другому концу с помощью прозрачного клея. На рисунке 2 показан предложенный метод сборки , который будет гарантировать, что у вас нет проблем с колебанием от усилителя. Когда световая труба будет завершена , оберните конец LDR алюминиевой фольгой. Убедитесь в том, что фольга не замыкает LDR , иначе не получите сигнал вообще . Обратите внимание, что один из выводов LDR будет соединен с землей. Не имеет значения , какой именно.


Figure 2 - Assembly Of The Compressor

Guitar and Bass Sustain

Полная схема показана на рисунке 1. Светодиод и LDR должны быть как можно ближе друг к другу , насколько это возможно.

Figure 1 - Guitar and Bass Compressor

Обратите внимание на довольно необычное заземление (земля ). Это не ошибка в чертеже. U2A используется для буферизации напряжения питания (1/2 созданное R3 и R4) вместо того чтобы использовать отрицательное 12В. Это дает сбалансированное питание одного источника напряжения. Обратите внимание, что адаптер (вилка пакет AC / DC) не должен использоваться для питания других устройств. Все резисторы 1/4 или 1/2 Вт и погрешностью от 1 % до 5% . R1 и R2 должны быть металлопленочные для низкого шума. Типовое включение 16V , но можно использовать выше по желанию. D7 является индикатором мощности, D6 предотвращает повреждение цепи, если полярность приложенного напряжения (12V DC) неверно. VR1 является простым регулятором громкости, и используется для установки уровня выходного сигнала. VR2 ограничивает глубину, при более высоком значении объем будет уменьшаться. И наоборот. Когда уровень сигнала достаточно высок для D1 - D4 , светодиод горит, уменьшается коэффициент усиления входного каскада . Любое дальнейшее увеличение входного напряжения будет просто заставлять светодиод светиться ярче , что снижает коэффициент усиления в дальнейшем . Соединения, показанные на схеме будут хорошо работать, но некоторые LDRs могут дать искажение на низких частотах . Конденсатор 100μF подключенный параллельно с LED поможет если возникнет эта проблема . Альтернативная версия предлагается ниже. Данная версия предназначена специально для работы с ± 15В ( ± 12В также может быть использована без изменений ).


Figure 2 - Alternative Guitar and Bass Compressor

Добавлен выпрямитель . Обратите внимание, используя значение намного выше чем показано нельзя. Потому что ОУ не может поставить достаточный ток для зарядки более высокого значения. Схема не отличается от той что описана выше. Если вам нужно больше входного усиления ( увеличить предельный эффект ), просто увеличьте номинал R3. Я не рекомендую чтобы он был больше 47k. Кроме того, повышенный уровень выходного сигнала получается за счет увеличения номинала R6 , и снова предлагаю максимум 47К .

Guitar Reverb Effect Version 2



Второе поколение схем для гитарной педали.

Реверберация широкого спектра звуков.

Овердрайв и невероятно толстый и мощный звук . Подходит для использования в качестве внешнего интерфейса к гитарному усилителю.




Еще один Fuzz

fuzz schematic

Retro- Fuzz




Astrotone Fuzz





8 бит гитара Fuzz II Эффект Stripboard Veroboard Макет





FET версия знаменитого гитарного предварительного усилителя

R1_______________1M 1/4W Резистор
R2 , R3___________68K 1/4W резисторы
R4, R5, R6, R7, R8_100K 1/4W резисторы

С1, C7___________47μF 25V электролитические конденсаторы
C2_____________220pF 63V Керамическая или Полистирол Конденсатор (или 250pF )
C3_____________100nF 63V полиэстер Конденсатор
C4______________47nF 63V полиэстер Конденсатор
C5_____________100μF 35 -50V электролитический конденсатор
C6_____________120pF 63V Керамическая или Полистирол Конденсатор
C8______________47nF 63V полиэстер Конденсатор

Q1, Q2, Q3 , Q4__2N3819 общего назначения полевые транзисторы N-канал

J1 , J2_________6.3mm Моно розетки

SW1____________SPST Переключить или ползунковый переключатель

Управление тональной частью:
P2_______________1M Линейный потенциометр
P3______________22K Линейный потенциометра (или 25K)

R6______________33K 1/4W Резистор

C2_____________470pF 63V Керамическая или Полистирол Конденсатор (или 500pF)
C3, C4___________22nF 63V полиэстер конденсаторы
Выходной буфер части:
R9______________10K 1/4W Резистор
R10____________100K 1/4W Резистор

C9_______________4μ7 63V электролитический конденсатор

FET Q5___________2N3819 общего назначения N-канал

Модифицированная схема и проще исходной Fuzz Face




Вы найдете видимому две одинаковые конструкции в Fuzz Face . В одном Q1 и Q2 был PNP германий AC128 или типы NKT275 , в другом они были NPN типа Sillicon BC108C . В этот момент , в зависимости от того, какой тип вам принять решение о построить повлияет несколько из некоторых других компонентов . Для PNP типа ,схематически является , как показано на выше, но в случае, если вы построить версию NPN , то резистор 470Ом, который обозначен звездочкой * должен быть изменен до 330 Ом. Полярность электролитов и питания изменяется.

Стоит оговориться, что сборка примочки требует элементарных знаний электротехники и хорошего опыта пайки, без которых разобраться в схеме будет весьма трудно.

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 1.

Печатную плату, корпус и элементы схемы можно купить в специализированном магазине. Саму схему легко найти в сети — например, здесь. Схем сборки существует великое множество, но для первого раза мы выбрали самый простой и классический вариант, решив спаять фузз. К слову, точно с такой примочкой когда-то начинал играть Джими Хендрикс.

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 2.

Отрезать кусок печатной платы согласно схеме. Далее по схеме сделать разрывы в контактных дорожках. Для этого рассверлить отверстия сверлом, диаметр которого должен быть больше ширины контактной дорожки.

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 3.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 4.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 5.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 6.

После того как элементы установлены на плату, нужно перевернуть ее, прижав элемент указательным пальцем, и нанести на контактные дорожки, в местах, откуда выходят выводы, флюс. Он снимает окислы с поверхности контактных дорожек и обеспечивает лучшее растекание жидкого припоя. После чего набрать припой на паяльник и поднести жало паяльника так, чтобы одной гранью оно касалось дорожки, а другой — вывода. Так получится наиболее качественная пайка. Припаяв элемент, необходимо скусить выводы.

Когда пайка завершена, нужно проверить, чтобы в зазорах между контактными дорожками не было припоя, иначе схема работать не будет из-за короткого замыкания. Для этого тонкой отверткой либо обратной стороной канцелярского ножа прочистить эти зазоры.

3 Сверление корпуса

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 7.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 8.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 9.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 10.

Разместить детали, которые будут крепиться на корпусе, внутри корпуса и оценить, какое должно быть между ними расстояние. Расположить детали так, чтобы при дальнейшей эксплуатации к ним был удобный доступ. Также необходимо учесть конечный размер платы со всеми припаянными элементами. Приступая к сверлению, начать лучше с маленького сверла, постепенно рассверливая отверстия большими сверлами. Так отверстия получатся более ровными.

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 11.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 12.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 13.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 14.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 15.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 16.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 17.

Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 18.
Как сделать гитарную примочку в домашних условиях. Изображение № 19.

Тест эффекта

Редакция благодарит Станислава Николаева за помощь в подготовке материала.

Читайте также: