Лабиринт минотавра своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ АННОТАЦИЯ Документ Microsoft Word.docx

Перед Вами занимательная презентация, которую рекомендуется проводить в 5-6 классах. Учитель ставит учащихся в проблемную ситуацию: ребята попадают в лабиринт Минотавра и должны совместными усилиями выбраться из него. В лабиринте дети встретятся с известными мифическими персонажами: гарпией, птицей феникс, Медузой Горгоной, самим Минотавром и другими страшными чудищами. Эта игра-путешествие поможет нам соприкоснуться не только с мифологией, но и с древней историей через удивительные загадки сфинкса.

В работе много красочных иллюстраций. Игра, без сомнения, расширит кругозор любознательных учителей и их учеников. Данный ресурс можно использовать во внеклассной работе, в рамках Недели языка и литературы.

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx

Уважаемый инфоурок! Я долго думала, как представить Вам свою очередную творческую работу: ведь презентаций к урокам русской литературы очень много.

В начале урока учитель специально ставит школьников в проблемную ситуацию: ребята попадают в лабиринт Минотавра и должны совместными усилиями выбраться из него. В лабиринте дети встретятся с известными мифическими персонажами: гарпией, птицей феникс, Медузой Горгоной, самим Минотавром и другими страшными чудищами. Эта игра-путешествие поможет нам соприкоснуться не только с мифологией, но и с древней историей через удивительные загадки сфинкса. Из данной презентации вы узнаете, например, историю некоторых мифических выражений типа Сизифов труд и Гордиев узел. Найдёте ответы на вопросы, почему римляне и греки создавали огромные скульптуры своих правителей, почему строились пирамиды, и зачем сами египтяне выкинули их пирамиды Хеопса мумию одного из фараонов.

В работе много красочных иллюстраций. Игра, без сомнения, расширит кругозор учителей и учащихся. Данный ресурс можно использовать во внеклассной работе, в рамках Недели языка и литературы.

Лабиринт

Легенда Лабиринта Минотавра

Карина Гринстоун,
британский археолог:

в 1798 году на Крите обнаружили три захоронения , благодаря чему можно сделать вывод — Минотавров было несколько десятков. В могилах покоились человеческие скелеты: на месте головы у мертвецов лежал бычий череп.

Древнегреческий философ Плутарх , посвятивший свои труды жизни Тесея , был убежден , что характер кровожадного Минотавра был создан в мифах по образу одного из приближенных царя Миноса. А именно неким отголоском жестокого нрава начальника его стражи по имени Тавр. Свой характер тот проявлял в боях с пленными в лабиринте. Юношей , прибывавших из Афин в качестве платы царю , заставляли участвовать в состязании , в котором главным противником был Тавр. Тесей , сын афинского царя , его одолел и освободил родину от уплаты дани. Легенды о чудовище с диким нравом и головой быка ( возможно , Тавр был в маске или шлеме) породил суровый нрав побежденного.

Как нашли Лабиринт дворец Минотавра

В сознательном возрасте Эванс начал вплотную изучать вопрос о возникновении Греции. В то время внушительных теорий о происхождении древней цивилизации не было , что еще больше его заинтересовало. Эванс пытался найти связь между Грецией и Микенами , но понимал , что без письменных источников работа всей его жизни рано или поздно зайдет в тупик. Именно их он решил найти на территории около пятисот тысяч квадратных метров.

Древний город Кносс на острове Крит

Спустя еще несколько лет непрекращающихся экспедиций ученым удалось окончательно раскопать дворец Минотавра. Сотни комнат , парадные лестницы , кладовые , ремесленные мастерские , а еще уникальные системы водоснабжения. Трудно поверить , но здание , построенное 2000−1650 лет до нашей эры , имело туалеты с системами слива.

На территории критского дворца ученые нашли фреску , на которой изображено упомянутое выше состязание Минотавра и Тесея. Нашли и изображения привычного для нас лабиринта — в виде двух спиральных витков и открытой сверху площадки по центру.

Уникальная постройка представляет собой скопление множества комнат и залов — идеально подходит под описание того самого лабиринта. Однако , и тут существуют расхождения — некоторые исследователи сходятся во мнении о том , что Кносский дворец построен намного позже мифического лабиринта.

Как исчезла миннойская цивилизация

Но главной причиной стал пепел. Исследователям удалось обнаружить на морском дне пласты пепла до одного метра в высоту — следы извержения вулкана Санторин. Тонны пепла развеялись по территории острова и на долгое время сделали жизнь там невозможной.

Итак, на Крите мы, ясное дело, не могли не посетить руины лабиринта Минотавра. А поскольку это наверняка интересно не только нам, вот краткий отчет.

P1000495-1

Пролог. Три-четыре тысячи лет назад жившая на Крите минойская (от имени легендарного царя Миноса) цивилизация отгрохала себе огромный дворец в городе Кносс. Наладила отношения со всеми, до кого смогла дотянуться, и жила бы и дальше себе припеваючи, но тут рядышком с Критом рванул вулкан Санторини, устроив землетрясение, извержение, цунами и все остальное, что только смог придумать – дворец взял и рухнул. Конец.

Теперь знакомьтесь: это сэр Артур Эванс. Чтобы понять, почему у входа в Кносский дворец (лабиринт Минотавра правильно называть именно так) установлен его бюст, проведем еще один исторический экскурс. Из не столь далекого прошлого.

Когда в конце позапрошлого века стало известно, что под определенным критским холмом можно раскопать что-то интересное, копаться в холме захотел сам Генрих Шлиман – пожалуй, самый известный в массовой культуре археолог. Это он, напомню, раскопал Трою, но поскольку был дилетантом и в профессиональной археологии ничего не понимал, то прокапывал культурные слои насквозь, нанося им непоправимый урон. Но, слава богу, с раскопками на Крите у Шлимана не срослось, и занялся ими англичанин Эванс.

При этом Эванс, видимо, учел ошибки Шлимана, разрушавшего то, что раскапывал. Учел – и вместо того, чтобы разрушать руины, стал их достраивать. Ну, то есть, натурально: раскопал разрушенную стену – взял кирпичи, цемент, краску – и готов красивый кусок дворца. Все парадные фотографии Кносского лабиринта, которые можно найти в интернете – это творения именно Эванса, а не античных критян. Настоящие руины выглядят далеко не так живописно. Но рассматривать их еще интересней (благо застройку Эванс вел фрагментами, на весь дворец его не хватило).

P1000569-1


Спереди – оригинал, сзади – фальшивка

Итак, легенда гласит, что у критского царя Миноса был экзотический питомец по имени Минотавр (если вы вдруг не знаете, откуда он у Миноса взялся – то лучше вам и не знать). Вокруг Минотавра Минос построил лабиринт, потому что видеть эту ошибку природы ему особого удовольствия не доставляло.

P1000644-1


Вот это еще довольно бедненькая витрина

А что касается запутанности лабиринта – существует теория, что эта запутанность служила для защиты дворца (ведь никаких крепостных стен у него не было): неприятель заходил внутрь и навсегда терялся среди коридоров, лестниц и комнат. Судя по размерам дворца, его обитатели могли и не заметить, что внутри затерялась и сгинула очередная орда захватчиков.

В археологическом музее Ираклиона (если будете на Крите, обязательно загляните туда, там чертовски интересно) можно увидеть большую модель дворца-лабиринта, как его представляют себе археологи. Причем на фото еще не видно, насколько глубоко уходят в землю его этажи.

P1000602-1

В центре дворца располагался большой двор, на котором проводились игры с быками – так называемые бычьи пляски. Быки вообще были маскотом Крита (не с потолка же критяне Минотавра выдумали). Видите зубцы наверху стен (на предыдущем фото)? Они изображают бычьи рога. Да, ну так вот, на арену выпускали быка, и группа дрессированных акробатов устраивала с ним что-то вроде корриды. Только сложней: задачей было не только увернуться от рогов, но еще и артистично перепрыгнуть через всею бычью тушу, пока она пытается тебя забодать. Есть мнение, что именно этим и занимались пресловутые семь юношей и семь девушек, регулярно выплачиваемые Криту Аттикой. А поскольку с другими массовыми развлечениями у критян было туго, то эта забава была популярна сверх всякой меры.

P1000634-1


How to do. Античный мануал из того же музея. На заднем плане, кстати, снова топоры-лабрисы

А вот как раз фреска со стены дворца, на которой ровно это и нарисовано:

P1000467-1

Вот на этом месте акробаты и занимались играми с быками:

P1000561-1

А вот к слову. Знаете, что самое сложное, когда фотографируешь развалины Кносса (да и не только их)? Поймать кадр без туристов. Потому что обычно, оглядываясь вокруг, видишь отнюдь не руины, а такую вот картину:

P1000551-1

Причем дело осложняется тем, что ходить по развалинам разрешается не везде, и красивые кадры возможно снять с весьма ограниченного числа точек. И, естественно, все эти точки оккупированы публикой. Вот, к примеру, каноническое место, из которого каждый уважающий себя турист должен сфотографировать отстроенную Эвансом стену с колоннами:

P1000534-1


Дуплет

Та же беда, например, с тронным залом: его возможно снять лишь из одной-единственной точки – фотографий с другими ракурсами вы не найдете. Кстати, слава царя Миноса как мудрого и справедливого правителя так велика, что копия его трона стоит в Международном суде в Гааге. А настоящий трон в окружении фальшивых фресок – вот он:

P1000471-1

Да, раз уж мы тут упомянули фрески. Оригиналы кносских фресок хранятся в упомянутом уже ираклионском музее, но это не спасает их от той же участи, что постигла лабиринт: дело в том, что на стенах дворца сохранились лишь некоторые куски штукатурки с фрагментами росписи, а видим мы картину целиком, потому что она ничтоже сумняшеся дорисована нашими современниками. Это хорошо заметно на крупных планах:

P1000637-1

Причем с быком-то еще ладно – тут сохранилось достаточно оригинальных фрагментов, а вот скажите, как можно догадаться, что было изображено здесь?

P1000700-2

Ничего, дорисовали и это за милую душу:

P1000700-1

А потом экскурсовод в Кноссе с серьезным видом объясняет публике, почему для изображения обезьянки критяне выбрали именно голубую краску. А, может, это и не обезьянка была, а лужайка незабудок? Ох уж эти творческие личности.

Кстати о пёстрой живности. Вокруг развалин дворца как у себя дома в количестве пасутся павлины. Ну, как у нас кошки.

P1000517-1

Ладно, давайте на павлинах мы сегодня закончим, а дальше, будем надеяться, я расскажу еще о всяких греческих интересностях.

Раскопки в Кноссе. На фото Артур Эванс. Фотоархив Wikipedia

Раскопки в Кноссе. На фото Артур Эванс. Фотоархив Wikipedia

В 1900 году, 23 марта, на острове Крит после тридцатилетних раскопок были найдены руины. Ученые предположили, что нашли мифологический Лабиринт Минотавра.

Как сообщал Артур Джон Эванс, который руководил раскопками, близ города Кносс были найдены реальные руины мифологического Лабиринта - того, где обитал Минотавр и куда привела Тесея дочь царя Миноса Ариадна.

В любом мифе есть крупицы правды. Но действительно ли Артур Джон Эванс нашел тот самый лабиринт? Мы попытаемся в этом разобраться.

Мифический лабиринт

Образ ужасного Минотавра, полубыка-получеловека, известен нам из древнегреческой мифологии. Согласно легенде, Минотавр был плодом неестественной любви критской царицы Пасифаи, жены царя Миноса, к жертвенному белому быку, присланному Посейдоном (или Зевсом – в зависимости от источника) для жертвоприношения. По некоторым источникам, чувство к быку Пасифае наслала Афродита за то, что царица не почитала богиню. А кто-то считает, что Пасифая страдала деменцией или даже олигофренией.


Дедал показывает Пасифае деревянную корову, в которой царица могла ублажать быка. Помпейская фреска. Фотоархив Wikipedia

Все версии сходятся в одном: у царицы родился ребенок с головой быка. Царь Минос, дабы скрыть позор своей жены, приказал скульптору Дедалу соорудить громадный лабиринт, в который поместили Минотавра, после чего стали приносить ему в жертву молодых людей.

Мозаика из Помпей в Национальный археологический музей в Неаполе. Фотоархив Wikipedia

Мозаика из Помпей в Национальном археологическом музее в Неаполе. Фотоархив Wikipedia

Герой Тесей, в которого влюбилась единоутробная сестра Минотавра – Ариадна, победил чудовище и вышел из ужасного лабиринта целым и невредимым. Да еще и девушек с юношами спас.

В поисках фактов

Многие, кто воочию видел Кносский дворец, считают, что здание и было тем самым Лабиринтом: оно представляет собой скопление множества комнат и залов. Однако Кносский дворец построен намного позже, чем описанный в мифе Лабиринт, и приверженцы теории о существовании пристанища Минотавра считают, что настоящий Лабиринт сокрыт в горах близ Кносса.

Cnossos_3

Кносский дворец. Фотоархив Wikipedia

Но не слишком ли буквально был понят древний миф?

Сомнения в реальности если не Лабиринта, то чудовища из мифа существовали еще в античности. Так, древнеримский биограф и философ Плутарх предположил, что образ Минотавра утрирован, а в реальности это был реальный человек по имени Минос Тавр - боец, участвовавший в показательных схватках в Лабиринте.

Мозайка

Мозайка "Тесей убивает Минотавра в лабиринте", город Пафос, Кипр. Фотоархив: Wikipedia

Не все ясно и с самим Лабиринтом. Древние люди считали, что лабиринт – это пристанище богов, жизнь – это дорога сквозь залы и комнаты мифического сооружения, тупик – смерть, а выход – это победа над смертью. Тогда более реалистичной может показаться теория, по которой Лабиринт - это символ. Тогда реальный Тесей, если он существовал, мог просто остаться в живых после какой-либо смертельной опасности, а реальная история об этом превратилась в миф о выходе из Лабиринта.

Кносская серебряная монета. Фотоархив Wikipedia

Кносская серебряная монета. Фотоархив Wikipedia

Найденный на Крите Лабиринт - не первый и не последний лабиринт в мире. Считается, что первая конструкция была построена в Египте. Об этом писали древнегреческие историки Геродот Галикарнасский и Страбон. По писаниям, Лабиринт находился в городе Эль-Файюм и был возведен фараоном Аменемхетом III. Лабиринт вел в пирамиду, в которой предположительно находилась гробница фараона. Сама же конструкция по данным историков представляла собой более тысячи комнат. Также подчеркнем, что Критский Лабиринт был в сотню раз меньше Египетского, но конструкция была более сложной.

В поисках Лабиринта

Многие наши рациональные современники считают, что на сегодняшний день критский Лабиринт не найден. Возможно, в будущем появятся иные доказательства существования легендарного строения. А может быть, Лабиринт - это метафора, символ, переданные нам предками через знаменитый миф.

Читайте также: