Курсовой стабилизатор для байдарки своими руками

Обновлено: 17.07.2024

Курсовой стабилизатор способствует снижению радиуса разворота надувной лодки ПВХ. Плавник придает курсовую устойчивость судну. Площадка основания 60 х 210мм. Высота плавника 6 cм. Лопасть киля должна быть направлена вертикально вниз. Место установки - нижняя часть баллона в области транца. Сборке надувной лодки не мешает

Курсовой стабилизатор способствует снижению радиуса разворота надувной лодки ПВХ. Плавник придает курсовую устойчивость судну. Площадка основания 5 х 34.7 см. Максимальная высота плавника 4.5 cм. Лопасть киля должна быть направлена вертикально вниз. Место установки - нижняя часть баллона в области транца.

Киль-плавник или киль-стабилизатор. Предназначен для улучшения курсовой устойчивости и уменьшения радиуса разворота лодки. Устанавливается на баллонах в кормовой части лодки. Цвет черный. Материал ПВХ. Размер основания 190х60 см. Цена указана за 1 штуку.

Стандартные модели байдарок и каяков даже при достаточно большом оснащении могут обладать какими-то недостатками или в чем-то не удовлетворять своих владельцев. Они могут быть укомплектованы неудобными сиденьями, недостаточным количеством упоров или фиксаторов, не иметь каких-то нужных приспособлений и так далее. В таких случаях обычно проводится тюнинг моделей, вариантов которого очень много.

1.jpg

Как можно улучшить байдарку или каяк

В принципе, способ улучшить байдарку выбирает владелец. Многие умельцы самостоятельно изготавливают какие-то элементы и устанавливают их на лодку. Конечно, это касается тех, кто разбирается в подобных вопросах. Некоторые изобретатели, например, закладывают внутрь байдарки надувное дно, чтобы повысить центр ее тяжести. Или создают систему фартук-юбка из велосипедных камер и приклеивают ее к бортам лодки на специальный клей.

Тюнинг может заключаться в усовершенствовании упоров или их дополнительной установке, в прилаживании рулевого управления на моделях, где изначально оно не предусмотрено, монтаже транцев под мотор и так далее. Байдарки улучшают дополнительным усилением днища в области шпангоутов, которое делается из ПВХ или протектора, на сами шпангоуты при этом надевают бамперы. В кокпитах лодок приклеивают резинки, к которым крепятся мелкие предметы, коврики, спиннинги. Открытую деку байдарок превращают в съемную, в сминающиеся спинки надувных сидений вшивают жесткие конструкции. Упоры для надувных лодок создают из дюралюминиевых трубок, пропускают через них стропы, которые потом закрепляют на днище лодки.

4.jpg

Тюнинг разборных байдарок заключается в модификации втулок, разделяющих стрингеры на две половины. К ним крепят фиксаторы из нержавеющей стали для предотвращения выдвижения самопроизвольного выдвижения деталей. Когда такую лодку вытаскивают на берег, случается, что стрингеры самостоятельно отделяются от шпангоутов. Чтобы этого не происходило, между шпангоутом и стрингером ставят пластинки из алюминия, которые оборачиваются вокруг крючка.

Тюнинг байдарок может заключаться в установке плавников, съемного киля, стабилизаторов, парусного вооружения. Модели можно тюнинговать дополнительной обвязкой, установкой поворотных панелей, фиксаторов для удилищ, стаканов, крепления для эхолота, откидными столиками и прочими элементами. Они имеются в продаже в готовом виде и подходят практически для любых моделей лодок.

2.jpg

Элементы тюнинга

В продаже можно найти такие элементы для тюнинга, как усовершенствованные крышки для люков, педальные приводы с рулевым устройством, упоры для стоп, колен и бедер, пробки-клапаны для дренажных отверстий. В ассортимент входят термостойкие контейнеры, опорные планки для рыбалки в положении стоя, контейнеры для мелких предметов, разного типа электромоторы и системы рулевого управления. Желающие могут найти выдвижные скеги, транцы под мотор, страховочные шнуры для весел, компасы, эхолоты, системы для переноски лодок по суше.

Байдарки тюнингуются откидными детскими сиденьями, таргами с замками, инспекционными лючками. Лодки можно улучшить установкой монтажных площадок, буксируемыми баллонами, держателями леера и фала, поворотными узлами и прочими элементами. Их вид и количество зависят от целей тюнинга.

3.jpg

Тем, кто собирается тюнинговать байдарку, нужно определиться с тем, зачем это нужно. Бывает, что улучшения действительно необходимы из-за недоработок производителя, отсутствия каких-то приспособлений, для повышения ходовых и эксплуатационных качеств лодки. Они часто касаются каркасных байдарок, которые быстро начинают ломаться, моделей с небольшим аутфитингом, лодок с низкой курсовой устойчивостью. Люди, хорошо разбирающиеся в их устройстве, как правило, проявляют изобретательность и совершенствуют изделия, реализуя собственные идеи или перенимая чьи-то.

Ели же человек слабо разбирается в особенностях байдарок, тюнинговать их надо осторожно. Дополнительные элементы могут увеличить вес лодки, и ее ходовые качества ухудшатся. Кроме того, они поменяют расположение центра тяжести, и байдарка станет непригодной для плаванья по волнам и рекам с порогами. Тюнинг следует делать, учитывая все эти факторы. Только тогда он будет эффективным и сделает использование лодки максимально удобным и легким. Поэтому перед внесением каких-то изменений в конструкцию байдарки нужно все тщательно просчитать.

Курсовой стабилизатор способствует снижению радиуса разворота надувной лодки ПВХ. Плавник придает курсовую устойчивость судну. Площадка основания 60 х 210мм. Высота плавника 6 cм. Лопасть киля должна быть направлена вертикально вниз. Место установки - нижняя часть баллона в области транца. Сборке надувной лодки не мешает

Курсовой стабилизатор способствует снижению радиуса разворота надувной лодки ПВХ. Плавник придает курсовую устойчивость судну. Площадка основания 5 х 34.7 см. Максимальная высота плавника 4.5 cм. Лопасть киля должна быть направлена вертикально вниз. Место установки - нижняя часть баллона в области транца.

Киль-плавник или киль-стабилизатор. Предназначен для улучшения курсовой устойчивости и уменьшения радиуса разворота лодки. Устанавливается на баллонах в кормовой части лодки. Цвет черный. Материал ПВХ. Размер основания 190х60 см. Цена указана за 1 штуку.

И вот как-то раз ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом.
Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. Ревизия показала, что каркас комплектен.

К сожалению, не было возможности поговорить с мастером, который ее собрал. Тем интереснее будет сделать на нее небольшой обзор. Самодельная одноместная каркасная байдарка - пожалуй, отличная идея! Одно дело смотреть в чертежи и совсем другое - видеть готовое изделие, хотя бы на фотографиях. Думаю, эста статья будет многим интересна.

Итак, упаковка, изрядно поеденная мышами, достаточно компактна и легка. В сравнении, конечно, с Тайменью-2 и Викингом 4,7.



Штевни сделаны из фанеры 9 мм. На концах стрингеров заклепками закреплены дюралевые пластины, которые свободно закреплены на штевнях болтами. Здесь же видим концевую секцию кильсона.


Ахтерштевень. Как видим, ничего сложного для кустарного производства.


Всего в жестком каркасе пять шпангоутов. Все вырезаны из фанеры 9 мм. На них можно разглядеть остатки чертежей и еще какие-то надписи карандашом от руки.


Шпангоуты плотно фиксируются в специальных пазах на кильсоне.


Также, чтобы зафиксировать верхнюю часть шпангоутов, они закреплены на привальных брусьях при помощи овальных планок из дюрали с фигурным отверстием.


Мидельвейсы крепится к шпангоутам с помощью алюминиевого уголка.


Кильсон (килевая ферма) и стрингера состоят из четырех секций. Для того, чтобы собрать эти секции используется довольно интересный замок, который я раньше не встречал. Принцип работы на фотографиях:



Надо сказать, что замки фиксируются довольно надежно, хотя и не лишены недостатков. Но об этом далее.


В шпангоутах сделаны прорези для фиксации в них стрингеров. Но стрингера фиксируются не плотно и постоянно отгибаются. Из-за этого вся конструкция из-за особенностей замков стремится саморазобраться. Поэтому фиксировал стрингера в прорезях шпангоутов с помощью шнурков.


На заключительном этапе сборки каркаса крепятся фальшборта.


Способ крепления фальшбортов аналогичен тайменевскому.


Спинка крепится к фальшборту с помощью овальных планок и стержней.


Способ крепления виден на фотографии.


Вот и весь каркас. Каркас очень легкий.


Дальше надо надешь шкуру. Шкура сшита из брезента и клеенки-серебрянки. Местами кривоватые видны стежки, сделанные вручную. Далее швы промазаны каким-то составом типа резины или битума.


Для крепления шкуры в нижней части фальшбортов сделаны продольные прорези.


В эти прорези вставляется конец шкуры с вшитым куском кабеля подходящего диаметра.


Для сборки байдарки со шкурой сначала собираются обе половины каркаса и вставляются по очереди в оболочку. Затем, по аналогии с тайменями, закрываются замки кильсона.
После этого нужно соединить стрингера. А констркуция замков стрингеров такова, что чтобы завести концы замка друг в друга их нужно немного изогнуть.

Когда начал изгибать перегнул концы стрингеров и тут ХРЯСЬ - первая пара стрингеров лопнула.
В общем-то не велика потеря. Сделать новый деревянный стрингер - дело пятнадцати минут.
Нужно было все-таки до конца разобраться как же защелкивать стрингера. Поэтому предпринял еще одну попытку, загнув концы стрингеров в другую сторону. Но результат тот же - ХРЯСЬ.
В третий раз взялся за стрингер и опять концы деревяхи остались в руках. Короче, результат на фотографии. На этом эксперименты закончились.


Поэтому заменил все стрингера на фанерные из 15 мм фанеры. Тут смог в полной мере оценить главное достоинство своей новой байдарки - абсолютную ремонтопригодность.


До этого занимался байдаркой в лабораторных условиях - в окружении инструментов и станков. Пришло время испытать ее в полевых условиях.
В принципе, сборка деревянного каркаса занимает столько же времени, как среднестатистической Таймени. Если та Таймень бывалая и без крепкого слова и твердой руки не поддается. Здесь все точно также.


После того, как с трудом натянул шкуру на каркас детали байдарки стянулись и уплотнились.
Давайте посмотрим на готовую байдарку.






На фотографии не видно, но при испытаниях привязал к каркасу байдарки морковку и положил себе на колени. Если что-то пойдет не так, я перевернусь или каркал не выдержит мой вес, то она сильно поможет спасти затонувшее судно. По хорошему, конечно, нужно было надеть и спас жилет.


Первое, что сразу заметил - это меньшая по сравнению с надувнухами остойчивость ненагруженного каркасника. В принципе, благодаря некоторому опыту и собственному весу около 100 кг, это не создало каких-то проблем.


Второе, что сразу бросается в глаза - легкость и скорость. Каркасные лодки вообще более скоростные, даже чем каркасно-надувные. Но раньше я всегда ходил в двухместных байдарках, в том числе и каркасных, когда рывок от твоего гребка сглаживается весом матроса (капитана). Тут же благодаря малой осадке и отсутствию лишнего веса каждый гребок ощутимо ускоряет тебя. При этом, скорость значительно выше, чем у того же Викинга. Катался на реке Воронеж и по течению, и против.


Третье, что замечаешь сидя в каркаснике - просто невероятное количество жизненного пространства. Например, в моем Викинге 4,7 на месте капитана попа не помещается между баллонами. Приходится подкладывать надувную подушку, чтобы сидеть на баллонах. О том, чтобы вытянуть ноги в очке речи даже не идет. Понятно, здесь дела обстоят совсем не так.


Четвертое - одноместная Сирена не такая вертлявая, как двухместный Викинг. Развернуть ее, особенно на скорости, не так просто. Зато она отлично держит курс, что очень важно при длительных переходах по ровной воде.





Теперь выводы и впечатления.
1. После прогулки, снимая шкуру с байдарки, опять сломал пару деталей. Изготовить новые тоже не составит труда, но так не должно быть. Почитав форумы, нашел решение - шкура, которая сверху застегивается молнией. Эта же молния - грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине.
2. Не смотря на успешные испытания байдарки, я бы не пошел в ней в ее нынешнем виде в настоящий поход. Все-таки 15 мм фанера и сосны слишком хлипкие для полевых условий. И замки не достаточно подогнаны и надежны.
3. Могло сложиться впечатление, что мой Викинг 4,7 плох и не устраивает меня. Спешу его реабилитировать. Мы прошли с ним многое - и завалы, и пороги. За несколько лет не могу вспомнить, чтобы он меня где-то подвел. Просто он недостаточно хорош на ровной воде. Поэтому я ищу ему не замену, а дополнение.

В принципе, построить такой - задача вполне решаемая. Длинна 5м, ширина 55 см, вес 19 кг, грузоподъемность 160 кг. Каркас разбирается секциями длинной 1,2 м. Установка и снятие шкуры производится с помощью двух молний с ПВХ-клапаном на липучках. Через них же производится загрузка/выгрузка груза. Скорости и грузоподъемности хватит с лихвой.
Опыт Сирены пригодится.

Читайте также: