Кто из двух братьев избегал телесных наказаний как он это сделал

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Об этой истории можно снять десяток фильмов, написать несколько книг, но у меня до сих пор не укладывается в голове что все это правда. Судьба, божье провидение распорядилась так что два брата из одной семьи навсегда вошли в историю американской криминалистики, один как жертва и в то же время герой, а второй как монстр. Эта история братьев Стейнеров, Кэри и Стивена, история которая потрясла Америку и меня. История,которая заставляет поверить в то, что жизнь может создать такие удивительные и страшные сценарии, что любой самый изощрённый и талантливый сценарист откроет рот от удивления.

Эта история началась в 70-х годах в маленьком провинциальном калифорнийском городке Мерсед, который находится вблизи Йосемитского национального парка. В рядовой американской семье Стейнеров подрастало пятеро детей, два сына, старший Кэри и младший Стивен и трое дочерей. Отец семейства Дэл работал механиком на заводе, мать Кей занималась домашним хозяйством. Кей окружающие считали отстраненой и даже холодной женщиной. Между братьями по воспоминаниям их друзей детства были обычные теплые отношения, старший Кэри приглядывал за младшим братишкой Стивеном.

В 1972 году их судьба навсегда изменилась, маленького семилетнего Стивена, который возвращался домой со школы похитил Кеннет Парнелл. Мужчина был педофилом, он внушил мальчику что его зовут теперь Дэнис и отныне именно он Кеннет станет его опекуном, якобы родители отказались от Стивена. Все это длилось долгих семь лет, мальчик подвергался насилию со стороны Парнелла. Когда Стивен вступил в возраст полового созревания, Парнелл решил украсть другого ребенка.

Окружающие считали Дэниса и Кеннета отцом и сыном, Парнелл разрешал подростку пить, курить и гулять сколько тому захочется. В глубине души Стейнер знал что у него есть дом и семья, но о побеге даже не думал. Пока Парнелл не похитил пятилетнего мальчика, Тимоти Уайта. Он также как и когда то Стивену начал внушать Тимми что его теперь зовут Томми и что родители от него отказались. Стивен понял что он не сможет жить спокойно, если малыш Тимоти повторит его судьбу и решил вернуть его родителям.

Стивен и Тимоти сбежали пока Парнелл был на ночном дежурстве, они добрались автостопом до города в котором жил Тимми, но малыш не знал своего адреса. Стивен тогда решил отвести мальчика в полицию. Но полицейский заинтересовался и подростком и спустя семь лет отсутствия мальчик вернулся в семью. Не все было гладко в жизни Стивена после возвращения. В школе одноклассники издевались над ним из-за того что он был жертвой педофила. Он привык делать что хотел, пить и прочее, а попал в семью, где его пытались контролировать и воспитывать. После того как Стивен бросил школу, отец решил что тому лучше уйти из дома.

Стивен впоследствии создал семью, у него родилось двое детей и он погиб в 24 года в автокатастрофе. В сознании многих американцев он остался героем, который спас ребенка.

Кэри, старший брат Стивена рос как мальчик у которого украли брата со своеобразным трагическим ореолом. Мать Кэй стала ещё более холодной и отстраненой, отец Дэл был сломлен исчезновением Стивена. Кэри рос закомплексованным подростком, который всегда носил шляпу, Кэри выдергивал себе волосы. Он увлекался творчеством, был талантливым карикатуристом, у него не было девушки и он испытывал большие проблемы в общении с противоположным полом. После гибели Стивена, Кэри потерял также своего дядю, которого убили. У самого Стейера начались фантазии о том как он насилует и убивает женщин.

И вот спустя несколько лет, в отеле в котором он работал, Кэри убивает трех женщин, мать с дочерью и ее подружку. Затем Кэри расправился ещё с одной девушкой, биологом.

Вот так вот два брата из семьи Стейнер вошли в американскую историю, один как герой, а второй как монстр.

Великобритания - классическая страна телесных наказаний

Связи Юдалла были настолько высоки, что даже после того, как его уволили и осудили за содомию, он через несколько лет возглавил другой, Вестминстерский колледж.

Следует подчеркнуть, что дело было не только и не столько в личных склонностях воспитателей, которые, как и всюду, были разными, сколько в общих принципах воспитания.

Тут есть все: учительский садизм, безусловная покорность и отчаянная бравада наказуемого, жестокий смех и одновременная героизация жертвы, с которой каждый из этих мальчиков по-своему идентифицируется. И прежде всего - табуируемый секс.

Из воспоминаний бывших итонцев:

Двести лет спустя с журналом ознакомился русский писатель Игорь Померанцев, и вот что он пишет (Померанцев, 1998):

«Юноши спешили. Я буквально слышу, как неутомимо скрипят их перья весной 1792 года. В конце мая. В ту пору буйно цвел готический роман, входил в моду романтизм, но вестминстерские старшеклассники модой пренебрегали. Их не зря учили риторике, так что писали они в духе трактатов Цицерона: доказывали свое, опровергали оппонента, точно выбирали слова, соразмерно строили фразы. В их сочинениях не различаешь тупого удара палки, нету в них пятен крови, ручейков слез. Но все же.

"У меня нет сомнений, что рука учителя не потянется к розге, если он уразумеет, что она изобретена дьяволом. Я взываю к вам, профессора порки! Кто был божеством античного язычества? Дьявол! Католический Рим - это рассадник предрассудков и суеверия. Разве протестант будет отрицать, что дикости монахов, и среди этих дикостей бичевание, от дьявола? Мы сбросили ярмо Рима, но розга еще властвует над нами!"

Другой автор "Флагелланта" обращается к родителям:

"Достопочтенные отцы! Дозвольте мне из отдаленного края оповестить вас об отношении к "Флагелланту". Несовершенство моего стиля, чаятельно, загладится существом моего послания. Знайте же, праведные братья, что я пребываю под покровительством учителя господина Тэкама, чья рука тяжелей головы и почти столь же сурова, сколь его сердце. Когда мы получили первый нумер "Флагелланта", педагог осведомился, что за ахинею мы читаем. Мы ответствовали. Он схватил журнал и, сунув его в карман, воскликнул: "Ну и времена! Мальчишкам дозволено размышлять о себе!" Я часто слыхивал о праве помазанника божьего, монарха, и, признаюсь, испытывал сомнения. Но о том, что учитель - это тоже помазанник божий, я что-то не слыхивал!"

А вот воспоминания вестминстерского школяра из середины XIX в.:

"Наказывали за неуважение к старшеклассникам, за то, что не сдержал слова или свалил на кого-то вину за содеянное, за карточное шулерство. Били рукояткой розги по ногам. Били по рукам. О, эти зимние утра! Я вытягиваю обветренные руки в цыпках, сейчас по ним полоснут линейкой. Как-то я приехал на каникулы домой, и мой отец отвел меня в ванную, долго мыл мне руки горячей водой и мылом, щеткой вычистил траур из-под ногтей, смазал жиром и дал пару лайковых перчаток. Я не снимал их двое суток, все раны затянулись, кожа стала мягкой, бледной. Во время порки было принято улыбаться. Никогда не слышал ни стона, ни всхлипа.

Порка была органической частью школьной традиции, многие воспитанники на всю жизнь становились ярыми ее поклонниками. Бывший ученик школы Чартерхаус (основана в 1612 г.) вспоминает, что, когда в 1818 г. тогдашний ее директор доктор Рассел решил заменить телесные наказания штрафом, школа взбунтовалась:

Конечно, не все ученики были поклонниками порки. Будущий премьер Уинстон Черчилль (1874-1965), который плохо учился в школе и к тому же отличался редким упрямством, был совсем не в восторге от своей подготовительной школы Сент-Джордж:

Об Итоне, где Айер учился в 1923-1928 гг., ему тоже есть что вспомнить:

«Обычным наказанием на невыполненные задания была порка капитаном спортивной команды. Виновного мальчика вызывали в комнату, в которой ужинали шестиклассники. Если он видел в центре комнаты кресло, он уже знал, зачем он тут. После того, как ему, без всякой необходимости, говорили, что предстоит порка, он снимал верхнюю одежду, становился на колени на кресло и получал положенные ему семь крепких ударов. Удары, особенно если их наносили сильные спортсмены, были очень болезненными, но ты должен был перенести их не плача и не дергаясь, а одевшись, попрощаться без дрожи в голосе.

Ритуалы порки менялись. В 1964 г. тогдашний директор Итона Энтони Ченевикс-Тренч (Anthony Chenevix-Trench, 1919-1979) заменил полупубличные порки розгами или тростью по голой попе приватным наказанием тростью в своем кабинете. Кстати, сделал он это не из гуманных соображений, а скорее по личным пристрастиям. Один ученик школы Шрусбери, где Тренч директорствовал раньше, рассказывал, что тот предлагал провинившимся на выбор: четыре удара тростью, что очень больно, или шесть ударов ремнем, что не так больно, зато со спущенными штанами. Несмотря на унизительность процедуры, чувствительные мальчики часто выбирали ремень, экзекуция явно доставляла Тренчу сексуальное удовольствие. Возглавив Итон, Тренч отменил традиционное право старших мальчиков публично наказывать младших через штаны (провинившемуся даже предлагали являться на порку в старых штанах, потому что трость могла их порвать, сделав наказание еще более жестоким). Преемник Тренча эти реформы продолжил: сохранив обычай приватной порки мальчиков директором, он отменил необходимость спускать при этом штаны и трусы. Благодаря этому порка стала не только менее болезненной, но и менее унизительной и сексуальной. Но ведь на дворе были уже 1970-е годы.

В 1950-1960-е годы телесные наказания еще процветали в большинстве английских публичных школ:

В 1950-1960-х годах наказание палкой или гибкой ратановой (бамбук для этого слишком жесткий) тростью (caning) постепенно стало уступать место порке резиновой спортивной туфлей или тапочкой (slippering). Это болезненно и одновременно звучно. В совместных школах мальчиков чаще наказывали тростью, а девочек - тапочкой, в женских школах вообще предпочитали тапочку.

Питер Таунсенд, муж принцессы Маргарет, ради которого она пожертвовала своим титулом, вспоминает школу Хейлсбери 1920-х годов:

«Меня били за пустяковые проступки шесть раз. Однажды, поняв, что мне предстоит, я, чтобы уменьшить боль, подложил под брюки шелковый платок. После беседы с директором, которая закончилась приказом "Приготовь спальную комнату!" - я побежал вдоль комнаты и заметил, что мой шелковый платок болтается, как вымпел, в одной из моих штанин. Этим я заработал лишний удар палкой.

Это было особенно верно для мужских школ:

Однако время отмены телесных наказаний еще не пришло. Известный британский педагог, директор Харлоу сэр Сирил Норвуд (1875-1956) писал об учителях XIX в.:

Заметное влияние на изменение отношения британской общественности к телесным наказаниям оказали два трагических случая.

Проблема дисциплины в британских школах давно стала настоящей головной болью для учителей и родителей Соединенного Королевства. Согласно последнему соцопросу, значительный процент британцев выступает за возобновление телесных наказаний в учебных заведениях страны. Как ни странно, сами школьники также считают, что утихомирить их не в меру агрессивных одноклассников может только палка.

В британских школах в скором времени могут вновь ввести телесные наказания. По крайней мере, результаты проведенного компанией Times Educational Supplement в 2012 году социологического опроса показывают, что жители Туманного Альбиона не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей. По данным социологов, опросивших более 2000 родителей, 49% взрослых мечтают вернуть те времена, когда в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания.

Подростки почувствовали себя хозяевами школ и стали безнаказанно нарушать дисциплину в классах. В 2011 году преподавателям все-таки разрешили физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку.

Также глава образовательного ведомства страны предполагает, что в школе должно работать больше мужчин. И предлагает нанимать для этого военных-отставников, которые будут иметь авторитет у самых пассионарных учеников.

В Британии официально отказываться от рукоприкладства в школах стали только в 1984 году, когда такие способы установления порядка в учебных заведениях были признаны унижающими человеческое достоинство. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году - в Шотландии и в 2003 году - в Северной Ирландии.

Частным школам страны было также рекомендовано перестать бить провинившихся подростков. Но там телесные наказания никто не отменял.

Основным орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса являлась (и является) гибкая ротанговая трость, которой наносятся удары по рукам или ягодицам. Кое-где вместо трости использовался ремень. В Шотландии и ряде британских школ большой популярностью пользовалась кожаная лента с ручкой - тоуси.

Распространенным инструментом является паддл (рaddle - весло, лопатка) - специальная шлепалка в виде вытянутой пластины с рукоятью из дерева или кожи.

Еще один лидер мировой демократии - США, также не спешили отказываться от практики телесного внушения. Опять же, не следует путать систему частных школ и государственного образования.

Запрет на применение физических мер воздействия принят только в 29 штатах страны, причем только в двух из них - Нью-Джерси и Айова - телесные наказания запрещены законом и в частных школах тоже. При этом в 21- ом штате наказывать в школах не возбраняется. В основном, эти штаты расположены на Юге США.

Однако частные школы, в том числе и престижные, оставили этот инструмент воздействия на учащихся в своем арсенале. Преподавательскому составу негосударственных учебных заведений было лишь рекомендовано перестать бить учеников. Впрочем, отжимания от пола и иная дополнительная физическая нагрузка для особо активных учеников в армейском духе, кажется, вполне успешно пережили период запретов.

Кстати, полностью отменены физические наказания в русских школах были в 1917 году. В начале прошлого века постепенно отказываться от этой практики стали в других европейских странах - Австрии и Бельгии. Также были отменены наказания в принадлежащей России Финляндии.

В период монархии 15 и 16 веков мальчиком для битья (a whipping boy) был ребенок, приставленный к молодому принцу. Детей назначали на эту должность судом Англии, а само это звание создали на основе так называемого права Божьего помазанника, утверждавшего, что никто кроме монарха не может наказывать королевского сына. А так как собственноручно король мог выпороть ребенка крайне редко, учителям было очень сложно преподавать хулиганистым принцам.

Именно эту сильную привязанность и эксплуатировали учителя, наказывая самого близкого человека вместо провинившегося принца. Мальчиков для битья пороли или избивали на глазах у будущего монарха в уверенности, что подобное непослушание впреть уже не повторится.

Пытки и телесные наказания были широко представлены в российской истории: от членовредительства, такого как отрезание ушей и вырывание ноздрей, до унизительных форм, как выставление у позорного столба и клеймение. И чем меньше на Руси становилось свободных людей, тем большее разнообразие приобретали наказания: кнуты, розги, дыба, колесование, кошки и линьки, батоги. Арсенал палачей рос, а в сознание народа палками вбивалась мысль о страхе и покорности.

Кнут.jpg


Наказание кнутом

1.jpg

Батоги.jpg


Наказание батогами

Одним из ярких периодов расцвета пыток и смертной казни стало правление Ивана Грозного. Правда, это было больше обусловлено личностью правителя, чем законами. Людей подвешивали вниз головой, резали на куски, обливали кипятком или ледяной водой, вешали, сажали на кол. Истязание других доставляло царю удовольствие и носило зачастую увеселительный характер. Иногда, наблюдая за наказаниями, Грозный не выдерживал и сам заменял палачей. Но должно отметить, что Иван Грозный был человеком своего времени, поскольку в Средневековой Европе наказания иногда были куда более жестокими и кровавыми.

Колесование.jpg


Колесование

Помимо этого, было распространено закапывание заживо так, чтобы на поверхности оставалась только голова. Преступнику не давали воды и еды. Фальшивомонетчикам заливали в горло металл. Соборным Уложением 1649 года устанавливались наказания за воровство в виде клеймения, отрезания уха, за другие преступления назначали вырывание ноздрей, четвертование, более 100 ударов кнутом и пр. По Уложению руку отрубали тем, кто в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, за кражу лошади, или за третье воровство. Один палец отсекали за легкую рану, кисть левой руки за повторное воровство или покушение на господина. А левой руки и правой ноги можно было лишиться за разбой или церковную кражу.

Шпицрутен.jpg


Шпицрутен

Еще одним нововведением были кошки и линьки. Кошки — это четырехвостные плети с узелками на концах, которые были введены в 1720 году как наказание для матросов, а при Анне Иоанновне ими стали сечь еще и проституток (до этого их били кнутом или батогами). Куски каната с узлами назывались линьками, их применяли только для наказания матросов за дисциплинарные провинности.

Вообще, Петр отличался жестокостью в отношении физических наказаний. Например, у него была целая коллекция дубинок, которые он часто пускал в ход. Не раз ими доставалось князю Меньшикову. Однажды, Петр до крови избил его за то, что князь посмел танцевать в сабле, Лефорта он мог бросить на пол и топтать ногами. Иногда, царь даже забивал насмерть провинившихся. Одному придворному, не успевшему снять шляпу перед государем, досталось дубинкой по голове, после чего он умер.

Достаточно только вспомнить, как Петр расправился со стрельцами. Головы бунтовщиков было приказано рубить не только палачам, но и судьям с боярами. Вокруг Москвы ставили виселицы, число казненных перевалило за 1500 человек. Петр был даже готов убить сестру Софью, но смилостивился. Однако в назидание ей повесил 200 стрельцов у Новодевичьего монастыря, где была заточена Софья.

Телесное наказание является формой наказания , что цели причинить боль физически, чтобы принести лицо , осужденное за совершение преступления или преступления , раскаяться и предотвратить рецидив.

Телесные наказания были (и остаются) очень широко распространенными во всем мире в качестве образовательной практики для детей и подростков, в семье и в школе. В этих контекстах телесные наказания обычно определяют более точно:


В нескольких десятках стран телесные наказания остаются правовой формой судебного приговора и / или дисциплинарной меры в местах лишения свободы в отношении несовершеннолетних и / или взрослых. В конце 2016 года телесные наказания были полностью запрещены законом :

  • в 164 штатах как судимость;
  • в 138 штатах в качестве дисциплинарной меры в пенитенциарных учреждениях;
  • в 130 штатах в учебных заведениях ;
  • в 52 государствах (в основном в Европе и Южной Америке ) во всех местах, в том числе и внутри семьи .

Резюме

Телесные наказания: дисциплина или пытки?

Взаимоотношения и различия между телесными наказаниями и дисциплиной


Мартине ремешки кожа не продается во всех цветовых купцах во Франции до середины XX - го века и используется для хлыста детей.

Для канадского педиатрического общества , «Термин означает дисциплину передача знания и навыки, обучение. Однако его часто путают с наказанием и контролем. […] Дисциплина - это структура, которая помогает ребенку с удовольствием и эффективно занять свое место в реальном мире. Это основа для развития самодисциплины. Эффективная и позитивная дисциплина воспитывает и направляет ребенка, а не заставляет его подчиняться. […] Дисциплина направлена ​​на изменение поведения, а не на наказание детей. Дисциплина позволяет детям развивать самодисциплину и вырасти в эмоционально и социально зрелых взрослых. […] Врачи должны активно консультировать родителей по поводу дисциплины и активно препятствовать любым формам телесных наказаний, включая шлепки . "


Взаимоотношения и различия между телесными наказаниями и пытками

В докладе о судьбе детей, лишенных свободы, Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания утверждает, что «любая форма телесного наказания противоречит запрещению пыток и других жестоких, бесчеловечных мер. или унижающее достоинство обращение или наказание […] Государства не могут ссылаться на положения своего национального законодательства для оправдания нарушений запрета на телесные наказания. "

По мнению Межамериканского суда по правам человека , «применение телесных наказаний в виде порки является одной из форм пыток. "

По мнению Африканской комиссии по правам человека и народов, «у людей нет права, и тем более у правительства страны, применять физическое насилие к людям из-за преступлений. Такое право было бы равносильно [Африканской хартии прав человека и народов], одобряющей государственные пытки, что противоречило бы самой сути этого договора о правах человека. "

Судебное телесное наказание


Под телесными наказаниями по суду понимается применение телесных наказаний на основании обвинительного приговора, вынесенного судом. Применяемые формы судебных телесных наказаний различаются в зависимости от времени и рассматриваемого общества.



Судебное телесное наказание совершеннолетних

Списки государств, в которых телесные наказания законны в качестве уголовного приговора для взрослых

Этот список, представленный Глобальной инициативой по прекращению всех телесных наказаний детей, основан на данных за лето 2014 года.

государственный телесное наказание публично / приватно
Афганистан порка / ампутация публично / приватно
Антигуа и Барбуда порка н / д
Саудовская Аравия порка / ампутация публично / приватно
Барбадос порка наедине
Ботсвана порка наедине
Бруней порка н / д
Бирма порка н / д
Доминика порка наедине
Объединенные Арабские Эмираты порка публично / приватно
Эритрея порка н / д
Граната порка н / д
Гайана порка наедине
Иран порка / ампутация публично / приватно
Ливия порка / ампутация н / д
Малайзия порка наедине
Мальдивы порка н / д
Мавритания порка / ампутация н / д
Нигерия порка наедине
Пакистан порка н / д
Катар порка / ампутация н / д
Сент-Китс и Невис порка наедине
Святой Винсент и Гренадины порка наедине
Сингапур порка наедине
Сомали порка / ампутация публично / приватно
Судан ампутация / травма н / д
Танзания порка наедине
Тонга порка н / д
Тринидад и Тобаго порка наедине
Тувалу порка н / д
Йемен порка / ампутация н / д
Зимбабве порка наедине


Судебное телесное наказание несовершеннолетних

Список штатов, где телесные наказания законны как уголовное наказание для несовершеннолетних

Список штатов, где телесные наказания являются законными в качестве дисциплинарной меры в отношении несовершеннолетних, содержащихся под стражей

Телесное наказание детей

Телесные наказания в школе

Глобальный уровень



Фактическая распространенность телесных наказаний в школах по всему миру не очень хорошо известна, потому что они мало изучены. Два исследователя, специализирующиеся на насилии в школах, написали в 2005 году, что «очень мало стран или исследований собирают данные о виктимизации учащихся со стороны школьного персонала. " Первое количественное исследование, в котором были собраны такие данные, похоже, было проведено в 1985 году в Норвегии .

По состоянию на ноябрь 2016 года телесные наказания полностью запрещены законом в учебных заведениях 129 государств.

Тайвань

Тайвань запретил телесные наказания во всех учебных заведениях с 2006 года. В то время как несколько исследований подчеркивают, что в последующие годы заметное снижение распространенности телесных наказаний, а также сокращение использования наиболее жестоких форм, все они продолжают указывать на значительную распространенность телесных наказаний.

Согласно исследованию 2016 года, 27,8% учеников начальной школы и 35,4% учеников средней школы подвергались телесным наказаниям, что свидетельствует о явном возрождении по сравнению с предыдущим исследованием, проведенным в 2012 году.

Франция


Что касается средних и старших классов, циркуляр 2000 года гласит, что "назначаемые наказания должны уважать личность ученика и его достоинство: все формы физического или словесного насилия, любое унизительное, досадное или унижающее достоинство обращение с учениками" .

В 1992 году Эрик Дебарбье писал: «Надо сказать, что детей, получающих пощечины, шлепки или испытывающих различные физические ограничения, больше, чем нападений учителей во французских школах! " .

В 1998 году чуть менее 2% учащихся средних школ сообщили, что подвергались телесным наказаниям.

Споры по поводу применения телесных наказаний


Применение телесных наказаний и, в частности, порки в отношении детей вызывает большие споры. В некоторых странах это разрешено в государственных школах и узаконено со ссылкой на культурные традиции, которые оправдывают иерархические и авторитарные формы образования . В других случаях это считается формой жестокого обращения, которое может причинить вред детям. Таким образом, такие формы наказания были запрещены в Швеции в 1979 году для всего общества и в Соединенном Королевстве , но только в школах.


Распространенность телесных наказаний в отношении детей во всем мире

Чтобы улучшить его, добавьте проверяемые ссылки [ как это сделать? ] или шаблон > для отрывков, требующих источника.


Америка



Европа

Африке



Список государств, запрещающих телесные наказания детей, в том числе в семье (по годам)

Осенью 2017 года в мире 53 государства запретили все телесные наказания , в том числе в контексте семьи:

Традиционное наказание

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.


Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.




Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Читайте также: