Кто и как сделал кругосветное путешествие первый

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский подружились в стенах Морского кадетского корпуса, находившегося в то время в Кронштадте. Иван был выходцем из обрусевшего немецкого дворянского рода, потомком германского дипломата Филиппа Крузенштерна. Он родился в 1770 году в семье судьи, юность провёл в Эстонии. Юрий был на три года младше своего друга. На учёбу в Кронштадт приехал из Малороссии — был сыном протоиерея церкви Иоанна Богослова в городе Нежин. Молодые люди легко нашли общий язык и вместе мечтали о далёких странствиях.

После участия в сражениях 1790 года Крузенштерн был произведён в лейтенанты. В 1793-м он был командирован на учёбу в Королевский военно-морской флот Великобритании. Иван принял участие в боевых действиях против французских кораблей у берегов Северной Америки, а потом через Южную Африку добрался до Индии и Китая. Брать иностранцев на суда, идущие в Азию, британцы не желали, и Крузенштерну пришлось идти в Индию на фрегате, едва державшемся на воде, на который боялись наниматься английские моряки.

В путь!

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова.

Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом.

Офицеров в свои команды Крузенштерн и Лисянский подбирали под себя. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг.

Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками.

Команда поддерживала своего начальника. Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном.

Закрытая Япония

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс.

Очередной качественный уровень русского флота

В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.

Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Министерство обороны РФ планирует весной начать экспедицию на архипелаг Новая Земля. Об этом журналистам сообщил командующий Северным.

Фернан Магеллан

Португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан (Магальяйнш) родился в португальской дворянской семье в 1480 г. Известно, что Фернан рано стал сиротой и мальчиком служил пажом при дворе королевы Элеоноры. Затем Фернан учился в знаменитой мореходной школе, основанной принцем Энрике Мореплавателем, а после ее окончания принимал участие в португальских морских разведывательных экспедициях в Индийском океане.

Фернан Магеллан возглавлял экспедицию, которая совершила первое кругосветное плавание. Корабль под его командованием первым из европейских кораблей проследовал из Атлантического в Тихий океан по ранее неизвестному европейцам проливу между южной оконечностью материка Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. Позже этот пролив был назван именем Магеллана. 27 апреля 1521 г. на острове Мактан в архипелаге Филиппинских островов Магеллан был убит аборигенами.

Первая кругосветная экспедиция

В марте 1518 г. перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель Фернан Магеллан. Он заявил, что готов отыскать новый путь к желанным Молуккским островам – истинной родине пряностей, пройдя через известный ему пролив из Атлантики в Южное море. Магеллан обещал испанским монархам опередить португальцев, которые приближались к этой земле с востока – из Индийского океана. К этому времени (в 1498 г.) португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Теперь, огибая Африку, португальские корабли постепенно продвигались на восток, к архипелагу Зондских и Молуккских островов. Надо сказать, что Магеллан предлагал свой план и португальскому королю Мануэлу, но он показался монарху слишком авантюрным и был отвергнут. А испанцы поверили дерзкому португальцу: испанский король Карл I приказал снарядить флотилию из пяти кораблей.

Ф. Галле. Аллегория плавания Магеллана вокруг света. XVI в.

На фрагменте старинной карты изображен Магелланов пролив

Маршрут первого кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана

Маршрут первого кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана 1519-1521 гг. Крестом обозначено место гибели Ф. Магеллана в 1521 г.

Хуан Себастьян Элькано. Неизвестный художник. XVII в.

Обидно было бы теперь, когда до цели осталось несколько месяцев пути, попасть в плен к португальцам и перечеркнуть все замечательные достижения кругосветного плавания. Надо сказать, что Магеллан не планировал плыть вокруг земного шара, он получил от испанского короля приказ возглавить коммерческую экспедицию и собирался после достижения Молуккских островов вернуться тем же путем в Испанию. Элькано же сознательно продолжал путь на запад, выбрав кругосветный маршрут из Юго-Восточной Азии в Испанию.

Навигационные инструменты. XV–XVI вв.

Молуккские острова выкупил у испанцев португальский король за 350 тысяч золотых дукатов.

Вклад в географию

5 кругосветных путешествий, вошедших в историю | Кто первым совершил кругосветное путешествие?

Человек всегда стремился узнать, что находится за границей известного ему мира: изведать другие страны, континенты, планеты. С современным уровнем развития транспорта и картографии совершить кругосветное путешествие гораздо легче, чем несколько веков назад. Первые же исследователи плыли наугад на совершенно других транспортных средствах.

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Испанский мореплаватель Фернан Магеллан со своей командой совершил первое исторически зафиксированное кругосветное путешествие в начале XVI века. Он открыл новые земли, пролив между Огненной землей и остальной частью Южной Америки, названный впоследствии в честь Магеллана, и западный путь к Молуккским островам и Азии.

Путешествие позволило доказать теорию о том, что Земля круглая. Это опасное плавание без точных карт и координат сопровождалось мятежами команды и противостояниями с местным населением открываемых земель.

Из отправившихся в путь пяти кораблей вернулся только один, а сам Магеллан погиб в сражении с жителями острова Себу, часть которых отказалась признать главенство испанцев.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка

Он стал вторым после Магеллана, кто возглавлял команду, совершившую путешествие вокруг света. Этот англичанин был известен своими пиратскими похождениями, и изначально не планировалось, что путешествие будет кругосветным – его целью было награбить побольше на побережье Америки.


И ему удалось вернуться домой с денежной добычей, вдвое превышающей ежегодный доход Англии, попутно исследовав ранее не изученное восточное побережье Северной Америки примерно до современного Ванкувера, и провозгласив земли современного штата Орегон владениями королевства Англии.

Также экспедиции Дрейка удалось доказать, что архипелаг Огненная земля не является частью Неведомой Южной земли (предполагаемого материка, изображаемого до XVIII века на картах на месте Антарктиды, но значительно превышающего ее по размерам), как полагалось ранее.

Моряки обогнули архипелаг с юга, обнаружив пролив между ним и Антарктидой, названный впоследствии в честь Дрейка.

Открытие Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

В 1820 году их экспедиция, совершив кругосветное плавание, смогла доказать существование Антарктиды. Много веков люди предполагали, что существует материк в районе Южного полюса, изображали на карте его предположительный вид и называли Неведомой Южной землей, но не могли его обнаружить.


Наконец, Джеймс Кук после одной из своих экспедиций в эту область заявил, что существование материка там невозможно, и на полвека подобные исследования были прекращены.

Поиски возобновили русские мореплаватели, и их экспедиция увенчалась успехом. Помимо Антарктиды были открыты 29 новых островов и получены ценные для дальнейших исследований данные о течениях и положениях айсбергов в этом районе.

Дирижабль Хуго Эккенера


Первое советское кругосветное путешествие Анатолия Сорокина

Под его командованием было совершено кругосветное плавание на советских подводных лодках. В походе участвовало две атомные подводные лодки, длился он 52 дня, и за это время лодки ни разу не всплывали на поверхность.


Поход проходил в строгой секретности во время холодной войны, поэтому лодки были оснащены орудиями для возможных военных действий в случае их обнаружения, но НАТО не заметили их.

Были и другие угрозы, например, огромные айсберги в проливе Дрейка, но обе АТЛ и весь экипаж в целости вернулись в точку отправления, собрав важные данные о возможности подводного плавания в разных широтах и на большом расстоянии от пункта базирования.

Иные кругосветные путешествия

Помимо множества исторически значимых экспедиций вокруг земного шара можно выделить интересные и необычные способы кругосветных путешествий. Так, канадский моряк Джошуа Слокам в 1895 году первым совершил его в одиночку на своей яхте.

Было и велосипедное путешествие вокруг света – его первым совершил русский спортсмен Онисим Панкратов в начале XX века, ему на это понадобилось более двух лет.

Через 14 лет после него немка Клэренор Стиннес проделала то же, но уже на автомобиле.

А еще через 70 лет появился новый рекорд – впервые человек пробежал вокруг Земли. Зовут его Роберт Гарсайд, и на подобное достижение ему потребовалось почти 6 лет.

Ну и куда же без воздушного шара – уже в XXI веке американец Стив Фоссетт совершил на нем кругосветное путешествие за две недели, причем не делая остановок.

Из-за тяги к новым впечатлениям сейчас люди все больше путешествуют, и многие из них задаются целью обойти всю Землю, причем это не обязательно состоятельные люди.

Зачастую в кругосветные путешествия отправляются с очень скромными накоплениями, подрабатывая по пути, где только можно, и останавливаясь на ночлег у каучсерферов (людей, предоставляющих бесплатный ночлег путешественникам взамен на то, что они тоже станут частью сообщества и будут принимать туристов в своих домах). Но такие сложности их не останавливают, так как желание изведать мир сильнее.

КРУГОСВЕ́ТНЫЕ ПЛА́ВАНИЯ И ПУ­ТЕ­Ш Е́­СТВИЯ, экс­пе­ди­ции во­круг Зем­ли, во вре­мя ко­то­рых пе­ре­се­ка­ют­ся все ме­ри­диа­ны или па­рал­ле­ли Зем­ли. Кру­го­свет­ные пла­ва­ния про­хо­ди­ли (в раз­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти) че­рез Ат­лан­ти­че­ский, Ин­дий­ский и Ти­хий океа­ны, со­вер­ша­лись пер­во­на­чаль­но в по­ис­ках но­вых зе­мель и тор­го­вых пу­тей, что при­ве­ло к Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям . Пер­вое в ис­то­рии кру­го­свет­ное пла­ва­ние со­вер­ше­но исп. экс­пе­ди­ци­ей в 1519–22 во гла­ве с Ф. Ма­гел­ла­ном в по­ис­ках пря­мо­го зап. пу­ти из Евро­пы в Вест-Ин­дию (ку­да ис­пан­цы на­прав­ля­лись за пря­но­стя­ми) под ко­манд. шес­ти сме­няв­ших­ся ка­пи­та­нов (по­след­ний – Х. С. Эль­ка­но ). В ре­зуль­та­те это­го важ­ней­ше­го в ис­то­рии гео­гра­фич. от­кры­тий пла­ва­ния бы­ла вы­яв­ле­на ги­гант­ская ак­ва­то­рия, на­зван­ная Ти­хим ок., до­ка­за­но един­ст­во Ми­ро­во­го ок., по­став­ле­на под со­мне­ние ги­по­те­за о пре­об­ла­да­нии су­ши над во­да­ми, под­твер­жде­на тео­рия ша­ро­об­раз­но­сти Зем­ли, поя­ви­лись не­оп­ро­вер­жи­мые дан­ные для оп­ре­де­ле­ния её ис­тин­ных раз­ме­ров, воз­ник­ла мысль о не­об­хо­ди­мо­сти вве­дения ли­нии пе­ре­ме­ны дат. Не­смот­ря на ги­бель Ма­гел­ла­на в этом пла­ва­нии, имен­но его сле­ду­ет счи­тать пер­вым кру­го­свет­ным мо­ре­хо­дом. Вто­рое кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил англ. пи­рат Ф. Дрейк (1577–80), а третье – англ. пи­рат Т. Ка­вен­диш (1586–88); они про­ник­ли че­рез Ма­гел­ла­нов прол. в Ти­хий ок. для гра­бе­жа ис­па­ноа­ме­ри­кан­ских пор­то­вых го­ро­дов и за­хва­та исп. су­дов. Дрейк стал пер­вым ка­пи­та­ном, пол­но­стью со­вер­шив­шим кру­го­свет­ное пла­ва­ние. Чет­вёр­тое кру­го­свет­ное пла­ва­ние (вновь че­рез Ма­гел­ла­нов прол.) осу­ще­ст­ви­ла ни­дерл. экс­пе­ди­ция О. ван Нор­та (1598–1601). Ни­дерл. экс­пе­ди­ция Я. Ле­ме­ра – В. Схау­тена (1615–17), сна­ря­жён­ная кон­ку­ри­рую­щи­ми куп­ца­ми-со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми для уст­ра­не­ния мо­но­по­лии Ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии, про­ло­жи­ла но­вый путь во­круг от­кры­то­го ею мы­са Горн, но аген­ты ком­па­нии за­хва­ти­ли их ко­рабль у Мо­лукк­ских о-вов, а уце­лев­шие мо­ряки (в т. ч. Схау­тен) окон­чи­ли кру­го­свет­ное пла­ва­ние уже как аре­стан­ты на её су­дах. Из трёх кру­го­свет­ных пла­ва­ний англ. мо­ре­пла­ва­те­ля У. Дам­пи­ра наи­бо­лее зна­чи­тель­ное – пер­вое, ко­то­рое он вы­пол­нил на раз­ных су­дах с боль­ши­ми пе­реры­ва­ми в 1679–91, со­брав ма­те­риа­лы, по­зво­лив­шие счи­тать его од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков океа­но­гра­фии.

Кругосветное плавание был предпринято в 1803 — 1806 годах на небольших кораблях "Надежда" и "Нева". Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года и 12 дней.

Кругосветная плавание Крузенштерна и Лисянского стало важной вехой в развитии отечественной географии и естественных наук. Описание экспедиции было напечатано под заглавием "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева", под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна", в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

Читайте также: