Круговорот воды в природе для детей дошкольного возраста своими руками из фетра

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Данное методическое пособие "Времена года" предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года.

Описание методического пособия.

Основа пособия - фетр разных цветов. Игровое панно разделено на четыре части игровые части: зима, весна, лето и осень, которые объединяет центральная композиция – дерево. На дереве наглядно видна смена времён года, таким образом, мы преподносим малышу множество полезной информации в игровой форме. Он выучит названия времён года, узнает, почему зиму всегда сменяет весна, а лето-осень, научится ориентироваться в пространстве и сравнивать предметы (больше - меньше); овладеет тонкостями мелкой моторики пальцев рук; научится различать оттенки основных цветов.

В ходе работы с данным методическим пособие, малыши развивают мелкую моторику, ребёнок учится расстёгивать - застёгивать липучки, пуговички, крючки, петельки, тактильно ощущать плоские и выпуклые пуговицы, играть с перетяжками.

Данное методическое пособие

Зима. Сезонные изменения данного времени года в природе: очень холодно, все кругом покрыто снегом, с неба падают снежинки.

Зима. Сезонные изменения данного времени года в природе: очень холодно, все кругом покрыто снегом, с неба падают снежинки. (фото 2)

Учебно-методическое пособие

Весна. Сезонные изменения данного времени года в природе: ярко греет солнышко, тает снег, на деревьях появляются зеленые листочки, распускаются цветы.

Весна. Сезонные изменения данного времени года в природе: ярко греет солнышко, тает снег, на деревьях появляются зеленые листочки, распускаются цветы. (фото 4)

Учебно-методическое пособие

Лето. Сезонные изменения данного времени года в природе: тепло, ярко светит солнце, все кругом оживает, в небе летают птички, насекомые, на деревьях и кустах созревают фрукты и ягоды.

Лето. Сезонные изменения данного времени года в природе: тепло, ярко светит солнце, все кругом оживает, в небе летают птички, насекомые, на деревьях и кустах созревают фрукты и ягоды. (фото 6)

Учебно-методическое пособие

Осень. Сезонные изменения данного времени года в природе: холодает, листья на деревьях желтеют и опадают, в лесу созревают грибы.

Простенькая, но очень наглядная модель процессов, происходящих с водой в природе, получилась у нас с Катей в обычной трехлитровой банке. Это мы в очередной раз обсуждаем круговорот воды: испаряется - конденсируется - выпадает осадками. И конечно же, как здесь обойтись без эксперимента!

Этот опыт с водой в разных его вариациях, кажется, никогда не надоедает детям:) Как и вулкан из уксуса :) Мы в "Клубе почемучек" уже не раз делали занятия про дождик, например, вот тут: "Почему бывает сильный ветер перед дождем?", "Почему образуются лужи?", "Из чего сделаны облака?". А теперь вот опять наблюдаем, как рождается дождь.

круговорот воды в природе: эксперимент для детей

Опыт этот элементарный, поэтому будет здорово, чтобы ваш ребенок, даже если он еще мал, проделал его сам от начала до конца.Тогда будет совсем другой эффект, если он сам, собственными руками без помощи мамы создаст собственный мир в банке!

А детям постарше уже можно объяснить, что этот мир - модель замкнутой экосистемы, которой, по сути (с некоторыми допущениями, которых здесь не будем касаться), является наша Земля.

Хотя почему с допущениями? В нашей модели тоже есть влияние космических факторов:) Но обо всем по-порядку.

2. На стенках банки рисуем мир: представляем,что кромка воды - это поверхность моря и дорисовываем берега, острова, леса и города:)

3. Ставим банку в такое место, где будет небольшая разница с температурой в комнате - например, на балкон. Или на солнышко у окна (это и есть влияние внешних космических факторов на систему). И наблюдаем за образованием конденсата.

Ребенку объясняем, что вода океанов, морей и рек точно так же испаряется, поднимается в виде пара вверх, где охлаждается в верхних слоях атмосферы, конденсируется в облаках и снова выпадает дождем на землю.

Пусть ребенок черточкой отметит уровень воды в банке и подождет несколько дней, проверяя, изменился ли он.
А потом пусть банку откроет и тоже наблюдает за уровнем воды несколько дней. Как он объяснит увиденное?

Хороший повод поговорить с детьми об открытых и закрытых системах. Не только в экологии и биологии, но и в математике, и физике, и химии.

Это, кстати, подготовит ребенка к кажущимся парадоксам физических и химических опытов - когда, казалось бы, все сделали как описывалось в инструкции, а результат не получился. Детей это страшно расстраивает. А надо всего лишь указать на "лишние" факторы, которые "из вне" системы повлияли на ход опыта. И научиться такие факторы замечать, исключать или как-то учитывать.

А еще поиграйте в задачки - элементы ТРИЗ: "части и целое", но на более сложном уровне, чем для совсем малышей.

Найдите как можно больше примеров таких систем-матрешек. Или постарайтесь составить длинную цепочку систем, начав с какой-нибудь мелочи. Да хоть с муравья! :) Муравей - очень сложная биологическая система, со всеми своими органами, реакциями и жизнедеятельностью. Но он является частью еще более сложной системы муравейника. А муравейник, в свою очередь, является частью системы леса. И т.д. Вплоть до Вселенной:)

А другие опыты и эксперименты для детей вы можете найти на страничке "Клуб почемучек" или скачать в виде бесплатных электронных книг ""Опыты и игры с магнитами" и "Опыты и игры со льдом"

Перед вами игра для детей дошкольного возраста, которая поможет им расширить кругозор, знания об окружающем мире, научиться бережно относиться к природе, узнать, для чего нужна вода и в чем она содержится…

Перед вами игра для детей дошкольного возраста, которая поможет им расширить кругозор, знания об окружающем мире, научиться бережно относиться к природе, узнать, для чего нужна вода и в чем она содержится. Благодаря такому простому наглядному дидактическому материалу ребенок сможет понять, как происходит круговорот воды в природе. Игра показывает детям круговорот воды в природе и даёт им возможность стать участниками этого движения.


Круговорот воды в природе, или гидрологический цикл – это процесс, благодаря которому вода непрерывно перемещается между географическими оболочками Земли, переходя из одного агрегатного состояния в другое. Без него невозможен рост растений, и существование жизни в привычном нам виде.

Почти вся (около 97%) вода Земли содержится в океанах. Небольшое количество воды заперто в ледниках.


Для упрощения понимания круговорота воды в природе, его разделяют на четыре основных этапа, показанные на рисунке схеме выше.

Этап №1 – Испарение


Гидрологический цикл начинается в океане, где солнечное тепло превращает морскую воду в пар. Пар – крошечные капельки воды, которые летают в воздухе. Этот процесс называется испарением. Испарение воды из других водоемов и растений благодаря теплу также оказывает влияние на глобальный процесс круговорота воды во всем мире.

Этап №2 – Конденсация


Водный пар поднимается в небо, и поскольку температура воздуха понижается с высотой, он конденсируется. Так формируются облака, которые мы часто видим на небе.

Этап №3 – Осаждение


Ветер гоняет облака по небу, и когда они больше не могут удерживать накопленную влагу, то выпадают осадки, в виде дождя или снега.

Этап №4 – Накопление


Вода, которая опускается на землю с облаков позволяет растениям расти и дает нам питьевую воду. Большая часть воды стекает в озера и реки, и поступает обратно в океан. Затем процесс круговорота воды в природе начинается снова.

Круговорот воды в домашних условиях

Один из лучших способов узнать о круговороте воды – увидеть его в действии. Демонстрация может отображать все четыре этапа гидрологического цикла: испарение, конденсацию, осаждение и накопление. Хотя мы видим некоторые этапы водного цикла в нашей повседневной жизни, демонстрация этого процесса в контейнере обеспечивает его лучшее понимание. Опыт будет интересен не только школьникам, он также увлечет детей дошкольного возраста.

Ниже приведен простой способ создания искусственного круговорота воды в домашних условиях.

Возьмите большой пластиковой контейнер и на 1/4 заполните его горячей водой. (Горячая вода не является важным условием, но способствует быстрому испарению.) Добавьте несколько чайных ложек соли, чтобы имитировать соленость океанов. Поместите другой меньший контейнер внутрь большого контейнера с водой. Расположите меньший так, чтобы он находился выше, чем окружающая соленая вода, и оставался пустым. Этот контейнер в конечном итоге будет собирать осадки.

С помощью нескольких простых шагов вы смогли создать круговорот воды в домашних условиях.

Читайте также: