Крестный ход вокруг дома как правильно сделать

Обновлено: 08.07.2024

Существует два вида крестного хода – посолонь, то есть по ходу солнца и противосолонь – против хода солнца. Старообрядцы до патриарха Никона на Руси ходили посолонь – то есть по солнцу. Или по часовой стрелке вокруг храма. С приходом патриарха Никона были внесены изменения. Вместе с трехперстным крестным знамением было введено изменение в обряде крестного хода. Теперь православные ходят противосолонь – то есть против хода солнца или против часовой стрелки. Это означает, что крестный ход, выходя из храма, теперь идет налево и обходит церковь против часовой стрелки.
Из ответа Иеромонаха Иова (Гумерова) : Совершая крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос по определению Церкви является Солнцем Правды. Мы идем навстречу нашему Господу.
То есть если мы идём вместе с солнцем - то по часовой стрелке, если навстречу ему - то "встречаем его" - против часовой.

© Copyright: Елизавета Судьина, 2016
Свидетельство о публикации №116012306574

Чаще всего пролезание под иконой происходит во время крестных ходов: верующие подходят к иконе, которую несут двое или несколько человек, целуют ее и проходят или пролезают под ней. Однако в Малахове происходит пролезание под постоянно находящейся в храме иконой. Под самой иконой, в киоте, сделано небольшое отверстие, в которое человек может пролезть, только сделав земной поклон. Это отверстие обычно закрыто и открывается либо перед богослужением и после него, либо во внебогослужебное время, когда в храм приезжают паломники и просят разрешения пролезть под иконой.

На праздничную службу иногда приезжает благочинный церквей Раменского округа (настоятель Троицкого собора Раменского) или кто-либо из духовенства, знающего об Иерусалимской иконе. Так, например, 25 октября 2002 года праздничную литургию в Малахове совершал архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии.

Практику пролезания под иконой можно наблюдать и в единоверческом приходе церкви Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода. Самая почитаемая святыня этого храма – список Иерусалимской иконы Богоматери, написанный в память о спасении села от эпидемии холеры в 1864 году. Однако, по версии нынешнего настоятеля храма, игумена Иринарха (Денисова), этот список Иерусалимской иконы был написан во время эпидемии 1864 года и исцеления связаны с ним (а не с Бронницким списком). Прохождение под иконой практикуется раз в году, во время крестного хода по окрестным деревням, совершаемого в память о спасении местных жителей от эпидемии 1864 года. Этот крестный ход, не совершавшийся в те годы, когда храм был закрыт, был восстановлен в конце 1980-х – начале 1990-х и всегда происходит в Неделю жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). В наши дни список Иерусалимской иконы из Михайловской Слободы постоянно находится в храме, а во время крестного хода несут сравнительно небольшую икону (ее свободно могут нести двое).

В наши дни буквально на глазах происходит формирование новых практик, связанных с прохождением под иконой: так, по словам алтарника Алексея, пролезая под иконой, желательно снять обувь подобно тому, как Господь повелел сделать Моисею возле Неопалимой Купины (следует отметить, что из всех проходивших под иконой в Малахове 25 октября 2004 года таким образом поступил только он).

Дальнейшая судьба почитания Иерусалимской иконы зависит от того, останется ли она в Малахове или будет перенесена в Бронницы. Перенесение иконы вызовет трансформацию богослужебных практик и, возможно, уменьшит значимость местных чудотворных списков, которые начали почитаться в те годы, когда Иерусалимская икона была доступна не для всех. Почитание местных списков значительно уменьшится и в случае восстановления многодневных крестных ходов с Иерусалимской иконой.

Сложно предполагать, каким будет почитание Иерусалимской иконы в будущем, но очевидно, что чудотворные иконы еще долгое время будут значимы для религиозного сознания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Обычай

Обычай Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Есть еще и такой вид церковного права, как обычай. Обычай действует и вне церковной сферы. Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом

Всё приписывать воле Божьей — святой обычай

Всё приписывать воле Божьей — святой обычай Все святые угодники Божьи имели величайшее старание познать провидение Божие во всем и от этого познания возвыситься до несомненного упования на Бога. От упования же придти к сладчайшей покорности своей воли Божественной

Обычай или навык

Обычай или навык Какую имеет силу навык в добром и злом? [4: 64].Что обращается в навык и чувство, то бывает неотъемлемо. [7: 63].Увлекающийся по временам страстию раздражительности и гнева получает в этом вредный навык. [8: 11].Худой навык возвращает и укрепляет нечувствие.

Ненациональный обычай

Ненациональный обычай Слава Богу, в последнее время священноначалие стало требовать от священников остановки бесконечного конвейера массовых крещений. Кому-то может показаться прекрасным, когда в наших храмах еженедельно крестятся десятки людей. Посмотрев на это,

Когда возник обычай молиться лицом к востоку?

Когда возник обычай молиться лицом к востоку? Иеромонах Иов (Гумеров)Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи? Иеромонах Иов (Гумеров)По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал

Откуда обычай праздновать Новый год

Откуда обычай праздновать Новый год Обычай начинать новый год 1 января установили древние римляне. Первоначально у них был лунный календарь, и началом года считалось 1 марта (начало весны и весенних земледельческих работ). Лунный календарь был сложный и неудобный:

12. С чем связан обычай закрывать усопшему глаза?

Обычай последовательной подачи блюд побуждает к обжорству

Обычай последовательной подачи блюд побуждает к обжорству СИ, 306, 307:218. Многие, кто отказался от употребления мяса и других жирных и вредных продуктов, думают, что если они [134] теперь употребляют простую пищу, ее можно есть, сколько хочется, без всякого ограничения, что они и

Модификация формы с одновременным показом функции

Модификация формы с одновременным показом функции Достаточно часто ни описание внешних черт, ни объяснение назначения по отдельности не могут дать исчерпывающего представления о незнакомом объекте. В таких случаях, особенно если контекст также не содержит никаких

Глава 6: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама.

Глава 6: О том, что (обычай) угощать (людей) является одним из проявлений Ислама. 12 (12). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является

4. Современные случаи прохождения мытарств

3. Когда возник обычай молиться лицом к востоку?

3. Когда возник обычай молиться лицом к востоку? Вопрос:Когда возник обычай молиться лицом к востоку?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Правило это установили святые апостолы. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные

6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

6. Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека,


Крестный ход синоидальная церковь в России совершает против часовой стрелки, навстречу Солнцу и Господу. Такая традиция сложилась давно и уже считается канонической. Но споры о правильном направлении процессии не утихают и поныне.

Когда совершается Крестный ход на Руси


С древних времен православные христиане на Руси совершали особое шествие – Крестный ход. Это торжественное богослужение, при котором процессия верующих во главе с религиозными деятелями совершает обход храма или обход каких-то определенных объектов.

Такие шествия совершаются по особым поводам, которые прописаны в церковных канонах, а также во время бедствий, которые вызваны природой или обществом. Это могут быть войны, эпидемии, засухи или, наоборот, наводнения.

Прописанные канонами дни совершения особых литургий (Крестных ходов):

  • Страстная пятница;
  • Крещение Господне;
  • праздник происхождения честных древ Животворящего Креста Господня;
  • Пасха;
  • дни от Пасхи до Вознесения;
  • освящение храмов;
  • престольные праздники;
  • в честь святынь;
  • во время траурных церемоний.


Крестный ход может сопровождаться звоном колоколов, церковными песнопениями, выносом икон, хоругвей и креста. Движется торжественное шествие верующих против движения Солнца – против часовой стрелки.

Традиции церемониального обхода святынь против часовой стрелки пришли в христианство от иудеев и мусульман.

Направление движения Крестного хода вызывает жаркие споры


По поводу направления движения Крестного хода в русской церкви продолжается длительная полемика, уходящая корнями в дониконовские времена. Старообрядческая церковь, которая сохранилась до теперешнего времени, чтит свои традиции и совершает свои торжественные литургии по направлению солнечного движения (посолонь).

Старообрядцы считают свое видение совершения торжественного шествия единственно правильным. Они утверждают, что идя за Солнцем, они двигаются за Господом, а современная синоидальная церковь, шествуя навстречу Богу, идет не в ту строну, против Господа. В этом старообрядцы видят богоборческую диверсию и причину отхода от церкви народных масс. Если осуществлять Крестный ход в правильном направлении, то, по их мнению, народные массы вернутся в лоно церкви, а действие этой литургии будет наполнено особой, настоящей силой.

Религиозные процессии древних ариев двигались по траектории солнечного движения, по часовой стрелке. Также шествовали вокруг своих святынь или почитаемых людей в Индии (прадакшина), а также в Риме (дестракция).


Обход населенных пунктов во время их закладки, а также во время эпидемий происходил посолонь. Правая сторона (рука) была направлена к объекту почитания. По канонам, правая рука считается божьей, на правом плече всегда находится Ангел-хранитель. Левая же рука – место, где находится супостат.

В древние времена движение напротив Солнца считалось частью погребального шествия, а также воинских магических обрядов, преследующих цель объехать противника против часовой стрелки, тем самым причинить ему вред, уничтожить его (круг апасавьи) магически.

IMG_1172

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Это торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им придавалось такое большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

В Могилеве крестные ходы имеют давнюю историю, начинающуюся практически одновременно с историей города. Не раз во время крестных ходов спасала город великая святыня Приднепровского края — Могилево-Братская икона Богородицы, названная так по наименованию Могилевского братского Богоявленского мужского монастыря, в котором она пребывала до начала XX ст. Наши предки знали, что после крестного хода с молебном всегда были хорошие урожаи, прекращались неблагоприятные погодные условия: Господь подавал дождь после засухи, или, наоборот, выходило солнце и прекращались непрерывные дожди, грозящие наводнением. Мало того, происходили чудесные исцеления и участников, и тех, за кого молились, прекращались эпидемии, вспышки чумы. Во время военных нашествий наши предки тоже прибегали к помощи крестного хода — соборной, покаянной молитвой испрашивали себе прощения грехов и заступления Божьих Сил Небесных.

Там, где проходит крестный ход, освящается местность. Если бы у нас было открыто духовное зрение, можно было бы увидеть, как пространство буквально разрезается крестным ходом, исчезает все греховное и злое, а вся местность наполняется Божьей благодатью. Господь освящает человека, а через человека – природу. И город через это очищение получает особую благодать. Крестный ход – еще одна попытка сохранить наше Отечество как святое место в этом мире и за пределами его, утвердиться в мысли, что Господь не оставит нас.

Вот вам и тема для размышлений о том, нужны ли крестные ходы и как к ним относиться, участвовать ли в них — хотя бы немножко: как говорится, от каждого по силам, — или может соучаствовать – встретить приветливо, ведь Сам Спаситель, Богородица, Святые на иконах и хоругвях незримо предстоят перед каждым…

По дороге присоединялись могилевчане, многие останавливались, склонив голову, а затем опять спешили по своим делам. У каждого свои причины, по которым он присоединяется к крестному ходу. Неизгладимо из памяти короткое духовное общение с крестоходцами. Чувствовалось, что многие участники всем сердцем полюбили молитвенный дух крестного хода, соработничество со Христом, крестоношение.

Движется крестный ход, и каждый может пойти вслед, как пошли за Спасителем рыбаки и мытари. Участники стараются не разговаривать, не отвлекаться – это не благословляется. Люди понимают великое предназначение Крестного хода. Он от начала до конца -–православное Богослужение, в котором каждый человек принимает участие с благоговением, любовью и вниманием, славя Бога, Матерь Божию, Святых.

Встречные останавливались, кланялись крестному ходу со святыми иконами. Приостанавливались машины, пропуская крестоходцев. Заметила, что многие водители с благоговением осеняли себя крестным знамением. На протяжении всего пути нас сопровождала милиция. Оступившись, я чуть не упала, но меня поддержал статный страж порядка.

Пополнились ряды Крестного хода после молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Во время короткого перерыва многие подходили под благословение к батюшкам, благодарили за духовную поддержку.

На небе – плотный покров из туч. Редкий луч пробивался сквозь их завесу. Зима никак не решалась покинуть свои владения. Но прохлада дня не чувствовалась. От молитвы, от людей, которые рядом, шло такое благостное тепло, что невольно любовалась и Днепром, и деревьями вдоль берега, и особенно куполами храма Царственных Страстотерпцев, видневшимися на том берегу Днепра. Я наслаждалась необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

И снова многие могилевчане пополнили ряды крестного хода. По улицам Могилева шли сотни участников шествия во славу Божию, за здоровье наших детей, за укрепление семьи: женщины и мужчины, бабушки с тросточками и дети – все дружно пели Иисусову молитву, и незримо освящались улицы нашего древнего православного многострадального города призыванием Святого имени Божия. Крестный ход от храма шествовал далее по улицам Ленинской, Пионерской, по территории Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи (возможно, кого-то из их пациентов молитва верующих смогла удержать от рокового шага), направляясь к Трехсвятительскому собору.

Увидев в колонне знакомую женщину из Шклова, я невольно вспомнила историю её нелегкой жизни. Заботливо поддерживаемая больным сыном-подростком она шла спорным шагом и несла самодельный плакат с просьбой не губить своих детей. Они приезжают не первый раз, для них крестный ход всегда покаянный. Потому что был у них в роду человек, который в свое время принимал участие в разрушении храмов. Но ведь кто-то должен молиться и об упокоении душ тех, кто в советские времена был гонителем веры, а не ее исповедником? Вот и молятся о нём мать и сын, видевший предка только на старой фотографии, — ибо не ведал он, что творил.

И мечтается мне, что в наш век научно-технического прогресса можно уже испробовать не совсем каноническую форму проведения крестного хода: группой священников с Могилево-Братской иконой облететь на самолете город наш, славный Могилев.

Читайте также: