Крестецкая строчка своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Поселок Крестцы раскинулся на левом берегу реки Холовы. Редкий турист, едущий по дороге Москва — Санкт-Петербург, минует его: молва о Крестцах разнеслась далеко. Поэты и композиторы посвящают ему стихи и песни, прозаики— рассказы и повести.

Впервые это поселение под названием Хрестецкий погост упоминается в писцовой книге Деревской пятины конца XV века. Нарекли его так, вероятно, из-за пересечения в этом месте дороги на Москву с трактом на Боровичи.

Хрестецкий погост неоднократно подвергался разорению. Вначале царь Иван Грозный, выступивший против своевольных новгородцев, заподозренных в измене, а позже польско-шведские интервенты до основания разрушили его. Но оживленная магистраль, по которой днем и ночью сновали курьерские кибитки, купеческие обозы, способствовала возрождению поселения.

В XVIII веке оно именовалось уже Крестецким ямом, видимо, потому, что основными жителями его были ямщики, занимавшиеся извозом.

24 августа 1776 года по указу Екатерины II Крестецкий ям стал уездным городом. К тому времени здесь проживало 2 тысячи человек. Среди них было 307 купцов, 221 мещанин и 4 дворянина.

Город начали застраивать по регулярному плану. Двадцать семь его улиц пересекались под прямыми углами.

К концу 1865 года в Ямской слободе по проекту архитектора Сверчкова возвели церковь Троицы. В основу была положена традиционная композиция древнерусского четырехстолпного храма с тремя алтарными выступами — апсидами. Здание увенчано пятью куполами луковичной формы. С запада к главному корпусу церкви пристроена колокольня. К ней с двух сторон примыкают приделы, сооруженные позднее в псевдорусском стиле построек XVII века.

Название вышивки происходит от названия города, где в 19 - начале 20 в. сложилась своя своеобразная техника ее выполнения, сочетавшая традиции народной перевити с техникой игольного кружева - гипюра. Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п., при помощи которых в узорах воссоздается белизна снега, прозрачность зимнего леса. Поэтому чаще всего эту вышивку выполняют белыми нитками на белом или кремовом фоне.

Родиной строчки считается село Старое Рахино Крестецкого района, где с 60-х годов ХIХ века крестьянки стали наносить особой вышивкой красивые узоры на домотканое льняное полотно. Строчевые изделия - скатерти, полотенца, занавески - приобретали за бесценок скупщики, продавая их потом в столице и больших городах. Так распространялась слава крестецких мастериц.

В начале XX века на промысел обратило внимание новгородское земство, и по его инициативе местные мастерицы освоили различные техники вышивки, распространенные в других центрах России. Их названия звучат, как поэма: "вологодское стекло", "рассыпной гипюр", "мыльный пузырь", "снеточные мотивы", "норвежский паук". Вышивка производится по сетке, подготовленной путем выдергивания продольных и поперечных нитей из льняной ткани или путем вырезания отверстий нужной формы. Узоры прозрачны и ажурны, как снежинки, из-за чего их часто принимают за кружево.

В начале 30-х годов кустарки-строчильщицы работали на дому. В избах- теснота, малые дети. Керосина и ламповых стёкол не хватало- их негде было купить. Выходило немало бракованных вещей, и план выполнялся с большим трудом. В деревнях и сёлах среди населения была развёрнута разъяснительная работа. В крестьянских домах подбирали помещения, устанавливали в них пялы и мастерицы получали возможность трудиться в хороших условиях. Заведовали такими мастерскими лучшие строчильщицы. Они отвечали за качество вышивок, заботились о своевременном получении полотна для работы, отправке готовых изделий.

Кроме этого, в одной из строчевых мастерских села, были объединены и мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.

Все узоры по-прежнему строчили вручную на дому или в небольших мастерских, а части изделия сшивали уже в цехе на машинках. В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти.

Но грянула Великая Отечественная война. Фронт лавиной катился по новгородской земле. Были закрыты строчевые мастерские: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на окопных работах, убирали урожай, валили лес. Но уже с января 1942 года возобновили работу несколько строчевых артелей. В 1943 году изделия выпускали уже шесть артелей. Начала работать экспериментальная мастерская. Несмотря на трудности военного времени, массовая продукция выпускалась добротной, красивой. Строчили скатерти, женские платья, русские и украинские мужские рубашки, детское бельё, блузки, наволочки, накидки и многое другое.


Однако мастерство местных вышивальщиц, быстро завоевало популярность не только у нас в стрне,но и за рубежом. В 1911 году на выставке в Петербурге, а позднее Порт-Саиде, Нью-Йорке, Монреале и Осаке, а также в Италии, получило заслуженное признание и награды.

По сути своей - это своеобразная техника выполнения вышивки, сочетавшая традиции народной перевити с техникой игольного кружева — гипюра. Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов , при помощи которых в узорах воссоздается белизна снега, прозрачность зимнего леса. Поэтому чаще всего эту вышивку выполняют белыми нитками на белом или кремовом фоне. К видам этого промысла относятся: россыпной гипюр, старинный гипюр, сновочный гипюр, мыльный пузырь, тарлата, вологодское стекло.

Крестецкая вышивка — одна из наиболее сложных по технике исполнения строчевой вышивки. Это комбинация вышивки по крупной сетке с мотивами, выполняемыми по сновкам. Так называют нити, которые прокладывают поверх сетки и в тех местах, где соответственно узору предварительно на ткани вырезаются квадраты или прямоугольники. Сновки закрепляют по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали, а затем переплетением рабочей нити образуют по ним геометрический узор, отличающийся особой тонкостью, изяществом и многообразием узорных разделок.

Мыльный пузырь представляет собой округлый и легкий узор (отсюда и его название), по виду он похож на мексиканский гипюр. Выполняется мыльный пузырь на квадрате, состоящем из четырех ячеек сетки. После того как будет навита копеечка, следует сделать обвив по крайней диагонали и нить протянуть по кругу. На всех столбиках и диагоналях нить закрепляется узелками.
Для того чтобы окружность была более выпуклой, она дополнительно обвивается.

строчка16

я уже упоминала, что в рамках "Открытой пятницы" побывала в музее "Крестецкая строчка". Это очень красиво. предлагаю рассмотреть все это подробнее.

Крестецкая строчка - народный промысел, зародившийся в Новгородской губернии.

Здесь издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других уездах занимались строчевой вышивкой "на ломаной игле" (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. Полотно там ткали не тонкое, поэтому и сетку продергом получали с более крупными ячейками- от 1 х 1 до 5 х 5 см.

Мне так больше всего понравилось , конечно, платье для Олимпиады -80. Сама бы такое с удовольствием надела

строчка17

строчка18

Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п. Мастерицы переносили на полотно белизна снега, замысловатые рисунки на морозном стекле, красоты родной природы, вид покрытого инеем зимнего леса. Узоры получались прозрачные и ажурные, из-за чего их часто принимают за кружево.

строчка19

Главной особенностью этой техники является использование сновочной строчки ("сновки" – дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной сетке такая сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра.

строчка2

К концу XIX века под Новгородом выделяются два основных центра строчевой вышивки – крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени окончательно формируются традиции этой техники, а также ее название - "крестецкая строчка".

строчка3

Мастерицами было разработано много разнообразных ажурных (гипюрных узоров), названия которых в наши дни звучат как песня: "старинный", "рассыпной", "мыльный пузырь", "тарлата", "вологодское стекло" и др.

строчка4

Тарлату и крестецкую сновочную сетку выполняют по сетке с крупными ячейками. В тарлате плотный узор настилали по неперевитой сетке (внешне он напоминает прием "настил", характерный для счетной вышивки), сочетая с ажуром в виде цепочки ромбов или квадратов, образованных воздушными петлями или диагональными сновками. Часто они бывают украшены прозрачным узором, состоящим из четырех или восьми лучистых звезд с круглыми копеечками.

строчка5

Мыльный пузырь - самый тонкий и воздушный из вышеназванных швов. Он состоит из легких прозрачных двойных и тройных тончайших кругов с перемычками, располагающихся на перекрестках сетки с широкими или узкими столбиками и тонких диагональных сновках.

строчка6

Старинный и россыпный гипюры, наоборот, — легкие прозрачные разделки. Их всегда сочетают с плотными элементами узора. Эти два вида крестецкой строчки выполняют на крупной или мелкой часто неравномерной сетке с тонкими столбиками, обвитыми простым швом. В старинном гипюре легкий узор сочетается с плотными восьмиконечными розетками, напоминающими ромашки с удлиненными лепестками.

строчка7

В россыпном гипюре полупрозрачный геометрический орнамент, выполненный мелкой сеткой, является основным. Он дополнен ажурными разделками из все тех же воздушных петель, мелких звезд и четырехлепестковых цветов. Сновочные мотивы выполняют без сетки на вырезанном в ткани квадрате, в котором протягивают большое число диагональных сновок, перекрещивающихся в центре. На этих, расположенных веером по кругу, сновках штопальным швом выполняют плотные фактурные розетки с ажурной серединой. Эти рельефные розетки, напоминающие сказочные многолепестковые цветы, создают мощные акценты в ювелирно отточенном ажурном узоре. В узоре они часто сочетаются с многолучевыми звездами. Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель.

строчка8

Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства. Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани.

строчка9

Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. А на выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры.

строчка10

Кстати, так часто бывало, что превратившись из домашнего рукоделия в промысел, способ заработка, вышивка сразу становилась и занятием для мужчин. Причем, сильная половина человечества в искусности ее исполнения не сильно проигрывала женщинам. Так в 30-е годы в одну из строчевых артелей Крестецкого района были объединены . только мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.

строчка11

В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. Одно из них - "Москва-порт пяти морей" - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть "Созвездие" с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.

строчка12

Появление с середины 1950-х гг. технологии машинной вышивки не прервало традиции крестецкой строчки. На одноименной фабрике, основанной в 1959 г., и по сей день существует цех ручной строчки, а также - экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.


Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел Крестецкая строчка распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области."

В 1930 году был создан Крестецкий строчпромсоюз, на который была возложена обязанность развития строчевого промысла, и с этого времени организованы коллективные мастерские.

Мастерство строчильщиц передавалось из поколения в поколение, дочерей уже с 7-8 лет матери приучали делать несложную вышивку. Поэтому не редко девочки в 13-15 лет становились квалифицированными специалистами. Настоящими профессионалами своего дела, мастерами с большой буквы были Александра Осиповна Тиханова, Клавдия Михайловна Морозова, Вера Петровна Кулёва, Зоя Петровна Сафронова, Евгения Александровна Афанасьева и другие. Все изделия поражают своей лёгкостью, воздушностью.

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

За время своего существования Крестецкие узоры были представлены в 47 странах мира и удостоены многочисленных дипломов и наград. Ажурные полотна создавались для таких известных людей, как Королева Англии Елизавета, Королева Нидерландов Беатрикс, Король Испании Хуан Карлос, А. Меркель, Н. Хрущев, Л. Брежнев, Б. Ельцин, В. Путин.

Произведения мастеров и художников фабрики признаны достоянием России и входят в собрания Эрмитажа, Русского музея, Российского этнографического музея (С. Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Новгородского государственного историко-художественного музея заповедника (В. Новгород) и частных коллекционеров.

Фабрика сегодня - это производство со сложившимися традициями и современным подходом к созданию столового и постельного текстиля, детской и взрослой одежды, предметов домашнего декора.

Читайте также: