Костюм су анасы своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 17.09.2024

Данный раздел содержит подробные инструкции и рекомендации, которые позволят за короткий промежуток времени сделать карнавальный костюм своими руками. Статьи имеют множество советов, позволяющих избежать лишних трат и каких-либо ошибок при создании карнавального костюма.

Другими словами, вы найдете ответы на все интересующиеся вас вопросы, а также оригинальные и простые решения по созданию карнавального костюма на Хэллоуин своими руками. Руководства по изготовлению карнавальных костюмов созданы с той целью, чтобы помочь каждому желающему создать карнавальный костюм используя несколько вариантов, как самых простых, так и более сложных.

Прочитав статьи, практически любая рукодельная хозяйка сможет сделать новогодние костюмы своими руками для своих близких за несколько дней, используя лишь подручные средства, свою фантазию и смекалку. Множество аксессуаров, использующих при создании костюма имеется у нас в продаже, что избавит вас от поиска и значительно сэкономит время.

История создания персонажа

В начале XX века Габдулла Тукай занимался воплощением мифов и легенд народа в детской художественной литературе. Татарский поэт отметил, что писал сказки, пользуясь примером таких деятелей искусства, как Михаил Лермонтов и Александр Пушкин, т.е. обрабатывал сюжеты народного фольклора.

Источником для прорисовки водяной стала легенда об Амине Гаушаркад — дочери Казанского хана. Это было необыкновенно мудрая и столь же красивая девушка, которая изначально предрекала падение войска отца. А после того, как враги напали на ее народ, решила утопиться в озере Кабан. Теперь же в образе духа бродит по берегу, запугивая местных жителей.

Но и эта легенда имеет более древний источник. Описание Су анасы связано с космогоническими представлениями в тюркской мифологии. Дух символизирует стихию воды, в том числе начала всего живого. Интересно то, как изменяется внешний вид водяницы: она то старая, то молодая, то жертвенная, то зловещая. Иногда выступает мстительной ведьмой, но зачастую — спасителем народа.

У болгар (булгар) и их потомков в лице казанских татар предстает в образе хозяйки или матери воды, выходящей, согласно легенде, из уха гигантской рыбы.

В некоторых интерпретациях женщина получает портрет краснощекой черноволосой девы. У Тукая в основе произведения лежит пугающий образ духа. Персонаж сказки — демон, злая старуха. Любопытно, что она выполняет определенный ритуал — расчесывает золотым гребнем волосы (седые, черные или сине-зеленые).

Исследователи нашли в этом сакральный смысл — гребень олицетворяет душу ведьмы, а расчесывание волос традиционно перед погребением. Кроме того, этот предмет несет в себе противоречивые смыслы — отождествляется и со смертью, и с зарождающейся жизнью.

Работа Тукая во многом определяется религиозными факторами и ознаменовывает переход от язычества к монотеизму. Переоценка представлений обусловливает то, что мифологические персонажи стали выступать в другой ипостаси. Так, Су анасы ранее описывалась спасительницей деревни, которая уберегла мирных жителей от Дива.

Традиционный сюжет в сказке народного татарского поэта выполняет другие функции. А роль водяницы стал отождествляться с воспитательной целью. В книге главная героиня научила мальчика, который украл ее гребень, что брать чужое — плохо.

Образ и биография Су анасы

Водяница в татарских преданиях чем-то напоминает русалку. Но если последняя страдает от тоски, разочарованности, неразделенной любви - т.е. обладает эмоциями, то героиня татарской мифологии представляет собой призрачный и холодный персонаж.

В народных сказках она изображается женой Су бабасы — водяного деда. Чаще всего ее можно встретить на берегах водоемов. Изображение героини сходится в одном — это женщина с длинными, почти до пола, волосами и большими глазами.

Су анасы ревностно относится к гребню. И если кто-то из увидевших ее решит прихватить забытый водяницей артефакт, она обязательно придет за ним.

Излюбленные места духа — реки, в которые она утаскивает незадачливых пловцов. В некоторых легендах даже питается людьми — этим грозят родители маленьким детям, чтобы они не ходили в одиночку купаться.

В итоге мужчина согласился и обманом привел мальчика из деревни. Водяница утянула несчастного, а позже позвала мельника к себе в гости, чтобы отблагодарить. Она накормила его и отпустила живым из своего стеклянного царства под водой.

Су анасы в фильмах

Сюжет мультфильма в точности повторяет историю, рассказанную татарским поэтом. В картине водяная предстает стройной женщиной с сероватым цветом лица и изумрудными волосами. Мальчик украл у духа золотой гребень и отдал матери. А ночью его хозяйка пришла к ним в дом, требуя обратно свою вещь.

В картине водяная предстала злобной ведьмой, которой пугали детей. Она прославилась тем, что заманивала людей в воду, и они никогда больше не возвращались на землю. В сюжете Су анасы украла Алсу — бизнесвумен из Москвы, которая решила с детьми погостить на малой родине. Роль хозяйки воды сыграла российская актриса Юлия Захарова.

Су анасы в культуре

Незримый образ водяницы, который жил в татарской культуре, не сразу нашел визуальное воплощение. Облик духа существовал только в воображении, поэтому не имел канона. Хотя как отрицательный персонаж, олицетворяющий зло, он уже отождествлялся с чем-то малопривлекательным.

Поэтому появление иллюстраций в книге Тукая художника Байназара Альменова не вызвало недоумений. Су анасы на картинках к сказке — чудовище с перепончатыми лапами, внешне напоминающее жабу.

Позднее образ мифологического персонажа стал трансформироваться. Так, например, народный художник Тавиль Хазиахметов изобразил водяную привлекательной девушкой со струящимися волосами.

Вы зачем, говорю, фонтан сфотографировали так неинтересно?
А они мне: очень даже интересно, ты только посмотри, как голуби сидят.

А я голубей сразу и не приметила:


Вот тут лучше птиц можно разглядеть:


Су Анасы — это Водяная или Дух воды. Иногда эту девушку называют татарской Русалочкой. Медная Су Анасы сидит на камне из красного гранита. Видимо, только что расчесала золотым гребнем свои длинные волосы.

Хотя, гребень у неё уже не тот. Раньше был яркий, золотой:

Фото из фейсбука Фарида Якупова

Фото из фейсбука Фарида Якупова

В фейсбуке художника Фарида Якупова прочитала интересную историю про этот гребень. Процитирую:

Напротив окна моей квартиры находится замечательная скульптура-фонтан "Су анасы" ("Водяная"), знакомая всем казанцам и гостям нашего города. В последнее время с неё куда-то исчез золотой гребень, составляющий важнейшую смысловую и формальную часть композиции. В связи с этим хочу напомнить одну удивительную историю, которую мне рассказал мой друг Игорь Башмаков — художник, автор этого памятника. Летом 1997 года, ровно за день до торжественного открытия скульптурной композиции на улице Баумана, с фонтана исчез, а попросту был украден золотой гребень. Башмакову не оставалось ничего другого, как изготовить другой, точно такой же очень важный элемент своей работы. Он работал, не сомкнув глаз, всю ночь и следующий день. Ведь гребень надо было не только выпилить из толстого металла, но и тщательно отполировать, чтобы придать золотой блеск. Когда на следующий день Игорь уже крепил заново сделанную деталь на фонтан, кругом собралась толпа зевак. Вдруг из группы этих людей высунулась чья-то рука и бросила к подножью композиции. гребень! Тот самый, похищенный! Башмаков не растерялся и бросился вслед за парнем, кинувшим гребень. Тот попытался спрятаться в магазине "Чай", но художник там его и догнал. Схватив перепуганного похитителя за грудки, Игорь спросил его только однозачем тот украл гребень? Парень пролепетал, что хотел подарить его своей девушке, но его мама, увидев дома явно краденную вещь, велела немедленно вернуть её на место. Башмаков простил и отпустил молодого человека. Его больше поразило точное соответствие случившегося содержанию поэмы Г.Тукая "Су анасы", которой он и посвятил свою скульптуру. (В ней тоже мальчик украл у водяной гребень, но мать его сильно отругала и велела вернуть вещь на место). Похоже и в наши дни эта история повторяется. Ведь не зря говорится в поговорке — "Быль за сказкой не угоняется".

Обложки книг Габдуллы Тукая:



И отдельно — иллюстрации Байназара Альменова:





Героиню Тукая можно встретить даже в казанском метро:

И у художника Фарида Якупова есть работа, написанная по мотивам произведения Тукая:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шурале и Су анасы в сказках Г.Тукая: сказочный персонаж или фольклорный образ?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по теме:

ученица 2 “д” класса

Хамитова Карина Валитовна

учитель начальных классов

Идрисова Гузель Саяхотдиновна

Глава 1. Шурале и Су анасы – герои сказок Габдуллы Тукая

1.1. Объяснение автором появления образов Шурале и Су анасы в своей сказках

1.2. Шурале – сказочный фольклорный образ

1.3. Су анасы – сказочный фольклорный образ

1.4. Шурале – мифологический образ

1.5. Су анасы – мифологический образ

Глава 2. Шурале и Су анасы - яркие запоминающиеся образы татарской литературы и искусства

2.1. Образ Шурале глазами художников

2.2. Образ Су анасы глазами художников

2.3. Современное видение образа Шурале

2.4. Современное видение образа Су анасы

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

В 1907—1908 годах Г. Тукай усердно принимается за создание на татарском языке детской художественной литературы. И в этой отрасли своего творчества Г. Тукай берет пример у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Актуальность темы.

Цель работы - узнать, откуда в сказках Габдуллы Тукая появились образы Шурале и Су анасы.

1. Изучить возможное объяснение самого автора о героях своего произведения.

2. Изучить татарское народное творчество, на наличие образов Шурале и Су анасы.

3. Изучить словари на возможное определение слов – Шурале и Су анасы.

4. Изучить использование образов Шурале и Су анасы в современном искусстве.

Объект и предмет работы:

- татарские народные сказки,

- современные произведения, а также другие источники, доказывающие использования образов Шурале и Су анасынашими современниками.

Основная часть

« Кто же это? Человек? Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод? До чего он безобразен, поневоле страх берет. Нос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака. Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят. Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд. Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,- Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

2.1. Когда Тукай написал свою поэму в 1907 году, он не очень уверенно выразил надежду, что, может быть, из татарской среды когда-нибудь выдвинутся талантливые художники, которые проиллюстрируют эту сказку, нарисовав леших с их горбатыми носами, рогатыми головами и длинными пальцами, тёмные таинственные леса, где они обитают. Среди современных иллюстраторов сказки Тахир Ильясов, Байназар Альменов, Юсуф Валиахметов, Нияз Хазиахметов, Виталий Булатов (Рисунок 1, 2, 3, 4)


Чем дальше наши предки уходили от язычества и увереннее чувствовали себя в окружающем мире, тем меньше оставалось в нём мистики. Постепенно наводящий ужас и обладающий сверхъестественными силами лесной дух превратился в незлое и даже почти безобидное существо, правда, имеющее странные и неприятные привычки, но настолько глупое и доверчивое, что его нетрудно обмануть. С лёгкой руки поэта Шурале шагнул из области суеверий в мир татарской литературы и искусства. Этот яркий запоминающийся образ уже многие годы вдохновляет писателей, художников, композиторов на создание значительных и оригинальных произведений искусства. Один из самых впечатляющих примеров — первый татарский балет "Шурале" композитора Ф. Яруллина. (Рисунок 5)

Рис. 4 Иллюстрация Б. Альменова

Рис. 2 Шурале. Ильясов Т.М.

Рис. 3 Иллюстрация В. Булатова

Рис. 1 Иллюстрация Ю. Валиахметова

В Татарстане этот колоритный народный персонаж продолжает жить своей особой жизнью, получая самые разнообразные трактовки в творчестве художников различных видов и жанров искусства. Яркие, оригинальные, глубоко национальные образы были созданы в изобразительном искусстве. Прошло около ста лет, и на эту тему появились десятки, если не сотни, произведений. Это не только иллюстрации и книжная графика, но и скульптуры, живописные полотна, декорации. При этом каждый художник имеет своё видение, создаёт свой неповторимый образ. Вот, к примеру, живой, обаятельный, трогательный в своей непосредственности и единении с природой, Шурале из графического цикла Баки Урманче (Рисунок 6).

А в этих абстрактно-философских деревянных скульптурах Нижнекамского художника Асхана Фатхутдинова образу лешего возвращена его глубинная языческая первооснова (Рисунок 7).

Рис. 6 Иллюстрация Б.Урманче .

Рис. 7 Работы Асхана Фатхутдинова.

Рис. 8 Шурале в Казанском метро.

Рис. 9 Шурале - герой 3D фильма.

2.2. Незримый, емкий образ Водяной, живший в культуре народа, не сразу нашел свое визуальное решение. У татар не было изобразительного искусства и облик Су анасы существовал только в воображении народа, не было канона, хотя изначально Водяная изображалась уродливой старухой, как собственно она и представлялась в преданиях. Очевидно, что воплощенное зло не могло быть привлекательным. Ярким образцом такой Су анасы являются иллюстрации замечательного графика-реалиста Байназара Альменова (Обложка книги Г. Тукая «Су анасы 1968 г.). Пучеглазое, похожее на жабу чудовище, с космами волос, лягушачьими руками — вызывало активное неприятие, брезгливость. Альменов создал, если можно так выразиться, конкретный образ духа воды, живущем на дне речном.


Позднее стилистика образа начинает трансформироваться. В иллюстрациях Тавиля Хазиахметова к стихотворению Тукая появляется соблазнительный образ Водяной, с длинными, струящимися как вода волосами. Зло становится неожиданно привлекательным образом молодой девы, стихией воды. Графичность линейного силуэта подчеркивает плавность текущей воды.


Рисунок 11. Тавиль Хазияхметов "Су анасы"

В последние годы образ Су анасы становится самостоятельным сюжетом в различных видах изобразительного искусства. Скульптура Игоря Башмакова украшает улицу Баумана в Казани (установлена в 2000 г.). Являясь частью фонтана, Водяная как бы оказалась в настоящей водной стихии. Су анасы представлена мастером молодой девушкой с ломким, хрупким силуэтом, сидящей на камне, волосы ее водорослями свисают в воду, а золотой гребень она будто обронила, о чем-то задумавшись.


Рисунок 12 Игорь Башмаков Скульптура "Су анасы"

В технике батика был создан образ Су анасы художницей из Набережных Челнов — Лилией Мустафиной-Хазиевой. Яркой татарской красавицей rnпредстает перед нами Водяная. Являясь стихией воды, она переливается rnвсеми оттенками синего, сливаясь с растительными формами, образующими татарский орнамент.


Рисунок 13 Лилия Мустафина-Хазиева "Су анасы" (техника батик)


Рисунок 14 Ахсан Фатхутдинов "Су анасы и Шурале"

Языческое отражение образа Су анасы стало, пожалуй, доминирующим в творчестве современных художников. В первую очередь, здесь нужно отметить работу Марии Кильдибековой, замечательного мастера гобелена. Су анасы — это языческий идол, повелительница стихии, в которой отразились и небо (его образами стали птицы), и земля (ее символы — корова и крестьянка), и сама вода (знаки воды — ее обитатели — рак и рыба). Дух воды поддерживает свод небесный, расцвеченный радугой. Примитивистский стиль, в котором выполнен гобелен, только подчеркивает изначальность образа, его незыблемость как символа природы.
В примитивистском стиле решен образ Су анасы Альфией Ильясовой. Ею был расписан холст в виде свитка. Вытянутая фигура Су анасы также напоминает языческого идола. Глаза у Су анасы от восточной красавицы, а тело — рыбье. Красочный и загадочный образ обрамлен звездами, превращая его в декоративный элемент работы.


Рисунок 15 Альфия Ильясова "Су анасы"

К абстракции приближается образ Су анасы у художника Булата Гильванова. Мерцающий красками дух воды отвернулся от враждебного ему города. Это несоблазнительная дива, а растворившаяся в пространстве, тревожащая зрителя мать воды.


Рисунок 16 Булат Гильванов "Су анасы"

Совершено абстрактным предстает перед нами Су анасы в работе немецкой художницы, уроженки Казани Нины Геллинг. Ее Водяная — декоративная стихия, как сама природа. Голубые тона воды ярко контрастируют с оливковым, красным и желтым, символизирующим землю.


Рисунок 17 Нина Геллинг "Су анасы"

Читайте также: