Костюм пушкина своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Сразу оговорюсь - эту историю мы знаем со слов одного-единственного человека, Андрей Михайловича Фаддеева. Он был чиновником, и на службе состоял, что называется, с младых ногтей. Так вот, на юге Российской империи довелось ему познакомиться и с Пушкиным, " сосланным в Кишинёв на покаяние за свои шалости ".

И не только познакомиться. Бывало, они и живали в одной комнате: " В Кишинёве Инзов всегда приглашал меня останавливаться у него в доме. Пушкин, в продолжении своей Кишинёвской ссылки, тоже жил сначала у Инзова. Дом был не особенно велик, и во время моих приездов меня помещали в одной комнате с Пушкиным, что для меня было крайне неудобно, потому что я приезжал по делам, имел занятия, вставал и ложился спать рано, а он по целым ночам не спал, писал, возился, декламировал и громко мне читал свои стихи. Летом, разоблачался совершенно и производил все свои ночные эволюции в комнате, во всей наготе своего натурального образа ".

Так вот, к вопросу о наготе натурального образа. Фадеев изложил в своих воспоминаниях такую историю. Это 1821, то есть Александру Сергеевичу двадцать два. Итак.

" В Екатеринославе Пушкин, конечно, познакомился с губернатором Шемиотом, который однажды пригласил его на обед. Приглашены были и другие лица, дамы, в числе их моя жена (я сам находился в разъездах). Это было летом, в самую жаркую пору. Собрались гости, явился и Пушкин, и с первых же минут своего появления привел все общество в большое замешательство необыкновенною эксцентричностью своего костюма: он был в кисейных панталонах, прозрачных, без всякого исподнего белья."

"Жена губернатора, г-жа Шемиот, чрезвычайно близорукая, одна не замечала этой странности. Жена моя потихоньку посоветовала ей удалить из гостиной ее дочерей-барышень, объяснив необходимость этого удаления. Г-жа Шемиот, не допуская возможности такого неприличия, уверяла, что у Пушкина просто летние панталоны бланжевого, телесного цвета; наконец, вооружившись лорнетом, она удостоверилась в горькой истине и немедленно выпроводила дочерей из комнаты. Хотя все были очень возмущены и сконфужены, но старались сделать вид, будто ничего не замечают; хозяева промолчали, и Пушкину его проделка сошла благополучно ".

Кисея - тонкая хлопчатобумажная ткань с редким расположением нитей, что и делает её если не прозрачной, то полупрозрачной. А если учесть, что в верхней части штаны были , как я уже писала, плотно облегающими , то - если эта сценка действительно разыгралась, зрелище должно было быть весьма откровенным.

Но разыгралась ли? Александр Сергеевич, особенно в молодости, любил эпатировать публику. В той же южной ссылке он разгуливал и в красной крестьянской рубахе с опояском, и в костюмах турка, грека, еврея, цыгана. То гулял по улицам Кишинёва и Одессы с железной палкой, а то появлялся в архалуке - разновидности полосатого кафтана. В ту пору он играл роль, скорее, домашнего халата. Словом, пошалить любил. Хватило ли действительно у него нахальства и смелости явиться в дамское общество в таком виде? Вересаев, например, полагал, что нет, это просто исторический анекдот.

Одежда Пушкина.



Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина"

Несомненно, со временем, с возрастом, а также с требованиями моды - изменяется и характер одежды человека. Думается, что, несмотря на сравнительно недолгий жизненный путь Пушкина, все эти факторы так или иначе повлияли на характер его костюма. Поэтому, используя мемуары его современников, пред-ставим себе, как одевался А.С. Пушкин в различные периоды своей жизни.

Из-за отсутствия каких-либо изображений или сведений о детской одежде будущего поэта, нам придется опустить ранний период его жизни. Будем считать, что родители одевали его в обычный для тех времен детский костюм ребенка из небогатой дворянской семьи. С помощью воспоминаний И.И. Пущина представим одежду Пушкина-лицеиста в течение шести его безвыездных лет учебы - с октября 1811-го по июль 1817-го года.
Конечно, это была форменная одежда, установленная для воспитанников Царскосельского лицея, как особо и нового по тем временам закрытого учебного заведения.

В мемуарной литературе есть сведения о том, как одевался поэт в годы своей южной ссылки. Кишиневские его знакомые вспоминают, что в театре он был обычно в черном фраке, застегнутом на все пуговицы, и в такого же цвета шароварах. Однако в других общественных местах Пушкин нисколько не заботился о своем внешнем виде. Многих, например, просто шокировал его повседневный наряд - архалук , широкие бархатные шаровары и турецкая шапочка.

. Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щёток тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
Руссо ( замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай - деспот меж людей.

Носил он русскую рубашку,
Платок шелковый кушаком,
Армяк татарский нараспашку
И шляпу с кровлею, как дом
Подвижный, сим убором чудным,
Безнравственным и безрассудным,
Была весьма огорчена
Псковская дама Дурина,
А с ней Мизинчиков; Евгений,
Быть может, толки презирал,
А, вероятно, их не знал,
Но всё ж своих обыкновений
Не изменил в угоду им,
За что был ближним не терпим.

Дополнительно хочется сказать об одной особенности сельской жизни Пушкина. Известно, что Псковский край всегда был богат посевами льна. Михайловские крестьяне, как и все псковичи, издревле умели и любили выращивать льны, а женщины - ткать полотна долгими зимними вечерами. Люди знали, что льняные изделия способны сберегать здоровье человека своей постоянной свежестью. Тот, кто спит на льняной простыни, носит льняную рубашку, утирается льняным полотенцем - почти никогда не болеет простудой. Редко хворал в деревне и Пушкин, неутомимый ходок и всадник в любую погоду. Михайловские дворовые девушки под руководством Арины Родионовны умело управлялись и с ткацкими станками, поэтому мебель в барском доме была всегда укрыта домашней льняной холстиной, такой же полог был у кровати Пушкина и многое другое, о чем вспоминал гость поэта И.И. Пущин.


Давно отгремели балы пушкинского времени, давно нет на свете тех, кто блистал на них красотой и туалетами, ловкостью в мазурке и грацией в вальсе, франтов, и гусаров, дам и кавалеров. Но память о них сохранилась в воспоминаниях современников, строках пушкинских стихов, в портретах, в костюмах того времени. Женские платья и спенсеры, капоты и пудромантели, капоры и ридикюли, так же, как и мужские фраки, панталоны, жилеты и цилиндры, сохраняют аромат той эпохи.

Историк моды Александр Васильев, чья уникальная коллекция одежды XIX века стала основой этой подиум-экскурсии, делит моду пушкинского времени на три стилистических периода.



Это было подражание классицизму, античной эстетике Древней Греции и Древнего Рима. В моде дамские белые платья, похожие на античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью, полупрозрачные с высокой талией, часто без корсета, сшитые из прозрачных материалов: муслина, линобатиста, тюля, вуали, легкого шелка. Подолы этих платьев вышивали гладью в тон, заимствуя мотивы из греческих и римских орнаментов. Эта легкомысленная мода пришла из Франции, «…и право, на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо.





В России погодные условия способствовали популярности шалей. Здесь, в усадебных мастерских помещицы Мерлиной и ее брата помещика Колокольцова, рукодельницы из крепостных вручную вышивали неповторимые шали – настоящие шедевры прикладного искусства. Продавали их по баснословно высоким ценам, хотя труд рано слепнувших от напряженной работы крепостных девушек был очень дешевым. Эти шали были двухсторонними, и по тонкости работы они превосходили английские и французские образцы.

Второй период пушкинской эпохи – с 1815 года по 1830 год – засилье классицизма сменилось романтическим историзмом. Увлечение Средневековьем с легкой руки Вальтера Скотта нашло отражение в литературе, музыке, архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.





Открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий.


Из-за того, что почти все золото и серебро ушло на нужды войны, самым модным материалом для аксессуаров и ювелирных украшений оказалась сталь, поэтому большинство фермуаров для сумочек, браслетов и пряжек для поясов изготавливалось из стали.

Женскую моду диктовала Франция, а мужская пришла из Англии. Там зародился дендизм – преклонение перед сдержанной элегантностью рафинированного вкуса. Мужская мода была пронизана идеями романтизма. В мужской фигуре подчеркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка.



Жилет говорил о богатстве, вкусе и посвященности в мир моды мужчины. Свадебные жилеты бывали муаровыми, а бальные – пикейными или атласными, часто вышитыми цветочными гирляндами или ориентальными мотивами. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего жилета. Поверх жилета надевали фрак.



Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир. Он заменял современное пальто. Сюртук шили в талию. Полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как и у фрака.


Огромную роль в облике элегантного мужчины той поры играли галстуки, о них писали трактаты, восхищались десятками различных фасонов и способов их завязывания, носивших часто умопомрачительные наименования: галстук Эпикурейский, Сентиментальный, Гордеевский, Маратский, Биронский, Русский, Каскадный и даже Трон любви!





Тенденция в цвете – стремление к темным тонам. Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма. Сложенные клетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледом позировал А.С. Пушкин художнику О. Кипренскому. Мужских туалетов XIX , в отличие от женских, сохранилось очень мало. Мужчины занашивали одежду до дыр и потом ее выбрасывали. Женщины себе такого не позволяли. Платье надевалось не больше трех-четырех раз. Так что мужской костюм первой четверти XIX века – вещь необычайно редкая в мировом масштабе.

Распорядок дня светского человека был достаточно насыщенным. В течение дня человек вынужден был переодеваться несколько раз, так как правила хорошего тона требовали определённого типа одежды для разных этикетных ситуаций. Утро начиналось достаточно поздно, и слегка небрежный вид для этого времени суток был делом привычным. В утреннем туалете выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Домашней одеждой для первой половины дня для мужчин были шлафор и халат. Утренний туалет для женщины заключался в платьях особого покроя.


Утренний туалет и кофе сменялись утренними приемами и визитами. Визиты были одной из непременных светских обязанностей. Визиты были разные: утренние и вечерние, поздравительные, благодарственные и прощальные. Большое значение придавалось визитному костюму. Необходимо было иметь различные визитные костюмы, как для мужчин, так и для женщин. Визитный костюм для утренних посещений должен был быть изящным, нарядным, но не парадным. Это могло быть воспринято в обществе как конфуз и стать темой всеобщих насмешек. Мужчины приезжали в сюртуках с жилетами, женщины – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.

К двум-трем часам большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Любимым развлечением франтов и модниц были променады. Экипажи, один за другим, проезжали по определенным улицам и окрестностям города . Для мужчин в первой половине дня приличными считались чёрный суконный сюртук или утренний фрак. Молодому человеку начала ХIХ века необходимо было иметь в своём гардеробе как минимум три фрака, каждый из которых предназначался для определенного времени и места. Отличались они цветом, тканью и, отчасти, фасоном. Так, для утреннего выхода по делам или на прогулку надевали фрак зелёного цвета (популярными были также синий и тёмно-лазурный). Полы утреннего фрака в отличие от вечернего были несколько длиннее.




Жизнь цилиндра боливара в истории костюма в России была недолгой. В 1825 году он вышел из моды и остался в русской культуре благодаря Пушкину.



Выезжая в театр, дамы облачались в самые дорогие туалеты, надевали ювелирные украшения. Выходные наряды , в которых можно было появляться в театре, стоили довольно дорого, например, шали, рисунок на которых ткался вручную, по своей стоимости были сопоставимы со стоимостью кареты. Все женские платья с очень узкой талией – 48 см. Вместо прогулочных капоров женщины водружали на голову токи или тюрбаны, пышно украшенные цветами, эгретами из перьев, сотуарами и драгоценностями. Головные уборы не принято было снимать ни в театре, ни на балу. Мужчины сопровождали дам во фраках или мундирах.

Открытие бального сезона ежегодно проходило в Зимнем дворце. Затем непрерывной чередой следовали балы в дворянских и офицерских клубах, великокняжеских и аристократических домах. Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями.



Например, бальные туалеты "дебютанток", приехавших на свой первый бал, обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значения цвет, фасон, сорт цветов, которыми украшали платье. Согласно строгим правилам, молодые барышни были одеты в белые или нежно-розовые платья, украшенные гирляндами цветов, ветками зелени или плюща. Из драгоценностей допускалась только нитка жемчуга. Дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием. Бальные платья были непременно с декольте и с короткими рукавами. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Обувь и чулки были ручной работы.


В дамской обуви не только никогда не делали каблука, но и не шили туфли на правую или левую ногу. Их подметки и стельки всегда одинаковы, и лишь наклейки определяли правую и левую туфельку. Все чулки были трикотажными: фильдекосовые – из хлопчатобумажной нити, фильдеперсовые – из шелковой и шерстяные – зимние. Чулки часто имели ажурные вставки, зачастую вышивку в районе щиколотки. Все чулки носили с подвязками. Перчатки и митенки – лайковые, замшевые и трикотажные – пользовались большой популярностью как на балах и в театре, так и на прогулках. На бал дамы надевали длинные белые перчатки. Их не полагалось снимать, даже если лопнула одна из них. Дама могла отказать кавалеру в танце, если он приглашал ее без перчаток. На придворных балах без них танцевать офицерам категорически запрещалось.





Давно отгремели балы пушкинского времени, давно нет на свете тех, кто блистал на них красотой и туалетами, ловкостью в мазурке и грацией в вальсе, франтов, и гусаров, дам и кавалеров. Но память о них сохранилась в воспоминаниях современников, строках пушкинских стихов, в портретах, в костюмах того времени. Женские платья и спенсеры, капоты и пудромантели, капоры и ридикюли, так же, как и мужские фраки, панталоны, жилеты и цилиндры, сохраняют аромат той эпохи.

Историк моды Александр Васильев, чья уникальная коллекция одежды XIX века стала основой этой подиум-экскурсии, делит моду пушкинского времени на три стилистических периода.



Это было подражание классицизму, античной эстетике Древней Греции и Древнего Рима. В моде дамские белые платья, похожие на античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью, полупрозрачные с высокой талией, часто без корсета, сшитые из прозрачных материалов: муслина, линобатиста, тюля, вуали, легкого шелка. Подолы этих платьев вышивали гладью в тон, заимствуя мотивы из греческих и римских орнаментов. Эта легкомысленная мода пришла из Франции, «…и право, на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо.





В России погодные условия способствовали популярности шалей. Здесь, в усадебных мастерских помещицы Мерлиной и ее брата помещика Колокольцова, рукодельницы из крепостных вручную вышивали неповторимые шали – настоящие шедевры прикладного искусства. Продавали их по баснословно высоким ценам, хотя труд рано слепнувших от напряженной работы крепостных девушек был очень дешевым. Эти шали были двухсторонними, и по тонкости работы они превосходили английские и французские образцы.

Второй период пушкинской эпохи – с 1815 года по 1830 год – засилье классицизма сменилось романтическим историзмом. Увлечение Средневековьем с легкой руки Вальтера Скотта нашло отражение в литературе, музыке, архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.





Открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было настолько непривычно, что нередко вызывало у мужчин сердечный трепет. Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий.


Из-за того, что почти все золото и серебро ушло на нужды войны, самым модным материалом для аксессуаров и ювелирных украшений оказалась сталь, поэтому большинство фермуаров для сумочек, браслетов и пряжек для поясов изготавливалось из стали.

Женскую моду диктовала Франция, а мужская пришла из Англии. Там зародился дендизм – преклонение перед сдержанной элегантностью рафинированного вкуса. Мужская мода была пронизана идеями романтизма. В мужской фигуре подчеркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка.



Жилет говорил о богатстве, вкусе и посвященности в мир моды мужчины. Свадебные жилеты бывали муаровыми, а бальные – пикейными или атласными, часто вышитыми цветочными гирляндами или ориентальными мотивами. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего жилета. Поверх жилета надевали фрак.



Первоначально сюртук надевали на фрак, мундир. Он заменял современное пальто. Сюртук шили в талию. Полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как и у фрака.


Огромную роль в облике элегантного мужчины той поры играли галстуки, о них писали трактаты, восхищались десятками различных фасонов и способов их завязывания, носивших часто умопомрачительные наименования: галстук Эпикурейский, Сентиментальный, Гордеевский, Маратский, Биронский, Русский, Каскадный и даже Трон любви!





Тенденция в цвете – стремление к темным тонам. Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма. Сложенные клетчатые пледы часто перебрасывали через плечо. Именно с клетчатым пледом позировал А.С. Пушкин художнику О. Кипренскому. Мужских туалетов XIX , в отличие от женских, сохранилось очень мало. Мужчины занашивали одежду до дыр и потом ее выбрасывали. Женщины себе такого не позволяли. Платье надевалось не больше трех-четырех раз. Так что мужской костюм первой четверти XIX века – вещь необычайно редкая в мировом масштабе.

Распорядок дня светского человека был достаточно насыщенным. В течение дня человек вынужден был переодеваться несколько раз, так как правила хорошего тона требовали определённого типа одежды для разных этикетных ситуаций. Утро начиналось достаточно поздно, и слегка небрежный вид для этого времени суток был делом привычным. В утреннем туалете выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Домашней одеждой для первой половины дня для мужчин были шлафор и халат. Утренний туалет для женщины заключался в платьях особого покроя.


Утренний туалет и кофе сменялись утренними приемами и визитами. Визиты были одной из непременных светских обязанностей. Визиты были разные: утренние и вечерние, поздравительные, благодарственные и прощальные. Большое значение придавалось визитному костюму. Необходимо было иметь различные визитные костюмы, как для мужчин, так и для женщин. Визитный костюм для утренних посещений должен был быть изящным, нарядным, но не парадным. Это могло быть воспринято в обществе как конфуз и стать темой всеобщих насмешек. Мужчины приезжали в сюртуках с жилетами, женщины – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.

К двум-трем часам большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Любимым развлечением франтов и модниц были променады. Экипажи, один за другим, проезжали по определенным улицам и окрестностям города . Для мужчин в первой половине дня приличными считались чёрный суконный сюртук или утренний фрак. Молодому человеку начала ХIХ века необходимо было иметь в своём гардеробе как минимум три фрака, каждый из которых предназначался для определенного времени и места. Отличались они цветом, тканью и, отчасти, фасоном. Так, для утреннего выхода по делам или на прогулку надевали фрак зелёного цвета (популярными были также синий и тёмно-лазурный). Полы утреннего фрака в отличие от вечернего были несколько длиннее.




Жизнь цилиндра боливара в истории костюма в России была недолгой. В 1825 году он вышел из моды и остался в русской культуре благодаря Пушкину.



Выезжая в театр, дамы облачались в самые дорогие туалеты, надевали ювелирные украшения. Выходные наряды , в которых можно было появляться в театре, стоили довольно дорого, например, шали, рисунок на которых ткался вручную, по своей стоимости были сопоставимы со стоимостью кареты. Все женские платья с очень узкой талией – 48 см. Вместо прогулочных капоров женщины водружали на голову токи или тюрбаны, пышно украшенные цветами, эгретами из перьев, сотуарами и драгоценностями. Головные уборы не принято было снимать ни в театре, ни на балу. Мужчины сопровождали дам во фраках или мундирах.

Открытие бального сезона ежегодно проходило в Зимнем дворце. Затем непрерывной чередой следовали балы в дворянских и офицерских клубах, великокняжеских и аристократических домах. Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями.



Например, бальные туалеты "дебютанток", приехавших на свой первый бал, обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значения цвет, фасон, сорт цветов, которыми украшали платье. Согласно строгим правилам, молодые барышни были одеты в белые или нежно-розовые платья, украшенные гирляндами цветов, ветками зелени или плюща. Из драгоценностей допускалась только нитка жемчуга. Дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием. Бальные платья были непременно с декольте и с короткими рукавами. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Обувь и чулки были ручной работы.


В дамской обуви не только никогда не делали каблука, но и не шили туфли на правую или левую ногу. Их подметки и стельки всегда одинаковы, и лишь наклейки определяли правую и левую туфельку. Все чулки были трикотажными: фильдекосовые – из хлопчатобумажной нити, фильдеперсовые – из шелковой и шерстяные – зимние. Чулки часто имели ажурные вставки, зачастую вышивку в районе щиколотки. Все чулки носили с подвязками. Перчатки и митенки – лайковые, замшевые и трикотажные – пользовались большой популярностью как на балах и в театре, так и на прогулках. На бал дамы надевали длинные белые перчатки. Их не полагалось снимать, даже если лопнула одна из них. Дама могла отказать кавалеру в танце, если он приглашал ее без перчаток. На придворных балах без них танцевать офицерам категорически запрещалось.




Читайте также: