Костюм гамлета своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Ал. Блок, Дневник, 1912 г.

Слава качаловского Гамлета покоится на его одухотворенности.

Наружность Гамлета — Качалова гармонирует с идейным замыслом роли, подчеркивает интеллектуальность образа.

Одежда и поза Гамлета — Качалова носят не декоративный, а психологический характер. Духовное доминирует. Как и в психологическом портрете, костюм служит лишь фоном для лица и кистей рук, которые и являются главным выразительным средством.

Бледное лицо, лицо аскета и философа, со следами изнеможения и усталости от напряженной работы мысли, полно глубокой внутренней значительности.

В образе, созданном Качаловым, полном духовной значительности, философской силы и глубины, не было почти ничего от того блестящего принца, о котором Офелия, вспоминая прошлое Гамлета, говорит как об образце светскости и изящества:

Язык ученого, глаз царедворца,
Героя меч, цвет и надежда царства,
Ума и нравов образец.

Такого Гамлета не знала Европа.

Чуждайтесь низкого: оно всегда уродство;
В простейшем стиле все должно быть благородство.

Гамлет Качалова — русский Гамлет, ибо он органически впитал в себя большие традиции русского реалистического искусства второй половины XIX века, традиции Л.Н. Толстого, Крамского, Репина, Чехова, он неразрывен с ними, вне их он немыслим.

Поэтому Гамлет Качалова, так же как и вообще весь Шекспир в Художественном театре, был вызовом этой обветшавшей театральной романтике. Таково было не только стремление актера, но в первую очередь и руководителей театра — К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Для понимания образа качаловского Гамлета чрезвычайно существенна вторая картина первого действия.

При этом одиночество Гамлета, его полная отчужденность от окружающих были выражены здесь Крэгом не через актеров, а, в сущности, чисто изобразительным путем, средствами режиссерско-декорационного искусства, то есть вне реалистического раскрытия психологического мира Гамлета, короля и других образов.

Итак, разобщенным с миром, лишенным возможности реального соприкосновения с ним, столкновения и борьбы, предстает Гамлет Качалова в начале трагедии. То, что происходит здесь сейчас — тронная речь короля, отправление послов, диалог принца с королем и королевой, — все это возникает, по замыслу постановщика, не как реально жизненное явление, а лишь как отзвук внешних событий, как мир видений. Показано не то, что существует в действительности, а то, о чем думает Гамлет.

Крэг помещает Гамлета на авансцене. Он полулежит на скамье, прислоненной к барьеру. Качалов сохраняет эту мизансцену. Его Гамлет — неподвижный, замкнутый в себе, сосредоточенный на своих мыслях, напряженно вслушивающийся в тишину. Изредка он поднимает глаза, взглядывает на неисчезающий призрак золотого двора. В его взоре — душевная боль, тоска, отвращение. Во время диалога с королем и королевой Качалов сидит, не меняя позы, почти спиной к ним, даже не поворачивая головы, устало и безучастно отвечает, словно разговаривая сам с собой 15 .

Это ослабевший, измученный, исстрадавшийся человек, реально воспринимающий кошмарные видения золотого двора, а не идеально прекрасный принц, не отвлеченный образ.

Чтобы понять и оттенить принципиальное своеобразие исполнения Качаловым этой роли, достаточно сопоставить ту же сцену в исполнении двух русских Гамлетов — великих трагиков П. Мочалова и В. Каратыгина, — так как, собственно, с них начинается традиция сценического исполнения этой роли в России. Сравнение с Мочаловым и Каратыгиным тем более правомерно и поучительно, что они были первыми русскими Гамлетами, в то время как Качалов явился последним Гамлетом русского дореволюционного театра, как бы подводя тем самым итог сценической истории гамлетовской темы в России до Октября 1917 года.

Сопоставление с Мочаловым не менее поучительно.

Одной из особенностей русской художественной культуры в лице ее передовых представителей было чувство величайшей нравственной ответственности за человечество. Там, где Запад ограничивался критическим разоблачением язв общественного развития или же проповедовал бегство от реальности и трепетно лирическое погружение в себя, в мир своей души, там Россия ставила перед своими художниками наряду с еще более мощным и беспощадным критицизмом, направленным к изменению общества, суровое требование поисков выхода.

Именно поэтому русская литература, русское искусство, русская музыка, русский театр сумели охватить гигантские проблемы общественной жизни и подчинить их высоким идейно-нравственным целям.

Гамлет Качалова — наследник и продолжатель именно этих исконных этических традиций русского реалистического искусства.

Г. Крэг. Второй Могильщик (слева) и Йорик. Гравюры на дереве. 1913

Г. Крэг. Второй Могильщик (слева) и Йорик. Гравюры на дереве. 1913

Артист по-своему истолковал контраст живого и мертвого, намеченный Крэгом, и видел внутренний смысл трагедии в победе человеческого над бесчеловечным. Не дух побеждает тело, не смерть побеждает жизнь — побеждает человек.

В этом был основной смысл исполнения Качаловым роли Гамлета: он не только сыграл философскую трагедию, но показал и трагедию философии Гамлета, раскрыв ее как трагедию своего времени.

Примечания

2. К.С. Станиславский, Собр. соч., т. 1, стр. 338.

4. П.А. Марков, Театральные портреты. Сборник статей, М.—Л., 1939, стр. 114.

9. Из беседы с Г. Крэгом (май 1935 г.).

11. В.И. Качалов, Черновик речи на утре памяти Н.Е. Эфроса, 6 октября 1933 г. Рукопись. Музей МХАТ. Архив В.И. Качалова.

12. Серафима Бирман, Путь актрисы, стр. 55—57.

13. Б.А. Бялик, Горький в борьбе с театральной реакцией, Л.—М., 1938, стр. 95—96.

14. Из беседы с Г. Крэгом (май 1935 г.).

16. В.И. Качалов, Черновик речи на утре памяти Н.Е. Эфроса, 6 октября 1933 г.

19. Б. Алперс, Актерское искусство в России, т. I, М.—Л., 1945, стр. 144.

21. Николай Эфрос, В.И. Качалов (фрагмент), стр. 90.

22. Л.Н. Толстой, Так что же нам делать? (Полн. собр. соч., т. 25. М., 1937, стр. 373).

23. Александр Блок, Собр. соч. в восьми томах, т. III, М.—Л., Гослитиздат, 1960, стр. 298 (разрядка моя. — Н.Ч.).


"Любите ли вы своих артистов?" – спросили как-то Юрия Любимова в Париже. "Считаю это провокационным вопросом… – ответил он. – Все были против исполнения Высоцким Гамлета и того, что он с гитарой. Да, это Высоцкий. Я посадил его злить тех, кто хорошо был знаком с принцем".

Я бы никогда не осмелился… не то слово, не позволил бы себе это свое мнение высказать вслух, если бы это не нашло подтверждения (более того, он меня опередил) в словах Швейцера М. А., в фильме которого он, на мой взгляд, сыграл свою лучшую роль в кино – Дон Гуана.

Мы говорили о Шаповалове (М. А. пробовал его на Ноздрева) и вспомнили "Вишневый сад", Высоцкого. "Лопахина он, прямо скажем (тоже оговорился!), играл неважно". И я понял, что надо говорить. Иначе елеем зальем истину. Это не значит, что истина принадлежит Швейцеру и Золотухину, а не Эфросу… Нет. Чем в книге будет больше разных мнений, тем она будет правдивее.

Например, откуда-то взялось (это я прочитал сначала у Демидовой, потом вдруг то же подтвердил Эфрос, и легенда состоялась), будто Володя был похоронен в костюме Гамлета. Костюм Гамлета висит в кабинете у Любимова. Володя был похоронен в том, в чем он ходил в жизни и во что его обрядили в последний путь близкие: черный свитерок, черные вельветовые джинсы. Да, это напоминает по цвету, силуэту… Но это вовсе не то, в чем он играл… Но само "похоронен в костюме Гамлета" – для публики значится определенным знаком, и она ищет в том третий смысл. Зачем? Надо написать главу "Покорение Марины". И о "неназойливости"… Я часто мучился, что моя неназойливость могла показаться ему невниманием и равнодушием.

Говорил с Венькой – о черном Ванькином крыле дьявола надо мной. Больше всего он беспокоился: "…дьявольское соседство, ты вспомни, что он с Володей сделал. "

А что он с Володей сделал?!

Мне как-то странно и ревниво, что Л. в говорильне своей, чего-то предсказывая и аргументируя, ссылается через слово на Володю, что будто бы они обо всем этом давно и много говорили и Володя, мудрец, все предвидел и часто говорил: "Л., ты увидишь… вот посмотришь… что ты, Л…" и пр. Кажется, они не были в таких отношениях. И относился он к нему весьма иронически.

"Я просто заснул, а вы поторопились…" (1984)

Крымова говорит, что Марина, будучи здесь по делам памятника, двум людям просила передать привет: Белле и мне. А я до сих пор смею обижаться на нее, а скорее на Володю (хотя он мне что-то про французскую бережливость и приемные дни оправдывался), что она не пригласила меня в Париже к себе в дом. Не смертельно.

Даже смешно, однако и обидно чуть-чуть.

Пять часов вчера сидели у Дупака, исправляли экземпляр "В. Высоцкий" по категорическим замечаниям. Еще пять часов, теперь уже в райкоме и у Дупака опять же. Заявлено ультимативно, что в этой концепции любимовского прочтения творчества Высоцкого вечер идти не может. Предлагается сделать принципиально новый сценарий вечера. "А то получается не вечер памяти Высоцкого, а вечер памяти Любимова. Любимова от Высоцкого надо отделить!" и пр. Писать неохота…

– А "10 дней" – концепция Любимова?

– Но это спектакль принятый. А на это разрешения никто не давал.


Первый директор Театра на Таганке Николай Лукьянович Дупак, актер театра и кино, ветеран Великой Отечественной войны. Именно ему принадлежит фраза: "Таганка" построена из кирпичей Высоцкого".

И этот день не решил пока ничего. Поступили мы сообща в результате правильно: репетировали, правда, не на основной сцене и не в декорации-оформлении Боровского, чтоб не подставлять Дупака, – в новом зале читали "вариант от 16-го числа", как мы его называем, где рукой Николая через страницу "изъято", "изъято" и пр.

Отвозили письмо в Управление Демидова, Золотухин, Губенко. Начальника нет и неизвестно.

Все ушло в говорильню, в споры, в точки зрения, расчеты, предположения. В результате письмо-телеграмму Андропову не послали. Партбюро и местный комитет на то ни свое согласие, ни свои подписи не дали. Какая-то чепуха. И решили вообще вечер не проводить, съездить на кладбище и на этом отмечание-праздник закончить…

Дали телеграмму Андропову с уведомлением Золотухину.

Звонили из театра, пришло уведомление – телеграмма передана по назначению.

Вчера была среда – мой день, и принес он мне большую радость, праздник, как говорится, души. Я читал стихи сына Володи – Аркадия Высоцкого и до слез был тронут их чистотой, добротой и поэтической тоской, и неозлобленностью, и отсутствием поэтического и человеческого тщеславия. Был рад за него, как за сына, тут же позвонил его матери ("Люся, твой сын замечательный поэт!"), тут же отвез стихи в "Юность"…

Вчера такое гнусное письмо я от гражданки из Львова получил, каких только оскорблений она мне не пожалела, и что актер я полный ноль, и человеческое ничтожество, и лгун и пр. И все из-за того, что я не ответил ей на письмо, где она просила меня написать ей биографию В. С. Высоцкого.

Один сон является ко мне довольно часто. Прихожу в театр играть "Дом на набережной" и слышу вдруг по трансляции: идет "Гамлет", и Гамлета играет Гамлет! Но Гамлет мертв, я это знаю?! Я нес крышку гроба его. Я за нее ответственен был – у меня документ есть… В паузе мы встречаемся… Все тот же он… не умиравший никогда. Во взгляде моем он слышит вопрос, очевидно – зачем он жив, – поэтому отвечает: "Это была ошибка… Я просто заснул, а вы поторопились… но я все слышал…" Боже мой, думаю, что он слышал? Что я наговорил, наделал после его смерти? Он что, пришел спросить с меня за это? Он продолжает: "Почему мы редко видимся с тобой, Валерий, и мало говорим. Надо чаще видеться нам и разговаривать". Справа у рта запекшаяся струйка крови. След бритвы, думаю. Нет, он пользуется механической. Тогда от чего. Как будто удилами порваны губы… "Доиграй за меня второй акт, будь любезен, а я в Америку…" Какую Америку, думаю, почему в Америку? А-а-а… вояж в Америку!! Да ведь это же Свидригайлов его. Вон какая у них Америка!!

Костюм Гертруды,

Halloweenkostüm Fledermaus für die Halloween- oder Karneval Party: mit unserem DIY für Umhang und Free Printable der Batman Maske zum kostenlosen download - einfach ausdrucken // Halloween batman costume with free printable for mask and easy sew DIY cape - FAMILICIOUS.de

 Вечеринка На Хэллоуин, Швейные Поделки, Детские Костюмы, Дети Играют, Идеи Для Поделок, Костюмы Животных, Костюмы На Хэллоуин Своими Руками, Детские Костюмы, Детские Костюмы На Хэллоуин

DIY Schmetterlingskostüm - Kindertage - Design im Kinderzimmer

I

Читайте также: