Коруна своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Как и обещала, в этой статье рассказываю подробности изготовления кокошника пошагово. У меня есть несколько трафаретов кокошников. С высоким ободом, пониже, для детей поменьше и для взрослых покрупнее. Все не поместятся в статье. Вот я сфотографировала два. "С ушками" и без. Приношу свои извинения за их вид, но это "рабочие лошадки".


Основу кокошника я делаю из картона, специального. Раньше он назывался электролитный. На нем паяли схемы. Он сильно прессованный и эластичный на изгиб. Такой еще в старых фотоальбомах использовался. У меня немного залежей осталось. Я искала в интернете подобное и в магазинах, но пока не нашла. Может кто в комментариях подскажет.

Но есть всегда выход. И я приноровилась к. (вы не поверите) пластиковым подставкам под горячее. Вот таким.


Они тоже бывают разной толщины. Я беру потолще и выкраиваю в два слоя. Эти два слоя пластика просто прострачиваю на машинке, чтобы не скользили. Выкраиваю ткань с припусками. По верхнему контуру прострачиваю заготовку из ткани на машинке, одеваю на пластиковую заготовку и сшиваю вручную по ободу вокруг головы. Вот на этом фото видно шов.


Когда вся ткань зашита, то получается вот такой кокошник. Я уже его начала украшать бусами.



Здесь тоже есть своя тонкость.

Чтобы не путаться с количеством бус и шириной шага, у меня раз и навсегда на одной заготовке разметка. Сейчас я вам эти иероглифы расшифрую.

Здесь написано: центральные провисы по 13 и 21 бусину в два ряда и боковые длинные провисы два ряда по 21 и 42 бусины. Штрихами обозначены места крепления провисов. Это надо спокойно рассмотреть и понять)


Вот бусы сделаны. Дальше начинаем украшать. Здесь фантазия должна забить ключом. Есть много разных вариантов украшения. Я поэтому в первой статье выложила вам часть моих для образца. Например можно сделать аппликацию. У меня есть шаблоны-заготовки для узоров. Но вы можете в интернете набрать любых своих. Как взять из интернета картинку без принтера написано в моей статье "Украшаем пасхальное яичко-3"


Я сначала сажаю ткань из которой буду делать аппликацию на клеевой флезелин. Уплотняю. Обычно это искусственный материал, например атлас, креп-сатин, поэтому я вырезаю выжигательным аппаратом. Края заготовки пропаиваются и ткань не сыпется. На кокошник я такую заготовку приклеиваю с помощью утюга и клеевой ленты. Эти заготовки у меня были лишние. Они уже год мотаются по рабочим столам, потому немного обтрепались. На них видно, что они проклеены.


Мы будем работать с клеевым пистолетом, тесьмой и стразами. По части этого дела я могу уже открывать магазин рукоделия. Сказать, что этого у меня много, -- ничего не сказать.) Для нашего кокошника я выбрала несколько видов "золотой" тесьмы и рубиновые стразы.



Приклеиваю тесьму на обод вокруг головы. Потом приклеиваю тесьму "монетки". Потом простым карандашом размечаю узор для тонкой тесьмы. Помогают мне в этом мои шаблоны для узора. И по размеченным линиям клею тонкую тесьму. Затем стразы.



Шьем бант. Выкройка 1,5 метра на 16 см.


Внутрь банта я вставляю вот такую гибкую корсажную ленту.


Бант прихватываем к кокошнику в двух местах. Симметрично. Как показано на фото.


Пришиваем резинку к кокошнику.


И вот что у нас получилось.


Кокошник держится отлично. Бант помогает держать устойчивость. Служит такой "шапочкой". Резинка только страхует. Варя весь вечер бегала в кокошнике, и он ей не мешал, хотя для ребенка великоват. Это кокошник на взрослого.



Спасибо за внимание. Попробуйте, и у вас получится даже лучше!

Мастер-класс изготовления открыток на 8 марта

Мастер-класс изготовления открыток на 8 марта Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла! Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин. Пожелать.

Мастер-класс изготовления Пасхальных кукол

Мастер-класс изготовления Пасхальных кукол Вы уже догадались, друзья мои, из заголовка, что моё увлечение изготовлением тряпичных кукол продолжается! Сегодня хочу вам продемонстрировать.

Мастер класс изготовления подарка на 8 марта для мам.

Мастер класс изготовления подарка на 8 марта для мам. Готовясь к празднованию 8 марта, я задумалась над идеей подарка из живых цветов. Заранее я рассадила черенками бальзамин. В течении месяца.

Старинный русский головной убор кокошник получил своё название из-за сходства с гребнем петуха или курицы. Сейчас его почти никогда не носят в повседневной жизни — он используется только в праздничных нарядах и национальных костюмах для танцев, народных фестивалей и выступлений. Изготовить кокошник можно своими руками из бумаги или ткани.

Кокошник своими руками

Устройство и внешний вид

Кокошник выглядит как лёгкий тканый, бумажный или металлический веер, который крепится к шапочке или волоснику. Он состоит из начельника и донца, позади которых спускается лента. Изготавливаются традиционные кокошники из шёлка и бархата, их также делают из кумача, холста, картона или бумаги. Гребень головного убора богато украшен: его декорируют бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, парчей, позументом, цветами, драгоценными камнями.

Традиционные кокошники,

Традиционные кокошники, которые носили на древней Руси, обычно инкрустировали жемчугом. По их краям пускали рясны (жемчужные свисающие нити, спадающие на плечи девушки), а сам гребень обшивали сеткой. Вместе с кокошником часто носили нарядные полупрозрачные платки, вуаль или фату, которую спускали с вершины убора вперёд, назад или по бокам.

Этот старинный предмет одежды считался праздничным, потому его всегда богато украшали. Он привлекает внимание к лицу, обрамляя его, но не закрывая. Это придаёт женщине благородный вид, потому позже он стал частью традиционного наряда придворных дам.

Формы изделия

Гребни кокошников могут очень сильно отличаться по форме. Их различия были первоначально обусловлены особенностями традиционных причёсок различных регионов страны. Традиционный гребень украшали лопастями и другими деталями. Различают такие формы убора:

Двурогий. Убор с высоким очельем в форме треугольника или полумесяца

  • Однорогий. Традиционный кокошник. Обычно сочетался с поднизью-сеткой, которая свисала с ободка и закрывала верхнюю часть лица девушки почти до уровня бровей.
  • Двурогий. Убор с высоким очельем в форме треугольника или полумесяца с опущенными на уровне плечей концами. Отличается большими размерами — размах гребня мог составлять до 60 см.
  • Конусообразный. Имеет удлинённую переднюю частью. Традиционно украшается не только золотой нитью и жемчугом, но и шишками — символом плодородия.
  • В виде шапочки. Кокошник с высоким очельем, которое заканчивается плоским верхом со слегка закруглёнными краями.
  • Цилиндрический. Отличается небольшими лопастями, едва прикрывающими уши. Крепится к голове твёрдой полосой ткани, пришитой сзади, а спереди украшен сеточкой.
  • Однодворческий. Надевается вместе с кичкой и налобником. Не имеет лопастей, подкладки под затылок или сеточки.
  • Овальный. Имеет плоскую овальную верхушку, выступ надо лбом и лопасти над ушами. Сзади закрепляется прямоугольным куском ткани.
  • Двугребенчатый. Верх такого кокошника по форме напоминает седло с немного приподнятой передней частью и высоким гребнем сзади.

Двугребенчатый кокошник

Самым древним видом этих уборов считаются те, у которых прямой гребень сидит на плоской основе, покрывающей голову от уха до уха. Бывают и более экзотические кокошники в форме купола, короны и так далее.

Традиции ношения

Традиции ношения кокошника

Точное время возникновения кокошника неизвестно, как и полная история его происхождения, но уже в X веке подобные ему изделия были привычной частью одежды на Руси. До двадцатых годов он был частью головного убора невесты, который молодая жена носила до рождения первого ребёнка, а затем снимала и надевала только по праздникам. Сейчас этот предмет одежды практически исчез из быта и используется как часть карнавальных костюмов и одежды для выступлений.

Изготавливался кокошник на заказ. Его можно было купить у профессиональных мастериц — кокошниц, которые владели всеми необходимыми для создания головного убора навыками и умели обращаться не только с тканями, но и с натуральным жемчугом, золотыми нитями и бисером. Цена особенно дорогих изделий доходила до 300 рублей в ассигнациях (для сравнения: крепкая крестьянская лошадь стоила 60 рублей), потому кокошники часто становились фамильными реликвиями. Их старались тщательно беречь и передавали по наследству из поколения в поколение.

Надевали этот убор только по праздникам — он был предназначен для подчёркивания торжественности случая. В обычные дни женщины носили накосники и повойники. Традиционной причёской для кокошника были две косы, уложенные венком или пучком. Головной убор полностью закрывал волосы замужней женщины, но были и девичьи кокошники, позволяющие делать и другие причёски.

Надевали кокошник только по праздникам

Отличительная черта убора — гребень. Он мог быть как в форме полумесяца, так и в виде стрелы, окружности, треугольника, короны, веера. В древние времена по форме этого убора можно было определить губернию, из которой прибыла девушка. Большую роль играл также орнамент. Традиционно он состоял из лягушки, которая символизировала плодородие, и двух лебедей, ассоциирующихся с супружеской верностью. Тыльную сторону кокошника тоже украшали — обычно там располагался рисунок дерева жизни.

Обычно этот убор ассоциируется со свадьбами. Он иногда упоминается в текстах старинных молитв о замужестве и семье. Когда кокошник стали вытеснять традиционные платки и шляпы, в некоторых местах он ещё сохранялся как часть свадебной традиции — например, новобрачные девушки носили их три дня после торжества. На такой особенный случай было принято надевать жемчужный кокошник — даже если семья невесты не могла его себе позволить, они должны были позаимствовать элемент костюма у соседей или знакомых.

Мастер-классы по изготовлению

Изготовить кокошник самостоятельно может любой взрослый человек. Существует множество вариантов изготовления этого убора начиная от простых изделий из картона и заканчивая сложными и богато украшенными коронами разных форм и размеров. Верхушку изделия делают по трафаретам из бумаги.

Изготовить кокошник самостоятельно

Кокошник своими руками обычно изготавливается на каркасе. Его обклеивают или обшивают тканью, а затем украшают по своему усмотрению. Декор изделия — одна из самых важных частей его изготовления, но насчёт него трудно дать какие-либо советы, поскольку всё зависит от вкуса владелицы и стиля других частей костюма.

Шитьё из ткани

Кокошники бывают самых разных форм и размеров, от простого полумесяца до короны. Всё зависит от выбранного трафарета. Чтобы изготовить традиционный головной убор своими руками, понадобится:

ИТАК КАК СШИТЬ венец ( я не ставила своей целью делать аутентичный головной убор использовала современные материалы):


ОСНОВА - джинса проклеенная клеевой, клеевая самая дубовая- воротничковая, можно убрать слой джинсы он в процессе работы "махрится" и сделать основу из двух слоев клеевой ткани проложенных хлопковой.
Мой венец задумывался как имитация сажения по бели.

БЕЛЬ это льняная, хлопчатобумажная, толстая нитка, скрученная в несколько рядов которой выкладывают контур рисунка, пришивая нить к основе..

КАК ПРИШИТЬ Жемчуг к бели: НА пришитую нить- бель, садят жемчуг. Для этого жемчужинки набирают на нитку и пришивают нить к бели.

ЧТОБЫ ЖЕМЧУЖНАЯ НИЗКА НЕ ПУТАЛАСЬ, ее наматывали на ВИТЕЙКУ.
Это по правилам, я же правила нарушала поэтому жемчуг просто пришивала к "бели".
Я использовала материалы которые были под рукой. Поэтому БЕЛЬ у меня синтетический шнур, довольно толстый, ЧТО как говорится НЕ АУТЕНТИЧНО. Мне пришлось его резать, чтобы уложить петлями, резать бель не по правилам, да и не нужно бы было пользуйся я правильными материалами. Льняная или хлопчатобумажная нить пластичны и хорошо укладываются в нужный рисунок. НАПРИМЕР ТАК: (фото взяла с интернета)
ОСНОВУ ВЕНЦА я сначала нарисовала на бумаге, затем перенесла на клеевую, на ней прекрасно рисуется, можно распечатать любой рисунок и перевести его через копирку. Я советую не вырезать рисунок сразу в процессе вышивки у меня бусинки "вышли" за пределы поля основы.. ВСЕ не нужное можно обрезать в конце работы

Следующую свою коруну- венец я сначала вышивала, затем обрезала все не нужное

ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ ВЫЛОЖИЛИ РИСУНОК, украсили его методом сажения по бели, ЛИБО как я просто пришили бусины, не набирая их на нить. (Я ПРИШИВАЛА КАЖДЫЕ ДВЕ БУСИНКИ). Осталось заполнить не вышитое пространство. Я это делаю бисером, набираю на нить бисер, от края рисунка до другого края, горизонтальный ряд, затем пришиваю нить с бисером через каждые 4 бусинки.
НА своем венце я использовала метод ПРОРЕЗНОГО ШИТЬЯ.

ДОВОЛЬНО трудоемкий процесс. СОВЕТУЮ сначала проколоть дырочки, затем вырезать. Чтобы края не махрились, я проклеила их лаком, бесцветный лак для ногтей.


На Севере России существовала легенда о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — сёмга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии жемчужина.

Лучший русский жемчуг назывался скатным, то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который на блюдечке не стоит на месте — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.

Опытные ловцы жемчуга по внешнему виду раковины могли определить не только размеры и форму жемчуга, но даже его цвет — белый, розовый, синеватый или черный. Особенно ценились крупные белые жемчужины, а самыми дешевыми считался мелкозернистый синеватый жемчуг неправильной формы.

На Севере этим промыслом занимались исключительно мужчины.

Ловлей жемчуга занимались в течении всего лета – с конца мая и до начала сентября. Именно в это время вода в реках убывает .Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку?

Для этого ловцы использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — водогляд. Он представлял собой полую берестяную трубу бурак (около 15 см в диаметре и почти метр в длину), которую промышленник сквозь отверстие в плоту опускал одним концом под воду, а к другому (верхнему) концу плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.

Присмотрев подходящую раковину брали шест с раздвоенным концом прижимали её ко дну и вскрывали .

Добытый жемчуг клали в рот на два часа - замаривали. Потом - в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.

Крупные и круглые ценились высоко,они назывались зерно. За зерно можно было и 5 рублей взять. Для сравнения , корова стоила 10 рублей. Кокошники, вышитые жемчугом так и оценивались- в 3 коровы, в 4 коровы. Ну а мелкие или неровные шли на вес . Их отдавали в монастыри, расшивать киоты.

Жемчужная была страна Россия-150 северных рек славились своим жемчугом. Волга до Симбирска, Селигер и Ильмень - озеро. На Онеге можно было найти не только белый, но и черный жемчуг. Вот и ходили за жемчугом, как за рыбой. Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте, а вывоз русского жемчуга за границу, например в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).

И вышивали жемчугом почти все: от кокошников и платков до сапог. И хватало и на экспорт, и на кокошники и в казну отдавать, как велел Петр |. Именно по его приказу самые крупные жемчужины сразу становились собственностью царя.

А в начале 20 века жемчуг кончился. Сразу и почти везде.

Жемчужницы есть, а жемчуга в них нет. Стали сплавлять лес, построили ГЭС, реки загрязнились, лососи перестали подниматься на нерест, жемчуга не стало.

Экспонат из Музея Сословий, коллекция Ильи Глазунова. Девичий
головной убор венец/коруна Олонецкая губ., Петрозаводский уезд. Конец
XVIII века

Материал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье.

Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.

Кокошник-19 в. Олонецкая губ.Каргопольский уезд

Женский головной убор – кокошник. Середина XIX в. Каргопольский уезд. Олонецкая губерния. Золотный галун, мелкий речной жемчуг, перламутровые плашки, рубленый перламутр.

Своеобразной формы головной убор, с выступающим надо лбом рогом, с ушками и плоским верхом. Бытовал только в Олонецкой губернии. Обильно украшался жемчугом (в этих краях была широко развита добыча жемчуга).

В орнаменте головного убора прослеживаются архаичные элементы: так, в золотом узоре на ушках легко прочитываются формы височных лопастных колец, бытовавшие у славян-вятичей; иногда здесь вышивал! инициалы владельца.

Примечателен этот головной убор своей поднизью из нескольких рядов жемчужного низанья, выступающей надо лбом. Создавалось впечатление изобильного богатства жемчуга в уборе. Но здесь присутствовал свой секрет: только первый к зрителю ряд был вынизан из жемчуга, иногда вперемешку с колотым перламутром, а под вторым или третьим рядом низания, непосредственно колбу примыкал валик – подушечка, который зрительно увеличивал объем драгоценного жемчуга.

Кокошник-Олонец-Кокошник с жемчугом и перламутровыми плашками. Перламутровые плашки изготавливались из раковин

Накосник с жемчугом

Музей Невская застава. Выставка великорусских девичьих, бабьих и
женских головных уборов XIX–XX вв. из частной коллекции Павла Ивановича
Кутенкова

Кокошник. Музей Прикладных Искусств

Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей

Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШ

Экспозиция музея декоративно-прикладного искусства . Девичий головной убор

Фото из Павловопосадского музея

Фото из Павловопосадского музея

Фото из Павловопосадского музея

Выставка Народный костюм Вологодской области (Вологда, Областной научно-методический центр культуры, 2002 г.)

Читайте также: