Коричневая лестница монтессори своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Имя Марии Монтессори в настоящее время известно всем родителям и педагогам, работающим с детьми.

Её подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире.

Марию Монтессори дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сенситивных (благоприятных) периодов детства. Многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики…

Несмотря на то, что практически в каждом городе существуют Монтессори - центры и Монтессори – группы, не у всех детей есть возможность их посещать.

Мария Монтессори изначально занималась вопросами воспитания и образования детей, имеющих проблемы в развитии. Но, к сожалению, финансирование государственных учреждений, работающих с такими детьми, не позволяло обеспечить их специальными материалами.

В прошлом учебном году наш Центр закупил большое количество Монтессори-материалов. Педагоги используют его для своей работы с детьми каждый день.

Все Монтессори-материалы условно можно разделить на зоны:

Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания.

Зона сенсорного развития , где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.

Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала.

Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.

Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Мне хочется подробнее остановиться на том, как помогают Монтессори –материалы приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объём знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания

Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.

Согласно её теории, предоставив в распоряжение ребенка различные предметы, которые он может сравнивать по величине, размеру, количеству и форме, мы тем самым создаем благоприятную среду для развития его математических способностей; по сути, мы учимся считать, играя.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:

знакомство с цифрами от 1 до 10, соотнесение числа и количества,
усвоение состава числа).

Непосредственно в своей работе с детьми я широко использую материал 1 группы и 5 группы.

Очень часто многие родители, услышав, что их ребенок научился считать до 10, 100 и даже 1000, с гордостью заявляют, что их ребенок умеет считать. Но, стоит только попросить его принести 3 ложки, 2 машинки и т.д., мы сразу увидим механическое восприятие счёта.

Поэтому в первой группе материалов мы знакомим ребенка в первую очередь с количеством, делаем это на числовых штангах .

Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами.

slide 1
slide 2
slide 3

Главное меню

Вы здесь: Home Материалы в монтессори среде Коричневая лестница

Коричневая лестница

10 призм из дерева, длиной 20 см каждая, окрашенных в коричневый цвет. Длины рёбер боковых сторон ( квадратов ) уменьшаются от 10 до 1 см. Ребенок учится визуально различать площади и объёмы при изменении двух измерений при постоянном третьем. Косвенно происходит развитие координации движений, концентрация внимания, подготовка к математике и письму, развивается мускульная память, точность. Формирование порядковых структур; сенсорной базы для введения понятий "толстый - тонкий", "толще, чем. ", "самый толстый", "тоньше, чем. ", "самый тонкий". Утончение зрения посредством различения размеров призм. Развитие координации движений, концентрации внимания, глазомера. Построение сериационного ряда. Работа с этим материалом является подготовкой к дальнейшему пониманию таких понятий, как "плоскость", "площадь", "объём".
Особый интерес вызывает у детей шарик, который можно покатить по уже построенной лестнице. Он равномерно прыгает по ступенькам, издавая негромкий стук. Кроме того, шарик помогает ребёнку заметить ошибку, если она есть.

Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые
стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.

Показать полностью..
Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.
Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Ма- териал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.

Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.

Устный урок. Он состоит в назывании различий: толстый - тонкий, толстый -толще -самый тол- стый, тонкий - тоньше - самый тонкий, самый толстый - самый тонкий, толще, чем - тоньше, чем.

Применение:
• перенос понятия "толстый - тонкий" на другие предметы; - измерить и сравнить толщину предметов одинаковой формы, например, карандашей, газетных пачек.

1m.jpg

p2.jpg

ch1.jpg

кухня2.jpg

matematika.jpg

tonet_netonet.jpg

1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью

Монтессори-пособия своими руками для ребёнка 3 лет

Родители часто спрашивают, как организовать Монтессори-пространство дома, можно ли заменить пособия и как сделать игрушки Монтессори своими руками. Только посещение группы обеспечит полноценную среду, но, если возможности нет, взрослые могут сделать замену некоторым пособиям самостоятельно.

Сначала поговорим об общих тенденциях развития трёхлеток. У трёхлетних детей продолжает активно развиваться мелкая моторика, поэтому уделите особое внимание подготовке руки к письму. Малыши и сами стремятся работать с мелкими предметами и помогать в домашних делах, что стимулирует развитие мелкой моторики.

Занятия повседневными делами дома и на кухне — упражнения практической жизни — развивают автономность трёхлеток. Осознание, что больше не нужно просить помощи в одевании, уборке, приготовлении пищи, доставляет детям особое удовольствие.

Три года — пик развития сенсорных способностей. Дети усваивают различия в цветах, формах, размерах предметов.

Для развития наиболее актуальных в 3 года навыков, сделайте своими руками следующие Монтессори-материалы для малышей.

рамки с застёжками Монтессори своими руками

Рамки с застёжками

Чистка обуви Монтессори своими руками

Чистка обуви

Чистка обуви — классический материл Монтессори-класса. Понадобятся:

  • клеёнка;
  • пара детской обуви;
  • щётка;
  • губка;
  • крем для обуви или обычный детский крем.

На клеёнку положите грязные ботинки и предложите почистить. Щёткой сметите грязь, если она имеется. Потом нанесите немного крема на губку и круговыми движениями разотрите. Ботинок станет чистым и блестящим — это очень нравится детям. Когда ребёнок освоит занятие, предлагайте ему чистить обувь каждый раз, приходя с улицы.

пересыпания по Монтессори своими руками

Пересыпание и переливание

Хотя игры с крупой и водой актуальны и в более раннем возрасте, в 3 года такая работа становится более организованной, требующей большей концентрации.

Поставьте на поднос 2 стеклянных кувшина с крупой или водой в одном из них. Покажите, как брать кувшин правой рукой и, придерживая левой, наклонять и переливать или пересыпать содержимое.

Также можно предложить 2 пиалы с крупой в одной из них и показать, как аккуратно пересыпать ложкой крупу из одной ёмкости в другую.

резка ножом Монтессори своими руками

Резка ножом

Малыш 3 лет способен нарезать для салатов любые овощи и фрукты. Детский нож для готовки должен быть достаточно острый. Покажите, как аккуратно отрезать кусочек, придерживая овощ или фрукт левой рукой. Отрезанный кусок сразу отложите в сторону на отдельную тарелку, только после этого отрезая следующий.

вышивание по Монтессори своими руками

Вышивание

Для вышивания понадобятся:

  • лист не слишком плотного картона;
  • довольно большая иголка.

На картоне нарисуйте геометрическую фигуру и точками пометьте места, где пройдёт иголка с ниткой. Если предлагаете задание в первый раз, проткните точки. Медленно покажите, как просовываете нитку в иголку и завязываете узел на конце. Затем, продевая иголку то вниз, то вверх, делайте на рисунке стежки по нанесённым на линию точкам.

рамки-вкладыши по Монтессори своими руками

Рамки-вкладыши

Этот материал для подготовки руки к письму настолько важен, что мы рекомендуем приобрести его при первой же возможности, даже если другие материалы вы сделали самостоятельно или заменили на подобные. Если не получится купить рамки-вкладыши, используйте вместо них линейку с геометрическими формами или вырежьте рамки из картона.

Запомните, как чертить фигуру при помощи рамки: её надо обводить, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаша. Получившуюся фигуру штрихуют. Сначала простыми линиями наискосок, не выходя за контур, потом волнистыми, горизонтальными, вертикальными, пунктирными линиями на выбор ребёнка.

Шершавый алфавит Монтессори своими руками

Шершавые буквы

Хотя активное освоение письма и чтения начинается в 4 года, учить буквы рекомендуется с 3 лет. Для обучения используйте набор шершавых букв, их несложно, хотя трудоёмко сделать самим. Приклейте на одинаковые таблички вырезанные из бархата прописные буквы. При обучении называются звуки, а не буквы. Названия звуков вводится при помощи трёхступенчатого урока.

Цветные таблички Монтессори своими руками

Цветные таблички

Обычно к 3 годам дети хорошо различают цвета, но ещё не знают всех названий. Если вы ещё не предлагали сортировки, обязательно начините с них, прежде чем перейти к изучению цветов.

Названия вводятся с помощью цветных табличек. Парные таблички делают из картона, приклеив на него квадратик цветной бумаги так, чтобы остался ободок без цвета, за который можно держаться. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Детям нравится игра на подбор к табличкам предметов из окружающих среды. Выберете одну из табличек и попросите подобрать предмет, соответствующий заданному цвету.

Различие размеров по Монтессори своими руками

Различие размеров

Другими необходимыми сенсорными материалами в данном возрасте становятся розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и цилиндры. Дома их сделать сложно, однако важно предоставить такие пособия, на которых можно было бы увидеть различия в размерах. Для этого используйте купленные в магазине башни, вкладывающиеся стаканчики, матрёшки, пазлы или самостоятельно сделайте набор одинаковых геометрических фигур разных размеров. Красные штанги заменяются полосками картона разной длины. Во время занятия выстраивается ряд от большому к маленькому (от длинному в короткому, от высокому к низкому).

Ходьба по линии Монтессори своими руками

Ходьба по линии

Это простое упражнение развивает координацию и моторику. На полу чертится линия в форме эллипса. Дома используйте скотч, на улице — начертите линию мелом.

Предложите детям идти по линии, не оступаясь. Когда ребёнок освоится в ходьбе, сделайте занятие интереснее:

  • сопровождайте ходьбу пением или музыкой;
  • задавайте или меняйте темп хлопками или музыкальными инструментами;
  • давайте переносить предметы;
  • предлагайте различные виды движений: галоп, широкие шаги, вращение плечами.

Эти Монтессори-пособия и упражнения понравятся малышу от 3 лет.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон –значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию,мною ставятся следующие задачи:

-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком - это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

Читайте также: