Корабль петра 1 своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Морским судам быть

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

Морским судам быть

Божье провидение

России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.

Чертежи ботика Петра I

Ботик Петра I "Святой Николай", известный как "дедушка русского флота".

Этот английский ботик царь Пётр I нашел в 1688 году гуляя в Измайлове по амбарам на льняном дворе, где лежали остатки вещей его деда Никиты Ивановича Романова. Голландский корабельный мастер Карштен Брандт исправил ботик, поставил на нём мачту и парус, спустил его на Яузу. Здесь Пётр, с помощью последнего, освоил управление лодкой. Затем ботик был перевезён на Просяной пруд в Измайлове. Примерно до 1701 года ботик находился в Измайлове, а потом хранился в Кремле.

В январе 1722 года царь Пётр сделал ботик памятником, водрузив его на деревянную тумбу. 7 февраля того же года вышел указ царя содержащий повеление хранить навеки остатки кораблей,яхт и галер, построенных для Переяславского озера и на которых царь впервые изучал морское дело.

Затем ботик поместили под навес в Петропавловской крепости, а в 1761 году архитектор А. Ф. Вист соорудил в крепости небольшой Ботный домик.

В 1928 году ботик перевезли в Петергофский парк, где его поместили в бывшем Птичьем вольере.

С сентября 1940 года хранится в Петербурге в Центральном военно-морском музее, копия-новодел хранится в Ботном доме (Петропавловская крепость).


Так Федосей Моисеевич сызмальства находился на виду у будущего государя – и имел все шансы проявить себя наилучшим образом. Он этими шансами и воспользовался.


Под началом голландцев


Письмо 17-летнего Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля.



Федосей Моисеевич вскоре почувствовал огромный интерес к кораблестроению. Таковое желание встретило горячее одобрение Петра, уже тогда обдумывавшего великий замысел сделать Россию морской державой. Правда, до исполнения мечты было ещё далеко. В 1691 году Федосей Скляев был зачислен бомбардиром в новый Преображенский полк.

В 1695 году Пётр задумал второй поход на турецкую крепость Азов. Анализируя причины неудачи первого похода против турок, царь пришёл к выводу, что ему не хватает настоящего флота, способного заблокировать Азов с моря.

Подготовку второго похода на Азов Пётр решил начать со строительства русского военного флота.




Усвоив английскую, венецианскую и голландскую школы кораблестроения, Скляев сумел взять отовсюду самое лучшее, и по усвоенным законам корабельного строительства он смог выработать свой индивидуальный стиль. Сразу после сдачи строгих экзаменов Федосей Скляев выехал на родину, его умения и навыки срочно требовались Петру, затеявшему в Воронеже строительство флота для Азовского моря.


Современники оценили новый корабль как весьма качественный. Так, сподвижник Петра Федор Головин писал запорожскому гетману Мазепе:

Тем временем Федосей в Воронеже осваивал новое для себя дело – строительство прамов, плоскодонных судов, часть которых оборудовали в виде плавучих деревянных доков, приспособленных для подъёма на них глубоко сидящих кораблей для проводки их через мелководное устье Дона в Азовское море.



Морской штандарт Петра I, 1703 года

Русские галеры через несколько лет одержали громкую викторию в битве при Гангуте в ходе Северной войны 1700—1721 годов. Гангут — полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26—27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом из 99 галер под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя Петра 1 и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата и II других судов).


Умел и отдыхать, и воевать, и работать





Это вызвало энергичный протест всех отечественных кораблестроителей царя Петра Великого. Они считали, что достраивать последний корабль, к которому успел приложить руку великий император, должны только русские мастера корабелы. Хранитель чертежей, Скляев наотрез отказался выдать документы Ричарду Броуну. Он дошёл до самой императрицы Екатерины I и добился от неё постановления о достройке корабля под руководством самого Федосея Моисеевича Скляева.

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Читайте также: