Консультация домашний оркестр своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Занимательный оркестр своими руками. Статья для родителей с практическим материалом. Развиваем не только слух, но и фантазию, мелкую моторику рук, а так же интерес к музыке и конструированию.

Оценить 458 0

Консультация для родителей

Музыка всегда эмоционально окрашена, она увлекает, очаровывает, побуждает к творчеству. И не важно, поёт человек. Играет на музыкальном инструменте или просто сопереживает музыке. Он подобен сосуду, наполненному чудесной жидкостью, светится энергией творчества, сотворчества.

Музыкальное воспитание детей нужно начинать с элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому. Чтобы импровизировать, не надо ничего специально знать и уметь. Шумовые инструменты по простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими, поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение. Играть на шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю использовать в работе с детьми самодельные инструменты, изготавливая их вместе, как игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игра на самодельных инструментах позволяет знакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, развивает музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, способствует воспитанию лидерских качеств личности ребёнка на основе самоорганизации и самоконтроля.

Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем каждый день дома.

Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов.

Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, и радуясь сделанному своими руками, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование с звучащими предметами, сделанными самостоятельно, различного рода звукоподражания влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности.

Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.

В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.

Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др. В баночку насыпается высушенный шуршаший или гремящий материал-рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой. Наклеить на баночку аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивания. Экспериментально определяется необходимое количество риса в баночке для оптимального звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов. В качестве ручки можно приспособить скобы от штор для ванной комнаты. Если собрать несколько контейнеров и подвесить их на палочке, то получится более звучная погремушка. Также предлагаю сделать погремушку из баночки с монпансье. Технология выполнения такая же, только для скрепления двух половинок нужно использовать изоленту любого цвета. Из обычных спичечных коробков с насыпанным внутрь рисом без особого труда можно сделать погремушку для музицирования, ритмического аккомпанирования пению.

Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом.

Шуршалки издают более тихий звук. Шуршать можно целлофаном, газетой. Если потереть друг о друга 2 шишки, то получится таинственное шуршание. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

Практическое освоение самодельных инструментов.

Предлагаю активно использовать изготовленные инструменты, озвучивая стихотворения, сказки, рассказы.

Поздней ночью двери пели

Песню долгую скрипели (трещотка)

Ставни чёрные дрожали

И окошки дребезжали (бубенцы)

И, забравшись в уголок,

Печке песню пел сверчок. (металлические трубочки)

Жили были дед и баба,

И была у них курочка Ряба:

«Кудах – тах, тах, кудах – тах.тах! (скорлупа грецких орехов)

Снесла курочка яичко,

Не простое, а золотое. (бубенцы)

Дед бил, бил – не разбил. (деревянные палочки)

Баба била, била – не разбила (ритм учащается)

Мышка бежала, хвостиком махнула, (погремушка-стаканчик или шуршалка)

Яичко упало и разбилось. (металлические трубочки)

Плачет дед, плачет баба, (пуговицы)

А курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба - (погремушка из спичечных коробков)

Я снесу вам новое яичко, не золотое, (бубенцы)

А простое. (деревянные палочки)

Влияние самодельных музыкальных инструментов на развитие детей.

Формирование познавательной сферы ребёнка осуществляется в процессе увлекательного изучения инструментов, стимулируется развитие интеллектуальных и творческих способностей, где первооткрывателем является сам ребёнок.

Происходит развитие музыкально-ритмического чувства.

Развивается слуховое и зрительное восприятие, память. Выполняя задания, имеющие сенсорную направленность, дети определяют по звуку или по внешнему виду самодельные инструменты.

Художественное оформление инструментов оказывает влияние на эстетическое развитие ребёнка, творческой активности, проявляемой ребёнком во время декорирования инструмента.

Освоение на самодельных инструментах темповых, тембровых, динамических соотношений. Каждый инструмент обладает своим неповторимым тембром, который рождается под воздействием многих факторов ( материал, из которого он сделан, технология изготовления и т. д)

Развитие координации движений и быстроты реакции, мелкой моторики. Игра на самодельных инструментах физически развивает ребёнка, координирует работу мозга и мышц. Игра на ударных инструментах в разных ритмах делает руки ребёнка ловкими и умелыми.

Использованная литература:

Д. А. Рытов. Домашний оркестр. Москва., Полиграфиздат 2007

Т.Н. Девятова Звук – волшебник. Линка – Пресс Москва 2006

Материал подготовила Наумова Н.В., музыкальный руководитель.

Всем известно, что совместное времяпрепровождение в кругу семьи, а, особенно, домашнее музицирование доставляет незабываемую радость, вызывает эмоциональное удовлетворение как у взрослых, так и у детей.

Создание домашнего оркестра будет интересно и родителям, и детям. Конечно же, не в каждом доме имеются настоящие музыкальные инструменты, но это не беда. Можно и в домашних условиях изготовить инструменты для оркестра, что, наверняка, превратиться в увлекательный процесс, в котором будут задействованы все члены семьи.

Проявите свою фантазию, воображение, творчество в создании музыкальных инструментов, используйте подручные средства, бросовый материал. Все, что имеется в вашем доме, может превратиться в инструмент для оркестра.

Многообразие содержимого баночек даст и разное звучание. В итоге мы получим шумовые инструменты - маракасы.

Зайдите на кухню, возьмите кастрюлю, переверните её вверх дном- перед вами ударный инструмент-барабан.

А крышки от кастрюль послужат вам в качестве тарелок.

Не оставляйте без внимания различные виды бумаги: газетную, тетрадные листы, фольгу, а также, пластиковые пакеты. Если их смять и пошуршать, то получим музыкальные инструменты- шуршунчики.

Деревянные ложки, тоже, придадут вашему оркестру неповторимое звучание и красоту.

А вот, стеклянные стаканы, наполненные водой разного уровня, создадут звуковысотный инструмент – ксилофон, на котором вы с помощью чайной ложки сможете сыграть простейшие мелодии.

Начиная непосредственно собирать детей в оркестр, необходимо задуматься о распределении между детьми музыкальных партий, учитывая их интересы и способности. Более сложные партии мелодических инструментов можно предложить детям, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, а исполнение ритмического рисунка мелодии доверить детям, имеющим хорошее чувство ритма.
Игра в оркестре и домашнее музицирование требуют слаженности в исполнении. Дети должны одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечать смену частей и вовремя вступать после пауз, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке.
Исполнительство (игра в оркестре) научит не имитировать действия взрослого, а приобщит вашего ребёнка ко взрослому виду деятельности - игре на музыкальных инструментах.

Музыкальное воспита ние детей нужно начинать с элементарной

музыкальной импровиза ции, доступной каждому. Чтобы импровизировать,

не надо ничего с пециально знать и уметь. Шумовые инструменты по

простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких

Шумовые инст рументы явл яются акк омпаниру ющими, а не м елодическ ими,

поэтому ими хорошо дополнять н егромко е д етское пение. Играть на

шумовых инст рументах л егко и п росто, их способность быстро откликатьс я

на прикосновен ие располагают и привлекают детей к игре, а через не ё и к

простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю исполь зовать в работе с

детьми самодельн ые инстру менты, изготавлива я их вмес те, как игру шки,

которые будят творческу ю мысль, помогают понять, откуда и как рождаются

звуки. Игра на самодельных инстру ментах позволяет знак омить детей с

историей возник новения музыкал ьных инструментов, развив ает

музыкальный слу х, ритмический слух, формирует качества, способствующие

самоутвержде нию личности: самостоятельности и своб оды творческ ого

мышления, ассоциатив ного вообра жения, способству ет воспитанию

лидерских качеств личности р ебён ка на основе самоорганизации и

Мы часто не заме чаем, что каж дый предмет м ожет иметь совершенн о

неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и

захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодейству ем

Такие предмет ы, как нену жные баночки из - под йогурта, ведёрки из - под

майонеза, ко робки, контейнеры от кин дер - сюрприз ов и многие другие

предметы стану т полезным и для творческ ой деятельн ости в создании

Ребёнок, сам изгот авливая шумовые ин стру менты, и раду ясь сделанному

своими ру ками, бу дет более творчески мыслить. Само э кспериментирова ние

с зву чащими предметами, с деланным и самостоятель но, различ ного рода

звукоподражан ия влияют на познаватель ное отношение ребё нка к

окружающему миру, развиваю т его му зыкальные спосо бности.

Погрему шки и шуршалк и, деревянные линейки, б ара баны, трещотки и

бубенцы, сделанн ые из различного рода подсобных материал ов, развлекая,

создают у ребёнка желание трудиться, заниматься му зыкой, творить и

В процессе создания музыкальны х инструментов дети п риобрету т

конструкторск ие и изобретател ьские навыки, у них сформиру ется

потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умен ия,

навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие

детей пр оисходит ч ерез радость самостоятельно й трудов ой, ху дожественной

Берутся любые пластик овые баноч ки из - под йогуртов, соков и др. В баночку

насыпается высу шенный шуршаший или гремящий материал - рисовые,

гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой.

Наклеить на баночку аппликацию из самоклеюще йся плёнки или плёнки для

пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивани я.

Эксперименталь но о пределяетс я необходим ое количество риса в б аночке для

оптимальног о звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно

использовать конте йнеры от кинде р - сюрприз ов. В качестве ручки можн о

приспособить скобы о т штор для ванной комнаты. Если собрать нескольк о

контейнеров и подвесить их на палочке, то полу чится б олее зву чная

погремушка. Также предлагаю сделать п огрему шку из баночки с монпансье .

Музыкальное развитие — часть воспитания любого ребёнка. Малышам нравится отстукивать такт, рассматривать музыкальные инструменты, сочинять им одним понятные мелодии. Итак, младший берёт в руки ложки, старший — трещотку, папа держит ксилофон, а мама — музыкальный ухват (да-да, бывает и такой!). И получается самый настоящий семейный оркестр.

Погремушка — это тоже музыкальный инструмент. Наверное, самый любимый детьми, да и взрослыми. У нас представлены погремушки разной формы, но содержание у них одно. На них нужно просто играть и радоваться!

Трещотка — шумовой инструмент. Изготавливается из высококачественного, пропаренного и специально высушенного бука, дуба, клёна. Каждая трещотка расписана Хохломской или Городецкой росписью руками профессиональных художников.

Играть на трещотке не сложно: нужно взять её обеими руками за крайние пластины, раскрыть и быстро сжать руки в исходное положение. Можно так же взять её обеими руками за крайние пластины, и поочерёдно передвигать руки вверх и вниз. Громкость звучания будет зависеть от скорости и интенсивности ваших движений. Можно перевернуть трещотку вверх пластинами, и она всё равно будет играть!

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Наши расписные деревянные ложки популярны не только в России, но и за рубежом. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.

Если вам хочется попробовать разные музыкальные инструменты, отличным выходом станет набор.

Версия для слабовидящих

О результатах конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения Красноармейского района

О результатах конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального образовательного учреждения Красноармейского района

Читайте также: