Консервация катера на зиму своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Осенью владельцы маломерных сдуов начинают решать постоянный вопрос: как хранить катер или лодку зимой? И если владельцы надувных лодок спокойно оставляют их на балконах, а моторных лодок – в гаражах, то для владельца более крупного судна надо провести целый ряд мероприятий для того, чтобы подготовить катер к зиме.

В помощь вам, коллеги, мы подготовили чек-лист из 15 полезных советов по подготовке катера и лодки к зимнему хранению

1. Ищем укромный уголок.

При зимней стоянке у причала важно помнить, что катер важно защитить от воздействия ветровых и волновых нагрузок. Если вы решили оставить катер на воде на всю зиму, выберите для него такое место у причала, которое закрыто от ветров и находится далеко от судового хода.

2. Уходим на глубину.

Если вы решили поставить катер у причала на всю зиму, не забудьте уточнить глубины – очень важно избежать ударов корпуса катера о грунт в случае осеннего снижения уровня воды.

3. Задираем нос.

Если ваш катер планирует зимовать на суше, то его лучше установить на кильблоки. В этом случае рекомендуется не стесняться и задрать нос – тогда вода от атмосферных осадкой и конденсата будет стекать к корме, а не накапливаться на палубе.

4. Не кладем на землю.

В отсутствии кильблоков, маленький катер или моторную лодку рекомендуется хранить килем вверх на некотором расстоянии от земли. Если рядом нет специального стапеля, то для этого под судно кладутся простые деревянные бруски.

5. Чистота – залог здоровья.

Поднятый из воды катер необходимо внимательно осмотреть на предмет следов бурной летней жизни, затем очистить с корпуса грязь, водоросли, песок и высушить. Не забываем мыть всё только пресной водой, а сушить – до характерного скрипа. Вода, которая останется зимовать прямо в катере, может нанести непоправимый урон корпусу и механизмам при замерзании.

6. Обновляемся.

Так как в отработавшем даже десяток-другой миль масле есть вода, это может стать причиной коррозии внутренних деталей двигателя. Так что перед тем, как поставить катер на зимнее хранение, необходимо заменить масло в двигателе и редукторе. Также замене подлежат топливные и масляные фильтры.

7. Моем систему охлаждения.

Если катер хотя бы разок побывал в соленой воде, его систему охлаждения необходимо промыть. Для этого нужно подключить к двигателю пресную воду и дать поработать вхолостую 10-15 минут.

8. Долой всю воду.

После банных процедур следует слить всю воду из двигателя и всех его элементов, в том числе с коллекторов, шланга подачи воды, холодильника и других судовых систем. Обязательно насухо протрите стенки и потолок моторного отсека.

9. Не скупимся.

Внимательно проверьте проводку: если толщина анодов составляет менее 30%, то их необходимо заменить.

10. Консервируем.

При постановке катера на зимнее хранение его двигатель рекомендуется законсервировать в соответствии с заводской инструкцией. Но если он остается на катере, то не забудьте позаботиться, чтобы двигатель выработал остатки топлива и из него вышел весь пар. Свечи зажигания при этом выворачиваются, после чего заливается несколько сантиметров масла и стартером проворачивается коленвал.

11. Затычка во все бочки.

Не забудьте закрыть заглушками выхлопную трубу и отвод водяной системы, чтобы перекрыть доступ влаги в двигатель.

12. Заряжаем всё.

Перед тем, как оставить катер на зиму, обязательно зарядите все аккумуляторы.

13. Долой ветошь.

Ни в коем случае не оставляйте на катере сырые или промасленные тряпки. Они могут стать источником коррозии в неожиданных местах, а промасленные могут самовозгораться.

14. Надежно закрываем все двери.

Прощаясь с катером до весны, не забудьте плотно закрыть все помещения и люки, после чего накрыть чехлом крышки люков и палубу.

15. Сдерживаемся при встрече.

И самое главное правило, которое легко забывается за зимнюю разлуку – не спешите при весенней встрече с любимым катером тут же раскрыть его на проветривание и обнять. За зиму внутри корпуса мог образоваться конденсат, который будет трудно высушить, поэтому катер стоит раскрыть сначала только с торцов и оставить так на 1-2 недели.

Надеемся, что наши советы помогут вам хорошо подготовить своего морского конька к долгой зимовке и сохранят его здоровье!


Напоминаем, что поставить катер или лодку на зиму можно у наших партнеров в Выборге — Лодочной стоянки Причал 15 (яхт-клуб Грандмарин)

В одном из комментариев прочитал мнение, что катер в наших широтах - лишняя морока, по той причине, что лето короткое, а зимой не понятно куда его девать и что с ним делать. Действительно, такая сторона эксплуатации, как консервация на зиму и расконсервация к летнему сезону, некоторым производителям катеров не снилась в страшном сне, а владельцы плавсредств в южных широтах вообще с этим никогда не столкнутся.

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Итак, почему вообще надо доставать на зиму катер из воды? Потому что его подстерегают следующие опасности:

- коррозия отдельных деталей двигателя

- повреждение резиновых деталей двигателя и катера

- повреждение корпуса катера льдинами и плавающими во время таяния снегов посторонними предметами

Ну и вообще, я не думаю, что вам было бы приятно осознавать, что ваш любимый катерок находится где-то в середине вот этого месива из льдин, деталей пирса и стальных полуржавых КаЭсок:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Соответственно, вытаскивать и консервировать - надо. Можно доверить это профессионалом (и заплатить очень немалые деньги без реальных гарантий качества), а можно заняться вопросом самостоятельно.

Для начала, нужен прицеп. Чем катер больше, тем прицеп - непропорционально! - дороже. На первой зимовке нашего катера мы попытались отчасти довериться "профессионалам" (о чём впоследствии пожалели), и взяли прицеп у этих же "профессионалов" в аренду. Был в наличии только для семиметровых катеров (казалось бы, на метр короче, чем надо - ерунда!). В результате, мы увидели, что значит "на пределе возможностей", хотя геометрически прицеп вполне подходил:

Усилившись нештатными лебёдками, мы, в итоге, достигли своей цели:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Впредь, однако, решили больше не ходить по такому тонкому льду, и изготовили свой собственный прицеп (получился в два раза дешевле фабричного, но без документов и оптики). Сама по себе конструкция впечатляет размерами:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

А с установленным на неё катером - и подавно:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

После того, как катер оказывается на суше, нужно провести удаление воды из тех мест, где она может замерзнуть и разорвать полости. Таких критичных систем у нас две: охлаждение двигателя и система водоснабжения.

Стационарно установленные двигатели могут охлаждаться либо тосолом, радиаторы которого омываются забортной водой (двуконтурная система охлаждения), либо сразу забортной водой (одноконтурная система - наш случай). Во втором случае придётся попотеть чуть больше. Вот, что будет, если к вопросу подойти халатно:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Это охлаждаемый водой выпускной коллектор, после того, как катер "забыли" на открытом воздухе при небольшой отрицательной температуре, не слив воду (работа "профессионалов", однако). Штука не дешёвая, пришлось варить. А кто варил чугун, знает, какое это веселье.

Чтобы закрыть тему "страшных" двигательных фото: вот, что будет, если конденсат окажется в самом двигателе на продолжительное время (наш левый двигатель):

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

К счастью, чтобы избежать таких последствий, воду достаточно слить, а если вы страдаете паранойей, то разочек пролить тосолом - и порядок.

Систему водоснабжения (горячего и холодного) мы прокачиваем пропиленгиколем, т.к. на 100% слить воду из неё без разбора практически нереально. Главное потом - не забыть слить. Пропиленгликоль - штука безопасная, если не пить литрами, но, как оказалось, жутко невкусная )

После этого, катер можно упаковывать. Прекрасно, если у вас есть бокс (тёплый или холодный), который защитит судно от непогоды. Но у нас такого не было (да и маловероятно, что у вас найдётся), так что будем зимовать под открытым небом. Кстати, некоторые рекомендуют в этом случае в каюту класть силикагель, но толку от него будет, если хоть где-то протечет талая весення вода, а если герметично упаковать, то и смысла особо нет в этом.

Полагаться на стояночный тент в зимовке - плохая идея, несмотря на его название. Снег сделает своё дело. Не зная этого, мы первый раз упаковались примерно вот так (чуть тщательнее, на самом деле, это уже фото после вскрытия):

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

В результате получили порванный тент и болото (с ватерлинией!) в каюте:

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Соответственно, нужен не только тент, но и плёнка. Причём так, чтобы исключить возможность скопления снега в каких-то локальных точках. Вот так примерно (делается силами двух человек за час-другой):

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

Зимовка катера Катер, Водномоторники, Яхта, Зима, Длиннопост, Видео

После этого можно выдохнуть спокойно, и морально готовиться к следующему сезону.

Расконсервация - процедура гораздо более простая: снимаем всю упаковку, проветриваем внутренние помещения и полости, сливаем пропиленгликоль, ставим свежие аккумуляторы - и вперед!

Ещё раз убедился, что такие катера слишком неудобны для наших замерзающих рек, да и возни с ними больше, чем удовольствия. Да и бенза жрут много.

У нас подъём из воды на не оборудованном берегу и консервация яхты микрушки занимает около 3-4 часов, можно даже плёнкой не укрывать, в каюту ничего не попадает. Ну и на воде с ней проще - хочешь к берегу подошёл, хочешь пошёл в соседний город за 300 км потратив лишь на продукты и воду.

По мне так единственный плюс таких катеров - быстроходность.

Когда пост про консервацию личного джета ? Очень актуально.

Никогда не мог понять, что движет людьми, которые живут в плохо пригодных для жизни климатических зонах? Почему бы просто не переехать туда, где тепло? Особенно, если хочется на катере кататься.

Еще можно по рундукам распихать мешочки с селикагелем чтобы влажности небыло и запах кстати тоже убирает, главное чтобы мешочки были из материи а не полиэтилен. Щас кстати продаётся наполнитель для кошачего туалета с селикагелем, так что воплне доступно.

Катер хоть можно увезти и закутать. Я в свое время морочился с триандцатиметровой яхтой и платным доком на лодочной станции. Не для наших широт удовольствие.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

В прошлый раз я рассказывал про основные типы двигателей на яхтах и катерах, а сегодня предлагаю поболтать про то, что напридумывали инженеры в попытке передать энергию на вращающийся винт.

Звучит логично, но как всегда есть нюансы.

Основные достоинства подвесного мотора – малый вес и габариты, позволяющие владельцу с легкостью ставить и снимать его с судна. Ну и то, что дырявить днище не надо))

По всем остальным параметрам он проигрывает стационарному двигателю аналогичной мощности. Двигатель подвесного мотора работает в более напряженном режиме и в худших температурных условиях. Он охлаждается непосредственно забортной водой, что ведет к негативным последствиям для двигателя (например, отложения соли на внутренней поверхности водяной рубашки).

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Типичный заголовок в лодочной теме

Подвесные моторы имеют меньший моторесурс, они более дорогие в обслуживании и, как правило, имеют больший удельный расход топлива.

А экономичный дизель в подвесном варианте -крайне редкое явление, значит ни о какой экономии топлива (а это больший запас хода на одном том же баке) не может быть и речи.

В общем пришлось инженерам придумывать как передать энергию от стационарного двигателя на винт. Вариантов придумали десятки, предлагаю посмотреть самые ходовые:

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Двигатель, редуктор, прямой вал через сальник и винт. Классика как она есть!

Достоинства: простота и дешевизна.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

2. Размещение двигателя в кормовой части с применением углового реверс-редуктора.

Недостатки: В случае повреждения винто-рулевого комплекса, необходимо поднимать катер из воды. Затруднен доступ к задней части двигателя и его обслуживание. Снижается КПД из-за редуктора.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

3. Размещение двигателя в кормовой части с применением поворотно-откидной колонки.

Интересная схема. Руль отсутствует как элемент, вместо этого поворачивается вся колонка с винтом. Также колонку можно приподнять вверх, что удобно на мелководье. Но конструкция имеет большее количество деталей и сложнее.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Поворотно-откидная колонка

Достоинства: Возможна смена гребного винта „на плаву“. Лучше управляемость на заднем ходу.

Недостатки: Высокая стоимость. Сравнительно меньший ресурс. Высокая чувствительность к коррозии. Уязвимость на заднем ходу.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Достаточно молодая схема. Дно дырявится строго вниз. Через 2 резиновые мембраны проводится колонка винта в которой спрятан вал. На конце колонки -винт. Массовая схема для парусных яхт.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Колонка сейлдрав

Достоинства: Дешевизна и надежность по сравнению с колонкой. Удобство обслуживания двигателя и верхнего редуктора.

Недостатки: В случае повреждения винто-рулевого комплекса или нижнего редуктора, необходимо поднимать катер из воды. Раз в 5-10 лет резиновые мембраны в днище надо менять.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

5.Привод Арнесона.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Приводу Анерсона стоит посвящать отдельные статьи.

Суть проста - вал "двигатель-винт" в центре имеет шарнир (типа ШРУСА) и гидроцилиндр, который позволяет поднимать и опускать часть вала с винтом выше или ниже.

Вал винта выставляют таким образом чтобы только часть лопасти была погружена в воду. Таким образом снижается сопротивление воды от винтовой части (колонки то нет), винту легче вращаться (он меньше трется о воду и больше о воздух) + появляются дополнительные опции типа подсасывания воздуха в каверну винта итд.

Сопротивление воды от судна снижается на величину 5-30% в зависимости от скорости. Скорость судна возрастает на 2-10% и появляется схожая экономия топлива.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Достоинства: Дешевизна и надежность по сравнению с колонкой. Рост эффективности.

Недостатки: Уязвимость на заднем ходу. Большой радиус циркуляции (поворота), плохая работа и поворачиваемость на малых ходах.

Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано Яхтинг, Яхта, Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Катер, Вода, Длиннопост

Вещь характерная только для катеров и малоприменимая на яхтах. Но упомянуть его надо обязательно)

Достоинства: Отсутствуют выступающие части под днищем. Высокая защищенность движителя от повреждений. Удобно на мелководье и при причаливании к берегу

Недостатки: Сравнительно низкий КПД. Высокая чувствительность к коррозии.

That's all, folks!

Если хотите узнать про что-то написанное выше подробнее -пишите в комментариях)

Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия -задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)

Ищите меня в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta

Мои другие посты

Городок Трувиль - Сюр - Мер (Trouville-sur-Mer), Нормандия, Франция

Городок Трувиль - Сюр - Мер (Trouville-sur-Mer), Нормандия, Франция Франция, Нормандия, Ла-манш, Море, Порт, Яхта, Лодка, Катер, Достопримечательности, Длиннопост

Первое фото - Трувиль - Сюр - Мер днем

Городок Трувиль - Сюр - Мер (Trouville-sur-Mer), Нормандия, Франция Франция, Нормандия, Ла-манш, Море, Порт, Яхта, Лодка, Катер, Достопримечательности, Длиннопост

Второе фото - Трувиль - Сюр - Мер вечером

Городок Трувиль - Сюр - Мер (Trouville-sur-Mer), Нормандия, Франция Франция, Нормандия, Ла-манш, Море, Порт, Яхта, Лодка, Катер, Достопримечательности, Длиннопост

Третье фото - Трувиль - Сюр- Мер в ветреную погоду.

Из интересного о Трувиле:

- Еще в 1825 году Трувиль был захолустной рыбацкой деревней, в 1860 врач-физиотерапевт Олифф и финансист Доном открыли здесь водолечебницу, а в 1863, после того, как к нему провели железную дорогу, стал модным местом. Привлекательный курорт с поразительной быстротой оброс богатыми виллами, элегантными отелями, дорогими ресторанами, модными магазинами и другими атрибутами роскошного отдыха. В наши дни Трувиль, несмотря на то, что основан раньше, является придатком более фешенебельного Довиля.

- Трувиль стал первым курортом на нормандском побережье. Построенный по инициативе герцога Морни, поселок этот вошел в моду благодаря благосклонности к нему таких великих французских писателей, как Гюстав Флобер и Александр Дюма. От Трувиля до другого детища герцога Морни, Довиля, рукой подать (в переносном смысле) или через мост перейти (в буквальном).

- Когда-то в ходу была шутка: богатые буржуа жен отправляют на отдых в Довиль, а любовниц — в Трувиль, что очень удобно, так как у этих городов даже вокзал один на двоих, железнодорожная станция так и называется: Трувиль-Довиль.


Существует несколько разновидностей лодок и катеров, и условия хранения и консервации их различны.


Как подготовить лодку к хранению?

Чтобы лодка не повредилась во время зимней консервации, его нужно правильно подготовить, а именно:

Все уплотнители нужно смазать глицерином, резьбу – смесью тавота с графическим порошком, а детали – консервирующим составом от ржавчины. Чтобы влага не скапливалась внутри лодки, можно оставить в некоторых местах емкости с силикагелем.

Все системы охлаждения, баки и насосы нужно освободить от жидкостей и прокачать нетоксичным антифризом. Паруса также чистят, при необходимости застирывают и хранят в сухом месте.

Как законсервировать двигатель лодки или катера на зиму?

Некоторые рыбаки отдают катера на консервацию в сервисные центры. В случае если Вы решили заняться этим вопросом самостоятельно, вам необходимо знать некоторые нюансы, но в любом случае подробности следует узнать у специалистов.

Топливные системы чистят специальными тюнерами. Кривошипно-шатунный механизм двигателя наполняют маслом. Причем делается это при включенном моторе. После отключения катера то же самое проделывают со всей двигательной системой. Вся электротехника очищается и смазывается, а поверхность мотора лучше покрыть специальным спреем. Только после этого можно убирать двигатель катера на хранение.

Консервация мотора лодки на зиму

Риски неправильного хранения

Неправильные условия консервации лодки приводят к губительным последствиям. Вот некоторые из них:

    • консервация мотора в соленом растворе ускорит его коррозию;
    • хранение мотора в воде увеличивает риск его загрязнения;
    • при консервации мотора в поднятом состоянии он может повредиться, если температура воздуха опуститься ниже нуля, так как система охлаждения наполнена водой.

    Выполнение данных рекомендаций по хранению и консервации катера и его составляющих поможет Вам сохранить свое судно в целости и невредимости до следующего рыболовного сезона.

    ЗИМНЯЯ КОНСЕРВАЦИЯ. Как подготовить катера и лодки к зиме?


    Как подготовить катера и лодки к зиме? Для того чтобы водный транспорт имел большой эксплуатационный срок службы, а поломка деталей и узлов не имела место, следует своевременно проводить плановое ТО и ремонты. Кроме того, следует соблюдать все правила и рекомендации при подготовке искомого транспорта к хранению в холодное время года.

    Ведь от качества подготовки будет напрямую зависеть и срок службы судна, и дата его последующего спуска на воду, и затраты денежных средств.

    Как правило, консервацию яхты или катера начинают с демонтажа всех узлов и агрегатов, которые требуется хранить в тёплом оборудованном помещении. Что же касается самого судна, то его располагают на стоянке так, чтобы нос находился в юго-западной части, дабы весенние лучи солнца равномерно прогревали оба борта. Плавсредство устанавливают на киль-блоки или же сани. Однако практика показывает, что и деревянные подкладки также могут иметь место. При этом высота от земли до ближайшей точки должна составлять приблизительно 1,5 метра. Такая высота необходима для того, чтобы можно было провести запланированный объём ремонтно-профилактических работ.

    Многие обладатели катеров и яхт, к сожалению, не имеют оборудованных мест для хранения. Именно поэтому они вынуждены держать судно на открытой местности. Это может свидетельствовать о том, что материал будет поддаваться влиянию факторов внешней среды, что само собой лишь уменьшит его эксплуатационный срок службы. В этом случае довольно часто прибегают к возведению защитного навеса, покупке брезента или другой ткани подобного функционального назначения. Чтобы конденсат не образовывался в результате перемены температурного режима, следует предусмотреть вентиляционные каналы в брезенте.

    В настоящее время промышленностью выпускаются плавательные средства из различных обшивочных материалов: дерева, металла, стеклопластика и т. д. Именно этот факт и будет определять порядок проведения консервационных мероприятий.

    Зимняя консервация стеклопластиковых катеров

    Процесс подготовки к хранению стеклопластиковых плавсредств начинают с очистки поверхности. Её необходимо тщательно вымыть, удалив наpocт, грязь и прочее. Обычно это делают с помощью специального оборудования, способного создавать большое избыточное давление. В случае если использование техники невозможно, то можно сделать это вручную. Для этого разбавляют в обычной проточной воде моющие средства без абразивных элементов и очищают поверхность мягкой щёткой. При этом следует отметить, что палубные щётки не рекомендуется использовать для мытья поверхностей иллюминаторов, люков и т. д.

    Зимняя консервация деревянных катеров

    Судна из дерева менее привередливы к процессу очистки, однако имеют несколько больший очаг загрязнений: налипание водорослей, ракушек, слизи и т. д. Данные загрязнения также можно убрать ручным способом, однако эффективность и затраченное время говорят об обратном. Нередко условия эксплуатации подвергают дерево появлению вредных для него насекомых. В этом случае следует очистить повреждённые участки 10-процентным раствором медного купороса. По истечении суток (после сушки) корпус покрывают грунтовкой на основе олифы.

    Внутренние помещения на катерах, яхтах и других устройствах обрабатывают хлорсодержащими растворами, вентилируют помещение, а затем накрывают судно чехлом из брезента. Но при этом следует заблаговременно обеспечить нормальный ток воздуха, дабы помещение постоянно вентилировалось. Как правило, для этого достаточно лишь убрать пайолы, открыть все шкафы, люки, двери, рундуки.

    Для нормальной консервации требуется не только проведение целого ряда очистительных работ. Так, например, необходимо ещё промазать защитным раствором всю уплотнительную резину (например, на кингстонах, пробках, люках). Что же касается металлических деталей и узлов (защёлки, подвесы, петли), то их следует очистить от следов коррозии и смазать консервационным гелем, тавотой и т. п. А вот резьбовые соединения (талрепы, вентили, задрайки) желательно развинтить и смазать тавотом с графитовыми элементами. Мебель же следует демонтировать, так как её необходимо хранить в сухом отапливаемом помещении.

    Двигатель, будь то подвесной или же стационарный, также требует консервации. Для этого сливают масло из системы смазки, заменяют элементы масляного и топливного фильтров. Узел сепарации воды высушивают и очищают, воду из системы охлаждения сливают, очищая от следов накипи. После выполнения данной процедуры обычно приступают к заполнению системы охлаждения антифризом. Кроме того, следует покрыть все детали и узлы двигателя антикоррозионными составами, которые посредственно реагируют на факторы внешней среды, защищая металл. Довольно значимое замечание: двигатель нельзя законсервировать на весь сезон.

    Его всё равно требуется периодически прокручивать и смазывать детали через специальные масляные каналы.

    Кроме двигателя консервации подвергают и электрическую систему. Так, например, аккумуляторные батареи, радионавигационное оборудование подвергают обязательному демонтажу. Электроконтакты обрабатывают консервационным спецсоставом, предназначенным для электрооборудования.

    Топливная система также требует ухода в период хранения. Так, например, чтобы не было конденсата, рекомендуется заполнить стационарные топливные баки топливом. При этом очень важно, чтобы в топливные баки был добавлен топливный стабилизатор. Портативные же баки снимают, ставят их в безопасное и хорошо вентилируемое помещение. Шланги, прилагаемые к топливной системе, осушают и отправляют на хранение.

    Отдельного разговора требуют паруса, так как к ним предъявляются особые требования. Они должны быть чистыми, немятыми и, главное, сухими. Подготовка к хранению парусов начинается с их поверхностной очистки и стирки. Небольшие паруса целесообразнее всего стирать в ванне с моющими средствами. Что же касается больших парусов, то их рациональнее всего разместить на бетонном полу и мыть щёткой с мылом, после чего ополоснуть и высушить.

    Если на ткани имеются следы плесневых или грибковых отложений, то их удаляют с помощью хлорной извести. Для этого материал погружают в раствор на два и более часов (в зависимости от характера загрязнений), после чего полощут в обычной тёплой проточной воде. Нередко случается и так, что масляные потёки имеют место и на парусах. В этом же случае также есть выход. Дабы удалить масло и пятна ржавчины, прибегают к использованию слабого раствора соляной кислоты. Если же паруса были подвержены красочным и лаковым загрязнениям, то их можно легко вывести с помощью трихлорэтана.

    Как уже говорилось ранее, перед хранением парус должен быть идеально сухим. Проверить это можно, ощупав лат-карман. Если парус высох, его необходимо сложить таким образом, чтобы грот и стаксель, линии сгиба, были параллельны шкаторине. После этого его следует скатать в рулон.

    Профессионалы считают, что вертикальных перегибов на ткани должно быть как можно меньше, чем горизонтальных.

    Стоячий и бегучий такелаж, якорные концы, швартовые необходимо осмотреть, промыть и высушить. Выбраковке поддаются следующие дефекты: лопнувшие пряди, гнутые шпильки, заржавевшие детали и т.д. Демонтажу поддаётся и якорная цепь, которую тщательно промывают пресной водой, а затем просушивают. Хранить её следует в сухом вентилируемом помещении.

    Дабы консервационные работы соответствовали всем требованиям и стандартам, демонтажу подлежит и верхняя часть брашпиля, шпиля. После очистки последних рекомендуется смазать их тефлоновым составом и собрать. Это же касается и стальных тросов. Однако их не стоит устанавливать на положенное место. Их, скорее, подвешивают на крюки в рундуке. При этом лучше всего присвоить каждому тросу порядковый номер, чтобы весенний процесс сборки был намного быстрее, легче и удобнее.

    Мачты и рангоут следует снять, снять все съёмные детали. Хранить их целесообразнее всего в горизонтальном положении, используя подпорки. Причём чем больше подпорок будет использовано, тем прямолинейнее она будет. Рангоут, выполненный из металла, моют как снаружи, так и изнутри, тщательно высушивают и покрывают защитной парафиновой смазкой.

    Если выполнили все шаги по консервации в соответствии с требованиями, то на этом процесс не заканчивается. Необходимо ещё составить дефектную ведомость, чтобы после зимнего сезона заменить или же отремонтировать соответствующий узел. Зная все дефекты заблаговременно, вы не только сможете назначить точную дату следующей навигации судна, но и избежите непредвиденных ситуаций, связанных с несением дополнительных затрат.

    Прицеп для перевозки лодки нужно поместить на поддерживающих блоках так, чтобы оказать дополнительную поддержку раме и разгрузить колеса. Поднимите нос катера выше кормы, чтобы способствовать сливу дождевой воды и снега. Снимите колеса прицепа, очистите и забейте смазку в подшипники колес. Установите колеса обратно.

    Помните, что своевременная консервация, соответствующая всем требованиям и стандартам, значительно продлевает эксплуатационный срок службы плавательного средства, а также предотвращает непредвиденные поломки и, соответственно, значительно экономит денежные средства владельца.

    Консервация катера на зиму

    Заканчивается очередной сезон. Где-то уже морозы сковали реки, а еще владельцы катеров используют последние теплые деньки. Зима не за горами, осень берет свое. Настала пора подумать о зимовке своих плавательных средств.

    Как проводить консервацию? В каком объеме? Какие жидкости использовать и где их брать? Обращаться к специалистам или можно выполнить задачу своими силами? Что необходимо для этого? Эти вопрос в конце лета возникают у владельцев водномоторных средств.

    То, что консервация необходима, не должно подвергаться сомнению. В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с консервацией двигателей. Однако не следует считать, что сам катер и его оборудование не требуют подготовки к зиме.

    Главными факторами при подготовке двигателя к длительному хранению являются его защита от коррозии и повреждений, вызванных остатками влаги, а также сохранение работоспособности топливной и других систем двигателя. Независимо от того, сколько времени вы планируете не использовать мотор, консервацию нужно проводить в полном объеме.

    При всем разнообразии двигателей, попадающих на наш рынок, крайне трудно владеть достоверной информацией по процедурам обслуживания мотора именно вашего катера. Такой информацией располагает только уполномоченный дилер. И только у него есть официальная техническая документация, специально обученный персонал, полный набор необходимых для консервации и ТО жидкостей, а кроме того — оборудование, которое потребуется для проведения работ.

    Владельцам же стационарных моторов настоятельно не рекомендуется заниматься самодеятельностью, так как обслуживание данного типа двигателей требует особого внимания, навыков и хорошего знания модельного ряда. Это в основном связано с ограничением доступа к местам расположения сливных пробок системы охлаждения, часть из которых может быть просто не удалена при консервации, что приводит к не полному удалению воды и дальнейшему ее замерзанию.

    Отдельно отметим: если двигатель находится на гарантии, то самостоятельное проведение работ с двигателем может привести к снятию его с гарантийного обслуживания.
    Также необходимо учитывать, что различные двигатели консервируются по-разному. Так консервация 2-тактника несколько отличается от консервации 4-тактника.

    Итак, если вы приняли решение провести консервацию двигателя самостоятельно, то следует прислушаться к нашим рекомендациям.

    Изучите раздел инструкции посвященный подготовке к хранению.

    Приобретите у дилера все необходимые специальные инструменты и материалы ( масла, смазки, жидкости).

    Для 4-тактного двигателя необходимо выполнить следующее:

    1. Залить в бензин стабилизатор топлива в необходимой пропорции, подключить смесь к двигателю и дать поработать мотору до тех пор, пока смесь не заполнит всю топливную систему;

    2. Смажьте все детали подвесного двигателя согласно графику проведения технического обслуживания для данного мотора;

    3. Напылите на наружные металлические поверхности ( за исключением антикоррозийных анодов) специальную антикоррозийную смазку;

    4. Отверните свечи зажигания и впрысните в цилиндры небольшое количество моторного масла;

    5. Несколько раз вручную проверните маховик, чтобы распределить моторное масло по стенкам цилиндра. Маховик необходимо вращать медленно, свечи при этом закрепляются на корпус двигателя. После этого установите свечи на место;

    6. Замените масло в двигателе;

    7. Замените масло в редукторе.

    Для 2-тактного двигателя необходимо выполнить следующее:

    1. Залейте в бензин стабилизатор топлива в необходимой пропорции, подключите смесь к двигателю и дайте поработать мотору на нейтрали, пока смесь не заполнит всю топливную систему. При этом не следует забывать про охлаждение;

    2. При работе двигателя на большой скорости холостого хода отсоедините выносной топливопровод и прекратите подачу топлива. Когда двигатель начнет глохнуть, быстро распылите в карбюратор защитный состав, пока двигатель не остановится из-за отсутствия топлива;

    3. Отверните свечу зажигания и в течение 5 секунд распыляйте защитный состав по внутренней поверхности цилиндра;

    4. Вручную несколько раз медленно проверните маховик, чтобы распределить защитный состав по внутренней поверхности цилиндра. Установите на место свечи зажигания;

    5. Смажьте все детали подвесного двигателя согласно графику проведения технического обслуживания для данного мотора;

    6. Напылите на наружные металлические поверхности ( за исключением антикоррозионных анодов) антикоррозийную смазку;

    7. Замените масло в редукторе.

    Не забудьте проследить, чтобы из системы охлаждения двигателя была удалена вся вода. Хранить подвесные лодочные моторы лучше вертикально. В данной статье изложены общие моменты подготовки к хранению большинства двигателей. При консервации каких-то отдельных двигателей могут требоваться дополнительные меры. Они обязательно указаны в инструкции по эксплуатации.

    Читайте также: