Концертина для параплана своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Житель Радужного сконструировал паралёт из подручного материала. Какими характеристиками он обладает? - расскажет Александр Мяснов.

Тележка паралёта, к которой крепится параплан - собственного производства. Силовая рама, шасси, сиденье пилота - всё это, говорит Юрий Овсов - собирал буквально по деталям. Трубки для корпуса находил на улице, заказывал на металлобазе. Что-то давали друзья.

Юрий Овсов: "Не было возможности, пришлось собирать это всё своими руками. Из чего было, из каких-то там железочек. Подкрашивать их, подпиливать. В итоге получилась вот такая вот конструкция".

Масса тележки - 100 килограммов. Это вместе со всем оборудованием. Сзади двигатель отечественного производства, позволяющий развивать скорость в воздухе до 80 километров в час на высоте двух тысяч метров. 40 литров бензина хватает на 3,5 - 4 часа полёта. Для безопасности - специальный каркас в виде пятиконечной звезды. В случае переворота во время посадки, он защищает пилота.

Юрий Овсов: "Ограждения можно было поставить алюминиевые, но поставил железное. И возможности не было, и из железа было проще это сделать. Эта звезда. сделал для того, чтобы максимально увеличить прочность конструкции, потому что 5 точек получается крепления".

За два года - именно столько лет паралёту - Юрий облетал почти все окрестности Радужного. Иногда - отправлялся и на дальние дистанции. К примеру, до Владимира и обратно. И даже в экстренных случаях аппарат никогда не подводил.

Юрий Овсов: "- При нештатных ситуациях, бывали и такие, мы садились где-нибудь далеко в поле, и вот на этом аппарате мы оттуда выбирались, прям по всем кустам ехали на ней, доезжали до дома. Преодолевать расстояния можно большие. Скорость большая. - Юрий, может, попробуем прокатиться?"

Такое использование летательного аппарата "не по назначению", тоже пользуется популярностью среди знакомых. Кто знает, что у Юрия есть паралёт, даже если боятся высоты, напрашиваются в пассажиры. "Полетать" не по небу, а хотя бы по улицам города.







Классическая конструкция с застежкой молнией по периметру. Дополнительная косынка защищает ткань и стропы параплана от попадания в молнию.

Застежки фастексы позволяют собирать параплан по частям: сначала укладываем среднюю часть, потом упорядочиваем переднюю кромку, затем хвостики.

Купол параплана имеет две поверхности – верхнюю и нижнюю. Профиль крыла формируют расположенные внутри поперечные перегородки – нервюры.


Нервюры можно разделить на несколько типов:

• Силовые нервюры – к ним пришиваются петельки, к которым крепятся стропы. Данные элементы крыла сильно нагружены, поэтому их усиливают разными способами, нашивая дополнительные силовые ленты и жесткости.

• Промежуточные нервюры – служат для обеспечения требуемой формы профиля по всему размаху крыла.

• Косые нервюры (косынки) – диагонально расположенные элементы крыла, которые одним краем пришиты к точке крепления петельки на силовой нервюре, а другим – к верхней поверхности промежуточной нервюры.

• Существуют также хвостовые нервюры (минирёбра), правда, не на всех парапланах. Такие элементы обеспечивают чистоту поверхности задней кромки крыла, улучшая лётные характеристики параплана.

Нервюры имеют отверстия для перетекания воздуха. Благодаря этому в крыле создается равномерное давление. Это ускоряет наполнение купола на старте и облегчает его раскрытие в случае сложений в воздухе. Передние края нервюр усилены полужесткими пластинами. Они увеличивают жесткость передней кромки, что значительно облегчает старт и повышает стабильность параплана. На передней кромке расположены воздухозаборники. Через них купол наполняется воздухом и приобретает форму крыла. В полёте она поддерживается избыточным внутренним давлением, создаваемым набегающим потоком воздуха.


Стропы крепятся к специальным усилениям на куполе и идут к свободным концам. К стропам предъявляют высокие требования. Они должны быть не только прочными, но и достаточно тонкими. При минимальной толщине стропы должны выдерживать кратковременные и длительные перегрузки (вплоть до 6 G), которые могут возникать при выполнении некоторых манёвров. Чем тоньше стропа, тем меньше сопротивление, тем выше лётные характеристики параплана. Как правило, одна толстая стропа всегда будет иметь меньшее сопротивление по сравнению с двумя более тонкими стропами той же суммарной прочности. Этим объясняется, почему все парапланы имеют сложный многокаскадный рисунок строп, а также то, что двухрядные парапланы имеют меньшее сопротивление строп по сравнению с трёхрядными.

Стропная схема параплана состоит из ярусов и рядов. Чаще всего встречается трехъярусная стропная схема: верхний ярус, средний ярус, нижний ярус. Реже можно встретить двухъярусную схему. Что касается рядов, то обычно применяется трехрядная схема. На современных спортивных парапланах двухрядная стропная схема.

Все стропы сходятся на свободных концах. Их два – левый и правый, под соответствующий набор строп. Свободные концы параплана сшиты из очень прочной ленты, поэтому выдерживают огромные перегрузки. На свободных концах можно увидеть систему акселератора или триммера. Эти системы нужны для изменения угла атаки крыла.

Акселератор – это система роликов и шнуров, которая обеспечивает изменение длины первого и второго ряда, в результате чего уменьшается угол атаки, и крыло летит быстрее.


Акселератор выжимается ногами, для этого применяется специальная планка, которая с помощью шнуров, проходящих через ролики подвесной системы, крепится к шнурам акселератора на свободных концах.

Триммер – парный элемент регулировки на лямке заднего свободного конца, укорачивающий или удлиняющий задние ряды для изменения угла атаки купола.

Триммер свободного и мотопарапланов

Триммер параплана для свободного полёта в обычном состоянии отпущен. Затягивая его мы уменьшаем длину второго и третьего рядов (на четырехрядном свободном конце – соответственно 3-го и 4-го). В результате затягивания триммера угол атаки крыла увеличивается, параплан в таком режиме летит медленнее, вертикальная скорость тоже уменьшается. Такой режим позволяет летать в слабых восходящих потоках. Так как нагрузка на задних рядах параплана значительно меньше, то триммер вытягивается руками.

Клеванты. У параплана их две – левая и правая. К клеванте привязывается стропа управления, которая проходит через колечко, пришитое на конце заднего ряда строп, ветвится и присоеденяется к задней кромке крыла. Правая к правой половине, левая к левой.



При натяжении одной из клевант, задняя кромка с соответствующей стороны подгибается вниз, тормозит крыло и купол разворачивается. Тянем правую, поворачиваем вправо, тянем левую - влево. Если потянуть обе клеванты, то мы уменьшим горизонтальную и вертикальную скорость параплана. Сильное натяжение приводит к срыву крыла и заднему свалу. Срыв одной части крыла – к негативной спирали.

При обрыве стропы управления необходимо управлять парапланом с помощью заднего ряда. При запутывании клеванты надо взять в руку стропу управления выше колечка на заднем ряду и управлять парапланом как обычно. Только при условии, что стропа управления в результате запутывания сильно не укоротилась ( ! ). Если же кромка уже поджата, то постарайтесь не тянуть запутанную клевантную стропу. В обоих случаях при невозможности восстановления штатного контроля необходимо немедленно пойти на посадку.

Ну не совсем ковер-самолет, а всего лишь мотодельтаплан.


В бытность свою студентом увлекся я дельтапланеризмом, но по разным причинам увлечение сошло на нет, а тяга к небу осталась.


И вот покатавшись по разным аэродромам, полетав на разных аппаратах, прыгнув с парашютом, закралась мысль, а почему бы не заиметь себе маленький аппаратик для личного удовольствия.

Приехал в выходной на дачу после трудов праведных, выкатил самолетик на поле за околицу и полетал в удовольствие. Сказано - сделано. Строить решил мотодельтаплан, чтобы использовать наработанную на дельтаплане моторику. Попробовал к тому же обойтись минимальной суммой из спортивного интереса.

У одного дедушки двигатель от мотоцикла ИЖ Планета 5 за 5 т.р.

Заказал в одном ИП кит телеги за 20 т.р. Там же набор запчастей для превращения мотомотора в авиадвигатель за 11 т.р.

Детали для переделки мотодвигателя в пламенный мотор.

Пропеллер прислали из Белоруссии за 4 т.р. Еще чего-то по мелочам, всякие кольца, шпонки, гайки, фильтр, болты, гайки, приборчики на 5.


Ну и начал постройку.
Пара дней у меня ушла на распиливание мотодвигателя и превращение его в авиа.
Денек я потратил на доводку и обкатку мотора.

Ну и последний день потрачен на всякие сборки, проверки, рулежки по ВПП, замеры тяги, обкатку тормозов. Итого 5 рабочих дней неспешной работы.

Отрезанные от мотора органы.


Получившийся авиамотор, вид слева.


Со стороны глушителя.



Пропеллер из красного дерева.





О ужас - это рулится ногами.


Импровизированные приборы: указатель скорости, высотомер.


По поводу приключений в ходе постройки расскажу как-нибудь в другой раз, и почему эти пять рабочих дней растянулись на три месяца.

Потенциальным строителям: прежде чем начинать постройку похожего аппарата, настоятельно рекомендую доехать до ближайшего аэродрома с дельталетчиками и полетать 2 номером с опытными пилотами, и еще не по разу, чтобы понять, а надо оно вам или нет. А еще лучше напроситься в помощники - потаскать аппараты, пособирать крылья, ну и на покатушки.

И категорически не рекомендую браться за это дело, если не умеете летать на подобном аппарате. А то получится, построите, а полететь мадража не хватит, или еще хуже - разобьетесь в первом же полете. Подумайте о ваших близких.

Читайте также: