Композиционная взаимосвязь объектов в макете 7 класс как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Архитектурной композицией называется целостная художественно-выразительная система форм, обусловленная его содержанием. Композиция - это структура архитектурного произведения.

Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения. Невозможно создавать собственные объемно-пространственные композиции в макете, не зная основных композиционных закономерностей. Рассмотрим некоторые из них.

Сложный метрический ряд образуется путём сложения или сочетания двух и более простых метрических рядов в одной объемно-пространственной композиции. Его без труда можно наблюдать в окружающей нас действительности. Находясь в учебной аудитории, мы видим метрические ряды столов и стульев, имеющих одну и ту же форму, размер, фактуру, цвет, расставленных на одинаковом расстоянии друг от друга. Через окно аудитории мы видим фасад здания, находящегося на противоположной стороне улицы, а на нем метрический ряд одинаковых по форме и размеру окон, отделенных друг от друга простенками одинаковой длины.

Восприятие ритма объемно-пространственной композиции зависит не только от фактического расположения в пространстве элементов композиции, но и от положения воспринимающего ее субъекта. Элементы и расстояния между элементами при построении ритмического ряда изменяются в арифметической, геометрической или гармонической прогрессии.

Гармонический ряд - это числовой ряд, каждый член которого, начиная со второго, равен среднему гармоническому двух соседних членов - предыдущего и последующего. Члены гармонического ряда с возрастанием номера убывают и стремятся к нулю. Среднее гармоническое двух чисел находят делением их удвоенного произведения на их сумму.

Контраст, нюанс, тождество.

Если все характеристики композиции одинаковы - это тождество.

Построение объемно-пространственной композиции имеет ряд своих особенностей. Так, у большей по величине формы обычно ощущается большая масса. Хотя один и тот же вид формы может иметь различную степень массивности. Полые объемы воспринимаются менее массивно, чем сплошные.

Если из бумаги склеить обычную призму и пустотелую, грани которой в развертке представляют собой рамки или сетки, то первая в сравнении со второй будет выглядеть массивнее. Массивность передаст зрительное ощущение тяжести, веса. Нарастание массивности к месту опоры создает впечатление устойчивости композиции.

Степень массивности зависит также от характера членений формы. Изменения соотношений величины и формы элементов приводят к изменению всего облика композиционного решения.

Статика и динамика.

Статичная и динамичная композиции могут быть оценены только в сравнении друг с другом. Легче сопоставить между собой композиции из одинаковых элементов. В зависимости от взаиморасположения элементов, а также расположения всей формы относительно плоскости основания можно говорить о статичности и динамичности каждой из них. Так, более спокойная, уравновешенная композиция, в которой элементы взаимно перпендикулярны, будет восприниматься как статичная. А композиция из тех же элементов, но повернутых или сдвинутых относительно друг друга - как динамичная. При наклоне всей формы относительно поверхности земли она приобретает еще большую динамику. Симметричная композиция и асимметричная из тех же тел - также будут контрастны между собой (то есть первая - статичная, а вторая - динамичная).

Наиболее распространенным и широко известным в архитектуре видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой, как предмет и его отражения в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или симметрия вращения. Линия, при полном обороте вокруг которой, форма совмещается сама с собой, называется осью симметрии.

Противоположенным симметрии понятием является асимметрия. Закономерность построения симметричной формы обеспечивает ее восприятие, как целостной. В асимметричных же композициях целостность форм достигается созданием зрительного равновесия всех ее элементов.

В асимметричных композициях элементы симметрии отсутствуют. Кроме понятия (симметрия - асимметрия) существуют еще два: дисимметрия и антисимметрия. Дисимметрия - это нюансное отклонение от симметрии. В основном, она проявляется в асимметрии деталей или их расположения в форме, которая симметричная в целом.

Антисимметрия - это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Если одну половину куба выкрасить в черный цвет, а другую оставить белой, то получится антисимметричное тело относительно фронтальной плоскости; также два куба, один из которых сделан только из ребер, а другой целый, антисимметричные друг другу. Симметрия с полярными и контрастными свойствами носит название антисимметрия [7, с. 137].

Этот вид композиции, как правило, имеет более выразительные формы, высокий потенциал образности, структуру, основанную на контрастных сопоставлениях. К существенным характеристикам относится преимущественно вертикальный вектор формообразования, привлекательный как организующий центр прилегающего пространства.

В этой роли объект, представляющий объемную композицию, выступает как доминанта или подчиненный общему стилистическому решению ключевой элемент среды. Средовое положение объекта объемной композиции заставляет пространственно выявить эти связи, материально закрепить ориентиры наблюдения, предпочтительные с точки зрения создателей. Если речь идет о памятнике, то изучается фон его постановки, прокладывается аллея, обозначенная деревьями, цветниками, малыми формами. Существенен и выбор необходимой, достойной дистанции обозрения, и драматургический замысел его бытия в целом.

Включение объемных композиций в интерьер - относительно редкий случай, обусловленный необходимостью широкого пространства для обзора и беспрепятственного обхода. В основном они адресуются крупномасштабным интерьерам общественных зданий. Это могут быть скульптурные группы, фонтаны, дендроинсталляции, алтарная сень в церкви и т.п.

При учебной разработке макета объемной композиции необходимо программировать энергетику и ореол ее влияния на ближайшее окружение, тем более, если макет состоит из нескольких объектов. В этом случае межобъектное пространство и плоскость подмакетника становятся полноправными элементами композиции.

Практика выполнения макетов из бумаги подсказывает выразительные возможности технологии работы с ней, логику привлечения цвета, других материалов со свойственными им качествами.

Но все-таки наиболее продуктивными в творческом смысле являются основные правила формирования композиции: целостность и лаконичность композиционного кода, минимум изобразительных средств, максимум внимания гармонизации форм членениями, пропорционированием, выявлением соподчиненного.

Как в любом творческом процессе, последовательность подготовительной работы над замыслом сложносоставного макета объемной композиции целесообразно разбить на три этапа:

  • - разработка общего эскиза принципиального решения;
  • - уточнение пропорций, членений, размеров и расположения деталей в их отношении к целому;
  • - обобщающая корректировка композиции в целом и проверка решения на рабочем макете. После этого можно приступать к выкройкам экспозиционного макета.

В дизайне интерьера композиция макета определяется общим пространственным решением. Размеры, масштабность и образность должны иметь максимально точную композиционную определенность, поскольку объемный элемент в интерьере неизбежно становится акцентом пространственной организации и главным носителем художественного замысла. Просторные и высокие интерьеры визуально обогащаются расположенными в середине вертикальными объектами объемной композиции. Это могут быть декоративные композиции на всю высоту от пола до потолка, свисающие люстры, пристенные скульптурные группы.

В интерьерах небольшой площади объемные композиции уместнее располагать на фоне стен в секторе хорошей видимости; в центре допустимо размещение композиционных акцентов в виде фитоинсталляции, скульптуры, вазы и т.п. высотой не более 1 м, не препятствующих обзору интерьера. Располагая мебель в помещении, также следует трактовать ее как объект компактной или рассредоточенной композиционной организации [8, с. 324].

Цвет, также как другой любой элемент композиции, должен быть тщательно продуман с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит созвучие, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, - активности, динамики, броскости.

Эмоционально-пространственные параметры самых распространенных цветов следующие:

Читайте также: