Колонки из 10гд 30 своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Создание(DIY) Трехполосной АС на базе 30гд, 3ГД-1 и VISATON SC 10 N

Прошу Вас не придираться к оформлению. Это моя первая статья в Живом Журнале.
Постараюсь рассказать Вам, как можно точнее, полный путь, приведший меня к мощной и качественной самодельной АС и описать процесс ее создания:

Итак, давайте начнём!

Первым делом мне предстояло выбрать динамики. Решено было брать с моим бюджетом оптимально в соотношении цена/качество.

ВЧ головки VISATON SC 10 N были куплены в Аудиомании.

Отличный динамик! АЧХ приличная, на резонансной частоте незначительный бугорок.

СЧ головки RRR 3ГД-1 из моих симфоний. Для СЧ прекрасно подходят. Певучие.Звук приятный.

НЧ RRR 30гд-2. Под них нужно всё рассчитывать.

Перед его проектированием нужно замерить параметры НЧ головки. По ним уже строим.

К сожалению чертёж не сохранился, так что ограничусь общими параметрами.

Размер внешний 755х382х400мм.

Внутренний объем с учетом стенок, динамиков, СЧ бокса и фильтра - 82литра.

ФИ щелевого типа. Размер отверстия 220х25мм. Глубина 190мм.

Перейдём к делу

Мне повезло, что мой друг работает на бетонном заводе, может мне достать и распилить там материал. Финская фанерованная фанера повышенной прочности, водонепроницаемая с покрытием. И вот она уже у меня:

Были куплены 2х метровые бруски 40х40мм. Далее их я довёл до идеальной плоскости. Так же куплены 4 струбцины и клей ПВА. Он клеит намертво!

Зачищаем места склеивания шкуркой и приклеиваем бруски по заранее размеченным линиям:


После 2х суток первый корпус готов!

Точность склеивания 0,1мм:


Для передней "плиты" были куплены вот такие крепления:

И вот на лето я "переехал" на дачу!
Там полная свобода действия.

Напомню, что передняя панель состоит из 2х 19мм фанерных плит склеенных вместе.
Размечаю и выпиливаю:


Далее зачищаю поверхность на двух плитах и склеиваю ФИ. Они заглажены и отполированы. Таким образом воздух не будет завиваться на углах.


Склеил половинки, приклеил фи, поставил СЧ боксы, входы.Затем обклеил все стенки внутри поролоном 3см.
В СЧ боксы положил ваты, в дальнейшем буду подкладывать по звуку. Монтировал динамики.

В углах крепления ФИ приклеены сие сглаживатели.

Фильтр имеет частоту среза 580 и 2000 герц (теперь 300/6000 ).Схема к сожалению осталась на даче.
Катушки были намотаны вручную.Индуктивность НЧ 3мГн.Фильтр строился под динамики и по факту.
Провода сплетены бечевкой.


Герметизация между плитой и корпусом осуществляется с помощью утеплителя.


После этого всего были проделаны некоторые косметические операции, покрашены решетки, вставлены декоративные саморезы.

В сарае невозможно было оценить звучание системы и я благополучно, к концу лета, переехал обратно в город!


Внешний вид и звучание

Привёз, подключил.С нетерпением включил музыку и мягко говоря офигел! Звук не описать словами! Вверха, низа, средние.Все играет отчётливо, чисто.Постукивания по барабану, вокал и тарелочки. Полная картина! Такого я раньше не слышал. Вся акустика, которая была до - не сравнима! Замер АЧХ показал практически ровную линию в слышимом человеком диапазоне. Скрин, к сожалению сделать забыл. В тот день я сидел до 4рёх утра, переслушивая свои записи.

Отмечу, что эта АС отлично работает с двухтактным ламповым стерео усилителем на 6н23п и 6п14п, выходная мощность которого составляет 8вт(15макс), за счет высокой чувствительности головок. Для жилой комнаты хватает с головой.Об этом усилителе я планирую написать в своей второй статье.

Какой лучше? И какой тип магнита где?

не согласен
если эту фигню грамотно приготовить, будут что-то вполне играющие полочники за 100 рублей
играют причём как минимум с 45 Герц, если не с 40

сзади тощий тёмный - феррит
спереди бэлый высокий - сплав Алюминий- Никель- Кобальт
более древний вариант

с одним но - это запросто могет быть не 10ГД-30, а 25ГД-26

Согласен.
- если еще не "перегружать и не насиловать" их а давать им не больше 75% их номинальной мощи т.е. 7~8 вт - то звучат нормально, вполне бюджетный вариант.

Да это же 10мас-1 без коробки. Берется ТАЗик в задней полке делаются дырки по диаметру в багажник, приворачивается к какой нибудь соньке - ипашит так, что никакого саба не надо и все импортные "блины" рядом не валялись. Только для ВЧ надо бы по 2гд-36 через кондей микра на 4 (по аналогии с УЛПЦТ)


Если вино лет 300 подержать - это уксус
так и здесь - что толку от АЛЬНИКо магнита если полиуретан подвеса которому лет 35 уже "на подходе".

Ы писал(а): так и здесь - что толку от АЛЬНИКо магнита если полиуретан подвеса которому лет 35 уже "на подходе".

Даже на новых компрессионниках бывало что подвес плохо проклеен.
А уж 35 слет спустя как там будет дальше не ясно.

> если полиуретан подвеса которому лет 35 уже "на подходе"
на полке лежит 10ГД-30 на феррите
годика 82-го
подвесы в полном порядке

Phlanger писал(а): > если полиуретан подвеса которому лет 35 уже "на подходе"
на полке лежит 10ГД-30 на феррите
годика 82-го
подвесы в полном порядке

У 10 ГД 30 подвес был всю жизнь из резины и никогда не был из полиуретана.
Это в 10 ГД 36-40 стояли подвесы из ППУ.
А что касается темы, так они оба, что с ферритом, что с кобальтом звучат прилично и достойно, главное правильно их приготовить.

Ты заходи, Если ЧЁ. Заходите к нам на огонек, у нас там весело.

Вот эти самые 10ГД-30Е-32 (32- резонансная частота!) в ящике литров 45 очень здорово себя ведут. 10МАС для них явно маловата! Втрое меньше необходимого объёма.
На них "стопудово" получить те самые 32 Гц (а 40 влёгкую!)

Ты заходи, Если ЧЁ. Заходите к нам на огонек, у нас там весело.

> С 63 гц
видите ли, генератор у меня был конешно древний, но чтоб врать в полтора раза - так это нет
а вот вести вас туда, где это щас живёт и волочь туда генератор - изините, лениво

С 63 Гц - это про 10МАС-1. Но там тоже легко (в Радио примерно за 1975г писали, я сразу сделал в своей паре) добавить порт ФИ и получить нижнюю почти с 45Гц (только не по уровню -3дБ ).
А вообще-то, те старые комплекты 10ГД-30Е-32 можно было подобрать с резонансной и 25Гц, что мы и делали в своих колоночках в студенческой общаге. Там другая беда - разброс добротности большой и эквивалентный объём тоже не малый. Особенно удивляло то. что в справочниках на эти параметры приводился дикий коридор - в два раза. Как тут можно что-то проектировать. Вот мы и подбирали приемлемые. результатом были довольны (но в МАС меняли 3ГД-31-1300 на 2ГД-36 пару)


10ГД-30 (оригинальный)

Для "особо одаренных" рекомендуется обратить внимание:
размеры "ушей" меньше диаметра корзины дифузородержателя.
Но это и на других моделях 10ГД-30 (Е и Б) так, но сами диаметры –
разные! И формы литых корзин разные, и сам магнит у 10ГД-30
массивнее. Площадка сразу под магнитом с вертикальными стенками,
а не со скосами, как у последующих моделей.
Винтов на магните не видно, они видны только на 10ГД-30е.
(Справедливости ради, я видел 10ГД-30 и с белой этикеткой,
но он уже немного другой. )



А то уже. (чуть не сказал. )
Справа "Е" (пока еще кобальт (?)
Слева "Б" (ферритовый магнит).


Сэкономили даже на силумине для корзин.

Первоначально 10ГД-30 стоил 30 рублей, последующие модели 15 руб, а "феррит"
10ГД-30-Б уже 10 рублей.

На первых 10МАС-1 стояли мониторные студийные динмики 3ГД-31 (2 800 - 25 000 Гц),
Стоимостью 7 руб. Потом их заменили на "облегченный вариант" 3ГД-31-1300
за "три рубля".


Характеристик 10МАС-1 "золотой серии" вы не найдете, а для 10мас-1м
пожалуйста: 63 –18 000 гц. хуже, чем у моей компьютерной акустики Свен 700.

Вот как выглядят 10МАС-1 (без "м") бердского завода
(первых выпусков). Какие еще стенки толщиной 8 мм?
Только что измерил металлической линейкой, 14 мм боковые,
а верхнюю и нижнюю трудно измерить, мешает металлическое обрамление.
(16 марта 14:47)

Вот как они выглядят!


* Для справки:
__________________________________________________

Но "золотыми" стали только 10МАС-1 бердского завода 1972 года…
Особо отмечу детальность и мягкость звучания ВЧ динамиков
и достаточно широкий угол охвата 4-х дюймовых конических
диффузоров, что выгодно отличает их от купольных твиттеров
и пластиковых пищалок у которых звук узко направленный.

Модно сравнить с 15АС-401 Юпитер. Сравнение внешности явно
не в пользу 15АС-401, "мелковато" они выглядят.
Это, конечно, тоже самое, но не совсем одно и тоже.
Объем уменьшен с 20,5 до 18 литров, в результате вторая группа
сложности.
У настоящих 10МАС-1 боковые стенки чуть выступают над верхней
и нижней (конструктивно это оправдано, меньше вибраций), на этих
изделиях этого нюанса не видно. В интернете пишут кто во что горазд,
то тебе 10АС-401, то 15АС и и уже 404. АХЧ 63 - 20000 гц, тогда как у
10мас-1м не более 18 000 Гц? Как можно верить интернету, если здесь
пишет каждый, кому не лень?

НЧ динамик, который ставился в акустические системы второй группы сложности.

Старое название 10 ГД-30Б. Обозначение по новому стилю 20 ГДН-1-8.


10 ГД-30Б

Тех. характеристики:

Диапазон частот: 63 – 5000 Гц

Неравномерность АЧХ: 14 дБ

Чувствительность: 86 дБ

Рабочая мощность: 3 Вт

Коэффициент гармоник: 125 Гц: 7%, 200 – 630 Гц: 5%, 1000 – 2000 Гц: 3%

Сопротивление: 8 Ом

Паспортная мощность: 20 Вт

Долговременная мощность: 30 Вт

Частота резонанса: 32 ± 8 Гц

Полная добротность: 1.0

Эквивалентный объем: 60 л (много однако)

Размеры: Ø 200х97 мм. Вес: 2,1 кг.


10-ГД-30Б, 20 ГДН-1-8 АЧХ

Корзина изготовлена методом литья под давлением из алюминиевого сплава. Подвес из резины. Центрирующая шайба из ткани с пропиткой.

Кольцевой ферритовый магнит размером К110х45х16 мм. Керн диаметром 39,8 мм.

Верхний фланец с отверстием диаметром 42,8 мм. Высота воздушного зазора 7 мм, радиальная ширина 1,46 мм, индукция в зазоре 0,95 Тл.

Звуковая катушка, -провод ПЭТВ-1 диаметром 0,2 мм. Намотка двухслойная, общее число витков 93. В первом слое 48 витков, во втором 45.

Высота намотки 11,3 мм. Каркас катушки изготовлен из бумаги. Высота катушки 23,8 мм, внутренний диаметр 40,3 мм, внешний (с намоткой) 41,8 мм.


Читайте также: