Кольца для акустики своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Как изготовить подиумы под динамики своими руками

Акустические конструкции в салоне автомобиля выполняют сразу несколько функций:

  • Изменяют стиль салона
  • Увеличивают качественные возможности акустики
  • Позволяют разместить нестандартные громкоговорители

Подиум для динамика своими руками можно сделать по разной технологии, с применение простых в обработке материалов. Для выполнения этой работы в домашних условиях проще всего использовать многослойную фанеру или другие прессованные материалы, изготовленные из древесных отходов.Несложные конструкции для повторения в домашних условиях, можно сделать из следующих компонентов:

  • Многослойная фанера
  • Металлический профиль
  • Капроновая ткань
  • Эпоксидная смола
  • Декоративная кожа
  • Акустическая ткань или сетка

Подиумы под 13 динамик своими руками

Динамики такого размера размещаются обычно в передней части салона. Основой конструкции является 10 мм фанера. Хорошо если имеется материал с пропиткой. Такая фанера не будет расслаиваться, и подиум будет служить долго. Сначала из многослойной фанеры, с помощью лобзика выпиливаются установочные кольца соответствующего диаметра и основание. Два кольца образуют полый цилиндр, который будет посадочным местом для громкоговорителя. Кольца и основание соединяются не соосно, а так чтобы диффузор акустической системы был направлен в требуемую сторону. Это достигается смещением вертикальных направляющих на нужный угол.

Направляющие выпиливаются из той же фанеры и фиксируются саморезами. Для того чтобы соединение было более прочным в точку соединения добавляется немного эпоксидной смолы.Затем пустотелую конструкцию нужно заполнить монтажной пеной. В место установки динамика помещается свёрнутая в трубку плотная бумага. После полного высыхания монтажной пены бумага удаляется, а конструкция обрабатывается острым ножом и шкуркой для придания ей нужной формы. В качестве декоративного покрытия используется кожзаменитель. Его цвет выбирается с учётом дизайна салона автомобиля. Покрытие из искусственной кожи приклеивается клеем 88. Эту работу следует выполнять очень аккуратно, так как вторичная переклейка приводит к ухудшению внешнего вида конструкции. Громкоговоритель такого диаметра имеет маленькую мощность, поэтому для крепления подиума на место установки не требуется специального крепления.

Подиумы под 16 динамики своими руками

Громкоговорители 16 см могут входить в конструкцию акустической системы, состоящую из двух активных элементов. Подиумы для такой акустики обычно устанавливаются на дверях салона автомобиля. Чтобы сделать своими руками подиумы для колонок 16 см потребуется многослойная фанера, стеклоткань, монтажная пена и эпоксидная смола.Сама технология достаточно простая, но потребует время на просушку слоёв ткани после пропитки эпоксидной смолой.Сначала из многослойной фанеры выпиливаются все элементы будущей акустической системы. Это основание, кольца для установки динамиков и вертикальные соединения. Затем конструкция собирается в единое целое. В качестве вертикальных элементов можно использовать деревянные бруски или металлический крепёжный профиль.

Далее вся конструкция заливается монтажной пеной, за исключением мест, для установки громкоговорителей. Затем с подиума удаляется всё лишнее, и его поверхность обрабатывается мелкой шкуркой.Для прочности на поверхность наносится тонкий слой эпоксидной смолы с отвердителем и втирается в поры монтажной пены. Эту процедуру можно повторить несколько раз. Готовый подиум, по слою смолы, окончательно шлифуется. Отделка готового изделия выполняется с помощью искусственной кожи.

Подиумы для динамиков в двери своими руками можно сделать и по другой технологии. После того, как каркас для установки динамиков будет сделан, вся конструкция обтягивается тонкой тканью, которая пропитывается полиэфирным лаком или смолой. После полного высыхания на заготовку наносится тонкий слой эпоксидной смолы и стеклоткань.

Слоёв стеклоткани с эпоксидной смолой должно быть не меньше трёх. После полного высыхания будущего подиума на конструкцию наносится слой стекловолоконной шпатлёвки. Всё лишнее обрезается, а поверхность доводится до кондиции крупной и мелкой шкуркой. Для отделки готового изделия можно использовать кожзаменитель или несколько слоёв эмали, которая подбирается в тон отделки салона.По этой технологии, можно сделать подиумы для колонок своими руками на один два или три динамика.

Подиумы для динамиков своими руками под 20

Динамики диаметром 20 см отличаются большими размерами и приличной мощностью. Такие акустические системы обычно устанавливают на полку багажника. Для того чтобы сделать подиумы под 20 динамики своими руками, нужно использовать толстую фанеру. Сначала из неё вырезается основание по размерам посадочного места. Толщина материала должна быть как можно более толстой, так как мощные громкоговорители и крепёжная доска могут резонировать на большой мощности. Из такой же фанеры выпиливаются кольца под акустику и вертикальные стойки, обеспечивающие необходимый наклон.

Установочные места громкоговорителей обтягиваются тонкой капроновой тканью и пропитываются лаком. Верхняя часть вырезается и удаляется.На затвердевшую поверхность наносится слой эпоксидной смолы и стеклоткань. После нанесения 3-4 слоёв и полного высыхания поверхность зачищается и шлифуется. Обтянуть готовую полку можно любым декоративным материалом, обивочной тканью или искусственной кожей. Некоторые автовладельцы устанавливают акустические системы на потолок автомобильного салона. Изготовить подиумы для потолочной установки не сложно по описанным схемам.


Когда инсталляция звука завершена начинаешь обращать внимания на допущенные ошибки и недоработки.
Вот и озадачился я устранением недостатка середины.
Для наилучшей детализации середины, решил довернуть динамики.

Изготовлены проставочные кольца мидбаса.
Теперь они имеют направление.

Концепция моей системы, это максимально скрытая установка, при которой я постарался максимально спрятать доработки звука. Система установлена вторым слоем. Именно по этой причине кольца должны были уместиться внутри дверных карт. Для этого была выбрана минимальная толщина фанеры, для достижения максимально возможного угла доворота.

Для изготовления колец понадобилось:
-2 кольца из фанеры 6мм круглых;
-2 кольца из фанеры 6мм с вырезами под крепление к поверхности двери;
-200г шпатлевки со стекловолокном;
-Вибропласт M1;
-Битопласт;
-шпатели для нанесения шпатлевки;
-нож.

Работа проходила в следующими этапами:

-Были вырезаны 4 кольца из фанеры толщиной 6мм, два внутренних, которые повторяют форму штатных динамиков, и два внешних под стандартные динамики 16 см.


-Зафиксировал внешние кольца к внутренним, воспользовался вибропластом, оклеил им по всему периметру для того чтоб придать конструкции жесткость, необходимое направление и подготовить внутреннее пространство для заполнения шпатлевкой.



-Замазал все шпатлевкой со стекловолокном и дал высохнуть минут 10.




-Проклеил внутреннее пространство колец, внешнее и внутреннее кольцо Вибропластом М1. Материал не прокатывал. Сделано это для того, чтоб М1 придавился к корзине динамика и к поверхности двери при протяжке.



-Внешнее и внутреннее кольца проклеил Битопластом для наиболее плотного прижима к корзине динамика и поверхности двери.




Итог: кольца встали плотно, до дверной карты осталось достаточное расстояние для хода динамика.
Но главное, что доворот середины сделан не зря, и результат ощутим.

Количество полос

Выбор динамиков




Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.

Активные / пассивные?

У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.

Расчет размеров корпуса

С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.

Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.

Материал корпуса

Конструкция и дизайн корпуса

Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.

Вот конструкция корпуса:



Конструкция простая. Шесть стенок, склеиваемые друг с другом. Спереди 2 выреза под динамики. Сзади 2 выреза: под фазоинвертор и под клеммник. Прямоугольником 120х80 обозначено место под кроссовер. Внутри фазоинвертор представляет собой еще одну стенку в ширину внутреннего пространства, прикрепленную перпендикулярно под вырезом:


Исходя из чертежа, вырисовывается схема распила листа:


Как будем отделывать корпус? Обклейка пленкой сразу исключилась – акустика должна выглядеть прилично. Как вариант рассматривалась покраска. Отказался от этой идеи, т.к. такие колонки впишутся далеко не в каждый интерьер (по крайней мере в текущий не вписывались). Хочется большей универсальности. В этом плане натуральный шпон больше подходит. Но полностью обклеенная шпоном акустика смотрится скучновато. Поиск комбинированного решения:


В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.

Инструменты

Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:
— Циркулярка.
— Электролобзик.
— Дрель.
— Фрезер.
— Шлиф-машина.
— Прямые руки.
Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.

Распил

Сборка корпуса

Стенки склеиваются ПВА и стягиваются шурупами. Вначале склеиваем корпус без передней стенки.




Далее пилим лобзиком отверстие фазоинвертора.




Можно закрывать коробку.





Дырки от шурупов на внешних поверхностях необходимо заделать перед финальной отделкой. Я использовал эпоксидку. Чтобы не ждать, пока одна поверхность затвердеет, заклеивал каждую поверхность скотчем и принимался за следующую. Когда эпоксидка высохла, прошелся шлиф-машиной.


Отделка

Шпон остался с каких-то древних времен, поэтому покупать не пришлось. Листы были не широкие, поэтому подбиралась пара листов, скреплялась скотчем и клеилась к корпусу. Вначале одна сторона, потом другая.


Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.


После того, как все просохло, осторожно разрезается и заклеивается внутрь кожа на отверстии фазоинвертора.


Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.

Финальный монтаж

Первым делом монтируем кроссовер. Кросс – самопальный, на хорошей элементной базе. Используются катушки с воздушным сердечником, пленочные конденсаторы на пищалку и МОХ-резисторы. Сам я его не паял, а заказал толковым ребятам.




С какого динамика начинать в принципе без разницы. Я начал с пищали. Припаиваем соответствующую пару проводочков от кросса, вставляем динамик и прикручиваем шурупами. Готово.


Мидбасс необходимо как бы подсунуть под кожу, а сверху придавить декоративным кольцом. Припаиваем оставшуюся пару проводочков и монтируем динамик.


Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.

Испытания

Тест системы производился в следующих конфигурациях:

1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.

2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.

3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.

Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.

Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.

1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.

2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.

4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).

5. Хочется сделать погромче ;) Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.

6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.

7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.

Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.

Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn. Здесь можно про него почитать.




Калькуляция по материалам

СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.
ВЧ динамики (пара): 3 000р.
Кроссовер (пара): 3 000р.
Синтепон: 160р.
Терминал (клеммник): 700р.
Шурупы: 80р.
Лист МДФ, 22мм: 2 750р.
Скотч: 30р.
ПВА: 120р.
Спецклей 88: 120р.
Виброизоляция: 200р.
Фигурное кольцо-накладка: 500р.
Кабель:500р.
Итого: 14 160р.

Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.

В заключении

В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:

— Качество фонограммы.
— Устройство для воспроизведения фонограммы.
— Цифро-аналоговый преобразователь.
— Усилитель сигнала.
— Провода.
— Динамики, установленные в корпусе акустической системы.
— Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.
— Схема и комплектуха для кроссовера.

Это основной, но не полный список.

Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.

Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.

Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.


Upd. В коментах многие спрашивают про усилитель. Если кому интересно, пишите в личку, я дам координаты.

Читайте также: