Коклюшки для кружева своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине , хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины , перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.


От азов до самореализации и заработка. Мой 17-летний опыт в этом виде искусства. Фото работ.

Рассказать о деле всей своей жизни - это моя давняя мечта. Кружевоплетением занимаюсь с детства. Училась в художественной школе, на отделении "Художественное кружевоплетение". Поступила в институт на другую специальность. А кружево осталось моим хобби, которое продолжаю изучать и занимаюсь им по сей день!

Коклюшечное кружево - сложный и редкий вид искусства, народное ремёсло. Пришло к нам из Европы. Главным центром кружевоплетения в России сейчас является Вологда. Там есть учебное заведение, где осваивают кружевоплетение, есть фабрика "Снежинка", где работают кружевницы. В Вологде проходят фестивали кружевоплетения, где могут самореализоваться художницы по кружеву. Фестивали часто международные, а также туда приезжают известные модельеры и не только.

Я также побывала в Вологде и других городах России и Европы со своими работами. Но, в своём отзыве хочу сделать акцент не на историю своего успеха, а на кружевоплетение. Это интересное и необычное занятие, которое заслуживает внимания.

Коклюшечным кружево называется, потому что плетётся с помощью специальных деревянных палочек - коклюшек. На них наматываются нити. Сколок (рисунок) для плетения кружева накалывается на специальный валик, а валик располагается на подставке.


Коклюшки навешиваются на сколок парами. Для плетения обязательно понадобятся нитки, булавки, очень тонкий крючок.


Я использую шёлковые нити. Также для плетения хорошо подойдут лён, х/б, мулине. Можно использовать бисер - обычный мелкий или рубку. Вплетение бисера в кружевной узор - старинная технология.


Освоить технику кружевоплетения можно самостоятельно. В интернете есть видеоуроки. Есть книги по кружевоплетению. Уверенно себя чувствовать в этом деле получится после выполнения первого изделия, в котором будут задействованны основные элементы плетения. Как, например, в учебной салфетке. Сплести такую новичок сможет за месяц, профессионал справится за день.


Все сколки (рисунки) для плетения кружева составляются автором самостоятельно. Можно найти идеи в интернете, но не факт, что вы найдёте то, что вам по душе. Когда кружевница рисует самостоятельно, это и способ самовыразиться и право, считать изделие авторским.

Существуют и традиционные рисунки для плетения: елецкий одуванчик, киришская медвежья лапа или вятский цветок (на фото).


Обычно я делаю творческие работы. Но однажды мне довелось выполнять реконструкцию музейной вещи - епитрахили. Внизу сколок края изделия.


Ещё один плюс авторского сколка: когда кружевница рисует самостоятельно можно подстроиться под свой уровень и включить в работу лёгкие элементы, которые удачно получаются. Это хорошо для новичков. Пример авторского колье, на выполнение которого ушло два дня.


В 19 веке украсить кружевом свои наряды могли позволить себе только знатные и зажиточные люди. Сегодня ручная работа - тоже дорогое удовольствие. Как же хорошо что-то уметь, смастерить себе особенную вещь и выглядеть шикарно и богато! Мне хотелось отличиться в важный для меня день - на свою свадьбу. И я нарисовала и сделала ожерелье. Похожего на такое нигде нет. Муж был в восторге.


Для плетения разных изделий требуется разное количество пар коклюшек. В своих работах я использовала от четырёх до пятидесяти пар. А стандартная работа - это 6 - 10 пар. Таким количеством можно сплести даже крупные изделия - колье, воротники, накидки. Внизу накладка на платье, выполнена с помощью 6 пар коклюшек.


В конце плетения остаются нитки, они зашиваются. Обычно место зашивки не видно. Изделие смотрится красивое и элегантно. Это очень тонкая работа.

Каждое кружевное изделие подкрахмаливают или закрепляют желатином, чтобы оно приобрело форму.

Большим количеством пар выполняются не всегда крупные изделия. Часто это полоски и края, похожие на тесьму или просто квадратные изделия. Для выполнения подвески мне как раз понадобился маленький квадрат кружева. Я его выплетала большим количеством пар.


А набор для плетения такой совушки купила у испанцев. В Европе очень распространено кружевоплетение и наборы для кружева там продаются также часто, как у нас наборы для вышивки.

Кружевоплетение на коклюшках - вид искусства, овладев которым всегда становишься заметным и востребованным мастером. За время своей творческой карьеры, я путешествовала по разным городам и странам, организовывала выставки, участвовала в дефиле. Проводила мастер-классы и продолжаю учить основам кружевоплетения детей в школе.


Участвовала в ярмарках и продавала свои работы.



Путей к самовыражению и заработку в этой области много. Есть магазины и центры народного творчества, где берут изделия ручной работы на реализацию. Есть сайт "Ярмарка мастеров", где также можно продавать кружево.

Меня часто просят знакомые или люди с улицы что-нибудь сплести на заказ. Если есть время и желание, кружевоплетение может стать не только хобби, но и основным доходом.

Освоить технику кружевоплетения вполне реально! Главное, не потерять интерес в процессе обучения.

Если мой отзыв вас заинтересовал, и вы решили заняться кружевоплетением на коклюшках или, если вы уже кружевница. Пишите мне, я с радостью отвечу. Обменяемся идеями и опытом.


Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!


Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.


Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.


Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.


Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.


Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.



Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.


Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.


Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.


Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.


О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!


Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Фото для материала: Плетение на коклюшках. Материалы и основные приёмы

При создании кружева используется всего один материал – гибкая тонкая нить: льняная, хлопчатобумажная, шелковая или металлическая. Переплетение нитей без тканой основы образует узорчатое полотно – кружево.

Коклюшное кружево – особая изысканность, воздушность, ажурность. Своим изящество, чистотой и внутренней гармонией такое кружево может поспорить с фатой невесты.

плетение на коклюшках

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

валик для кружева

ВАЛИК. Можно не покупать, а изготовить его самостоятельно. Для этого приготовьте кусок прочной ткани размером 70х50 см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2-3см и сшейте по лицевой стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок и с одной стороны затяните его до упора.

Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и начинайте набивать будущий валик сеном до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено положите второй круг такого же размера, как первый. Затем края затяните шнурком, а кончики заправьте внутрь чехла. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите её булавками. Эта ткань предохраняет валик от загрязнения. Её легко снять и постирать, если она испачкалась.

Для плетения крупных кружевных изделий (жилетов, скатертей, шалей) сделайте ещё один валик – большего размера.

ПОДСТАВКА ДЛЯ ВАЛИКА.

подставка для валика

Чтобы сделать подставку для валика из фанеры нужно выпилить две формы с выемками, которые на 2 см меньше диаметра валика.

Валик должен входить в выемки очень плотно, так, чтобы он не прокручивался при натяжении нитей во время плетения. Детали подставки скрепите между собой палочками, их длина должны быть чуть меньше длины валика. Валик должен немного выступать с одной и с другой стороны подставки.

При изготовлении большого валика, предназначенного для плетения крупных изделий, сделайте подставку крестовидной формы, скреплённую рейками и подвижную в центре.

Для маленького учебного валика в качестве подставки можно использовать коробку из плотного картона. Ширина коробки должна быть меньше диаметра валка, чтобы нижняя половина валика плотно села в коробку.

КОКЛЮШКИ. Это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка. На шейку коклюшек наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Стучат коклюшки, ударяясь друг о друга, издают мелодичный звук – поют в умелых руках кружевниц.

коклюшки

Размеры коклюшек должны быть: длина 170 мм, диаметр коклюшки 10мм, диаметр шейки 40 мм.

Минимальное количество коклюшек, которое понадобиться 35 пар, то есть 70 штук.

НАМАТЫВАНИЕ КОКЛЮШЕК

Очень важно научиться правильно наматывать правильно коклюшки. Кружево плетут всегда парами коклюшек. Сначала возьмите две пары коклюшек. Они должны быть соединены непрерывной нитью.

Для этого коклюшку берут в правую руку, конец нити в левую, подводят конец нити под шейку коклюшки около шляпки.

Конец нити прижимают указательным пальцем к коклюшке. Несколькими оборотами нити вокруг коклюшки закрепляют конец, затем вращают коклюшкой против часовой стрелки, наматывая нить сначала у самой шляпки, а потом постепенно распределяя её по всей шейке коклюшки. После того, как на коклюшку намотано достаточно нити, её обрывают и перекладывают в левую руку, а в правую берут вторую коклюшку. Конец нити с левой коклюшки подводят под шейку правой и повторяют намотку, сматывая с левой коклюшки половину намотанной нити. Чтобы нить не сматывалась с коклюшкой, её закрепляют с воздушной петлёй. Эту петлю используют поочерёдно на каждой из коклюшек. Коклюшка находится в правой руке. Нить подводят под два пальца левой руки. Затем ею обводят пальцы, образуя петлю, в которую снизу вводят коклюшку и затягивают её, освобождая пальцы. Обязательно проверьте, тянется ли нить свободно, т.е. свободную подачу нити с коклюшки. Если нить свободно не подаётся, значит, петля сделана неправильно и её придётся переделать. Петли каждой пары коклюшек должны иметь одинаковую длину (15 см) и не свисать ниже валика.

Для пробы на каждую коклюшку намотайте 50 см нити, между обеими коклюшками одной пары оставьте свободную нить длиной 30 см. Сделайте закрепительную петлю на каждой коклюшке. Количество пар коклюшек в работе определяется шириной узора. Для узкого парного кружева необходимо от 8 до 12 пар, а для широкого более 40. Для сцепного – 6-8 пар.

КАК СТИРАТЬ КРУЖЕВО

Мерные кружева стирают в тёплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают его до растворения. Банку с кружевом опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, его моют мыльной водой, а затем ополаскивают в тёплой воде. Банку с кружевом ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружево высохло, нужно снять его с банки и прогладить утюгом через белую ткань. Чтобы кружева имели естественный блеск и хорошо лежали на одежде, их слегка подкрахмаливают.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ

Сначала осваиваем основные приёмы, с помощью которых выполняются отдельные элементы. Далее из этих элементов создаются сложные изделия, в которых будут сочетаться несколько простых образцов.

Рассмотрим такие приёмы: перевить, сплести, проплести одну пару коклюшек через другую. Каждый приём надо выполнять двумя руками одновременно.

ПЕРЕВИТЬ – перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку с её нитью одновременно в обеих руках (справа налево). Перевивы всегда выполняются в одном направлении – справа налево.

СПЛЕСТИ (поменять местами) – перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары одновременно двумя руками, т.е. две средних коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.

ПРОПЛЕСТИ ОДНУ ПАРУ КОКЛЮШЕК ПОД ДРУГУЮ (поменяли, перевили, поменяли). Для выполнения этого приёма возьмите в каждую руку по паре коклюшек и выполните последовательно, один приём за другим, перевить нити обеих пар одновременно в правой и левой руках, ещё раз сплести, после чего нити одной пары будут проплетены через нити другой пары. Т.е. правая пара окажется в левой руке, а левая в правой. Потренируйтесь и добейтесь безошибочного выполнения этих приёмов. Из этих элементов стоится всё многообразие коклюшечного кружева: различные фоны, узоры соток, заполнение розеток, фестоны и тд.

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Обложка для Pinterest

Надеемся, что вы нашли этот мастер-класс полезным для себя. Поделитесь им с друзьями в Pinterest.

Читайте также: