Клинопись как сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.



Шумерская клинопись: вверху — каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу — фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи

Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,

И тайну богов расскажу тебе я.

Шуруппак – город, который ты знаешь,

Что лежит на берегу Евфрата;

Этот город древен, близки к нему боги.

Богов великих потоп устроить склонило их сердце… —

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!


Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.

Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III Когда заговорила клинопись

Глава III Когда заговорила клинопись Созданная за несколько тысячелетий до нашей эры, клинопись явилась выдающимся явлением в культурной жизни человечества, в истории человеческой цивилизации. Благодаря клинописи люди смогли зафиксировать свои достижения в различных

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура.

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более

§ 3. Шумерская цивилизация

Брачная клинопись

Брачная клинопись Для кого-то браки совершаются на небесах, для кого-то – на грешной земле. Для жителей древнего Междуречья браки совершались преимущественно в недрах бюрократической машины.На берегах Тигра и Евфрата вообще любили учет и контроль. Все события: и прошлые,

Шумерская загадка

Шумерская загадка Одна из традиционных загадок востоковедения — вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство

Клинопись

Клинопись В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины,

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Русские имена клинописью



Для большинства людей клинопись, наиболее ранняя из известных нам форм письма, ассоциируется с шумерами и жителями Элама (западный Иран). Появилась она около 3 500 г. до н. э. Писчим материалом тогда служили глиняные таблички, на которых (пока глина была еще мягкой) выдавливали знаки заостренным тростником или палочкой для письма, – отсюда и клинообразные знаки.

Древнеперсидская клинопись является наиболее молодой из всех известных на сегодня ее разновидностей. Она использовалась в Персии в 525 – 300 гг. до н. э. Хотя с виду она и напоминает знакомую по учебникам древней истории шумерскую, на деле все ограничивается лишь внешним сходством. Ученые считают, что при Ахеменидах клинописные знаки были искусственно адаптированы к древнеперсидскому устному языку, с целью фиксации монументальных царских надписей (например, в том же Персеполе). Разумеется, и ахеменидский текст знаменитого цилиндра Кира Великого (первой в мире Декларации прав человека) также написан клинописью.



Цилиндр Кира Великого
Наиболее древним памятником такой письменности считается Бехистунская надпись, высеченная высоко на скале. Поскольку эта надпись была трехъязычной, (кроме древнеперсидского, в ней были использованы аккадский и эламский языки), именно благодаря ей ученым в XIX в. удалось расшифровать древнеперсидскую клинопись.


Клинописью из 34 - го века до н.э. Хр., По крайней мере, до 1 века н. Хр. - использовалась система письма , которая на Ближнем Востоке использовалась для написания нескольких языков. В основе названия лежат основные элементы клинописи: горизонтальные, вертикальные и наклонные клинья. Типичными носителями текста являются глиняные таблички , на которых пишут, вдавливая ручку в мягкую глину .

Первоначально клинопись представляла собой графический сценарий. Он превратился в слоговую книгу, из которой возникла фонетическая согласная письменность ( угаритский сценарий ). Клинопись изобрели шумеры, а затем использовали многие народы Древнего Ближнего Востока : аккадцы , вавилоняне , ассирийцы , хетты , персы и другие. В конце концов, он был вытеснен другими письменными формами (например, финикийским и арамейским шрифтом, полученным на его основе ) и был забыт. Последние клинописные тексты были написаны во времена Селевкидов и Парфян .

оглавление

История и распространение

Шумерская клинопись

Шумерская клинопись находится рядом с египетскими иероглифами, старейшей из известных на сегодняшний день письменностей. Он возник около 3300 г. до н.э. В Шумере в Месопотамии и смог сохранить свое господство примерно до 1800 г. до н.э. Держать. Во-первых, шумерская клинопись начиналась с графического письма , состоящего из примерно 900 пиктограмм и идеограмм , начертанных на глине.


Реконструкция развития письменности (начиная с 3500 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. ). С гипотезой о том, что шумерская клинопись является более древней формой письма по сравнению с египетскими иероглифами .

Этот шрифт приобрел свою типичную форму только около 2700 года до нашей эры. До н.э., когда древние шумерские центры силы Урук , Ур и Лагаш сильно выросли, а их храмовая бюрократия произвела больше документов, что привело к рационализации процесса письма. Новые клинья вдавливались тупым пером в мягкую глину, которую затем сушили.

Аккадская империя

Около 2350 г. до н.э. До н.э. семитский народ аккадцев продвинулся в Шумер и взял под свой контроль шумерские города-государства, включая их письменность и культуру. При аккадской правящей династии Саргона Аккадского их территория, а вместе с ней и язык, культура и письменность, продолжали расширяться. Примерно в то же время знания о клинописи достигли Сирии в империи Эбла , где она использовалась для обозначения родного семитского языка - эблаитского. Уже с 2500 г. до н.э. В соседнем королевстве Элам (современный Иран ) использовавшаяся там протоэламская линия была заменена клинописью; так продолжалось там до эллинистического периода.


Хеттские и другие приспособления

Хетты , чьи индоевропейский язык принципиально отличается от семитского аккадского языка, а также адаптированного сценарий клинописи и использовать его наряду с иероглифами хеттскими . Клинопись распространилась на севере до Урарту (северо-восток Турции и Армении) с урартским в качестве национального языка и на юге до Палестины с ханаанским языком в качестве преобладающего. Продвинутая форма клинописи была настолько приспособлена к использованию символов в качестве фонетических знаков, что ее можно было использовать в равной степени для языков аккадцев , вавилонян и ассирийцев .

Вавилонская эпоха

Когда Хаммурапи в 1792 г. до н.э. Когда Месопотамия взошла на Вавилонский престол, она состояла только из нескольких соперничающих городов-государств. Однако благодаря своим кампаниям ему удалось расширить территорию Вавилона на всю Месопотамию и распространить язык и культуру своей империи далеко за пределы страны. С упадком Вавилонской империи и подъемом Ассирийской империи письменность и культура Месопотамии распространились в VII веке до нашей эры. Из Вавилонии и Ассирии через Палестину в Египет . В этот период клинопись приобрела свою окончательную форму. С 8 века до нашей эры. Новые системы письма, такие как финикийская или греческая фонетическая транскрипция , постепенно проникали в Малую Азию. Постепенно они вытеснили клинопись.


Особые формы

Персидская клинопись - это особая форма клинописи В начале правления Дария I в 521 г. до н.э. У персов еще не было своего письма. Административным языком Персидской империи был эламский язык ; Кроме того, к барельефам всегда прилагался перевод на вавилонский язык. Дарий I приказал создать свою собственную персидскую письменность ( древнеперсидский ). Персидская клинопись была структурирована намного проще (34 символа), чем клинопись эламитов (около 200 символов) и вавилонян (около 600 символов), и имела разделители слов для лучшей читаемости. Позже персидская клинопись была вытеснена (около 400 г. до н.э.) введением арамейского языка . Самый молодой из известных клинописных текстов - астрономическая таблица - датируется 75 годом нашей эры.

Расшифровка и перевод клинописи



Впервые прогресс был достигнут благодаря исследованиям родственных языков ( авестийский и санскрит ), особенно благодаря норвежскому филологу Кристиану Лассену . Идеи в этой области могут быть применены к персидским надписям. И здесь тоже помогли имена - на этот раз имена людей. Прежде всего, был дополнительный материал, такой как надпись Behistun , которую английский офицер Генри Кресвик Роулинсон скопировал с 1835 по 1837 год и опубликовал в 1846/47 и 1851 годах. Опять же, это были имена, которые можно было использовать для идентификации отсутствующих символов. Надпись на скале Бехистун сделана на трех языках . Для расшифровки клинописи это было синонимом открытия Розеттского камня для расшифровки египетских иероглифов . После того, как персидский текст был расшифрован, был открыт путь к расшифровке более сложных клинописных шрифтов на эламском и вавилонском языках.

Раскопки Поля-Эмиля Ботта в Хорсабаде и Остен Генри Лейард в Нимруде, Куджундчике (Ниневия), Калах Шергат (Ассур) обнаружили многочисленные надписи, которые оказались в Лувре и Британском музее. Поэтому неудивительно, что во Франции и Англии проявили большой интерес к его расшифровке. В 1857 году Эдвин Норрис, секретарь Королевского азиатского общества в Лондоне, направил недавно обнаруженную надпись от правления ассирийского царя Феглаффелласару I к Эдуард Хпнкса , сэр Генри Роулинсон, Опперт , который родился в Германии, и Британский эрудит Уильям Генри Фокс Талбот . Переводы, которые были запечатаны, были изучены комиссией, признаны последовательными по всем основным пунктам и опубликованы (1857 г .: надпись Тиглата Пилесера, царя Ассирии, в переводе Роулинсона, Талбота, доктора Хинкса и Опперта ). Расшифрована аккадская клинопись.

В начале 20 века Бедржих Грозный расшифровал письменность хеттов и заложил основы исследования их языка и истории.

Письменный материал

Первоначально древняя шумерская письменная культура была доступна только администрации храма , которая знала, как использовать ее в качестве инструмента государственного контроля над налогообложением и администрированием. Прошло очень много времени, прежде чем клинопись смогла охватить весь функциональный спектр, характеризующий использование письма в древних передовых культурах. Научные труды и развлекательная литература были созданы только после религиозных и политических документов или частных договоров купли-продажи. Сохранившиеся тексты включают королевские надписи, эпосы, мифы, гимны , гадания и стенания, в том числе эпос о Гильгамеше , одно из старейших сохранившихся стихотворений человечества и самое известное литературное произведение Старого Вавилона.

С адаптацией клинописи другими древними восточными культурами между народами возник первый обмен письмами, в результате чего отправленные глиняные таблички были снабжены защитными крышками из обожженной глины.

Возник привилегированный статус писателя , который имел репутацию аристократа и, благодаря прямому доступу к важной информации, был иногда более могущественным, чем в большинстве своем неграмотные правители. Созданы школы письма, дисциплина и строгость которых также подтверждаются полученными домашними заданиями.

Разработка шрифтов

Примерно с 2900 г. до н.э. Пиктограммы все больше и больше теряли свою прежнюю функцию и свое первоначальное обозначение. Теперь один знак может иметь разное значение в зависимости от контекста. На последующем этапе развития со знаком было связано только одно значение. Из первоначальных 1500 пиктограмм было разработано 600 символов, которые использовались регулярно. Со временем эти знаки все больше и больше связаны со звучанием произносимых слов. Результатом стали головоломки с картинками (ребусы), в которых пиктограмма больше не обозначала показанный объект, а обозначала слово с похожим звуком . Подобно египетским иероглифам , клинопись фонетизировалась в течение длительного периода времени . Чтобы обеспечить четкое чтение, переписчики ввели детерминанты, чтобы классифицировать символы по значению предмета. В процессе разработки шрифта символы усложнялись, например, повторяя одни и те же формы.

Структура и транслитерация

Вавилонская клинопись, поскольку она использовалась для шумерского, аккадского, хеттского и многих других языков (угаритская клинопись представляет собой алфавит и должна быть исключена здесь), по сути, имеет логограммы , фонограммы и определители.

Логограммы

Фонограммы

Определяющий

Транслитерация с диакритическими знаками и порядковыми номерами

Письменные СМИ

Предпочтительным средством письма для клинописи во время ее широкого использования (3000–500 гг. До н.э.) были таблички из влажной глины . Иероглифы были тиснены тростниковой или деревянной ручкой. Затем глиняные таблички сушились или подвергались дополнительному упрочнению путем обжига. Надписи ассирийских царей были в основном высечены на камне. Урартскую клинопись можно найти почти исключительно на скалах. Но были найдены и клинописные тексты, чеканные резцом на серебряных пластинах.

Смотри тоже

литература

веб ссылки

Викисловарь: клинопись - объяснение значений, происхождение слов, синонимы, переводы

Замечания

    Эта страница последний раз была отредактирована 16 августа 2021 в 15:42.

Письменность является системой знаков, которые помогают общению людей между собой. Биография ее начиналась в древнейшие времена, и наиболее простым вариантом являлось письмо, передающее информацию рисунками, – пиктография.

Первые проявления письменности

клинопись фото

клинописи

Иероглифами можно было описать различные явления, обряды и события. Но огромное количество идеографических знаков было сложным для запоминания. Жизнь диктовала необходимость изобретения нового типа письменности.

Клинопись и глина

В древнем мире было широко распространено гончарное искусство. Из глины изготавливалось множество полезных вещей. А первые гончары появились в Месопотамии, и глина в этой стране была тоже своеобразным предметом письменности – на ней писали. Так что смело можно утверждать: глиняные таблички для письма впервые появились в Междуречье.

создание клинописи

Месопотамская цивилизация была достаточно развитой. Население городов владело многими знаниями. Так, здесь:

  • процветали посадки древонасаждений и сельское хозяйство,
  • выращивался домашний скот и другая живность,
  • строились каналы, а через них перекидывались мосты,
  • возводились великолепные дворцы,
  • строились школы,
  • развивались науки и искусства.

Неудивительно поэтому, что жители междуреченских городов были людьми довольно грамотными и способными создать собственную оригинальную систему письменных знаков.

Дома табличек

кто создал клинопись

Ученикам домов табличек предстояло изучить и запомнить около тысячи иероглифов, выучиться писать грамотно, быстро считать. В программу обучения входило и составление деловых и уставных писем. Кроме того, будущие писцы изучали разные предметы, известные и нашим школьникам, типа географии, истории, литературы, математики и даже медицину.

Иероглифы выглядели клинышками с различной длиной и толщиной, поэтому письменность и получила название клинописи. Так что созданием клинописи мир обязан древней Месопотамии.

Диктанты учащиеся в школе писцов писали, естественно, тоже клинописью на кирпичике из сырой глины. После этого учитель проверял работы, вносил поправки и ставил оценку.

глиняные таблички для письма где появились

Однако учиться в такой школе было весьма престижно, а полученная впоследствии должность писца возводила в высшие слои общества.

Понятно поэтому, что школы писцов превращались в те времена в культурные и просветительские центры.

Подобные центры, как мы уже упоминали, размещенные во дворцах или храмах, хранили великое множество книг в виде глиняных табличек.

Что хранилось в книгохранилище

Древнейшая в мире библиотека принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это книгохранилище, основанное 26 столетий тому назад, сберегало многовековые знания по разным отраслям. В нем насчитывалось 25 тысяч одноразмерных глиняных листов-таблиц и несколько тысяч книг, написанных на глине.

Вес их, конечно, был неподъемным. Чтобы переместить пару десятков книг в другое место, нужны были услуги целого каравана верблюдов.

Перелистать такую книгу тоже немыслимо. Поэтому древние манускрипты в библиотеке располагали по различным тематикам. Читатель должен был медленно идти по книжным залам с выставленными в них глиняными табличками и читать клинописные тексты.

кто изобрел первый алфавит

  • правовые документы государства,
  • описания важнейших исторических событий,
  • математические и медицинские пособия и учебники,
  • стихотворные сборники и книги сказок,
  • каталоги, описывающие растения, представителей фауны и минералы,
  • множество долговых расписок и бухгалтерских ведомостей, международных договоров и царских указов, отчетов о строительстве объектов и чиновничьих донесений, а также срочные царские депеши.

Письма и документы древних

Уже в те древние времена месопотамцы вели активный обмен информацией, и потому возникла целесообразность в назначении специального посланца по доставке глиняных табличек с письмами, а позже и создании налаженной курьерской службы связи.

Доставив письмо во дворец, гонец осторожно извлекал его из почтовой сумки и вручал царю. Ответа приходилось ждать нередко подолгу, поскольку цари были неграмотными. Для чтения вызывали писца, чтобы тот огласил содержание письма-таблички, а затем под диктовку написал ответ.

Сырая глина может не сохранить написанное на ней письмо или донесение, поэтому таблички-письма обжигали в печи. Книги тоже хранили с большой бережностью, размещая их подальше от влажных или сырых мест.

Как нашли царскую библиотеку

При раскопках руин ассирийских культовых сооружений и дворцов археологи целенаправленно искали драгоценные вещи и величественные скульптурные памятники.

Тогда никому не пришло в голову обратить внимание на глиняные таблички и кирпичики, которые валялись повсюду, исчерченные какими-то узорами, напоминавшими изъеденную червячками поверхность. А это были клинописные глиняные книги из библиотеки…

глиняная табличка с клинописью

Значительная часть библиотеки за тысячелетия превратилась в черепки. А оставшаяся часть со всеми мыслимыми предосторожностями была доставлена в Британский музей. И началась кропотливая работа по расшифровке древних текстов с совершенно незнакомого и вообще забытого языка.

история письменности. как люди научились писать

Работа эта далека от завершения, ведь древние произведения расшифровывают до сего дня. А все эти источники предстоит не только прочесть, но и поделить на разделы, разместив согласно тематике на стеллажах соответствующих размеров.

Читайте также: