Кластер семьи 2 класс как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Юрьева Ольга Анатольевна
Должность: мбоу г. иркутска сош № 4
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 4
Населённый пункт: Г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование приема "КЛАСТЕР" на уроке окружающего мира 2 класс УМК "Школа России"
Раздел: начальное образование

Использование приема "КЛАСТЕР" на уроке окружающего мира

2 класс УМК "Школа России"

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения

(из опыта работы)

Каждый современные педагог пытается провести уроки в начальной школе интересно, весело, эффективно.

Во втором классе на уроках окружающего мира я столкнулась с такими проблемами:

- дети зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

Как помочь ученикам быстро запомнить информацию? Одним из эффективных способов добиться этого является

Что же это такое?

Есть понятие "образовательный кластер" – изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного

материала. Он служит наглядной схемой ("запоминалкой") для учащегося и является один из методов технологии

критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации

понятиями, на стадии рефлексии.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или

групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим

переход из одной формы в другую.

Я использую кластер на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Очень эффективно проходит самостоятельное изучение некоторых тем по окружающему миру: "Домашние и дикие

Живая и неживая природа", "Про кошек и собак" и т.д. Приведу пример фрагмента урока по теме:

"Дикорастущие и культурные растения". Такой вариант кластера выдается как индивидуально, так и для работы в паре.

Ученики должны иметь ножницы, клей, цв. карандаши.

1) Как называются растения, которые Человек не сажал? Как называются растения, которые Человек

(Ответ найди в учебнике на стр 68) выращивает в саду, в огороде, на клумбе, дома?

(Ответ найди в учебнике на стр 68)

2) Наклей картинки растений, распредели в две группы. Раскрась

3) Впиши еще примеры растений по группам:

Деревья: _____________________________________________________ Деревья: __________________________________________

Кустарники: ____________________________________________________ Кустарники: ________________________________________________

Травянистые растения:____________________________________________ Травянистые растения:______________________________________

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Прием кластер: метод критического мышления

кластер - метод критического мышления

  • Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу детей в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить уже известные факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
  • Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками – фильмами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов. . На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

правила создания метода кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Применение метода кластер

применение приема кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

Какие умения развиваются у ребенка

ребенок анализирует

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • применять метод индукции при понимании проблемы в целом;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:

—делать сравнение —выделить главное —ставить вопросы —устанавливать причинно – следственные связи —способности к творческой переработке —способности к анализу информации —способности к поиску информации —понимать проблему в целом —видеть смысл в информации —делать умозаключения. ПРАВИЛА ПРИ СОЗДАНИИ КЛАСТЕРА: §не бояться записывать все, что приходит на ум; §дать волю воображению и интуиции; §продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; §постараться построить как можно больше связей.

Содержимое разработки

Кластер на уроках в начальных классах

Сафина Гульназ Маузировна

учитель начальных классов

Образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:

Образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Толстых Елена Александровна,

учитель начальных классов,

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются основные задачи современного образования.

Прием кластеров универсален. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Существуют различные виды кластеров.

Планета и её спутники.

Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.




Служит средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. Ученикам раздаю карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Они читают их, располагают или при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются. Подготовка бумажного кластера - отличное домашнее задание для учащихся.


Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.

Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры или слова для каждого предложения написать на листах одного цвета, но обговорить очередность цветов при составлении рассказа.



Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов.


Сюжетный Арт-кластер

Использую на уроках развития речи, для составления рассказа по серии картинок.


Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.


Обращаю внимание:

Важная часть – голова! Обозначаем вопрос: как определить любую часть речи.

Косточки вверху или справа: основные понятия

Косточки внизу или слева: подтверждение, выводы, обощения.


Иногда для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю учащимся заселить все квартиры в доме.



Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Уроки с применением метода кластера

дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности;

повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

вооружает ученика и учителя способами работы с информацией;

активизирует мыслительную деятельность учащихся;

помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;

содействует самообразовательной деятельности учащихся,

умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе;

дает возможность исправления, редактирования работ.

Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества. Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2016. - 288с.

Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2010. – 524 с.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2012.

Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2012. – 88 с.

Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006

Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.

Читайте также: