Каяк своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Каяк для рыбалки представляет собой плавательное средство, которое отличается небольшим весом и высокой маневренностью. Оно способно развивать большую скорость, беспрепятственно проходя между зарослями камышей и в других труднодоступных местах.

Как сделать каяк своими руками

Что собой представляет каяк

Промышленные предприятия, которые выпускают каяки, взяли за основу плавсредства, используемые народами Севера. Лодки были усовершенствованы, и теперь рыбаки могут приобрести туристическую версию.

По своим характеристикам судно отличается от надувных, алюминиевых и пластиковых лодок. Для его изготовления используется технология литья. Корпус напоминает капсулу закрытого типа, она защищена от проникновения воды. Часто компании используют для выпуска каяков полиэтилен, состоящей из 3 слоев. Такой материал обладает положительной плавучестью. Это гарантирует, что плавсредства никогда не утонут.

Изделия имеют систему дренажа. Так называется ряд отверстий, через которые попавшая внутрь вода выводится наружу. При необходимости рыбак может закрыть их пробками.

Надувная байдарка для рыбалки имеет держатели для датчика эхолота. Также ее оснащают гнездами, которые предназначены для фиксации удилищ.

Надувная байдарка для рыбалки

В каяке можно перевозить груз небольшого размера, для его транспортировки сделаны багажные камеры. Чтобы рыбак не уставал, производители оборудуют плавсредства упорами для ног. Весла крепятся по бокам с помощью фиксаторов, поэтому их можно отпустить, дав отдых рукам.

В магазине выбираем рыболовный каяк, обращая внимание на его габариты. На скоростные показатели и маневренность оказывают влияние длина и ширина. Чем больше судно, тем оно быстрее. При уменьшении размеров снижается его устойчивость на воде.

В магазине можно приобрести надувной каяк для рыбалки. Если планируется рыбная ловля на небольших каналах, реках и маленьких озерах, можно выбрать каяк длиной от 3,5 до 3,7 м.

Каяк используется не только для туризма, но и для охоты и рыбалки, для моря подходят модели длиной более 4 м с высокой посадкой. Дело в том, что короткие суда не рассчитаны на большую волну. При сильном боковом ветре их устойчивость по курсу снизится, а скорость передвижения будет маленькой.

Чем больше водоем, тем длиннее должен быть каяк. Ширина плавсредства подбирается индивидуально, она зависит от физической формы рыбака и его веса. Важным параметром является грузоподъемность. Она определяется по следующей формуле: вес каякера плюс 40 кг.

Преимущества использования на рыбалке

Рыболовные каяки отличаются следующими преимуществами:

  1. Его не нужно регистрировать, нет необходимости иметь при себе права.
  2. Не требуется проходить техосмотр.
  3. Его можно хранить в гараже, повесив на стену.
  4. Доступная стоимость.
  5. Удобное сиденье, которое позволяет рыбаку несколько часов находиться в одном положении на воде.
  6. Есть держатель для удилищ. В наличии фиксаторы для датчика эхолота, якоря и якорного линя.
  7. Судно легко транспортировать на машине.

Преимущества каяка для рыбалки

Высокая скорость позволяет покрывать большие расстояния в течение светового дня. Бесшумный ход дает возможность подбираться к пугливой рыбе.

Достоинства и недостатки самодельного плавсредства

Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.

Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.

Каяк своими руками

Как сделать каяк своими руками

Рыбаков часто интересует, как сделать байдарку самому. Строительство плавсредства начинается с покупки материалов. Понадобятся следующие инструменты:

  • электролобзик;
  • шлифовальная машина;
  • шуруповерт и дрель;
  • строительный фен;
  • кусачки;
  • плоскогубцы.

Для того чтобы сделать рыбацкий каяк своими руками, потребуются 4 листа фанеры, нож и шпатель. Для покрытия корпуса подходят стекловолокно или полиэтиленовые пленки.

Чертежи и схемы

Ускорить строительство помогут схемы. Их можно сделать самостоятельно, но лучше использовать готовые чертежи шпангоутов байдарок.

Чертеж байдарки

Можно по схеме сделать каяк для рыбалки своими руками из пенопласта, фанеры или других материалов. Из дерева выдалбливают каноэ, домашних стройматериалов достаточно для выполнения работы. Осуществляя сборку, следует уделить внимание стыкам и швам.

Материалы

Для изготовления каяка потребуется фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Прочность судна зависит от качества используемых материалов, поэтому нужно покупать листы фанеры без сучков и других дефектов.

Стеклоткань должна иметь удельный вес от 130 до 200 г/м². Для склеивания стоит брать отрезы материала без изгибов. Если они будут, то покрыть судно эпоксидной смолой будет сложнее.

Порядок выполнения работ

Лучше всего строить судно в гараже, процесс можно разделить на следующие технологические этапы:

  1. Нанесение разметки и выпиливание элементов каяка. Для ускорения процесса строительства используют электрический лобзик.
  2. Сборка деталей на малярную ленту.
  3. Фиксация деков и нижней части изделия.
  4. Соединение частей конструкции в единое целое. При необходимости выполняется подгонка элементов друг к другу.
  5. Изнутри детали покрывают эпоксидной смолой.
  6. В нижней части лодки делают отсек, состоящий из нескольких перегородок. Он сделает судно непотопляемым. Все элементы также покрывают эпоксидным материалом.
  7. Еще раз выполняют подгонку нижней части лодки и деки, между ними не должно быть зазоров. После этого приступают к склеиванию всех элементов, места стыков покрывают эпоксидной смолой.
  8. Устройство люка.
  9. Конструкцию покрывают стеклотканью.

После застывания эпоксидной смолы поверхность каяка шлифуют, а потом окрашивают в выбранный цвет.

Ходовые испытания

Когда самодельное плавсредство будет готово, начинается этап ходовых испытаний. Они необходимы для того, чтобы проверить его технические характеристики.

Если все было сделано правильно, каяк не будет пропускать воду. Он должен быть прост в управлении, перевозить минимум 120 кг груза, устойчиво держаться на воде и быть маневренным.

Icer 28 января, 2019 Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.














Я отец 4-х детей и руковожу местным клубом байдарочников в своем городке. За последние годы мы построили 7 небольших байдарок, все они были одного дизайна, и состояли из фанеры и клея, либо полиуретанового строительного клея, либо морской эпоксидной и стекловолоконной ленты.

Количество желающих приобщиться к нашему увлечению растет, и я решил построить каяк-мышь. Это отличная маленькая лодка для начинающих, простая в изготовлении и по себестоимости обходится менее 100 долларов США.

Дешевизна обусловлена тем фактом, что стекловолокно, используемое при строительстве классической байдарки, стоит несколько тысяч, тогда как для каяка-мыши мы использовали строительную пену и пенополистирольные листы.

Построив 5 таких каяков и доработав технологию, готов поделиться с вами всеми этапами постройки.

Собираю материалы





Чтобы построить одну лодку, понадобятся:

  • три листа пенополистирола Owens Corning XPS 1200х60 мм толщиной 30 мм;

Я выбирал розовые листы, поскольку они более мягкие и легкие в работе. Зеленые очень жесткие, а синий кажется таким же мягким, как и розовый лист.

  • 2 банки пены Great Stuff;
  • куски марли, чем они толще, тем прочнее и более устойчивы к проколам;
  • резьбовые шпильки с гайками;
  • 4 л краски для наружных работ;
  • 2 рулона малярного скотча;
  • полиуретановый строительный клей;
  • 2 м пластиковой трубы;
  • 5 м нейлоновой ленты шириной для изготовления ручек.
  • перчатки;
  • защитные очки;
  • респиратор;
  • игольчатый валик;
  • зажимы;
  • крестообразная отвертка;
  • валик для краски и кисти;
  • линейка и карандаш;
  • угольник;
  • острый нож;
  • пистолет для пены;
  • ножницы;
  • несколько кирпичей для упора.

Изготавливаю боковины







Для изготовления бортов каяка укладываю на полу лист пенополистирола, сверху прижимаю пластиковую трубу и с помощью кирпичей придаю ей нужную мне форму.

Затем маркером намечаю контур, вырезаю острым ножом, укладываю получившуюся боковину на лист пенополистирола как шаблон, и повторяю те же действия.

Изготавливаю перегородки





Укладываю на полу 2 полученные боковины, сажусь посередине и подбираю оптимальное расстояние между бортами. Измеряю расстояние между бортами и изготавливаю перегородки для каяка.

С помощью саморезов для гипсокартона прикручиваю переборки к боковинам. Когда размеры лодки были окончательно определены, раскручиваю детали и собираю обратно с применением пены, саморезов и скотча, которым дополнительно стягиваю детали.

Промазываю пеной стыки








Выдавливаю немного пены на пластик, затем шпателем наношу на стыки между переборками и боковинами каяка.

Изготавливаю дно










После того, как пена затвердела, снял скотч и выкрутил саморезы, т.к. в воде они обязательно поржавеют.

Пришла очередь делать дно. Можно было бы сделать его плоским, но такой каяк будет медленным, поэтому я сделал дно из 2 половин, соединенных в форме киля.

Вырезал из пенополистирола заготовки, подогнал их по размеру и вклеил в корпус каяка.

Зашкуриваю края



После того, как пена застыла, прошелся специальной теркой по швам, удаляя остатки и неровности.

Усиливаю швы





Проклеиваю все стыки с помощью полосок марли. В районе местоположения ног гребца оклеиваю все дно несколькими слоями, чередуя направление. Дополнительно проклеил его картоном, предварительно покрытым масляным полиуретановым герметиком.

Усиливаю борта





Чтобы обезопасить борта лодки при транспортировке и при посадке-высадке, наклеиваю изнутри на боковины деревянный брус и прижимаю его струбцинами, пока клей не высохнет.

Изготавливаю трюм



















В кормовой и носовой частях обустраиваю трюмы для туристической поклажи. Для герметичности врезаю в пенополистирольные листы крышки от пластиковых емкостей с резьбой. Вклеиваю их в вырезанные по размеру проемы.

Наношу ткань на корпус



















Поскольку проект не предусматривает использование дорогой стеклоткани, я применяю обычную ткань. В частности, в ход пошла простыня из хлопчатобумажной ткани.

Режу простынь на заготовки на 5- см шире, чтобы образовывался нахлест при соединении. Затем наношу на поверхность каяка клей и приклеиваю ткань.

Устанавливаю киль




Чтобы придать каяку устойчивость при движении, вырезаю и прикрепляю к днищу киль. Также оклеиваю его тканью.

Когда клей окончательно высох, покрываю всю конструкцию желтой краской для наружных работ.

Испытания












Когда каяк окончательно высох, переношу его на ближайший водоем и провожу полноценные испытания.

Получив опыт в строительстве каноэ-мыши, вместе с членами нашего клуба создали еще 6 таких же каяков. И прошлым летом отправились в поход.

За время путешествия убедились, что конструкция достаточно прочная, а размеров трюмов хватает не только для перевозки одежды, но и больших запасов питьевой воды.

Как вы можете видеть на фотографиях, некоторые лодки не успели оклеить и покрасить целиком, но даже в таком состоянии они отлично функционировали в многодневном путешествии.

Советы для туристов









Три вещи абсолютно необходимы в походе:

  1. Спасательный жилет;
  2. Весла;
  3. Шапка и крем от загара.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Вместо того, чтобы покупать каяки за 100 тысяч рублей, Антон и Сергей сделали их сами. Вместо экспедиции в Нарьян-Мар отправились в поход в Стокгольм.

Путешественники рассказывают, зачем решили плыть по морю на самодельных лодках, как пересекали границы и объяснялись с пограничниками, почему в Стокгольме пришлось ночевать под открытым небом и что им мешало вернуться домой.



Антон Рыкачевский


Сергей Ибрагимов

Антон: Я учился в МФТИ, потом перевелся в Политех. В отличие от Сереги я ни разу в жизни не плавал ни на каяках, ни на байдарках. В прошлом году у нас было свободное время и мы решили, что нужна супераутентичная экспедиция, чтобы забраться в нереальные места. Мы придумали добраться из Архангельска в Нарьян-Мар. Выяснилось, что это 800 километров без дорог, а из транспорта только рейсовые вертолеты раз в две недели. В итоге ничего не вышло: в начале лета я вылетел из университета.

Год спустя мне попались какие-то видео на YouTube о том, что можно самому сделать каяк. Меня осенило, что плыть из Архангельска в Нарьян-Мар нужно на собственных каяках. Я рассказал Сереге о своей идее, на следующий день он заказал фанеру.









Подготовка

Морские каяки мы видели только на фотографиях, это осложняло процесс постройки. Когда мы начали сшивать каяки, забыли компьютер с чертежами, поэтому сшили листы фанеры наоборот. Так проходил каждый день: ты смотришь на объем работы и прикидываешь, что, предположим, за четыре часа его реально закончить. Проходит четыре часа, и ты понимаешь, что не сделал и половины.

Сергей: Это очень осязаемый проект. Результат видно на каждом этапе, поэтому ты не можешь просто так всё забросить. Когда мы проработали неделю, забросить уже ничего не хотелось. Правда тогда казалось, что всё закончить можно недели за две-три.

Антон: У нас не было плана, все проблемы мы решали по мере поступления. Маршрут Архангельск — Нарьян-Мар это 1700 километров, а было уже начало августа. По Белому и Баренцеву морям в октябре плыть 1700 километров на каяке — это неадекватно. Мы укоротили маршрут: решили, что пойдем из Мурманска в Кандалакшу. Никто из нас по морю никогда не ходил, поэтому мы всё-таки проконсультировались с одним морским каякером. Он приложил немало усилий, чтобы отговорить нас плыть из Мурманска в Кандалакшу. Там без опыта тяжеловато: вода шесть градусов, весь берег — отвесные скалы, на протяжении 50 километров причалить негде. После разговора с ним мы решили, что поплывем Петербург — Стокгольм. Готовились к самому худшему, в итоге пошли по более простому маршруту.

Мы выплывали из Петербурга на каяках, на которых не застыла эпоксидная смола. В час ночи перед выпиливанием мы их еще доклеивали, очень хотели пораньше выплыть, чтобы успеть до холодов.



Путешествие

Сергей: Во второй раз мы вышли из Кронштадта и пошли по берегу Финского залива до Выборга. Там нас на машине забрала моя мама, мы переехали границу, добрались до Котки и также пошли вдоль берега.

Границу пришлось пересекать на машине: на каяках это сделать просто невозможно. Их нужно регистрировать, необходимы специальные права и рация на морское судно, там много всяких правил, мы решили не заморачиваться. На полпути я сломал весло, но у нас было запасное.

Каждый день мы вставали в 7, ели, собирались, выплывали в 10 и гребли до темноты с небольшим перерывом на обед, потом ужинали и ложились спать. В наших действиях не было ничего лишнего, мы все время двигались к цели. В середине похода я понял, что дух наш укрепился, а это путешествие смело можно назвать паломничеством.


Сергей: За прогнозом погоды следили родители и присылали сводки в SMS. Мобильная связь у нас была время от времени. В этом смысле очень полезная вещь GPS-трекер. Она позволяет отслеживать ваши перемещения онлайн, там есть SOS-кнопка, с помощью которой можно передать сигнал в службу спасения данной страны. Но, вообще, родители надежнее, они в случае чего начинают беспокоиться раньше, чем любое МЧС.

У нас были небольшие проблемы с картами. Сначала я распечатал что-то типа гугл-карты до Выборга. Наверное, надо как-то больше думать об этом, но у нас был навигатор, и там в целом были указаны острова, а это самое главное. С маршрутом мы сверялись примерно раз в час. После дневного перехода останавливались на ночь.

В Финляндии и Швеции палатку можно ставить где угодно, только не в городе. Костры в Финляндии вроде жечь нельзя, в Швеции на берегу мы видели много кострищ, но сами не жгли — готовили на горелке. В целом это достаточно удобно, потому что так гораздо быстрее, чем разжигать костер, и можно готовить прямо в палатке.

В середине похода я понял, что дух наш укрепился, а это путешествие смело можно назвать паломничеством

Мы прошлись по всем машинам, которые заходили на этот паром, но там никто не плыл в Петербург — все плыли в Таллин. Тогда мы просто привязали каяки к заборчику и пошли в Стокгольм, рассчитывая, что с вопросом обратной дороги будем разбираться завтра.

Дальше было очень классно. В Стокгольме нет бесплатных туалетов, нет бесплатного Wi-Fi — там вообще нет ничего бесплатного. Крон у нас с собой не было, мы решили, что принципиально не будем менять валюту.

Каждый день в Стокгольме приходилось оценивать: нужно пройти 15 километров до парома, спросить, можно ли туда с каяками, потом до другого парома. Потом захочется хавать — надо найти, где похавать и наполнить канистру воды; потом пойдет дождь — и нужно придумать, где спать. В общем, как у настоящих бомжей. На другой день мы спали в спальниках под деревом, ночью началась гроза, тогда вернулись к лодкам, достали и поставили палатку — это в Стокгольме запрещено, но выбора не было.

В итоге из Швеции нас вывозили знакомые друзей. Мы оплатили им проезд на пароме туда и обратно. Чтобы их найти, мы сделали пост в нашей группе, машина нашлась почти сразу.







Риски

Антон: У нас была история, когда мы выплыли из Хельсинки: к нам подошел катер пограничников. Они выяснили, что плывем мы из Петербурга в Стокгольм, но подплывали к нам еще раза три подряд: уточняли детали, звонили на границу, пытались узнать, когда мы проехали, у них это так и не получилось. Документы у нас лежат в дальнем отсеке, быстро их не достать. Пришлось причалить на острове, разобрать всё, чтобы достать паспорт.

Антон: Мы тренировались до этого на гладкой воде, а тут с полутораметровыми волнами не получилось. Первое, что мы сделали, когда я перевернулся, это включили камеру. Дальше я с помощью Сереги залез в каяк, в общем, — справился. Мы флягой вычерпали этот огромный отсек, что заняло, наверное, минут десять.

Кульминационный момент был, когда мы пересекали линию Аландских островов: 140 километров нужно было пройти за три дня, потому что потом погода сильно портилась. На Аландах мало островов, очень открытое море и ходить по нему на каяках в плохую погоду крайне опасно. Дополнительная сложность заключалась в том, что почти не было пресной воды, а значит, если застрять на маленьком острове на неделю, можно неплохо обалдеть без воды. Поэтому нам необходимо было успеть добраться до Швеции, пока не начались шторма.

Два дня из трех у нас не ловил трекер: почему-то перестал работать спутник. Погода была нормальная, но из-за проблем с трекером мама не могла отследить наши передвижения. Это, пожалуй, был стрессовый момент, но не для нас, а для родителей.


Антон: Какой бы криворукий ты ни был, совершенно точно сможешь доделать каяк, просто это займет не две недели, а два месяца, но всё получится. Чтобы доплыть до Стокгольма, нужен человек, с которым ты на одной волне, и чтобы, например, у него хватило сил дотащить тебя до берега, если что случится.

Все мысли пронеслись за две минуты, и ты понимаешь, что тебе грести сегодня пять часов, а думать больше не о чем

Для первого похода это оптимальная нагрузка, хотя под конец гребли по десять часов я реально чувствовал и физическое, и психологическое истощение. Ты сидишь в лодке, смотришь на часы, на них 16:17. Гребешь и думаешь: в Питере сейчас так красиво, можно с девушкой погулять, а еще на велике погонять, поступление на носу. Снова смотришь на часы — 16:19. Все мысли пронеслись за две минуты, и ты понимаешь, что тебе грести сегодня пять часов, а думать больше не о чем. Мы перепели все песни, которые знали, обсуждали девушек и книжки, решали задачки по теории вероятности — чего только ни делали.

Мне кажется, мы очень быстро выросли и научились терпеть, это первое. У нас в походе было два состояния: терпение и обалдевание. Мы научились очень долго делать вещи, которые делать совсем не хочется, и ты бы забил уже, но нет, надо доделать. Второе: принимать решения. Тебе нужно сделать люки и крепления, но ты никогда этого не делал, нужно думать по ходу плавания, надо решать, куда ты поплывешь, зачем и где ты найдешь пресной воды и еды.

Для меня этот поход — что-то законченное. Я очень долго оканчивал универ, переводился, в автошколе учился, а права не получил — я всё бросал всё время. И тут я что-то доделал и всё закончил, как собирался. Началась эпоха доделываний.

Читайте также: