Катюша своими руками из металла

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

История создания боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 довольно длинная, запутанная, а местами трагичная.

Гений из XIX века

Попытки создания твердотопливных ракет в интересах армии уже были, но ни у кого не получалось создать такую пороховую смесь, которая горела бы равномерно. Поэтому ракеты имели крайне плохую точность и считались бесполезными игрушками.

Тихомиров смог создать научную базу, послужившей основой будущих твердотопливных реактивных снарядов. Однако этого было мало. Нужно было провести колоссальную опытную работу, для чего требовались деньги. И Тихомиров проводил ее на свой страх и риск, что привело к печальным последствиям.

Во второй половине 1890-х годов в его лаборатории произошел взрыв, он сильно повредил ногу и руку, из-за чего был навсегда освобожден от воинской повинности. В 1915 году изобретатель представил свои разработки военным, в Комитет по техническим делам, однако, в помощи ему было отказано: правительству в тот момент было не до того.

Детские игрушки и Каменев

После Октябрьской Революции Тихомиров остался в России. В 1920 году он познакомился с Владимиром Артемьевым, который стал его ближайшим сподвижником. На захолустной пригородной Тихвинской улице в Москве они на собственные деньги сняли помещение, где была оборудована механическая мастерская. Она содержалась на собственные деньги, а также на средства от продажи велосипедных деталей и детских игрушек, изготовленных своими руками.

Главной проблемой в создании твердотопливных ракет являлось отсутствие подходящего топлива. В лаборатории проводились опыты, проверяющие возможность использования в ракетных снарядах штатных артиллерийских пироксилиновых бездымных порохов на летучем спиртоэфирном растворителе. Эксперименты показали, что сделать это невозможно.

Для создания реактивных снарядов потребовалось решить множество проблем, в том числе со стабилизацией. Ими занимались в организованном в 1933 году Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), который в 1937 году был переименован в НИИ-3. Именно там был создан более простой в производстве порох и разработаны реактивные снаряды РС-82 и РС-135.

Отметим, что главным конструктором Костиков стал после арестов сотрудников института Валентина Глушко, Сергея Королева, Георгия Лангемака, Ивана Клейменова. Последние двое были расстреляны еще в 1938 году.

Полный залп пяти установок произвел на всех очень сильное впечатление. Маршал Тимошенко лично доложил Сталину об этом оружии. Приказ о его принятии на вооружение был подписан через три дня, за считанные часы до начала Великой Отечественной войны.

Горящая земля, расплавленный металл

Первой в РККА отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии командовал капитан Иван Флеров. Он понимал, что от первого боевого применения установок во многом зависит их судьба. Было важно выбрать подходящую цель и время.

Тогда стало известно, что батарея погибла в ночь с 6 на 7 июня 1941 года, нарвавшись на засаду фашистов. Личный состав принял бой, успев подорвать все установки БМ-13. Тяжело раненый Флеров взорвал себя вместе с головной машиной.

В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршал артиллерии Константин Казаков подписал представление о присвоении Флерову посмертного звания Героя Советского Союза. Однако указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В 1995 году указом президента России Флерову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. А в 1998 году он был навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

image13

image12

Путь к легенде: первые системы залпового огня

image15

В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2 на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину БМ-13 .

image16-2

image21

Ракетная боевая машина БМ-13-16

image19

image22

При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.

На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.

image29

image31

Ракетные боевые установки серии БМ-8

image32

image33

image34

image35

Прочие автомобильно-ракетные системы военного времени

image36

Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13 на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.

image2

В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108 на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.

image4

image6

Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.

image7

Та же участь ожидала и мощную систему БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, первоначально смонтированную на американских шасси.

image9

image10

В 1955 году на вооружение поступила новая особо мощная установка БМ-24 (8У31) на базе ЗИС-151, предназначенная для уничтожения тяжелых укреплений и артиллерийских батарей. На её поворотной платформе помещались 12 двухметровых направляющих каркасного типа для запуска снарядов калибра 240,6 мм с дальностью поражения 6,5 километров. Полная масса машины достигала девяти тонн.

С конца 1950-х, когда артиллерийскую часть машины БМ-24 начали переставлять на новый грузовик ЗИЛ-157 , она постепенно стала превращаться в наиболее совершенную и распространенную советскую систему залпового огня, которую впервые экспортировали в несколько стран мира.

image25

В 1966-м на вооружение была принята третья и последняя модификация боевых машин семейства БМ-13 — установка БМ-13НММ (2Б7Р) на армейском грузовике ЗИЛ-131. Ее единственным внешним отличием от прежних систем оказалась откидная подножка для облегчения работы наводчика, расположенная в задней части шасси.

image28

image30

В 1970-е годы эти установки поставляли в ряд соседних и дальних стран, а на родине до начала 1990-х они выполняли функции пристрелочных установок учебных полков.

Катюша из пластилина-title

Еще вы можете прочитать как слепить из пластилина танк т-34, БТР или истребитель .

Для лепки боевой машины возьмите:

  • много серого, темно-зеленого, черного, коричневого пластилина;
  • белый и красный пластилин;
  • спичку;
  • стеку.

Как слепить катюшу пошагово:

В работе нам понадобится очень много пластилина невзрачного, выцветшего зеленовато-бурого цвета. Именно такой можно изображать старую военную технику, запыленную от частых и долгих передвижений по бездорожью, покореженную в ходе боевых действий. На самом деле – запланированная модель – это прекрасный вариант использования использованного ранее пластилина. Какие цвета вы бы не смешивали, у вас получится такой невзрачный буро-зеленый цвет. Вылепите плоский брусок – корпус кузова. Как было указано ранее, необходимости четко разглаживать углы, выравнивать поверхность пластилина для этой поделки, нет.

Катюша из пластилина-01

Из черного пластилина сделайте массивные колеса для грузовика. Можно добавить серый пластилин, чтобы показать фактуру больших дисков.

Катюша из пластилина-02

Приклейте колеса к полученной ранее платформе. Сделайте большой квадратный брусок из подготовленной на первом этапе бурой массы. Приклейте его в качестве кабины. Также сделайте длинные широкие ленты – крылья колес, переднюю (носовую) часть кабины шофера для капота.

Катюша из пластилина-03

Катюша из пластилина-04

Прикрепите дополнительно два колеса к передней части грузовика, накройте их сверху такими же лентами. Приклейте белые круглые фары. Чтобы усилить визуальный эффект, придавите крышку кабины задней стороной стеки.

Катюша из пластилина-05

Возьмите целый, неразмятый брусок пластилина. Эта рифленая поверхность поможет нам сделать подставку для снарядов. А сами снаряды сделайте в виде тонких серых колбасок, заостряя их с одной стороны.

Катюша из пластилина-06

Сформируйте произвольную подставку для системы залпового огня. Прикрепите сверху целый брусок под некоторым углом. Уложите в ряд снаряды, чтобы закончить поделку.

Катюша из пластилина-07

В целом нам удалось создать образ легендарной боевой машины.

Катюша из пластилина-08

Небольшой красный флаг, прикрепленный посредством спички к кузову, покажет принадлежность боевой техники Советской армии.

Катюша из пластилина-09

Изготовив эту поделку и соединив ее с предложенными ранее моделями танков, бронетранспортеров, самолетов и катеров , можно создать целые композиции и разыграть настоящие сражения Великой отечественной войны.

В преддверии 75-летия Победы я сделала поделку ракетной установки "Катюша" из спичечных коробков.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Шкатулочка из спичечных коробков.

Подарок для мамы "Шкатулка из спичечных коробков".


Мастер - класс для родителей "Кораблик из спичечных коробков"

Актуальность заключается в том, что занятия с бросовым материалам способствуют формированию художественно-эстетического восприятия, умению в обыденных вещах видеть прекрасное и создавать его сам.


Мастер - класс "Поделки из спичечных коробков"

Из спичечных коробков можно изготовить много предметов. Творческий простор в этом виде работы довольно широкий. Игрушки делают из одного, двух, трёх и более коробков. Большое значение имеет их распо.

"Что можно увидеть в спичечном коробке?"
Проект "Конструирование мебели из спичечных коробков"

Данный проект направлен на то, чтобы учить детей конструировать из подручных материалов, развивая свою фантазию и воображение, так же, научить способам конструирования из коробков, формировать у.




Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.


В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).


Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.


В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;
Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).


Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО"Катюша":

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант - МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 - имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.


При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.

Читайте также: