Катушка для нахлыста своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Вторая проблема - точка зрения, с которой мы должны рассмотреть вопрос. С позиции производителя нахлыстовых катушек, или с точки зрения, так сказать, непосредственного потребителя, т.е. рыболова. Здесь уже никуда не денешься, пришлось, для пользы дела, побывать сразу в двух "шкурах". Сделать это было достаточно сложно, поскольку данная статья касается проблем и направлений развития всех видов нахлыстовых катушек, а как рыболовы нахлыстовики мы ограничены более узким кругом собственных рыболовных пристрастий и опыта.

На этом, наверно, достаточно вступительных слов, тем более что они начинают напоминать предварительную оправдательную речь, мол, если ничего не поймете, или не понравится, так вспомните, мы вас предупреждали.

Итак, что же собой представляет современная нахлыстовая катушка? В чем проблемы создания современных катушек? В каком направлении идет их развитие? Надеемся, что, ответив на эти вопросы, мы поможем вам сориентироваться в огромном многообразии различных катушек, выпускаемых мастерами, известными фирмами и всяческими "левыми" фирмочками.

Все, без исключения, нахлыстовые катушки создаются с учетом обеспечения выполнения ими следующих функций:

- Емкость для хранения нахлыстового шнура и удлиняющего шнура - бекинга. ФУНКЦИЯ ЕМКОСТИ;

- Приспособление для подмотки шнура и бекинга при вываживании рыбы и при работе со шнуром и с мушкой. ФУНКЦИЯ ЛЕБЕДКИ;

- Приспособление позволяющее утомить рыбу при ее вываживании, скомпенсировать рывки рыбы и уберечь снасти от поломки и порчи. ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ;

- Составляющая системы "катушка-удилище-шнур", позволяющая сбалансировать эту систему в весовом отношении и, тем самым, облегчить процесс заброса, сделать его менее утомительным и более стабильным и управляемым ФУНКЦИЯ БАЛАНСИРОВКИ;

- Потребительская привлекательность. Назовем ее для краткости "ФУНКЦИЯ МОДНОЙ ИГРУШКИ".

В зависимости от принадлежности катушки к одному из классов AFTMA (American Fishing Tackle Manufacturers Association), которыми определяются общие параметры нахлыстовых снастей, от условий рыбалки, для которых катушка предназначена, некоторые названные выше функции могут быть, либо слабо выражены, либо отсутствовать вовсе.

ФУНКЦИЯ ЕМКОСТИ.

Что же представляет собой нахлыстовая катушка как "емкость". Естественно, что катушка определенного класса должна вмещать и соответствующего класса шнур и определенное количество удлиняющего бекинга. Со шнуром все более-менее ясно, а вот с бекингом. Как правило, все производители катушек, в выходных данных на них, указывают вместимость на шпуле 3. 4 близких классов шнура и удлиняющего бекинга. Чем выше класс шнура, тем меньше бекинга. Однако, если для небольших катушек (до 3. 4 класса), которые применяются, как правило, при ловле мелкого хариуса, ручьевой форели. в небольших ручьях и речках, в наличии большого запаса бекинга нет необходимости, то в катушках среднего (5. 8) и, особенно, большого класса (9. 14), наличие большого запаса бекинга считается сейчас совершенно необходимым. Запасы бекинга в 150 - 200 м. считаются сейчас обязательными для таких катушек, а некоторые фирмы - производители, как, например Abel, Tibor, Loop. выпускающие специализированные катушки тяжелых классов для ловли лососей и морской рыбалки, создают катушки, позволяющие иметь запас бекинга до 300 - 400 м. Оно и понятно. Представьте себя в ситуации, в которой оказался "хеменгуэевский старик" и с 30 - 40 метровым кусочком бекинга на шпуле.

Но не только этим исчерпывается "функция емкости" катушки. Емкость должна быть надежным вместилищем шнура и бекинга, не деформировать и не портить их. Поэтому, практически все солидные фирмы, продолжают работы по поиску и созданию специальных корозионностойких материалов и покрытий, которые предотвращают порчу шнуров. Обычно шпули и рамы катушек изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, покрытых анодными пленками. Особенное внимание уделяется качеству и износостойкости поверхности "окон" рамы, через которые продергивается шнур при работе с ним в процессе заброса. Некоторые фирмы, такие как "House of Hardy", "Abu Garsia". устанавливают в "окнах" роликовые или рожковые протекторы, хромированные или керамические (см. рис 1). Большинство фирм такие протекторы не устанавливают вовсе, а соответствующим образом скругляют и профилируют кромки рамы в районе выхода шнура, что значительно увеличивает площадь контакта шнура с рамой и соответственно снижает контактные напряжения и вероятность порчи шнура. Качество поверхности, антикоррозионных и антифрикционных покрытий многих известных фирм, таких как Orvis (отдельные модели (см. рис 2)), Tibor (практически все), Henchel (см. рис.3). вызывает восхищение и уверенность в качестве и надежности катушки. Многие фирмы ведут поиски и работы в этом направлении.


Мы предвидим, что вскоре в арсенале многих фирм появятся катушки имеющие "керамическое" покрытие поверхностей, высокой твердости и износостойкости. В области высоких технологий такие покрытия давно известны, однако они пока достаточно дороги и внешний вид их иногда вступает в противоречие с функцией " модной игрушки ". К этому вопросу мы еще вернемся.

ФУНКЦИЯ ЛЕБЕДКИ.

Функциональная пригодность катушки в этом качестве определяется ее способностью решать сразу несколько задач. Позволять подматывать шнур и бекинг при вываживании рыбы. При этом желательно, чтобы конструкция катушки позволяла это производить без чрезмерных усилий, шнур и бекинг укладывались достаточно равномерно на шпулю и не цеплялись за различные выступающие части катушки (ручку, балансировочный груз, ручки регулировки. ), не захлестывались вокруг катушки и отдельных ее частей. Конструкторы и дизайнеры ведущих фирм уделяют этому вопросу достаточно много внимания. Посмотрим, например, на ручку вращения шпули катушек Abel (см. рис 4). Ручка выполнена из специальных пород дерева, форма ее обеспечивает надежный захват пальцами и предотвращает их соскальзывание. В основании ручки установлена специальная шайба, которая предотвращает попадание подлеска и шнура в щель между осью ручки и ручкой. Все остальные части катушки выполнены по такому же принципу. Абсолютной нормой, практически для всех катушек, стала конструкция перехода бортика Rim контроля шпули к раме. Своеобразное лабиринтное уплотнение препятствует попаданию в зазор между шпулей и рамой шнура, подлеска и других посторонних предметов. Все эти кажущиеся мелочи имеют очень большое значение. Пренебрежение любой из них может привести либо к потере рыбы, либо к безнадежной порче шнура и катушки. Особое внимание к таким "мелочам" является визитной карточкой солидной фирмы - производителя.

Катушка должна позволять достаточно четко работать со шнуром и с мушкой, причем для катушек разного класса и назначения это их качество может реализоваться различно. Некоторые виды нахлыстовой рыбалки предполагают быструю и достаточно равномерную подмотку шнура для обеспечения необходимого движения мушки. Ловля на нимфовые мушки, с утяжеленными подлесками, некоторые разновидности морского нахлыста, требуют быстрого и достаточно равномерного подтягивания мушки. Для обеспечения этого многие фирмы изготавливают катушки, снабженные различными приспособлениями для быстрой подмотки. Например, у "Orvis" есть модель "Battenkill High - Speed Retrieve" (см. рис 5), снабженная механизмом ускоренной подмотки шпули с передаточным отношением 1.6:1 и 2:1. Это уже практически мультипликаторная катушка. Существуют катушки, так называемые "автоматы", автоматическая подмотка шнура, в которых осуществляется за счет энергии предварительно взведенной пружины (типа часовой). Сейчас такие катушки почти не выпускаются и из современных можно привести только модель "Mitchell 710 Automatic (см. рис.6). Есть катушки с электрической подмоткой, как, например, "DAM Quick Fly Fish Electreel" (см. рис.7).

Вся эта нахлыстовая экзотика не нашла достаточно широкого распространения и применения. Однако, в последнее время, в области совершенствования именно этой функции нахлыстовой катушки появилось поистине " революционное" новшество - "large arbor" шпули, которое совместило в себе конструктивную простоту и, в некоторой степени, выполнило поставленную задачу ускоренной подмотки шнура. Этот удачный компромисс обусловил то, что сейчас практически каждая солидная фирма имеет в своем арсенале или специальные катушки с "large arbor" шпулями, либо поставляет сменные LA шпули на свои обычные катушки. Примеров масса: Orvis "Vortex", Orvis "Battenkill Large Arbor”, U.L.A., Loop "Evotec". (см. рис.8, 9, 10, 11). Как оказалось, LA шпули предоставляют нахлыстовику и некоторые другие преимущества, обеспечивающие стабильную работу тормозов или, например, позволяющие успешно вываживать добычу в специфических ситуациях. Приведу пример. Один из российских рыболовов, специализирующихся на ловле лососевых рыб, на наш вопрос: "Чем тебе удобны катушки с LA шпулями?". Ответил примерно следующее: "Представь. У тебя произошла поклевка кумжи, которая практически мгновенно "стащила" с катушки шнур и весь запас бекинга. После этого она разворачивается и в том же темпе несется на тебя. Вот тут ты и начинаешь жалеть, что передаточное число твоей катушки не более чем 1:1 и ты не успеешь смотать все это назад".

В этом разделе наверно стоит еще остановиться на, так называемых, "антиреверсных" катушках, тем более что сейчас практически все известные фирмы имеют в своем арсенале одну - две такие модели. Такое относительное распространение "антиреверсные" модели получили благодаря некоторым удобствам, которые они предоставляют. О чем идет речь? У A/R моделей нет жесткой связи между ручкой вращения шпули и шпулей, как это сделано на обычных моделях. Связь осуществляется через тормоз. Таким образом, если после поклевки рыба уходит и сматывает шнур и бекинг со шпули, этому ее движению противодействует только тормозная система катушки. Ручка же подмотки остается неподвижна благодаря специальным антиреверсным муфтам механизма катушки. При свободной подмотке шнура, вы вращаете ручку, которая через тормоз увлекает шпулю. Один из наших знакомых приверженцев обычных моделей, образно и не без иронии окрестил A/R модели "катушкой для пианистов". В самом деле, пальцы ваши не пострадают в любом случае, если вы пользуетесь такой катушкой. По нашему мнению, эти катушки, по их принципиальным качествам, мало чем отличаются от обычных и желание или нежелание их признавать относится скорее к психологическим аспектам рыбалки. Заключая рассказ о A/R моделях можно привести пару примеров таких моделей (см. рис. 12, 13) на которых изображены антиреверсные модели "Orvis" и "MEGOFF".

ФУНКЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ.

Пожалуй, нет ни одной другой такой функциональной составляющей современной нахлыстовой катушки, которая бы вызывала столь полярное отношение к себе со стороны нахлыстовиков и производителей катушек. На страницах специализированных журналов, на очных конференциях и интернетовских форумах, идут не утихающие "жаркие баталии" между специалистами нахлыста о том, нужен ли вообще мощный тормоз катушкам среднего и тяжелого класса. Можно привести массу примеров, когда сходные по классу и назначению катушки полярно отличаются наличием или практически полным отсутствием тормозов. Например, Orvis "Vortex 7/8" и Abel TR/3 (см. рис.14, 15). В чем же дело? Почему одни рыболовы используют катушки с довольно мощными тормозами, другие, даже обладая подобной катушкой, используют ее тормозную функцию в минимальном объеме, т.е. только для легкого подтормаживания шпули, чтобы избежать запутывания ("перебега") шнура при работе со шнуром и при резких рывках рыбы? Суть спора таких приверженцев и противников тормозов можно попробовать передать в воображаемом диалоге на рыбалке двух нахлыстовиков специализирующихся на ловле лосося:

- Зачем ты приобрел себе этот супермодный "Vortex"? Толку от этих мощных тормозов.

- Ну да! А я вот смотрел вчера на твои акробатические манипуляции с Abel, когда у тебя села приличная семга. Пальцы то хоть целы? Тормозил ими так, что непонятно от кого дым шел, от рук или от катушки.

- Зато ведь взял. А какие она фортели выделывала!! А ты со своими супермощными тормозами, пока руками пытался дотянуться до регулятора и чуть ослабить тормоз и "малыша" взять не смог. "Обрубил" он тебе муху враз.

- А когда я крупную взял позавчера. Вполне спокойно. Ты бы никогда ее не остановил, а я одним тормозом остановил, правда она солидно себя вела и такой "художественной гимнастики" как сегодняшний "малыш" не показывала, давила авторитетом и массой. И так далее.

Если внимательно вдуматься в этот диалог, то первое впечатление может сложиться такое, что эта проблема носит чисто психологический характер. В самом деле, среди любителей нахлыста немало рыболовов, которые через пол часа после нахлыстовой рыбалки возьмут в руки спиннинг, но никому из них не придет в голову прицепить на удилище вместо, скажем ABU "Cardinal", какую ни будь "Невскую". Значит с тормозами на "мясорубках" все нормально, а на нахлыстовых катушках нет. Зачастую даже опытные рыболовы не в состоянии объяснить конкретно, чем им не нравится катушка. Но результаты, как говорится, налицо. Конечно, корни этого явления лежат, в том числе, и в особых и древних традициях нахлыста, в психологии нахлыстовиков. Поэтому многие доверяют судьбу своей добычи не тормозам, а собственным пальцам и ощущениям. Так что же плохо в тормозах нынешних нахлыстовых катушек, а что хорошо и какими они будут, или должны быть?

О тормозах на нахлыстовых катушках от 0 до 4 - 5 класса можно особенно не распространяться. Обычное их назначение это легкое подтормаживание шпули для предотвращения "перебега" при работе со шнуром. Конструктивные отличия в исполнении таких тормозов минимальны. Достаточно привести в пример классические модели Orvis "Battenkill" (см. рис.16) и House of Hardy "Marquis" (см. рис.17) и вы составите себе полное впечатление. Тормоза на такого рода катушках имеют настолько отработанную и устоявшуюся конструкцию, что некоторые катушки выпускаются в неизменном виде десятки лет и продолжают оставаться "очень популярными". Недавно наш английский друг передал нам на осмотр хардиевский "Marquis" из своей обширной коллекции. Катушка, выпущенная знаменитой фирмой толи 40, толи 50 лет назад, находилась в прекрасном рабочем состоянии, а самое главное, внешне ничем не отличалась от аналогичной, представленной в каталоге фирмы за 2000 год. Единственная вещь, которая раздражает многих рыболовов на таких и не только таких катушках - это назойливый, преследующий звук трещетки. Людей, предпочитающих тишину и спокойствие на рыбалке, звук этот может иногда доводить до исступления. Причем, если на моделях типа "spring and pawl", наличие треска - это конструктивная особенность тормоза и от него никуда не деться, то на многих других моделях с дисковыми тормозами наличие трещетки не обосновано ничем, кроме желания вызвать душераздирающий треск. Мы долго не могли понять смысл всего этого, пока однажды один из приверженцев шумовых эффектов не объяснил, что по частоте треска он определяет скорость, с которой пытается удрать рыба. На наш взгляд, весьма сомнительная компенсация за такую информацию. Хотя, наверное, такие модели имеют право на жизнь, просто трещетка на них должна быть отключаемой , тем самым предоставляя рыболову выбор.

Читайте также: