Катамаран педальный своими руками
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 04.10.2024
Предлагаем вам познакомиться с конструкцией необычного велокатамарана. Ничего с велосипеда не снимая, дополняем свою машину несложной пристегивающейся конструкцией в виде двух поплавков, и в считанные минуты он перевоплощается в плавсредство. Делаем катамаран своими руками.
Есть в австрийских Гурктальских Альпах небольшое озеро Милльштеттер-Зее. Его длина 10 км, а ширина всего 300 м. На противоположных его берегах расположились два поселка.
В одном есть школа, в другом - нет. Так вот ребята из одного поселка в обход озера каждый день вынуждены добираться до школы. Младшие - на автобусе, а старшеклассники предпочитают велосипеды. С ветерком проехаться для них каких-то 16 км в один конец труда не составляет. Но сравним: в обход -16 км, а по воде - в пятьдесят раз ближе. Именно на эту разницу обратил внимание Вальтер Энкерт. И чтобы сэкономить время, решил переделать свой дорожный велосипед. Ничего с него не снимая, он дополнил свою машину несложной пристегивающейся конструкцией в виде двух поплавков, и в считанные минуты превращает ее в катамаран и обратно в велосипед.
Предлагаем вам познакомиться с конструкцией необычного велосипеда Вальтера Энкёрта. На рисунке 1 цифрами обозначены: 1 - дорожный велосипед, 2 - скрепляющая балка, 3 - кронштейн, 4 - поплавок, 5 - перо руля, 6 -педальный движитель. Как видите, велосипед, благодаря двум балкам и четырем кронштейнам, опирается на два поплавка. Дополнительную жесткость конструкции катамарана придают растяжки, крепящиеся к передней и задней осям велосипеда. Поплавки разведены на ширину 1250 мм, что обеспечивает хорошую устойчивость при сильных порывах бокового ветра. А сами поплавки, это можно смело утверждать,- проще не придумаешь. У юного конструктора они выполнены в двух видах: из листового пенопласта (вариант 4А) и пластиковых бутылок (вариант 4Б). Чтобы обеспечить грузоподъемность в 120 кг, Вальтер использует в варианте с бутылками 6 рядов по пять штук вместимостью по 2,25 литра в каждой, как показано на 2 поз. 4Б (см. сечение Б-Б).
Прочность конструкции придают две доски длиной по 2000 мм каждая: верхняя толщиной 40 мм, а нижняя - 20 мм. От гниения древесина защищена пропиткой в 2 слоя нитрокраски или олифы. Каждая бутылка - а их потребуется 60 штук - тщательно проверяется на герметичность. Для этого в каждую насыпают чайную ложку питьевой соды, наливают полстакана горячей воды и мгновенно завинчивают пробкой. Выделяющийся углекислый газ надувает бутылку. После этого ее погружают в воду. Если из бутылки выделяются пузырьки, она бракуется. Если пузырьков нет, годится! Каждая связка по 5 штук тщательно крепится к доскам изоляционной или самоклеящейся лентой.
Если вас бутылочная конструкция не заинтересовала, используйте другую - пенопластовую. Из такого плотного материала толщиной 40 или 50 мм следует нарезать столько заготовок (см. вариант 4А, сечение А-А), чтобы они разместились на всей длине поплавка кактамарана. Между собой листы склейте водостойким клеем, а всю сборку сверху и снизу прикрепите к доскам.
Самый ответственный узел - металлическая рама. Образуется она из кронштейнов и растяжек. Выполнить их лучше из стальных труб диаметром 28. 30 мм. Лучшее решение - соединить детали сваркой. Если же с ней возникнут проблемы, то можно использовать элементы болтового соединения, показанные на рисунке 2. Размеры L1 и L2 определяются из расчетов вашего роста, длины ног и размеров велосипеда. К поплавкам рама крепится на подпятниках с помощью мощных саморезов с болтовыми головками. А вот к раме самого велосипеда вся конструкция присоединяется: сверху к деревянным балкам - с помощью четырех болтов М10 и к осям передних и задних колес -гайками М8. Движитель системы Энкерта - идеальный с опущенными вниз лопастями, способ их крепления и все необходимые размеры вы найдете на рисунках.
Любое средство передвижения по воде должно иметь руль. Вальтер для этих целей использует переднее колесо. Снизу к нему крепится перо, представляющее собой дюралюминиевую пластину толщиной 2 мм. Обозначенный на рисунке размер Rk подбирается к разметке с учетом диаметра колеса велосипеда. Четыре растяжки из стального прутка диаметром 6 мм и две скобы под гайки М8 передней оси обеспечат надежное крепление руля к переднему колесу велосипеда.
Завершающим этапом вашей работы станет покраска катамарана всех металлических деталей грунтовкой и яркими эмалевыми красками.
ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.
Самодельный катамаран из пластиковых труб
В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.
Почему катамаран?
Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.
- для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
- катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
- благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
- возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
- на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Из чего состоит катамаран?
Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.
Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра
Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.
- Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
- Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
- Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
- Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
- Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.
Расчет размеров судна
Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.
Размеры судна рассчитываютсяя для каждого индивидуального случая
Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.
Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:
- одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
- для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
- трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.
Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.
Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.
Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.
Катамаран на веслах
Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.
Порядок изготовления
Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.
Одноместный катамаран
Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.
Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.
При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.
Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.
Изготовление сиденья для одноместного катамарана
- Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
- Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
- Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
- На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.
Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)
Туристический плот
Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.
- Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
- Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
- На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
- На раме делают настил из досок.
Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.
К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.
Читайте также: