Кашмау головной убор башкирский своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Язык, как известно, социальное явление, и как всякое социальное явление, он связан с историей народа. Это в полной мере относится и к диалектам. Поэтому естественна связь диалектологии с историей народа и такими историческими дисциплинами, как археология и этнография. Диалектный источник имеет определенное преимущество перед литературным, поскольку хранит многое из того, что утрачено в литературном языке. Такой материал, как известно, представляет собой сосредоточение большого количества архаических элементов, наилучшим образом отражающих особенности традиционной культуры народа.

Профессор Р.И.Аванесов отмечает, что диалектологические и этнографические сведения, вместе взятые, подкрепляя друг друга, могут привести исследователя к важным заключениям об истории соответствующего говора и его носителей – населения этой местности [Аванесов 1949, 18]. В связи с этим, исследования диалектного языка, как источника сведений о конденсации в языке культурного опыта народа, приобретают на сегодняшний день особую значимость. Костюм, как один из компонентов национальной культуры, выявляет отразившиеся в нем исторически и социально обусловленные традиции. Особенно важно подчеркнуть, что границы этнографических различий могут совпадать с границами диалектов, и поэтому языковые данные могут дополнить этнографические материалы. В качестве примера можно рассмотреть лексическую базу диалектов башкирского языка с целью выявления слов, связанных с головными уборами башкир.

В башкирском литературном языке за спаренным женским платком закрепилось название ҡушъяулыҡ . В диалектах же используются такие варианты, как алҡа яуҙыҡ (вост. диал.) – большой двойной платок, украшенный монетами; бауҙы яуҙыҡ (вост. диал.) – спаренный платок, которым покрывались молодые и средних лет замужние женщины; ҡуш яуҙыҡ (вост. диал.) – спаренный платок. Диалекты дают нам и информацию о конструктивных особенностях данного вида платка: бот (вост. диал.) – монетные подвески спаренного национального платка; инес (вост. диал.) – вышитая позументами кайма платка; ҡолаһасуҡ (вост. диал.) – коралловые тесемки платка; саҡалтыраҡ, сағылдырыҡ, саҡалтай (северо-запад. диал.) – тесьма, лента у женского платка (ҡушъяулыҡ) , которая служит завязкой; ситтек (вост. диал.) – вышитая монетами тесемка спаренного платка; сылбыр (вост. диал.) – тесьма, лента у женского платка (ҡушъяулыҡ) , которая служит завязкой; һағалдырыҡ (вост. диал.) – подвязка из монет спаренного платка, которая завязывается под подбородком; эйәксә (северо-запад. диал.) – завязка у спаренного платка; эләксен (южный диал.) – тесьма с нашитыми монетами у спаренного национального платка, которая служит завязкой. На фотографии (из личного архива С.Н. Шитовой) видны вышеперечисленные особенности, а именно вышитая кайма, подвязка из коралловой бахромы, монетные подвески. Кроме того, на этой фотографии мы видим башбәйҙәмес, бәйҙәмес (вост. диал.) – повязку под платок. В этнографических исследованиях упоминается о том, что существовала традиция, по которой под большими платками была специальная повязка. Ее изготавливали из небольшого куска ткани или же использовали маленькие платки.

В диалектах закрепились и названия обычных (һыңар яуҙыҡ) платков: карманай (вост., южный диал.) – небольшой белый платок для повседневной носки; кеземир, кизимир (южный, северозапад. диал.) – хлопчатобумажный красный платок с белым узором; кәзәяулыҡ (вост. диал.) – кашемировый платок; кәзәшә л (вост., диал.) – хлопчатобумажный платок с кистями; фелүр яулыҡ (вост., северо-запад. диал.) – флеровый платок; фырансуз яулыҡ (вост., северо-запад. диал.) – азиатский цветастый платок.

femme bachkirienne . La République de Bachkirie de la Fédération de Russie, située entre la Volga et les Monts Oural dans l'est de la Russie européenne. Sa capitale est la ville de Oufa, située à 1 519 km de Moscou.

Фольклориада – 2016: как в Мексике встретили башкирских артистов Concert, Concerts

Фольклориада – 2016: как в Мексике встретили башкирских артистов

Красавицы башкирки.Beautiful girl Bashkir. Народный Костюм, Костюмы, Россия, Сари, Культура, Beautiful, Мода

A Bashkir lady | Sabantuy Тюркские Языки, Anthropology, Россия, Женщина, Знаменитости, Леди

Фольклориада – 2016: как в Мексике встретили башкирских артистов Таймс Сквер, Костюмы, Платья, Мода

Фольклориада – 2016: как в Мексике встретили башкирских артистов

Başkirler - Başkortostan - Башкортостан - Türk Asya - Asian Turkish, Тюрки России Тюркские Языки, Самара, Украина

Başkirler - Başkortostan - Башкортостан - Türk Asya - Asian Turkish, Тюрки России

Banana splash слот - автомат король карт, Queen of hearts играть бесплатно без регистрации

Rumia Mingazheva. Азия, Красота

Başkirler - Başkortostan - Башкортостан - Türk Asya - Bilig Bitig, Asian Turkish, Тюрки России Народный Костюм, Костюмы, Тюркские Языки, Турки, Самара, Россия, Мир, Традиционные Платья

Başkirler - Başkortostan - Башкортостан - Türk Asya - Bilig Bitig, Asian Turkish, Тюрки России

Башкирки — мои куклы, особенности башкирского народного костюма, фото № 1

Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников.

Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст.

Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.

Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин - кашмау - представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки. Старинным головным убором был и кушъяулык - большой двойной платок, который носили молодые женщины. Пожилые башкирки носили тастар - головной убор типа полотенца длиной примерно 250 - 280 см и шириной 35 - 40 см. Им женщина обматывала себе голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, другой также украшенный на спине. Поверх него носили меховые шапки.

Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство.

_900 x 600 6.jpg

Давно я ничего не писала про национальные костюмы, а тут в Башкортостане случились некоторые интересные события и нововведения в смысле дресс-кода для чиновников в национальном стиле И, прежде чем о них написать, решила я ознакомиться с народным башкирским костюмом, чтобы понятнее было, на чем именно основан новый дресс-код.

Башкиры - тюркский народ, проживающий на территории Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской области, восточной части Республики Татарстан, юго-восточной части Удмуртии, южной части Пермского края, юго-западной части Свердловской, западной части Курганской, северо-восточной части Самарской, восточной части Саратовской областей



Слева башкиры 1872 год, справа бшкирский национальный костюм

Традиционная одежда башкир варьировалась в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет.



1. Шейно-нагрудное украшение "сакал" замужней женщины, сшитое из холста и сплошь покрытое серебряными монетовидными жетонами. По краю нагрудник обшит кораллом и украшен подвесками с сердоликом.Первая половина XIX века

2. Рубаха женская из кумача, свободного покроя, расширяющаяся книзу, без швов в плечах, с ластовицами из белого в голубую полоску коленкора. Воротник маленький отложной. Грудной разрез посередине. Рукава длинные, широкие, прямые. Вокруг грудного разреза - широкая закруглённая снизу полоса, сшитая из узкой полоски золотистого позумента и красной и розовой лент. Вокруг всего подола двумя волнистыми линиями нашита шёлковая лента синего цвета. Российский этнографический музей сер. XIX в.

3. "Изеусе" - женское нагрудное украшение в виде куска белой шерстяной домотканины, обшитой сверху белой хлопчатобумажной тканью; прямоугольной формы; внизу две завязки; украшено рядами металлических блях и монетами; по самому краю пришиты металлические пуговки; одна бляха с осыпью бирюзы; вставки натуральных и поддельных сердоликов - четыре штуки, поддельных монет - 291 шт. Вверху, у шеи, пришита металлическая цепочка, состоящая из резаных листочков и косичек. XIX в

Это нагрудники, чересплечные украшения-перевязи, наспинники , различные подвески, накосники, браслеты, серьги.

Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный Кашмау|ҡашмау, девичья шапочка таҡыя, меховой ҡама бүрек, многосоставный кәләпүш, полотенцеобразый таҫтар, часто богато украшенный вышивкой. Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ. Среди мужских: меховые шапки-ушанки (ҡолаҡсын), лисьи шапки (төлкө ҡолаҡсын), капюшон (көләпәрә) из белого сукна, тюбетейки (түбәтәй), войлочные шляпы.

_ngrCapture.PNG


Башкирский головной убор кашмау (4 разных). XIX век. Российский этнографический музей, Спб

______Таҡыя.PNG


Таҡыя - головной убор круглой формы, вверх отделан из разноцветных бусинок, которые пришиты на коричневой шерстяной материал. Учалинский историко-краеведческий музей Республики Башкортостан

__756Capture.PNG

Слева: Шапка (бүрек, башлыҡ) в форме треугольника -элемент башкирского национального костюма, который используется на концертах. 70-80-е годы ХХ века Баймакский историко-краеведческий музей Республики Башкортостан

Справа: Шапка "тюльке бурек". Высокий мужской головной убор, верх из ярко – зеленого бархата, край оторочен мехом чёрно-бурой лисы и в затылочной части переходит в длинные лисьи хвосты (65 см.). Шапка скроена из двух одинаковых частей, в верхней части вытянутой формы в виде округлого гребня, стыковочный шов отделан золотистой канителью. Подкладка из темно-зеленного искусственного шелка и тонкого утеплителя простегана.2000-е г Из национального башкирского прадничного мужского Новосибирский государственный краеведческий музей

___gCapture.PNG


Слева: Шапка. Башкиры Вторая пол. XIX в. Российский этнографический музей Спб Справа: Шапка. Башкиры середина XIX в Российский этнографический музей

Оригинальная обувь восточных башкир: ҡата и сарыҡ, кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ҡата и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги (итек, ситек), и лапти (сабата) (за исключением ряда южных и восточных регионов).



2. Лапти (сабата), плетеные из лыка типа калош, глубокие. в холодное время к такой обуви прибивалась подошва Куюргазинский историко-краеведческий музей Республики Башкортостан

3. Сарык-женская обувь. Голенища из белой домотканой шерсти, обувная часть из кожи. Учалинский историко-краеведческий музей Республики Башкортостан

Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом.

Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат елән, аҡ саҡман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами.



Халат (елян) - верхняя одежда башкирской женщины XIX век Сшит из темно-синего бархата. Способ кроя - распашной, прямоспинный, расширенный к низу. Богато декорирован, в качестве декора использован позумент, металлические бляшки, подвески, бисер, ручная вышивка, сердолик, монеты. Подклад из пестрого ситца. Государственное автономное учреждение культуры "Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей"

___hdCapture.PNG


Халат башкирской девушки из чёрной материи на синей полосатой ситцевой подкладке; кругом (по краю) обшит полосой красного сукна; на некотором расстоянии от суконной полосы (по бокам и внизу халата) нашиты кружочки красного и синего сукна, обшитые кругами из разноцветных (красных, синих, зелёных, жёлтых, розовых) шёлковых ниток и белым бисером. В середине этих розеток и отдельно (по три штуки) нашиты разноцветные пуговки. Внизу (по подолу) между розетками нашиты серебряные монетки (10 к.) и металлические кружки. На верхней части халата по красному сукну нашиты: полоса позумента и белая металлическая цепочка. Сзади (на спине) у рукавов нашиты два кусочка красного сукна, на которые нашит белый позумент. Концы рукавов, также, обшиты красным сукном и белым позументом. Дополнение: всего восемь гривенников. Российский этнографический музей кон. XIX в.

Мужские казакины и чекмени (саҡман), полукафтаны (бишмәт).

____nfCapture.PNG

Слева: Мужской казакин из х/б ткани. Ткань красного цвета с узкими полосками синего, желтого цветов. Полочки цельнокроеные, боковые части - отрезные по талии, низ расширенный. По линии талии, низу рукавов, низу полочек нашиты полоски ткани серого и желтого цвета ш - 1,5 см. Борта кафтана обработаны с изнанки тканью голубого цвета со светлыми цветами ш - 4 см. Филиал Муниципального бюджетного учреждения культуры и искусства Картинная галерея городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Ишимбайский историко-краеведческий музей

Справа: Верхняя мужская плечевая одежда. Казакин Нач. XX в. "Национальный музей Республики Татарстан"

Поскольку башкиры в Российской империи служили в армии, казакин был не только и не сколько верхней одеждой, сколько верхней одеждой для военных. В музеях такие военые казакины не сохранились, но их можно увидеть на многочисленных картинах.
.

_Освободительные войны. Зарубежные гости. Башкиры в Германии. Автор Р. Кнетеля.jpg


Р. Кнетель "Освободительные войны. Зарубежные гости" (Башкиры в Германии)

_Башкиры в Германии, в разрушенных предместьях города Гамбурга в 1814 году. Г.jpg


Кристофер Зур, Корнелиус Зур Гравюра "Башкиры в Германии, в разрушенных предместьях города Гамбурга в 1814 году"

Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией.

Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканные (до 2,5 м в длину), ремённые, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож в деревянных, обшитых кожей, ножнах (бысаҡ ҡыны).

_niykuCapture.PNG

1. "Чекмень" мужской белый из домашнего сукна. Покрой прямой, цельный, гладкий. Края и концы рукавов обшиты полоской чёрной ткани. Воротник с внутренней стороны подшит чёрной материей; снаружи нашита полоска красной ткани. По бокам внизу сделаны два разреза, обшитые полосками красной и чёрной ткани.

2. Пояс, которым подпоясывают халат "чекмень". Соткан из чёрных шерстяных ниток с бахромой, по краям три белые поперечные полосы.

3. Башкирский мужской головной убор. кон. XIX – нач. XX в. - вроде башлыка, одевается с халатом "чекменем". Сшит из белого домашнего сукна. Верх состоит из срезанного конуса, по краю и крест-накрест сверху обшитого полоской красной ткани; сзади и с боков обшит сукном, закрывающим уши и затылок; края обшиты полоской красной ткани; по бокам пришиты чёрные завязки. Все предметы - Российский этнографический музей, Спб

В 2020 году указом Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова установлен праздник - День национального костюма. Он проводится дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.
.

_День национального костюма в образовательных организациях Республики Башкортостан пройде 11 сентября.jpg

Празднование Дня башкирского национального костюма 11 сентября 2020 года

В этот день в национальных костюмах пришли на работу и башкирские чиновники.

______________2n_WXkQ1cN.jpg.1024x768_q65_sharpen.jpg


Башкирские чиновники на Дне башкирского национального костюма 11 сентября 2020 года



Башкирские чиновники на Дне башкирского национального костюма 11 сентября 2020 года

Кто в чем горазд. С одной стороны, красиво, конечно, но с другой стороны, это все-таки не концертный коллектив, на работе люди. Видимо, после этого и пришла Радию Хабирову в голову идея создать национальный дресс-код для башкирских чиновников.

Читайте также: