Карточки для фонетического разбора как сделать

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Для того чтобы выполнить фонетический разбор слова (или, как его еще называют, звуко-буквенный разбор), необходимо владеть некоторыми основами фонетики, которые мы разбирали на уроках о звуках и буквах, а также о слогах и ударении.

Фонетический разбор — это анализ буквенного и звукового состава слова.

С его помощью мы анализируем, как соотносятся между собой написание и произношение слова.

Произведя фонетический разбор, мы сможем ответить на вопросы о том, сколько в слове слогов и куда падает ударение, какими свойствами обладают звуки, составляющие слово, а также совпадает ли количество букв и звуков.

Особенности фонетического разбора

Для того чтобы обозначать на письме звуки, которые мы произносим, принято использовать квадратные скобки.

Например: [о] обозначает гласный звук в слове кот. Само слово кот тоже можно написать в виде звуков квадратных скобках: [кот]. Это называется транскрипцией.

Транскрипция — это способ передачи звуков речи на письме.

Также может встретиться глагол транскрибировать (затранскрибировать) — это означает написать слово в транскрипции.

Кроме того, следует помнить о том, как обозначается мягкость согласного звука: [ ‘].

Мягкий и твердый знаки не обозначают звука — они лишь используются на письме для передачи произношения.

Например, в слове день мы пишем мягкий знак, чтобы указать, что согласный н — мягкий. Однако в транскрипции достаточно лишь указать мягкость этого согласного: [н’].

План фонетического разбора

Примеры фонетического разбора

Разбор слова, где количество букв и звуков совпадает:

мама;
ма́|ма;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.

Разбор слова, где звуков больше, чем букв:

язык;
я|зы́к;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[а] – гласный, безударный;
[з] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
[ы] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
4 буквы, 5 звуков.

Разбор слова, где букв больше, чем звуков:

роль;
ро́ль|;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[о] – гласный, ударный;
[л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
4 буквы, 3 звука.

Разбор слова с удвоенной согласной:

рассказ;
рас|ска́з;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, безударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[с] – согласный, глухой парный, твердый парный.
7 букв, 6 звуков.

Разбор слова с непроизносимой согласной:

Обратите внимание! В этом слове мягкий звук [н’] влияет на стоящий перед ним звук [с’], который тоже становится мягким.

тростник;
трост|ни́к;
[т] – согласный, глухой парный, твердый парный;
[р] – согласный, звонкий непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный;
[с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, ударный;
[к] – согласный, глухой парный, твердый парный.
8 букв, 7 звуков.

Разбор глагола, оканчивающегося на -ТСЯ:

обнимается;
об|ни|ма́|е|тся;
[а] – гласный, безударная;
[б] – согласный, звонкая, твердая;
[н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
[и] – гласный, безударный;
[м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
[а] – гласный, ударный;
[j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[э] – гласный, безударный;
[ц] – согласный, глухой непарный, твердый непарный;
[а] – гласный, безударный.
10 букв, 10 звуков.

Выполните фонетический анализ слова. Проверьте себя по ответам.

Задание 1:

Слова для разбора:
1) деньги, 2) луч, 3) солнце, 4) синим, 5) ложка

Ответ:

1) де ´ нь-ги - 2 слога, 1-й ударный

д [д' ] — согл., зв., мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
н [н' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
г [г' ] — согл., зв., мягк.
и [и ] — гл. безуд.
6 б., 5 з.
л [л ] — согл., зв. непарн., тв.
у [у ] — гл. ударн.
ч [ч' ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
3 б., 3 з.

3) со ´ лнце - 2 слога, 1-й ударный

с [с ] — согл., глух., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
л [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ц [ц ] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
е [э ] — гл. безударн.
6 б., 5 з.

4) си ´ ним - 2 слога, 1-й ударный

с [с' ] — согл., глух., мягк.
и [и ´ ] — гл. ударн.
н [н' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
и [и ] — гл. безударн.
м [м ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
5 б., 5 з.

5) ло ´ жка - 2 слога, 1-й ударный

л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
ж [ш ] — согл., глух., тв. непарн.
к [к ] — согл., глух., тв.
а [а ] — гл. безударн.
5 б., 5 з.

Задание 2:

Слова для разбора:
1) проспект, 2) окно, 3) груз, 4) грузчик, 5) мышь

Ответ:

1) проспе ´ кт - 2 слога, 2-й ударный

п [п ] — согл., глух., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [а ] — гл. безударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
п [п' ] — согл., глух., мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
к [к ] — согл., глух., тв.
т [т ] — согл., глух., тв.
8 б., 8 з.

2) окно ´ - 2 слога, 2-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
к [к ] — согл., глух., тв.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
4 б., 4 з.
г [г ] — согл., зв., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. ударн.
з [с ] — согл., глух., тв.
4 б., 4 з.

4) гру ´ зчик - 2 слога, 1-й ударный

г [г ] — согл., зв., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ´ ] — гл. ударн.
з [ш': ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн., долгий
ч
и [и ] — гл. безударный
к [к ] — согл., глух., тв.
7 б., 6 з.
м [м ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. ударн.
ш [ш ] — согл., гл., тв.
ь [– ]
4 б., 3 з.

Задание 3:

Слова для разбора:
1) еда, 2) въезд, 3) местный, 4) глушь, 5) разжечь

Ответ:

1) еда ´ - 2 слога, 2-й ударный

е [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[и ] — гл. безударн.
д [д ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
3 б., 4 з.

2) въезд - 1 слог

в [в ] — согл., зв., тв.
ъ [– ]
е [й' ] — согл., зв. непарный (сонорный), мягк. непарн.
[э ] — гл. ударн.
з [с ] — согл.,глух., тв.
д [т ] — согл., глух., тв.
5 б., 5 з.

3) ме ´ стный - 2 слога, 1-й ударный

м [м' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
е [э ´ ] — гл. ударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
т [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й ] — согл., зв.непарн. (сонорный), мягк. непарн.
7 б., 6 з.

4) глушь - 1 слог

г [г ] — согл., зв., тв.
л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. ударн.
ш [ш ] — согл., глух., тв
ь [– ]
5 б., 4 з.

5) разже ´ чь - 2 слога, 2-й ударный

р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
а [а ] — гл. безударн.
з [ж: ] — согл., зв., тв., долгий
ж
е [э ´ ] — гл. ударн.
ч [ч' ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь [– ]
7 б., 5 з.

Задание 4:

Слова для разбора:

1) ателье, 2) цифры, 3) сшить, 4) ночной, 5) опоздав

Ответ:

1) ателье ´ - 3-х слога, 3-й ударный

а [а ] — гл. безударн.
т [т ] — согл., глух., тв.
е [э ] — гл. безударн.
л [л' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
е [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[э ´ ] — гл. ударн.
6 б., 6 з.

2) ци ´ фры - 2 слога, 1-й слог ударный

ц [ц ] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
и [ы ] — гл. ударн.
ф [ф ] — согл., глух., тв.
р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
5 б., 5 з.

3) сшить - 1 слог

с [ш: ] — согл., глух., тв., долгий
ш
и [ы ] — гл. ударн.
т [т’ ] — согл., глух., мягк.
ь [– ]
5 б., 3 з.

4) ночно ´ й - 2 слога, 2-ой слог ударный.

н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [а ] — гл. безударн.
ч [ч' ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
й [й' ] — согл., зв.непарн. (сонорный), мягк. непарн.
6 б., 6 з.

5) опозда ´ в - 3 слога, 3-й слог ударный.

о [а ] — гл. безударн.
п [п ] — согл., глух, тв.
о [а ] — гл. безударн.
з [з ] — согл., зв., тв.
д [д ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
в [ф ] — согл., глух., тв.
7 б., 7 з.

Задание 5:

Слова для разбора:

1) обыскать, 2) объёмный, 3) ружьё, 4) (много) туч, 5) ложь

Ответ:

1) обыска ´ ть - 3 слога, 3-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
б [б ] — согл., зв., тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
с [с ] — согл., глух., тв.
к [к ] — согл., глух., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
т [т' ] — согл., глух., мягк.
ь [– ]
8 б., 7 з.

2) объёмный - 3 слога, 2-й ударный

о [а ] — гл. безударн.
б [б ] — согл., зв, тв.
ъ [– ]
ё [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[о ´ ] — гл. ударн.
м [м ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
8 б., 8 з.

3) ружьё - 2 слога, 2-й ударный

р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
у [у ] — гл. безударн.
ж [ж ] — согл., зв., тв.
ь [– ]
ё [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[о ´ ] — гл. ударн.
5 б., 5 з.
т [т ] — согл., глух., тв.
у [у ] — гл. ударн.
ч [ч' ] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
3 б., 3 з.
л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
о [о ] — гл. ударн.
ж [ш ] — согл., глух., тв. непарн.
ь [– ]
4 б., 3 з.

Задание 6:

Слова для разбора:

1) властный, 2) его, 3) тест, 4) поезд, 5)вокзальный

Ответ:

1) вла ´ стный - 2 слога, 1-й ударный

в [в ] — согл., зв., тв.
л [л ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
с [с ] —согл., глух., тв.
т [– ]
н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
8 б., 7 з.

2) его ´ - 2 слога, 2-ой ударный

е [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
[и ] — гл. безударн.
г [в ] — согл., зв., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
3 б., 4 з.
т [т ] — согл., глух., тв.
е [э ] — гл. ударн.
с [с ] — согл., гл., тв.
т [т ] — согл., гл., тв.
4 б., 4 з.

4) по ´ езд - 2 слога, 1-й ударный

п [п ] — согл., глух., тв.
о [о ´ ] — гл. ударн.
е [и ] — гл. безударн.
з [с ] — согл., глух., тв.
д [т ] — согл., глух., тв.
5 б., 5 з.

5) вокза ´ льный -3 слога, 2-й ударный

в [в ] — согл., зв., тв.
о [а ] — гл. безударн.
к [г ] — согл., зв., тв.
з [з ] — согл., зв., тв.
а [а ´ ] — гл. ударн.
л [л' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
ь [– ]
н [н ] —согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
ы [ы ] — гл. безударн.
й [й' ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
10 б., 9 з.

Дополнительно см.: Фонетический словарь. Он содержит много примеров полного фонетического анализа слова. Списки постоянно расширяются. Можно оставить заявку на разбор слова.

ДОШКОЛЬНИК логопед воспитатель педагог дети запись закреплена

20 КАРТОЧЕК ДЛЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВ
Фонетический разбор очень часто вызывает затруднения у детей. С карточками будет легче и интереснее.

Надежда Трайчук

Марина Уткина

Елена Завольская

Светлана Леутская

😊

Огромное спасибо, актуально сейчас.

Надежда Трайчук

неужели, никто не видит, что почти все карточки нельзя давать в старшем дошкольном возрасте. и все ставят сердечки.

Светлана Волочек

Надежда Трайчук

Светлана, написание этих слов отличается с произнесением..лев (льэф). есть словарные слова (девочка, берёза) Если в дошкольном возрасте дать правильный вариант фонетического разбора,то в школе дети будут писать с ошибками эти слова. это вкратце.

Светлана Волочек

Надежда, если дать правильный вариант фонетического разбора, то в школе дети будут писать с ошибками эти слова. Это Вы о чём сейчас говорите?

Надежда Трайчук

Аня, о том, что, показав детям в дошкольном возрасте слово льэф (это звуковой анализ), дети (особенно с ОВЗ) напишут лэф. В дошкольном возрасте (если мы говорим о профилактике нарушений письма, и в то же время обучаем звуковому анализу, произнесение должно совпадать с написанием. шапка, санки (замечательные слова для разбора) В противном случае получаем, чему научили. йаблока, чисы,и т.д.

Надежда, с этим я согласна просто Вы написали "Если в дошкольном возрасте дать правильный вариант фонетического разбора,то в школе дети будут писать с ошибками эти слова. это вкратце" так если дать правильный вариант, тогда дети и научатся делать звуковой анализ слова правильно

Надежда Трайчук

Аня, просто не надо давать сложные слова. а в данном материале они практически все сложные для старшего дошкольного возраста. вот в чем весь вопрос.. афца, афтобус, виртальот, тилифон,вирбльут (эти звуки мы слышим. зачем это всё в 5 лет. ) К сожалению, масса воспитателей не вникают в фонетику.

😨

Надежда, я согласна, что это будет сложновато для дошкольника в принципе, (не все карточки), но нам присылали задания детям на олимпиаду, где дети должны были расставить ударения в словах, написать словами предлоги эти задания были для детей подготовительной группы

Любовь Митракович

Согласна, что не все карточки подойдут для анализа. Например, нельзя брать слова с йотированными звуками, пока не познакомишь с ними детей. В начале работы над звуковым анализом лучше брать слова без уменьшительно-ласкательных суффиксов (сыр, сани, жук, шапка).

В современном русском языке существует несколько видов разбора: морфемный (по составу), словообразовательный, морфологический, синтаксический, лексический, фонетический.

Все виды разбора представлены в 1-4 классе начальной школы. Уже в сентябре первоклассники знакомятся с фонетическим разбором слова. В начальной школе чаще используется понятие "Звуко-буквенный разбор", но при сдаче ВПР в 5 классе задание звучит "Выполни фонетический разбор слова".

Что такое фонетический разбор?

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки.

Фонетический разбор слова – это характеристика звукового состава слова и его слоговой структуры. На письме звуковая запись слова отображается транскрипцией

Что включает в себя фонетический разбор?

Фонетический или звуко-буквенный разбор включает в себя:

  • деление слова на слоги и определение их количества;
  • простановку ударения в слове;
  • транскрипцию слова на русском языке;
  • определение количества букв в слове;
  • определение количества звуков;
  • определение позиции гласных и согласных звуков и их классификация;
  • подсчет количества слогов, букв, звуков в слове.

Часто учащиеся начальных классов затрудняются с выполнением фонетического разбора. Причины непонимания могут быть разные, чаще всего это:

  1. ребенок не усвоил правила фонетического разбора;
  2. у ребенка есть логопедические проблемы.

Родители учащихся начальной школы задают множество вопросов относительно звуко-буквенного разбора:

- Зачем нужен фонетический разбор детям?
- Кто это придумал?
- Где пригодится?

- Ничего не понятно. Детям забивают головы.
- Мы такого в советской школе не делали…

Ответ прост: фонетический разбор развивает фонематический слух и звуковую зоркость; умение слышать и видеть, где звуки оглушаются (озвончаются) и применять нужные правила. В любом ВПР по русскому языку 4 класса и ОГЭ 9 класса включено задание на звукобуквенный анализ. Следовательно, знания пригодятся и через годы при сдаче экзамена.

Буквы и звуки русского языка

Буквы – это графические символы для обозначения звуков речи на письме. Буквы бывают гласные и согласные.

Звуки – это единицы речи, их мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

При чтении книг мы читаем слова и видим буквы, а вслух произносим звуки.

Гласные звуки и буквы

В русском языке 10 гласных букв. Звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

Гласные звуки могут быть ударными или безударными. В первом случае их позицию называют сильной, во втором – слабой. Количество слогов зависит от количества гласных в слове.

Гласные буквы и звуки

Гласные буквы и звуки

Звуки [е], [ё], [ю], [я] в русском языке отсутствуют. Буквы е, ё, ю, я могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’].

Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я только в 3-х случаях обозначают два звука и называются Йотированными, если стоят:

  • в начале слова ( Ю ля, Я на, Е меля, Е лисей)
  • после гласной (красива Я , мо Ю )
  • после ь, ъ (съ Е м, разъ Я ренный)

В правиле 1-2 класса по русскому языку указано, что йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (лисьи, ручьи, воробьи).

Буква

В начале слова, после гласной

После Ь,Ъ

После согласной

Я

Ю

Е

Ё

И

Согласные звуки и буквы

Согласных букв в русском языке - 21. Согласных звуков в русском языке – 36.

Согласные звуки делятся по звонкости-глухости, твердости-мягкости. В каждой категории они также могут быть парными и непарными. Например: у [б] есть пара по всем параметрам, а [ц] всегда непарный.

Согласные звуки, как и гласные бывают в сильной и слабой позиции (оглушаются, озвончаются, смягчаются). Нахождение гласного рядом с согласным обеспечивает ему сильную позицию.

Мягкость согласного звука обозначается значком ['] – запятая над звуком или апостроф.

Согласные буквы и звуки

Согласные буквы и звуки

Классификация согласных звуков

Согласные звонкие непарные (сонорные)

Согласные глухие непарные

Согласные звонкие парные

Согласные глухие парные

Согласные всегда твердые

Согласные всегда мягкие

Ъ, Ь знаки – не обозначают звуков, лишь указывают на твёрдость (Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука перед ним. Знаки Ъ, Ь следует просто записать в слове ввиде букв, не характеризуя и не записывая в транскрипцию.

Все глухие согласные легко запомнить по фразе: "Стёпка, хочешь щец? Фи!"
Звонкие непарные согласные можно запомнить по фразе: "Лимон - рай!"
Все звонкие согласные можно запомнить по фразе: "Умная голова, разбирай божьи дела".

Порядок фонетического разбора слова в начальной школе

Фонетический разбор слова в начальных классах отличается от анализа в старшей школе и ВУЗе. Он более краток, при его проведении не указывается вид образования того или иного звука (смычный, губно-зубной, аффриката и так далее).

  • начинать анализ нужно с произнесения слова и его записи;
  • деления слова на слоги и простановки ударения;
  • записи возможных вариантов переноса слов;
  • записи транскрипции в квадратных скобках.

Примеры транскрипции фонетического разбора: [щ’ино́к], [кат’о́нак], [й’а́сный’], [кап’э́л’], [атэ́л’й’э́];

  1. рядом с транскрипцией следует указать количество слогов;
  2. ниже в столбик записываются буквы и звуки;
  3. после каждого звука, обозначенного квадратными скобками, приводится характеристика (ударный-безударный, глухой - звонкий, твердый - мягкий, парный-непарный);
  4. завершать разбор слова необходимо проведением горизонтальной линии и подсчетом числа букв, звуков.

Образец фонетического разбора

Чтобы правильно проводить звуко-буквенный разбор слова в начальной школе, нужно иметь перед глазами ленту букв и звуков, которая обычно вывешивается на видном месте в классе.

Лента букв и звуков

Лента букв и звуков

Многие слова произносятся иначе, чем пишутся. Увидеть этот фонетический процесс помогает транскрипция русских слов.

Примеры фонетического разбора

Для того чтобы детям был интересен фонетический разбор слова, особенно в начальной школе, примеры следует подбирать преимущественно яркие, необычные, вызывающие эмоции и чувства: названия игрушек, механизмов, событий.

Пример фонетического разбора слова

Пример фонетического разбора слова "Очки"

Пример фонетического разбора слова "яма"

яма [й’а́ма], я-ма, 2 слога
я - [й’] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[а́] – гласный, ударный
м - [м] – согласный, звонкий непарный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука

Пример фонетического разбора слова "кукла"

кукла [ку́кла], кук-ла, 2 слога
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
у - [у́] – гласный, ударный
к - [к] – согласный, глухой парный, твердый парный
л - [л] – согласный, звонкий парный, твердый парный
а - [а] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков

Пример фонетического разбора слова "взгляд"

Взгляд [взгл’а́т], 1 слог
в - [в] - согласный, звонкий парный, твердый парный
з - [з] – согласный, звонкий парный, твердый парный
г - [г] – согласный, звонкий парный, твердый парный
л - [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный
а - [а́] – гласный, ударный
д - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
6 букв, 6 звуков

Пример фонетического разбора слова "отъезд"

Отъезд [атй’э'ст] отъ-езд, 2 слога
о - [а] – гласный, безударный
т - [т] – согласный, глухой парный, твердый парный
ъ - [–]
е - [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
[э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой парный, твердый парный
д - [т] – согласный, глухой парный), твердый парный
6 букв, 6 звуков

Задания в начальной школе на звуко-буквенный разбор

Учащиеся начальной школы должны уметь делать как полный звуко-буквенный (фонетический разбор), так и частичный.

Это могут быть такие упражнения:

  1. найдите в предложении/тексте слова, в которых: число букв больше, чем звуков; число букв меньше, чем звуков; одинаковое количество букв и звуков;
  2. найдите в предложении слова, где все согласные звуки звонкие или глухие, твердые, мягкие;
  3. назовите звуки, которые различают данные слова (пыл - пыль, круг - крюк, лед - льет, род - рот, лук - люк, плот - плод, лимон - лиман);
  4. придумать слова, отличающиеся ударением (кружки - кружки, замок - замок, атлас-атлас).
  5. Укажите пары слов, звуковой состав которых одинаков. (Лес - сель, лыжи - жилы, лиса - сила, ром - мор, луг - лук)
  6. Поставь знак ударения в словах: начала, понял, портфель, хвоя.

Умение производить звуко-буквенный анализ слова очень важно, так как азы фонетики помогают впоследствии сформировать у учащихся навык безошибочного письма и успешно сдать экзамен.

Оставляйте комментарии, какие задания звуко-буквенного анализа вам дают учителя в школе или упражнения попадаются в учебниках. Ваше отношение фонетическому разбору в начальной школе?

Читайте также: