Картины в стиле примитивизма своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Примитивизм — это стиль живописи, в котором художник сознательно использует упрощенные формы, образы и выразительные средства при написании картины. Последователи этого направления пытались противопоставить академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность культуры, не испорченной современной цивилизацией. К примитивизму обращались в своем творчестве как художники-самоучки, так и профессиональные живописцы с классическим образованием.

История примитивизма

Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) как отдельное направление в живописи появился лишь в конце XIX века. Но его истоки хорошо видны в древних культурах. Ясно различимые аналогии с творчеством примитивистов можно найти в наскальных рисунках первобытных людей, артефактах экзотических цивилизаций Африки и Океании. К примитивному искусству также можно отнести многие образцы детских рисунков, средневекового и народного изобразительного искусства.

Примитивизм появился на волне негативного восприятия многими деятелями изобразительного искусства буржуазной культуры конца XIX века. В тот период в живописи массово возникали новые революционные течения:

В картинах Поля Гогена четко прослеживается восхищение первобытной чистотой культуры Океании. Пабло Пикассо в определенный период времени после посещения этнографической выставки начал использовать в своих произведениях методы древних мастеров.

Искусствоведы того времени отказывались воспринимать примитивизм в качестве полноценного стиля изобразительного искусства. Картины выдающихся примитивистов рубежа XIX-XX веков Анри Руссо и Нико Пиросмани заслужили всемирное признание спустя многие десятилетия.

Интерес к примитивному искусству периодически возрастал и угасал на протяжении всего ХХ века. Но и сегодня художники часто обращаются к выразительным средствам примитивизма в своих работах.

Отличительные черты примитивизма

Для опытного искусствоведа не составит труда определить принадлежность конкретной картины к примитивизму. К наиболее характерным чертам стиля можно отнести:

  • отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры);
  • тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона;
  • отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;
  • равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;
  • сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных;
  • одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.

Несмотря на все перечисленные выше признаки, в работах профессиональных примитивистов четко прослеживается стройность и тщательная продуманность композиции. Этим картины мастеров в корне отличаются от работ дилетантов.

Знаменитые художники-примитивисты

В нашей статье невозможно рассказать о всех достойных представителях примитивизма. Но наиболее знаковые художники-примитивисты заслуживают отдельного упоминания. Кстати, все они не имели классического художественного образования:

    (Николай Пиросманишвили) — (1862-1918) — грузинский примитивист. Таинственная личность, непризнанный гений своей эпохи. Нарисовал огромное количество вывесок в Тифлисе, любил изображать на картинах сцены грузинских застолий и животных. Всю жизнь бедствовал, умер в нищете.

Примитивизм занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. Работы художников этого стиля потрясают своей первозданностью и чистотой. А на портале Very Important Lot знатоки искусства всегда могут принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры мастеров разных эпох. Посетители сайта также имеют возможность купить напрямую картины у современных художников.

marix

Такие картины в рамах помогут украсить ваше жилище и добавить ему индивидуальности. Ещё они могут стать хорошим подарком. Можно сделать одну картину или несколько и расположить их рядом, использовать разные материалы, цвета… Каждую идею воплотить несложно, быстро и недорого!

1. Коллаж из лоскутов холста

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

2. Постер из суперболожки от книги или страницы из журнала

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Если у вас есть книга в суперболожке, изображение на которой вам нравится, или вас очаровало фото, рисунок или узор со страниц журнала, просто используйте это изображение в качестве постера. Вставьте его в подходящую по размеру и стилю раму — и готово.


Как использовать в интерьере остатки обоев: 15 идей

3. Ажурный узор на холсте

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Фото: kobiecegadzety. pl

Купите в магазине для художников холст на подрамнике. С обратной стороны нарисуйте узор и вырежьте его скальпелем. Оригинальное произведение искусства готово! Кстати, его можно как оставить в виде необрамлённого холста, так и вставить в раму.

4. Коллаж из веток

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Этот арт-объект подойдёт для тех, кто любит красоту природных материалов. Подберите раму и ветки, обрежьте их до нужной длины и приклейте в раму. Предварительно ветки можно покрасить или покрыть морилкой и лаком. Также можно добавить в композицию другие природные элементы, например, шишки хвойных деревьев.


Идея: картина, сшитая из ткани

5. Надпись или простой значок на цветной бумаге

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Очень просто, а выглядит эффектно: купите лист цветной плотной бумаги или картона и одним цветом нанесите надпись или нарисуйте несложный мотив. Рама придаст работе законченность.

6. Простая геометрия

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Белый холст заклейте малярной лентой, чтобы получился узор. Затем нанесите цвет — один или несколько, чтобы они переходили друг в друга. После высыхания краски снимите скотч, и работа готова. Можно также добавить раму или сделать несколько работ с немного разными узорами.


Как украсить рамы для фото, картин и постеров: 11 идей с инструкциями

7. Красочная абстракция

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Для создания такой работы понадобится холст, краски, полиэтиленовая плёнка и скотч. Плёнку разложите на столе и скотчем отметьте границы холста. Поочерёдно наливайте на плёнку краску, чтобы получились хаотичные узоры. Краска будет смешиваться сама, но можно немного ей помочь. Потом приложите к красочному слою холст, как следует прижмите, чтобы краска отпечаталась на холсте. Плёнку снимите. На холсте отпечатается ваше неповторимое произведение искусства — нужно будет только дождаться высыхания краски.

8. Простой узор пастелью или мелками

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Для такой работы можно использовать и бумагу, и холст. Холст хорош тем, что даёт красивую фактуру и делает даже простой рисунок интересным произведением. Например, как здесь: несложный узор на холсте можно нарисовать масляной пастелью или восковыми мелками.


Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

9. Краска + фото

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Ещё одна несложная в воплощении идея. Для её реализации подойдут деревянные дощечки: можно взять небольшие, как в этом примере, или побольше. Покрасьте дощечки в нужные оттенки, приклейте на них вырезанные мотивы из фотографий или страниц журналов и покройте сверху лаком.

10. Текстиль как искусство

Интерьерные картины своими руками: 10 простых и интересных идей

Если у вас есть лоскут красивой ткани, просто вставьте её в раму, натянув на подрамник или отутюжив и приклеив к основе — и наслаждайтесь рисунком, который вам нравится!

Кстати, среди выкроек Burda есть и то, что поможет сделать пребывание дома особенно уютным и приятным. Обратите внимание на выкройки тапочек и фартуков и выкройки домашней одежды в нашем электронном каталоге.



В среде искусствоведов и любителей живописи давно ведутся споры о примитивизме, как стиле в художественном творчестве. Эта живопись, зародившаяся в XIX веке, вызывает двоякое к ней отношение. Поэтому нынче и не удивительно, что у многих возникает вполне обоснованный вопрос: "А не заигрались ли современные художники этим самым примитивизмом?" Действительно, одно дело, когда подобные картины пишут люди, так сказать "из народа", не имеющие специального образования. А другое - примитивисты, окончившие различные художественные учебные учреждения и работающие в лубочной манере. Сегодня в нашем обзоре речь пойдет именно о таком художнике. Знакомьтесь: Геннадий Шлыков и его галерея удивительно добрых картин.

Примитивизм - как упрощение мира

Скрипач. Автор: Геннадий Шлыков.

Наивное искусство (примитивизм) всегда включало в себя обдуманное упрощение картины, которое делало её формы примитивными и простыми к восприятию. Оно подобно творчеству детей, наскальным рисункам первобытных людей, а также древней иконописи, этническим мотивам или же лубку.

Ангелы. Автор: Геннадий Шлыков.

К слову сказать, такие авангардисты как Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Марк Шагал и множество других мастеров кисти прошлого века черпали вдохновение в народном творчестве, относящемся также к примитивному искусству. Они создавали свои работы, вошедшие в золотой фонд мировой живописи, основываясь на различные виды того самого наивного искусства, стилизуя его, каждый на свой лад.

Дама с собачкой. Автор: Геннадий Шлыков.

Вся наша жизнь театр

Игра. Автор: Геннадий Шлыков.

Замечательные, сказочные картины Геннадия Шлыкова настолько сюжетные и лиричные, что по ним можно писать сказки. И это не для красного словца. Светлые и наивные, вызывающие грусть и улыбку, работы художника в первую очередь поражают своей стилистикой. Сразу чувствуется рука мастера, который путем примитивного воспроизведения мира создал свой авторский почерк.

 Автор: Геннадий Шлыков.

Его герои - сказочные, литературные и вымышленные образы, буквально пропитаны позитивом и согревающим душу теплом. Они вызывают искреннюю улыбку у зрителя и буквально навсегда западают в зрительную память.

Сон. Автор: Геннадий Шлыков.

Птицелов. Автор: Геннадий Шлыков.

Охота. Автор: Геннадий Шлыков.

Дюймовочка. Автор: Геннадий Шлыков.

Цветочница. Автор: Геннадий Шлыков.

Девочка с ракушкой. Автор: Геннадий Шлыков.

Автор: Геннадий Шлыков.

Семь смертных грехов

Хотелось бы остановиться на одной из картин художника Геннадия Шлыкова, который решил семь смертных грехов поместить на одном полотне. А насколько это ему удалось, судить вам.


Семь смертных грехов. 2010 год. Автор: Геннадий Шлыков.
Для справки (с итальянского):
superbia - надменность
ira - гнев
luxunia - сладострастие
gula - прожорливость
invidia - зависть
accidia - ленность.

Несколько слов о художнике

Геннадий Александрович Шлыков.

Геннадий Александрович Шлыков родился в 1957 году в селе Церлево Рязанской области.
В свое время окончил Московское художественное училище и Школу-студию неформального искусства. С 1990 года Геннадий Шлыков является членом Союза художников СССР. Позже стал членом Национального Союза художников Украины. С 1996 года – постоянный участник Арт-Манежа (Россия). Последние двадцать лет живет и работает на Украине, в городе Никополе, что под Запорожьем.

Джаз-музыканты. Автор: Геннадий Шлыков.

Выставки Шлыкова с большим успехом на протяжении всей его творческой карьеры проходили в Украине, России, Японии, Италии, США, Турции, Германии, Чехии и Финляндии. На сегодняшний день его работы находятся в коллекциях галерей и в частных коллекциях 27-ми стран мира. Некоторые из творений мастера были приобретены Министерствами культуры России и Украины. Картины Шлыкова есть в частных коллекциях А. Макаревича, А. Кутикова, маркиза Де-Лито (Италия) и многих других знаменитостей.
Думается, это говорит о многом.

На сенокосе. Автор: Геннадий Шлыков.

И, наконец, хотелось бы подчеркнуть, - когда художник вкладывает в свои работы душу, то, безусловно, они будут жить вечно и дарить минуты радости еще не одному поколению зрителей, невзирая к какому виду, жанру, стилю их относят специалисты.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №1

В конце 19 — начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.

К произведениям первобытных культур — предкам современных примитивистских шедевров — относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №2

В одной из систем координат считается, что именно творчество профессиональных художников, обладающих академическим художественным образованием и всеми необходимыми навыками, но сознательно идущих на упрощение стилистических и технических приемов для подражания первобытному искусству, относится к примитивизму. Наследие же художников-самоучек, пишущих картины неумело, по-детски, в этом случае относят к наив-арту.

Мы примем за аксиому вторую версию и будем иметь в виду, что примитивизм, равно как и наивное искусство — стили, к которым относятся работы непрофессиональных художников, величина таланта которых перекрывает отсутствие некоторых скиллов вроде умения правильно выстроить перспективу или передать светотень.

Казимир Северинович Малевич. Дети, 1908

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №3

Наталья Сергеевна Гончарова. Беление льна, 1908

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №4

Если в Западной Европе художники лишь частично использовали приемы наив-арта в своих работах, разрабатывая на их основе такие направления как фовизм, кубизм или экспрессионизм, то в России неопримитивизм стал значительным течением, из которого в конечном счете вырос и оформился супрематизм. Поэтому иногда западные искусствоведы применяют термин неопримитивизм именно в отношении российских приверженцев идеалов наивного искусства, усердно пропагандировавших и применявших их на практике.

По замечанию Александр Бенуа, «Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Здесь наиболее показательным примером оказывается творчество Ларионова, который — в соответствии с народной эстетикой — уравнивает важное и неважное, высокое и низменное, доходя в этом до крайности — культивируя принципы заборного.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №5

Михаил Федорович Ларионов

Венера и Михаил, 1912

Путь через тернии к звездам примитивистам расчистили такие признанные творцы как Гоген, Пикассо и Матисс. После того, как в стремлении получить исцеление от тяжелого недуга, к которому Гоген причислял блага цивилизации, художник отправился на Таити и там всячески сливался с природой, попутно обогащая свой стиль яркими красками экзотического острова и наивными образами местной культуры, вслед за ним потянулись и другие.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №6

Немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде и Макс Пехштейн тоже пытали счастья на просторах Океании, а вот их соратники Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель реконструировали первобытные декорации прямо у себя в мастерских. Французским художникам за вдохновением не приходилось ездить далеко, необязательно было даже покидать пределы Парижа. Из колоний Франции на Западе Африки торговцы привозили в столицу всевозможные этнические поделки, которые потом расселялись и по музеям, и мелким лавочкам.

Анри Матисс и Андре Дерен разделяли увлечение Вламинка экпрессивной палитрой Ван Гога и экзотическими исканиями Гогена. Его расчет оправдался: приятели расценили приобретенные артефакты как проявление свободы мышления, не засоренного материалистскими идеалами цивилизации, но сохранившего детскую непосредственность и наивность. Итогом встречи трех художников стал вывод, что цвет и эмоции на холсте имеют доминирующее значение, в отличие от реалистичности и достоверности изображения.

В результате на свет появились картины, где они попытались максимально воплотить в жизнь свои новые художественные принципы. Расцвеченные безумными для того времени сочетаниями чистых, несмешанных цветов, нанесенных резкими раздельными мазками, полотна были настолько вызывающими,что организаторы Салона 1905 года поначалу отказывались принимать работы для показа. Лишь благодаря личному авторитету Матисса все-таки удалось продавить участие экспериментов троицы в Салоне.

Как Пикассо отрыл Руссо

Живопись молодого многообещающего испанца также проделала выдающийся кульбит под непосредственным влиянием примитивного искусства и его исповедников. Когда Пикассо увидел последний писк авторства Матисса — кричащие, ни на что не похожие холсты, свободные от каких бы то ни было академических предрассудков, он потерял покой и сон. Недолго думая, Пикассо отправляется в этнографический музей, где хранилось обширное собрание африканских масок. Там он в некотором роде прошел через обряд инициации. Кто знает, может быть, в этих ритуальных предметах действительно заключалась магическая сила?

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №7

Пабло Пикассо
Авиньонские девицы, 1907

Таким образом, несколько племенных артефактов заставили Пикассо написать картину, ставшую прародительницей кубизма, и, как его следствие, футуризма и еще доброй дюжины разных -измов. Но на этом их магическое вмешательство в тогдашнюю художественную жизнь французской столицы не ограничилась. Поддавшись очарованию первобытного искусства, Пикассо не смог пропустить феномен восходящей звезды наив-арта, и весомо приложил руку к тому, чтобы Париж всерьез отнесся к непрофессиональным творениям скромного работника таможни Анри Руссо.

Не имея художественного образования, Таможенник (как его прозвала парижская богема), тем не менее, имел серьезные амбиции в отношении живописи. Детская непосредственность сыграла на руку Руссо — иначе он вряд ли бы осмелился представить свои неловкие эксперименты на суд взыскательной публики Салона независимых 1986 года, где могли принимать участие все желающие художники.

Чуда не произошло, критики всячески изощрялись в насмешках над начинающим творцом сорока лет от роду, не имеющим понятия о линейной перспективе или принципах композиционного построения. Из стройного хора издевательств выбивался голос мэтра Камиля Писсаро, который отметил богатство тонов картины Руссо.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №8

Анри Руссо
Карнавальный вечер, 1886

Более того, он закатил званый ужин в честь странноватого портрета, куда позвал весь парижский бомонд и самого виновника торжества — первую суперзвезду наивного искусства. Картину Таможенника Пикассо повесил на самом видном месте в собственной мастерской, а ее автора усадил на кресло, больше смахивающее на трон. Это был настоящий триумф художника-любителя, хотя часть публики наверняка воспринимала происходящее как особо изощренную насмешку или розыгрыш.

Но только не Пикассо. Ему приписывают высказывание, что четыре года он учился писать, как Рафаэль, но целая жизнь ушла у него на то, чтобы научиться рисовать, как ребенок. Поэтому он восхищался даром Руссо, который позволил тому благополучно пропустить эти стадии и сразу приступить к созданию примитивистских шедевров.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №10

Из чего же сделаны картины примитивистов?

Какие признаки определяют, что перед вами — произведение наивного искусства, а не, скажем, работа экспрессиониста, абстракциониста или представителя какого-нибудь другого авангардного течения? К слову, прославившийся на поприще абстрактного экспрессионизма Марк Ротко искал вдохновение и секрет живописного мастерства в детском рисунке и даже посвятил этому целую книгу — еще до того, как начал самоотверженно возделывать живопись цветового поля.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №11

Образцам примитивизма действительно свойственны характерные ошибки, которые допускают при рисовании дети. Но не обязательно наличие на одной картине всех нижеперечисленных. Кое-что художникам-самоучкам все же было под силу.

  1. Отсутствие линейной перспективы: предметы на переднем плане равновелики объектам на заднем плане, из-за чего становится непонятным их соотношение в пространстве, а изображение теряет объем.
  1. 2. Детали фона прорабатываются с такой же тщательностью, как и предметы вблизи. Последствия такие же, как в предыдущем пункте.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №12

3. Цвета не теряют яркости и насыщенности пропорционально удалению объектов от переднего края полотна. Изображение становится плоским и напоминает открытку.

4. Отсутствуют признаки каких бы то ни было источников освещения: даже при наличии на картине солнца все поверхности равномерно освещены, люди и предметы не отбрасывают теней, да и световых бликов тоже не сыщешь.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №13

6. Подобно детям, примитивисты не делают различий между реальностью и фантазией. На их картинах могут благополучно сосуществовать люди и единороги, причем в рамках не сюрреалистичной фантазии, а в качестве обыденности. Львы на таких полотнах не являются угрозой для человека, а олень может походить на сказочное существо.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №14

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №15

Марк Захарович Шагал. Старик в очках, 1950-е

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №16

Пауль Клее. Кукольный театр, 1923

Художники, работавшие в стиле примитивизма

Знаковые картины примитивистов

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №17

Безграничная фантазия, смелые цветовые решения, обезоруживающий народный колорит — лишь немногие составляющие секрета непритязательного на первый взгляд искусства художницы из украинской глубинки. Лишь однажды увидев картины Марии Примаченко, вряд ли удастся перепутать их с произведениям другого автора, настолько они оригинальны и самобытны. Их по достоинству оценили и за пределами отечества: работы Марии имели громкий успех на выставках в Париже, Варшаве, Праге и других европейских городах.

Наивное искусство. Примитивизм., изображение №18

Читайте также: