Кантеле своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Делюсь с вами процессом создания кантеле, музыкального инструмента, родственного гуслям, распространённого в Карелии и Финляндии. В конце поста - видео со звуком.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

1) Разметка будущего инструмента на сосновой доске.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

2) Выпиливание заготовки.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

3) Изготовление резонаторной полости.

Саму полость я выбирал с помощью резцов по дереву, затем гравером и наждачной бумагой убрал все неровности.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

4) Придание корпусу окончательной формы, просверливание отверстий для колков.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

5) Изготовление деки.

Материал для деки- сосновая доска, которую мой знакомый распустил на станке на тонкие дощечки. Далее следовала разметка, придание заготовке окончательной толщины с помощью рубанка и шлифовальной машинки, выпиливание деки.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

После этого в корпусе инструмента был вырезан паз для деки.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Далее я приклеил к деке пружины, вырезал резонаторное отверстие и приклеил деку к корпусу.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

6) Изготовление струнодержателя.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

7) Шлифовка инструмента и покрытие морилкой.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

8) Изготовление колков.

Материал - дуб. После разметки я выпилил грубые заготовки, которым я придал форму с помощью рашпиля и стамески, затем на шлифовальном круге придал колкам окончательный вид, просверлил отверстия для струн. Также я решил сделать ключ для настройки.

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

9) Заключительный этап - установка струн (использовал гитарные).

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

Кантеле своими руками Изготовление, инструмента, помощью, корпусу, сделано, затем, колков, Далее, приклеил, придал, После, струн, заготовки, Материал, окончательной, Заключительный, установка, настройки, сделать, Также

и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа
"Гимназия №17 имени П.О. Коргана"

Кантеле из щуки

Тимофеева Анастасия Викторовна

Руководители: Григорьева Наталья Геннадьевна,

учитель финского языка

Тимофеева Юлия Геннадьевна,

учитель музыки и МХК

Глава 1. Щука в фольклоре карелов и финнов …………………………………………………. 5

Глава 2. Эпическая поэзия карелов и финнов как основа для создания как мифологического,

так и реального кантеле из щучьих костей …………………………………. . ………. 6

Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает. Что мы знаем об этом инструменте? Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром 1 . Древнейшие эпические песни карелов и финнов – руны – рассказывают о создании струнного щипкового инструмента кантеле, ставшего символом национальной музыкальной культуры.

Объектом исследования стали мифологические представления карелов и финнов о щуке - основе для создания кантеле из щучьих костей.

Предметом исследования: инструмент кантеле, созданный из щучьей челюсти, о котором говорится в эпических песнях карелов и финнов.

Это определило тему исследования: Кантеле из щуки.

Цель: доказать возможность существования кантеле из щучьих костей не только как мифологического, но и как реального инструмента.

1.Найти представления о щуке с позиций мифологии в публикациях традиционной культуры карелов и финнов.

2. Изучить различные версии сюжета рун изготовления и игры на кантеле из щучьих костей.

3.Обосновать возможную связь мифологических представлений о кантеле с исторической действительностью.

4. Провести опрос учащихся гимназии.

1. изучение и анализ научной литературы, примеров фольклора, публикаций и статей по теме исследования.

2. обобщение полученной информации;

3. опрос учащихся и анализ полученных данных.

Из примеров карельских пословиц я отобрала те, в которых упоминается щука и как хозяйка воды, и как предмет промысла, и как магический предмет для заговоров с которым связаны самые разные приметы. Прочитав карельские народные сказки, я нашла сюжеты, в которых щука как волшебная рыба, является помощницей главному герою. Таким образом, отношение к щуке было особым – ее боялись, и одновременно уважали и почитали.

В источниках из интернета я нашла иллюстративный материал и много дополнительной информации об образе щуки в различных жанрах фольклора.

Глава 1. Щука в фольклоре карелов и финнов.

Щука — одна из самых крупных рыб многих водоемов и рек России и Европы. Этот признак, а также ее хищный нрав, по-видимому, и определили представление с древних времен о том, что щука является хозяином воды. Представления, к которым восходят фольклорные мотивы и обрядовые действия со щукой, свидетельствуют о том, что в прошлом отношение к этой рыбе носило магический характер. Конкретный выбор представителей животного мира определялся тем, какие из них играли наиболее важную роль в существовании этноса.

Поскольку в прошлом существование карелов зависело от охоты и рыбной ловли, появился культ животного, от которого зависело выживание и благополучие всего племени. Как отмечают этнографы, животное, которое наиболее распространено, и является наиболее важным для питания населения – обожествляется. Для карелов и финнов таким существом была щука, как самый крупный представитель водной стихии, по берегам которой издревле жили их предки. Таким образом, щука у карелов и финнов была культовым существом, а в повседневной жизни одним из важных объектов рыболовного промысла.

Одним из важнейших ее атрибутов являются острые зубы. Этот признак постоянно подчеркивается в различных жанрах фольклора. Например, в карельских пословицах:

В соответствии с древними мифологическими представлениями о мире, рыбы, в частности щука, являются представителями нижнего мира — мира мертвых. В некоторых фольклорных произведениях рыбы олицетворяют этот мир.

Проглатывание предмета, в котором находится начало какого-то явления, относится к этиологическим мифологическим сюжетам о происхождении мира и явлений. В одном из вариантов сюжета о создании Вселенной, в повествовании финского рунопевца Варахвонтты Сиркейнена, щука проглатывает яйцо, которое скатилось с колена Вяйнемейнена. Этот мотив (популярный у финнов и ингермаландцев) проглатывания мирового яйца щукой, является древним космогоническим мифом и символизирует причастность щуки к творению мироздания 9 .

Итак, мы нашли в многочисленных примерах фольклора – пословицах и сказках, а так же в этиологических мифах доказательства того, что щуке отводилась особая роль в культуре и традициях древних карелов и финнов. Эти примеры позволяют утверждать, что в традиционной культуре существуют представления о щуке как объекте мифологического культа.

В нашем исследовании это означает, что факт изготовления певцом и заклинателем Вяйнямейненом музыкального струнного щипкового инструмента из щуки не является случайным.

Глава 2. Эпическая поэзия карелов и финнов как основа для создания как мифологического, так и реального кантеле из щучьих костей.

Буквально у всех народов мира музыкальные инструменты предназначались для ритуалов общения с высшими силами. В сказаниях и эпосах народов мира музыкальный инструмент часто попадает в руки героя из потустороннего мира, куда обычно доступ непосвященным в магические таинства запрещен. Мудрый певец и заклинатель Вяйнямейнен изготовил пятиструнное кантеле из костей щуки, считавшейся финно-угорскими народами рыбой потустороннего, нижнего мира. Кантеле как музыкальный инструмент играл у предков карелов и финнов сакральную, т.е. магическую роль. А сакральным предметом могли пользоваться только избранные, наделенные в роду статусом ведуна старейшины, хранители высшей духовной мудрости, а так же посвященные в магические обряды колдуны – таким колдуном был Вяйнемейнен. 10

Инструменты такого типа были широко распространены в древние времена у разных народов мира: Древняя Греция, Древний Рим, Малая Азия, Ассирия 15 . То, что можно провести параллели между кантеле-арфой из челюсти щуки и подобными инструментами у разных народов мира говорит о возможности реального существовании подобного инструмента. До сих пор существует инструмент - семиструнная обско-угорская арфа, а древние тюрки и кипчаки называли похожий инструмент адырна (Приложение 4).

Что такое утрата самого инструмента, а затем его восстановление? Это символ вечного круга жизни, череда смерти и возрождения, смена эпох и событий. Кантеле – важнейшая часть обрядов умирания и возрождения жизни. Таким образом, музыкальный инструмент кантеле мог существовать как инструмент не только бытовой, но, прежде всего, сакральный. Следовательно, мы приходим к выводу о реальности изготовления кантеле из щуки.

По результатам исследования можем сделать вывод: с одной стороны, кантеле из щуки это мифологический предмет, а с другой стороны, в карельских рунах указана конкретная технология его изготовления, что доказывает возможность существования инструмента. На практике такое кантеле использовали знающие, колдуны и шаманы, которые выполняли функцию хранителей древних обрядов и традиций.

Этиологические мифы о создании кантеле из щучьей челюсти, имеют тесную связь с исторической действительностью. Они отражают процесс изготовления, основные конструктивные особенности инструмента, некоторые способы и приемы игры. Сюжет об изготовлении музыкального инструмента из головы (челюсти, плавника) огромной щуки – имеет многочисленные варианты в устной эпической традиции и широко распространен в народной поэзии карелов и финнов.

Наша гипотеза о том, что первое кантеле действительно было сделано из щучьих костей, и оставило след в мифологии и историческом прошлом этих народов, подтвердилась. Задачи исследования выполнены и цель достигнута. Я нашла ответы на вопросы, которые я сформулировала в начале нашего исследования.

С целью изучения понимания и владения информацией по теме нашего исследования среди школьников мы провели опрос (Приложение 5). Нам интересно было узнать, может ли представить современный школьник музыкальный инструмент, который изготовлен из челюсти рыбы, конкретно – щуки? Считает ли его реальным или выдуманным?

Все опрошенные сочли кантеле из щуки сказочным, выдуманным инструментом и совершенно не представляют, как можно было бы на нем играть. Совсем другое деревянное кантеле. Его можно и увидеть, и потрогать, и сыграть на нем. Поэтому в моих планах попытка сделать реконструкцию такого инструмента, используя челюсть крупной щуки и волосяные струны. Можно ли будет играть на таком кантеле? Какое звучание будет у этого инструмента?

Изготовление кантеле из щучьих костей является отражением мифологических воззрений древних предков карелов. Но при этом в карельских рунах сохранилась более древняя, архаичная технология изготовления кантеле, образ которой сохранило кантеле из щучьей челюсти. Значит можно изготовить такой инструмент.

На определенном этапе развития общества появляется другой вид инструмента – деревянный короб. Но даже эта форма традиционного кантеле сохранила признаки животных, живущих в разных стихиях. Прежде всего – рыбы и птицы, а так же мифологической лодки, на которой души умерших переправлялись в загробный мир Туонелы. Эти особенности инструмента увидели школьники.

Поэтому наше исследование актуально и имеет практическое значение для школьников с позиций познания строения мира и представлений об этом древних карелов и финнов. Эти материалы будут полезны и интересны школьникам как дополнительный материал для уроков искусства, мировой художественной культуры, краеведения и истории Карелии.

Являясь исполнителем на кантеле, я хорошо знаю этот инструмент, как короб с натянутыми металлическими струнами, поэтому для меня было важным понять историю происхождения первокантеле – кантеле из щуки.

Следующим шагом и темой моего исследования станет изучение истории появления второго кантеле - деревянного короба из березы.

Грысак, Н.Е. Щука в верованиях, обрядах и фольклоре / Н.Е. Грысак: сборник / Музея антропологии и этнографии, - СПб., 1992 - С. 56–61.- т. XLV .

Евсеев, В. Я. Карело-финский народный эпос / В. Я. Евсеев, - М .: Восточная литература, 1994.- Кн. 2

Карельские эпические песни / Пред., под. текстов и коммент. В. Я. Евсеева, - М.; Л., 1960.

Карельское народное поэтическое творчество / Подготовка и перевод текстов В.Я. Евсеева.- Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1981.

Макаров, В.Г. Карельские пословицы и поговорки [сборник], - Периодика, 2011.

Семакова, И.Б. Мифология и фольклор карелов как источник изучения кантеле. Музыкальная традиция северной Карелии: [сборник] - Петрозаводск, 2013

Элиас Леннрот. Калевала. Эпическая поэма на основе древних карельских и финских народных песен. / Перевод Э.Киуру, А.Мишин. – Петрозаводск: Карелия, 1998.

А́рфа — струнный щипковый музыкальный инструмент , состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн.

Архаика (от греч. archaikys — старинный, древний).

Архаический — ранний этап в историческом развитии какого-либо явления, свойственный древности , старине ; существовавший , созданный и т . п . в далеком прошлом .

Миф (др.-греч. μῦθος — речь, слово; сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего.

Мифология – форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения; способ освоения мира человеком на ранних стадиях общественного развития, сущностью которого является процесс обобщения и осмысления важнейших способов и средств удовлетворения человеком своих потребностей.

Ру́ны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира.

Финно-угорские народы - одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами. Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа - это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам. Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки.

Фолькло́р ( народное творчество, народное искусство ) — художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Хийси ( фин. Hiisi ) — в карело-финской мифологии — дух леса, представляемый как призрак или великан. Хийси часто предстает в образе лося или коня. Ему посвящались огромные каменные валуны , каменные кучи (так называемые сады Хийси).

Этнограф – ученый, занимающийся наукой этнография.

Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — часть исторической науки , изучающая народы- этносы и другие этнические образования, их происхождение.

Прочтение карельских рун, записанных в разных частях Карелии, и от разных исполнителей выявляет разнообразный перечень материалов для изготовления кантеле.

Причем создатели кантеле, чаще всего это Вяйнемейнен, реже - Илмариййнен не всегда указывают, каким способом они делают инструмент.

Таким образом, перечень материалов, используемых для изготовления кантеле, очень разнообразен. Это могут быть части тела щуки (челюсти, зубы, хребет), рыбья кость, плавник рыбы, кости утки, дерево.

Возникает вопрос, насколько возможным было использование перечисленных материалов для создания реального инструмента для игры. Ясно, что при использовании этих материалов невозможно описать какую-нибудь практически реальную технологию изготовления кантеле. Скорее всего, эти разнообразные материалы, из которых изготавливалось мифическое кантеле, могли быть настоящими природными, но их сочетание в конкретном инструменте выходило за рамки реальности. 16

1. Аксели Галлен-Каллела. 2. Пекка Халонен

hello_html_m532efe8a.jpg
hello_html_14761303.jpg

hello_html_m12dd0be4.jpg
hello_html_m5d4ce8f6.jpg
hello_html_1f5cca38.jpg

3. Георгий Адамович Стронк. Герои Калевалы едут в Похьелу. 1951 год.

hello_html_m2b45dc98.jpg
hello_html_m171278f0.jpg

3. Мюд Мариевич Мечев. Заставка к руне 41. Вяйнемейнен играет на кантеле. 1967 год.

hello_html_6163e82.jpg

5. Владимир Николаевич Фомин. Вяйнемейнен, играющий на кантеле. 1998.

hello_html_3ae29197.jpg
hello_html_m312d1d1e.jpg

6. Игорь Баранов. Кантеле. 2013 год.

hello_html_dbdeecc.jpg

Адырна - древний многострунный музыкальный инструмент. Использовался древними тюрками и кипчаками. Изначально делался в форме лука из дерева и кожи. Иногда инструмент стилизовался под рогатых зверей (оленя, марала, козла).

hello_html_m5fe482c4.jpg
hello_html_53a856eb.jpg

hello_html_m524975cb.jpg

Арфы древнеегипетская и древнегреческая.

hello_html_m1e1f84c9.jpg

Текст опроса для школьников 5-9 классов.

1. Назовите карело-финский эпос, в котором рассказывается об истории и культуре народов древней Карелии.

2. Назовите имя одного из главных героев эпоса, обладателя священных знаний.

3. Какой музыкальный инструмент создает этот герой?

4. Из чего герой эпоса делает этот музыкальный инструмент?

5. Посмотрите на иллюстрации, так сейчас выглядит этот инструмент.

hello_html_4a07160b.jpg

Какие ассоциации вызывает у вас его форма и внешний вид? С кем или чем вы можете его сравнить?

6. Можете представить такой музыкальный инструмент, сделанный из челюсти рыбы, конкретно – щуки? Как бы он выглядел? Попробуйте сделать набросок карандашом.

Музыкальный инструмент кантеле

Устройство инструмента

Финские гусли имеют простое устройство. В древности их выдалбливали из фрагмента древесины ольхи, придавая вид короба, снабжали струнами из жил животных или конских волос. Сейчас кантеле – это подставка, на которой закреплены струны, резонирующая дека, настроечные колки. Струнный инструмент изготавливают из ели, колки из березы, струны давно уже изготавливаются из металла.

Размер карельский кантеле имеет небольшой. Длина его не более 80 сантиметров – удобно перевозить, носить с собой из дома в дом. Количество струн может варьироваться. В древности их было всего пять. Сейчас музыканты используют инструменты с 16 и 32 струнами. Первые имеют диатонический строй, вторые – хроматический. Народную музыку исполняют на диатонических экземплярах, хроматические используются в классическом исполнении.

Музыкальный инструмент кантеле

История происхождения

Кантеле 19-го века

Инструмент образца 19-го века

Созданный Леннротом экземпляр сумели сохранить. Мечтой мастера было распространить кантеле по всему миру, обучать игре на нем во всех музыкальных школах. Через сто лет после собирателя фольклора пристальный взгляд на финские гусли обратил редактор Кандалакшинской газеты Виктор Гудков. Он был настолько впечатлен красивым звучанием, что внес вои правки в строение кантеле и даже создал ансамбль.

Кантелисты разъезжали по всей стране, записывали старинные песни, исполняли их на сценах Домов Культуры. В 1936 году они выиграли всесоюзный радио-фестиваль. Гудков создал чертежи, по которым изготовлены первые прима и пикколо-кантеле, альт, бас и контрабас

Разновидности

Как и в старину, струнный инструмент используется для сольного исполнения. Под его звуки поются народные песни, героические сказания. Кантеле с хроматическим строем используются в оркестрах. Существует несколько разновидностей, отличающихся по высоте звучания:

Придя в профессионально-академическую музыку, финские гусли стали называться оркестровым инструментом.

Как играть на кантеле

Музыканты усаживаются на стул, укладывают гусли на коленях. Переборы струн осуществляются пальцами обеих рук. Правая задает основной тон, отвечает за перебор струн крайних и средних регистров, левая заполняет промежутки.

Игра на кантеле

Использование

Мало древних инструментов сегодня может похвастаться такой популярностью. В древности он звучал на всех деревенских гуляньях. В северном Приладожье были распространены живые, бодрые, танцевальные мелодии.

В XX веке репертуар финских гуслей расширился. Продолжают использоваться традиционные произведение, прошедшие профессиональную обработку. На концертах звучат авторские сочинения для этого инструмента. Соло представлено реже. Чаще используется ансамблевое музицирование.

Джазмены, рок-музыканты тоже не обошли стороной финские гусли. Они часто используют их в аранжировках. Неподражаемое звучание придает особый цвет, изысканность общему звуковому фону. Услышать кантеле можно и в саундтреках к современным фильмам. В последние десятилетия стали организовываться фестивали, раскрывающие красоту этого сказочного инструмента, его выразительность и загадочность.

Кантелист. Исполнитель на музыкальном инструменте кантеле

Кантеле — самобытный народный инструмент с многовековой историей, с неповторимым тембром души Севера. В его звонко-серебристом звучании — легенды, сказания, песни и руны карело-финского эпоса.. Особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных, северных народов Фенноскандии.

Кантеле. Описание инструмента. История. Разновидности. Особенности

От первых простых инструментов до совершенства и многообразия видов

К первым, дошедшим до нас инструментам относятся кантеле с цельнодолблёным корпусом и пятью струнами. Материал корпуса — ольха, колки (деталь для закрепления и натяжения струн) из берёзы, а струны изготавливались из конского волоса. С течением времени инструмент модернизировался, его конструкция дорабатывалась и получала новые формы и материалы. Корпус стали закрывать верхней дощечкой-декой из ели, на смену струнам из конского волоса пришли более практичные жильные, которые позднее сменились на металлические. Расширялся и струнный ряд. Наибольшее распространение получили 5- 10-, 12- и 16-струнные кантеле с диатоническим строем (Диатоникасистема из семи звуков, которые могут быть расположены по чистым квинтам или, если в обратную сторону, квартам. Например: до — соль — ре — ля — ми — си — фа). Позднее появились кантеле с хроматическим строем (Хроматика — система, содержащая звуки диатоники и их полутоновых повышений или понижений), а количество струн еще увеличилось и в наше время их число иногда достигает 36-ти).

К настоящему времени используются инструменты с обоими строями. Но на диатонических, как и прежде, исполняется народная музыка, а на кантеле с хроматическим строем можно исполнять как классическую музыку, так и народную.

Во время игры инструмент держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.

Однозначной версии происхождения названия инструмента нет. Существуют две основных.

Легенда о кантеле

Позже первое кантеле все же уходит под воду, но Вяйнемейнен создает новое, но уже из карельской березы:

Вековечный Вяйнямёйнен

Сотворил певучий короб.

Целый летний день трудился,

Кантеле строгал упорно

Там, на мысе вечно мглистом,

Там, на острове туманном.

Вытесал певучий короб,

Сделал кантеле основу,

Создал новую отраду

Из березы свилеватой.

Калевала. Песнь 44.

-Перевод Э. Киуру, А. Мишин.

История и развитие инструмента. Элиас Лённрот и Виктор Гудков

Сколько лет этому инструменту — точно не установлено. Есть множество различных версий о его возрасте. А появление первых пра-образцов датируют древним средневековьем. Однако, существует древнейший инструмент, дошедший до наших дней. Он был изготовлен в конце XVII в.

За три столетия инструмент изучался и изменялся благодаря многим людям. Ключевую роль в его развитии и популяризации сыграли:

Самая большая коллекция исторических кантеле сейчас находится в Национальном музее Карелии в Петрозаводске. Здесь можно увидеть большое разнообразие их форм и видов. В том числе — выполненных из дерева с чернением (с одним из способов консервации древесины, благодаря которому формировалась более плотная структура древесины). Традиционного чернения добивались путём копчения материала в дыму. Поры дерева закрывались, а тембр звучания инструмента становился более плотным и глубоким. Иногда же дерево просто тонировали в темный цвет.

Koistinen Kantelе — наследие народных традиций

Koistinen Kantele Ltd. – частное семейное предприятие в Финляндии, специализирующееся на производстве исключительно кантеле. Официально было основано в 2000 году, однако история компании ведёт свою летопись с более ранних времён — с 1957 года, В тот год Отто Койстинен создал свой первый кантеле. Предприятие находится в небольшом поселке Раяккюля, в области Северной Карелии, в Финляндии.

Компания производит как акустические, так и электрические инструменты подобного типа. А традиционное народное кантеле представлено в образцах, выпускаемых как современный инструмент с широкими возможностями для исполнения. Особой гордостью семейного предприятия Koistinen Kantele является выпуск специализированных по дизайну и размерам инструментов для детей.

Со времени своего основания и по сей день это фабрика музыкальных народных инструментов стала крупнейшим производителем кантеле и занимает первые позиции в этой области.

Finnish Design Yearbook в своём международном годовом обзоре за 2006г. дал наивысшую оценку дизайну инструмента Koistinen Electric 1, наряду с продукцией таких известных фирм, как Marimekko и Iittala. 21 апреля 2012 года Koistinen Kantele была удостоена премии Rantasalmi Prize, финской премии в области деревообработки. Награду была вручена за повышение имиджа национального инструмента Финляндии как современного и высококачественного инструмента, а также за новаторство в сфере дизайна и повышения качества его звука.

Рубрика о Финляндии здесь: Финляндия

О другом традиционном музыкальном народном инструменте (норвежском) можно прочитать здесь: Скрипка Хардангера. Наследие музыки троллей

Читайте также: