Камилавка своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Литургический справочник русской зарубежной церкви

Если священник награжден головным убором (например, камилавкой), в каких моментах во время Божественной литургии он его одевает и снимает?

Священнослужитель, имеющий право носить головной убор в храме, будь то по послушанию (например, клобук иеромонаха или черная камилавка иеродиакона) или как церковную награду (например, фиолетовая скуфья или камилавка священника, фиолетовая камилавка протодиакона), носит его как часть своего предписанного облачения во все указанные времена. Они не оставляются в стороне ради удобства, что на самом деле является непристойным и унижением священного сана.

Во время Божественной литургии вышеупомянутые головные уборы одевают в следующие моменты:

Это статья из нашего литургического справочника. Пожалуйста, смотрите полное содержание для комментариев к более чем 100 дополнительным литургическим вопросам.


Что такое камилавка? Как правило, на этот вопрос большинство людей ответить не могут. Между тем это старинный головной убор, который в наши дни можно увидеть на церковнослужителях при посещении храма. Однако камилавка – это не только часть церковного облачения. Появился головной убор тысячелетия назад на Ближнем Востоке, он не имел никакого отношения к священникам.

Что это такое?

Изначально камилавка – это плотная шапочка, изготовленная из шерсти верблюдов, которая служила для защиты от палящих солнечных лучей днем и от холода по ночам. Носили их на Ближнем Востоке. Головной убор во многом схож с турецкими фесками.

Черный головной убор священника

В наши дни камилавка – это головной убор цилиндрической формы с характерным расширением в верхней части, лишенный полей.

Камилавка в церкви

В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.

Белая камилавка

Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.

Какими бывают камилавки?

Прихожане, которые посещают церковные богослужения (хотя бы праздничные), не могли не заметить, что головные уборы духовенства различаются. Разумеется, первым, бросающимся в глаза отличием, является цвет головных уборов.

Так повелось, что в повседневности духовенством носятся черные и фиолетовые камилавки. Любой православный монах облачается в клобук. Это тоже камилавка, но максимально упрощенного фасона. Такой головной убор символизирует собой терновый венец. В праздничные и воскресные дни цвет облачения церковнослужителей меняется на золотой, белый, красный. Старообрядцы не носят камилавок, им в качестве головного убора служит скуфья.

Греческая камилавка на священнике

Единого фасона у элемента облачения духовных лиц нет. Камилавки, которые носят в Греции и странах Балканского полуострова, отличаются от головных уборов русских священников. Греческий фасон достаточно своеобразен – в верхней, расширенной части, есть небольшие узкие поля. Благодаря столь специфической форме камилавки священника из этой страны всегда можно отличить от прочих.

Головные уборы, которые носит духовенство в Сербии и Болгарии, тоже отличаются от русских. Камилавки священников в этих странах не такие высокие, как в России, и имеют меньший диаметр. Нижний край головного убора церковнослужителей в этих государствах расположен гораздо выше линии ушей, чем обод камилавки у русских священников.


Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти – традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию - длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Богослужебные облачения священника

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Читайте также: